Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ЭКОНОМИКА / ПРАВО / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршина Анна Александровна, Королев Владимир Константинович

Изучается становление профессиональной культуры студентов; она рассматривается с целью совершенствования работы по ее формированию в учебном процессе в вузе (в частности в РИЗП на материале подготовки экономистов, юристов и таможенников). Профессиональная культура характеризуется как совокупность специальных знаний и практических умений человека как «работника», реализуемых в конкретном виде его социально значимой трудовой деятельности. Подчеркивается, что она базируется на общечеловеческих ценностях профессионала как «личности», поэтому формирование профессиональной культуры неотделимо от социогуманитарного развития студентов, осуществляемого в ходе изучения соответствующих дисциплин. Любая профессиональная культура имеет свою организацию (в данном случае - вузовскую), которая строится по поводу той или иной профессиональной деятельности (в частности вузовского обучения), при этом она воплощает форму, которая подлежит «заливке» конкретным содержанием различных видов деятельности как социально институированных профессий. Обосновываются: введение спецкурса «Профессиональная культура», преодоление «ведомственной» дисциплинарности в изучении социогуманитарных и профессиональных дисциплин, повышение качества «формальной» подготовки студентов в условиях цифровизации и компьютеризации, развитие культуры вне коллективных форм профессиональной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION: EXPERIENCE AND PROBLEMS

The subject of the article is the formation of professional culture of students; it is considered in order to improve the work on its formation in the educational process at the University, in particular-in RIPB-on the material of training economists, lawyers and customs officers. The authors describe professional culture as a set of special knowledge and practical skills of a person as an “employeeˮ, implemented in a specific type of socially significant work, emphasize that it is based on the universal values of a professional as a «person». Therefore, the formation of professional culture is inseparable from the socio-humanitarian development of students, carried out in the course of studying the relevant disciplines. According to the authors, any professional culture has its own organization (in our case - University), which is based on a particular professional activity (in particular, University training), while it embodies a Form that is subject to “fillingˮ with the specific Content of various activities as socially institutionalized professions. As conclusions, the following problems are substantiated: introduction of a special course “Professional cultureˮ; overcoming “departmentalˮ disciplinarity in the study of socio-humanitarian and professional disciplines; improving the quality of “formalˮ training of students in the conditions of digitalization and computerization; development of a culture of extracurricular forms of professional work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ECONOMIC SCIENCES

УДК 378.1

doi 10.18522/2687-0770-2021-1-89-94

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

© 2021 г. А.А. Паршина а, В.К. Королев а

а Ростовский институт защиты предпринимателя, Ростов-на-Дону, Россия

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION:

EXPERIENCE AND PROBLEMS

A.A. Parshina а, V.K. Korolev а

а Rostov Institute of Businessman Protection, Rostov-on-Don, Russia

Изучается становление профессиональной культуры студентов; она рассматривается с целью совершенствования работы по ее формированию в учебном процессе в вузе (в частности в РИЗП на материале подготовки экономистов, юристов и таможенников). Профессиональная культура характеризуется как совокупность специальных знаний и практических умений человека как «работника», реализуемых в конкретном виде его социально значимой трудовой деятельности. Подчеркивается, что она базируется на общечеловеческих ценностях профессионала как «личности», поэтому формирование профессиональной культуры неотделимо от социогуманитарного развития студентов, осуществляемого в ходе изучения соответствующих дисциплин.

Любая профессиональная культура имеет свою организацию (в данном случае - вузовскую), которая строится по поводу той или иной профессиональной деятельности (в частности вузовского обучения), при этом она воплощает форму, которая подлежит «заливке» конкретным содержанием различных видов деятельности как социально институированных профессий.

Обосновываются: введение спецкурса «Профессиональная культура», преодоление «ведомственной» дис-циплинарности в изучении социогуманитарных и профессиональных дисциплин, повышение качества «формальной» подготовки студентов в условиях цифровизации и компьютеризации, развитие культуры вне коллективных форм профессиональной работы.

Ключевые слова: культура, общество, личность, профессия, экономика, право, таможенная деятельность, междисциплинарность.

The subject of the article is the formation ofprofessional culture of students; it is considered in order to improve the work on its formation in the educational process at the University, in particular-in RIPB-on the material of train-

Паршина Анна Александровна -кандидат юридических наук, доцент, ректор, Ростовский институт защиты предпринимателя, ул. Сержантова, 2/104, г. Ростов-на-Дону, 344029, Россия. E-mail: rectorat@rizp.ru

Anna A. Parshina -

Candidate of Law, Associate Professor, Rector, Rostov Institute of Businessman Protection, Serzhantova Str., 2/104, Rostov-on-Don, 344029, Russia. E-mail: rectorat@rizp.ru

Королев Владимир Константинович -доктор философских наук, профессор, Ростовский институт защиты предпринимателя, ул. Сержантова, 2/104, г. Ростов-на-Дону, 344029, Россия. E-mail: vkorolev@sfedu.ru

Vladimir K. Korolev -

Doctor of Philosophy, Professor,

Rostov Institute of Businessman Protection,

Serzhantova Str., 2/104, Rostov-on-Don,

344029, Russia.

E-mail: vkorolev@sfedu.ru

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

ing economists, lawyers and customs officers. The authors describe professional culture as a set of special knowledge and practical skills of a person as an "employee ", implemented in a specific type of socially significant work, emphasize that it is based on the universal values of a professional as a «person». Therefore, the formation of professional culture is inseparable from the socio-humanitarian development of students, carried out in the course of studying the relevant disciplines.

According to the authors, any professional culture has its own organization (in our case - University), which is based on a particular professional activity (in particular, University training), while it embodies a Form that is subject to "filling " with the specific Content of various activities as socially institutionalized professions.

As conclusions, the following problems are substantiated: introduction of a special course "Professional culture "; overcoming "departmental" disciplinarity in the study of socio-humanitarian and professional disciplines; improving the quality of "formal" training of students in the conditions of digitalization and computerization; development of a culture of extracurricular forms ofprofessional work.

Keywords: culture, society, personality, profession, economy, low, custom activity, interdisciplinarity.

Трудности преодоления кризисной «нормальности» страны все более акцентированно выводят и «теоретиков», и «практиков» на проблему качества профессиональной деятельности всех участников социально-экономической жизни. Подготовка к ней целенаправленно осуществляется в системе высшего профессионального образования, которое приобретает компе-тентностный, практически ориентированный характер [1]. Можно выделить два уровня компетенций: специальные - знания и умения в рамках конкретной профессии, и общие - целостное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

Подготовка к ней является главной задачей любого вуза. При этом нужно иметь в виду как разнообразие видов этой деятельности, так и то, что даже в рамках одной профессии ее содержание может меняться под влиянием и объективных, и субъективных факторов даже за время обучения студентов в вузе.

Но эти две «переменные» имеют свою «константу» - современная социально-экономическая деятельность так или иначе выступает как профессиональная. Главной, атрибутивной характеристикой любой профессии как ее разновидности является выделенность, специализация в системе разделения труда и институализация в соответствующих документах (в современной России, прежде всего в «Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 г. № 513 (с изменениями на 25.04.2019 г.).

Кроме того, любая профессия выступает реализацией той или иной «грани» культуры как способа жизни человека в обществе, требующего своего обеспечения во всех видах его деятельности. Обилие подходов к осмыслению культуры «вообще», ее определений, трактовок

позволяет в данной статье ограничиться таким ее пониманием.

В свете сказанного и возникает проблема так называемой профессиональной культуры. Цель статьи - обоснование проблемы формирования этой культуры в процессе вузовского обучения, что ставит задачу конкретизации теории и практики ее воспитания, обобщения наработанного опыта. В частности, она решается в подготовке студентов к современной профессиональной деятельности в Ростовском институте защиты предпринимателя (РИЗП). Происходит формирование как специфических компетенций в избранных сферах, так и профессиональной культуры как отношения к любому социально значимому делу вообще.

В «западном» социогуманитарном знании, то, что мы называем такой культурой, имеет солидные традиции своего осмысления, главным образом в экономике, прежде всего в тематике менеджмента. В частности, в исследованиях И. Ансоффа, Т. Питерса, Р. Уотермана и других она анализируется в рамках организационно-управленческой деятельности, а также с точки зрения комплекса социальных ролей, выполняемых в системе общественного производства (Г. Минцберг, Д. Маккен, Ч. Марджа-рисон и др.) [2].

В этой традиции то, что мы называем профессиональной культурой имеет свои «ипостаси», с которыми она часто отождествляется. В частности, можно выделить проблематику корпоративной культуры, этики делового общения, культуры фирмы (П. Вейл, Э. Джонс, С. Дэвис, Д. Зоннефельд, Х. Шварц и др.), инноватики (С. Бадингер, Г. Тондл), гендерную (Л. Хао-минг), образовательную (И. Стефани), «экономики знаний» (Ф. Мечлуп, Л. Сароу), и др.

Наиболее значимой и популярной социально-институциональной «ипостасью» профессиональной культуры (в отличие от «профессио-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

нально-личностной») в западных исследованиях является так называемая организационная культура, которая воплощает реализацию различных моделей профессионального поведения в различных организациях с целью повышения эффективности их работы (О. Шейн, Г. Харрисон, М. Шумар и др.) В связи с этим формулируются некие совокупные требования к работе профессионально компетентного персонала. В нашей литературе в основном обобщаются западные наработки по проблематике этой культуры с целью их адаптации к российским реалиям (работы С. А. Андреева, О. Б. Бетина, О. В. Стек-ловой, Т. И. Сафарова, В. А. Спивак, О. В. Ша-таева, С. В. Щербины, С. А. Шапиро и др.). Обобщая и уточняя имеющиеся представления, можно полагать, что организационная культура воплощает образ профессиональной деятельности, которая в обществе всегда имеет ту или иную организацию [3]. Прежде всего речь идет о деятельности экономической.

В отечественной литературе по тематике профессиональной культуры в целом значимы научные позиции А.А. Вербицкого, Г.М. Евель-кина, И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, В.С. Комбаро-ва, А.И. Кравченко, И.М. Моделя, В.А. Сласте-нина, Н.Н. Старцева и других, которые рассматривают эту культуру главным образом с образовательных и гуманитарных позиций, как систему ценностей той или иной деятельности, имеющей профессиональное институирование.

Специальный анализ понятия «профессиональная культура» не входит в наши намерения, тем более что отмеченная («классическая») ситуация многоопределенности понятия «культура» вообще избавляет от поиска «единственно верного» определения ее видового понятия «культура профессиональная». Ограничимся ее авторским «рабочим» определением как со-циогуманитарного единства специальных знаний, убеждений и практических умений, реализуемых в конкретном виде трудовой жизнедеятельности человека, включенной в систему общественного разделения труда. В современной отечественной экономике характеристики этого единства формально фиксируются так называемым «квалификационным разрядом» [4]. В нашем видении проблемы акцентируется то важное, но почти не рассматриваемое экономистами обстоятельство, что профессиональная культура базируется на «общей» культуре человека не просто как работника, а как личности, сформированной социальной средой; поэтому

воспитание профессиональной культуры неотделимо от социогуманитарного развития человека, проявляемого в его отношении к любой своей работе как делу, в котором реализуются общественные ожидания и личностные интенции.

Итак, любая профессиональная культура имеет свою организацию (в нашем случае - вузовскую), которая строится по поводу той или иной профессиональной деятельности (в частности вузовского обучения). Кроме того, полагаем, что эта культура воплощает форму, которая подлежит «заливке» конкретным содержанием различных видов деятельности как социально институированных профессий.

Перейдем к проблематике формирования профессиональной культуры в учебном процессе в вузе. Поскольку в исследованиях этой культуры речь идет почти всецело об экономической сфере, возникают вопросы формирования у студентов культуры экономической. В ее трактовке мы опираемся на имеющиеся в литературе обобщенные представления [5] и на нашу «рабочую» трактовку экономической культуры как системы ценностей, определяющих образ и мотивы экономической жизнедеятельности человека в обществе.

В РИЗП она формируется в процессе изучения экономических дисциплин, при наличии спецкурса «Экономическая культура». Повторимся - традиционно собственно профессиональная культура выражает участие человека в экономической жизни с точки зрения ее конкретной профессионализации в деятельности ее различных институтов - корпораций, предприятий, фирм и не претендует на большее.

Понятия «профессиональная культура» и «культура экономическая» нельзя ни отождествлять, ни разделять, они: а) «взаимопересекаются» (как логические круги Эйлера-Венна) - экономическая культура всегда имеет свою профессиональную конкретизацию, а профессиональная, как правило, имеет аспект экономический (хотя бы воплощаемый оплатой труда); б) в целом (используя аналогию с «матрешкой») первое понятие шире второго, ибо профессиональный аспект присущ любой деятельности, не только экономической (например, военной, художественной, даже религиозной), хотя все они имеют свой экономический аспект. Поэтому изучение экономики в вузе проецируется не только на профессиональную деятельность будущих экономистов, но и на студентов всех специальностей.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

Поскольку экономическая (как, в прочем, и любая общественная) деятельность осуществляется в той или иной социально-политической жизни, она так или иначе регулируется действующим законодательством. Это делает неизбежным формирование соответствующей «ипостаси» профессиональной культуры - культуры правовой. Эта культура в РИЗП формируется в процессе изучения будущими юристами-бакалаврами специальных дисциплин, спецкурсом «Правовая культура»; магистры изучают и «Философию права». Не входя в рассмотрение собственно понятия «правовая культура», имеющего большую литературу, здесь лишь отметим авторскую позицию: ее можно охарактеризовать как меру развития человека как субъекта правовой деятельности и объекта приложения права, воплощающую отношение к Закону как к культурной ценности [6]. Эта культура выступает как конкретизация способности человека соотносить свои интересы, свою деятельность с интересами и делами других людей, государства, общества в целом, представленными Законом, в любом виде деятельности.

Формирование правовой культуры в учебном процессе осуществляется не только для будущих юристов; право обеспечивает любую профессиональную деятельность (в частности, «Трудовой кодекс»), поэтому правовой аспект (как и экономический) так или иначе рассматривается в подготовке студентов всех специальностей.

Но особенно это проявляется в вузовской подготовке таможенников, в будущей профессиональной деятельности которых проблематика экономической и правовой культур содержательно «пересекается» (сталкивается) в их профессиональной культуре. Ей, в отличие от культур экономической и правовой, специального теоретического внимания уделяется меньше. Можно назвать лишь работы Н.М. Блинова, В.Б. Иванова, К.Э. Голомазова, Е.Д. Грязнова, В.Б. Кухаренко, В.А. Савенкова [7]. К ним можно добавить «Кодекс чести таможенника Российской Федерации», установки, содержащие некоторые модельные требования, предъявляемые к работникам таможни в их должностных инструкциях. Поэтому по данной профессиональной культуре целесообразны некоторые авторские дополнения. Поскольку таможенная деятельность официально является сферой внешнеэкономической деятельности, отметим, прежде всего, экономический аспект професси-

ональной культуры таможенников. Полагаем, для прояснения вопроса о специфике ее экономической составляющей представляется целесообразным опираться на имеющееся структурирование элементов экономической культуры, ее конкретизацию в деятельности таможенного сообщества [8].

Вместе с этим его представители практически работают на основе соответствующего законодательства, которое не предполагает понимания содержания контролируемых им экономических процессов; такое качество их профессиональной деятельности знаменует реализацию в ней специфической правовой культуры, которая выступает как грань их культуры профессиональной [9].

Это формирует главную, на наш взгляд, проблему профессиональной таможенной культуры - взаимодействие в ней культур экономической и правовой. Как уже отмечалось, таможенная деятельность «проходит» по экономическому ведомству. Примечательно, что в упомянутом «Кодексе чести таможенника» в первом пункте отмечается требование защиты экономических интересов страны (цель), а «законоследо-вание» (средство) есть требование пункта второго. Полагаем, эта ситуация нуждается в осмыслении и инструктивно-должностном регулировании, четко прописывающем, как должен вести себя таможенник в ситуации своего понимания экономической целесообразности и правовой состоятельности оформления тех или иных операций [10]. Это может формировать различные модели профессионального поведения таможенников. В свете сказанного специфику их профессиональной культуры можно понимать как интенцию содержательного осмысления сущности таможенной деятельности для «балансировки» в ней экономических и правовых аспектов, адекватной интерпретации соответствующих культур.

Высказанные соображения по поводу профессиональной культуры, ее экономической, юридической и таможенной «ипостасей» целесообразно осмысливать в методологии междис-циплинарности [11]. Ее реализация в процессе вузовского обучения - дело новое и весьма сложное, оно не ограничивается уже хорошо отработанными межпредметными связями. Полагаем, что фундаментом той или иной профессиональной культуры, «заливка» которого осуществляется специальными знаниями той или иной сфер деятельности, является качество об-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

щей культуры студентов. На этой основе возводится первый «этаж» - развитие, провоцирование, поощрение добросовестного отношения студентов к своей учебе, являющейся их профессиональным делом во время учебы в вузе; его квалификационным «маркером» являются успеваемость, участие в общественной и научной жизни института. Второй «этаж» профессиональной культуры - приобщение к ценностям будущей конкретной профессиональной деятельности. Межпредметность в таком «строении» выступает своеобразным «лифтом», поднимающим студентов к искомому качеству их профессиональной культуры.

Сейчас трендом любой профессиональной деятельности является «цифровизация». Она все более пронизывает не только экономику, но все сферы жизни общества, что предъявляет новые, жесткие требования к «оформлению» любых видов профессиональной деятельности. Это повышает требования к качеству «делопроизводи-тельной» подготовки студентов, в частности к оформлению их курсовых и дипломных работ, отчетов о практике, магистерских диссертаций и др. Здесь есть проблемы, ибо студенты в силу возраста не склонны к излишнему, на их взгляд, «формализму», поэтому его воспитание как «грани» современной профессиональной культуры требует специального внимания.

Коронавирусная пандемия обострила еще одну проблему формирования профессиональной культуры - осмысление изменения ее ценностей, сознания и поведения человека в связи с переходом на «дистанционную» работу. Это также влияет на качество данной культуры: она теряет свой коллективно-групповой характер, становится индивидуальной, что повышает требования к профессиональной ответственности в условиях отсутствия влияния рабочей среды, непосредственного «начальственного» контроля за работой.

Претендуя лишь на постановку проблемы формирования в процессе вузовского обучения профессиональной культуры будущих специалистов, сделаем краткие выводы:

1. Любая профессиональная культура имеет (в качестве имманентно присущих, хотя и не всегда рефлексируемых) свои организационные, экономические и правовые составляющие, которые так или иначе базируются на «общей» культуре, формированием которой в вузе занимаются социально-гуманитарные дисциплины; их

изучение нужно целенаправленно ориентировать на будущую работу студента.

2. Поскольку специальное рассмотрение экономической и правовой культур в вузах не является обязательным, читаемые курсы и спецкурсы, обеспечивающие становление в процессе их изучения базисных для соответствующей профессиональной культуры знаний и умений, должны иметь содержательную корреляцию с необходимыми экономическими и правовыми знаниями.

3. Более того, целесообразно их обобщение в «параллельном» специальной подготовке курсе «Профессиональная культура», состоящем из трех разделов: а) экономическая культура; б) правовая культура; в) культура будущей специальности студента. Такой курс возможен на основе осмысления как характера любой профессиональной деятельности «вообще», так и специфики конкретных профессий. В процессе обучения следует на уровне учебных планов и рабочих программ ориентировать студентов на важность экономической и правовой составляющих их будущей работы по специальности.

4. Главными проблемами вузовского становления фундаментальной для любой профессии культуры являются: преодоление «ведомственной» дисциплинарной разобщенности изучения базисных курсов на основе социогумани-тарной подготовки; усиление знакомства студентов с экономическими и правовыми аспектами будущей работы уже в ходе изучения профессиональных дисциплин; повышение качества «формальной» подготовки студентов для цифровизации, развития внеколлективных (дистантных) форм работы.

Литература

1. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования. М. : Логос, 2016. 288 с.

2. Кочергин В.Я. Профессиональная культура и социальные технологии. Минск : БГУ, 2007. 178 с.

3. Стеклова О. Е. Организационная культура. Ульяновск : УлГТУ, 2007. 127 с.

4. Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности. М. : МГУ, 2007. 121 с.

5. Евграфова О. В. Экономическая культура: учеб. пособие. Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. 235 с.

6. Паршин А.В., Королев В.К. Правовая культура. Ростов н/Д. : Литфонд, 2005. 34 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

7. Блинов Н.М., Иванов В.Б., Кухаренко В.Б. От культа таможни - к таможенной культуре. М. : РТА, 2000. 128 с.

8. Евграфова О.В. Экономическая культура в образовательном контексте специалистов таможенной системы // Таможенная служба в социокультурном пространстве России: настоящее, прошлое, будущее. Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. С. 56-62.

9. Королев В.К. Правовая культура таможенника // Вестн. РТА. 2009. № 1. С. 28-35.

10. Евграфова О.В. Взаимодействие экономического и правового в профессиональной культуре должностных лиц таможенных органов // Материалы IX междунар. науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2017. № 6 (8). С. 104-110.

11. Клейнер Г.Б. Междисциплинарность в социально-гуманитарных исследованиях: новые парадигмы // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании : сб. науч. тр. Ч. 1 : Пленарные доклады. Ростов н/Д. : ЮФУ, 2016. С. 14-25.

References

1. Verbitsky A. A. (2016). Invariants of professionalism. Problems of formation. Moscow, Logos Publ., 288 p. (in Russian).

2. Kochergin V.Ya. (2007). Professional culture and social technologies. Minsk, BSU Press, 178 p. (in Russian).

3. Steklova O. E. (2007). Organizational culture. Ulyanovsk, UlSTU Press, 127 p. (in Russian).

4. Kombarov B. S. (2007). Professional culture as a way to realize the personality. Moscow, MSU Press, 121 p. (in Russian).

5. Evgrafova O. V. (2010). Economic culture: studies manual. Rostov-on-Don, Russian customs Academy Press, Rostov branch, 235 p. (in Russian).

6. Parshin A.V., Korolev V.K. (2005). Legal culture. Rostov-on-Don, Litfond Publ., 34 p. (in Russian).

7. Blinov N. M., Ivanov V. B., Kukharenko V. B. (2000). From the cult of customs - to customs culture. Moscow, RTA Press, 128 p. (in Russian).

8. Evgrafova O. V. (2010). Economic culture in the educational context of specialists of the customs system. Customs service in the socio-cultural space of Russia: present, past, future. Rostov-on-Don, Russian customs Academy Press, Rostov branch, pp. 56-62. (in Russian).

9. Korolev V. K. (2009). Legal culture of the customs officer. VestnikRTA, No. 1, pp. 28-35. (in Russian).

10. Evgrafova O. V. (2017). Interaction of economic and legal in the professional culture of customs officials. Collection of the articles based on the Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Moscow, MCNO Press, No. 6 (8), pp. 104-110. (in Russian).

11. Kleiner G. B. (2016). Interdisciplinarity in social and humanitarian research: new paradigms. Interdiscipli-narity in modern social and humanitarian knowledge. Collection of proceedings. Part 1. Plenary reports. Rostov-on-Don, SFU Press, pp. 14-25. (in Russian).

Поступила в редакцию I Received 30 ноября 2020 г. I November 30, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.