Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ИМИДЖА: ФОРМАТ МЕТОДОЛОГИИ И АУДИРОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ИМИДЖА: ФОРМАТ МЕТОДОЛОГИИ И АУДИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ФУНКЦИИ ИМИДЖА / СОЦИОЛОГИЯ ИМИДЖА / МЕТОДОЛОГИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИМИДЖЕЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавардова Елена Юрьевна, Ярмак Ольга Валерьевна

Рассматриваются вопросы не только имиджпросвещения и имиджобразования, когда определяющими факторами развития общества становятся информационные и телекоммуникационные технологии, но и особенности преподавания имиджелогических знаний в высших учебных заведениях. На данном этапе назрела также необходимость введения научно-прикладного направления учебной дисциплины «Имиджелогия», как компонента социального образования, в систему подготовки специалистов широкого круга профессий сферы «человек-человек». Исследуются ряд новаторских подходов к преподаванию специального учебного курса «Имиджелогия» студентам гуманитарных и общественных профилей. Анализируются научные проработки основных методических принципов, задач и параметров развития имиджелогии как практико-ориентированного социологического направления в контексте подготовки магистров и специалистов социологов, психологов, журналистов, специалистов по рекламе и связи с общественностью. Обозначены важнейшие пути и направления по формированию социологии имиджа, определены предмет и назначение учебной дисциплины. Для семинарских и практических занятий, а также самостоятельной работы студентов предлагаются профильные научные темы, оригинальная схема анкетирования анализа имиджа, а для развития профессионально-креативных способностей студентов смоделированы сценарии конкретных мероприятий и действий в имиджесоздании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шавардова Елена Юрьевна, Ярмак Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SPECIFIC IMAGE: FORMAT OF METHODOLOGY AND AUDITING

The modern period of demand for image-logical knowledge allows raising questions not only about image-enlightenment and image-education, when information and telecommunication technologies become the determining factors in the development of society, but also about the peculiarities of teaching image-logical knowledge in higher educational institutions. At this stage, there is also the need to introduce the scientific and applied direction of the discipline “Imageologyˮ, as a component of social education, into the system of training specialists for a wide range of professions in the “person-to-personˮ sphere. The article explores a number of innovative approaches to teaching a special educational course “Imageologyˮ for students of humanitarian and social profiles. The article contains an analysis of scientific studies of the main methodological principles, tasks and parameters of the development of imageology as a practice-oriented sociological direction in the context of the training of Masters and specialists, sociologists, psychologists, journalists, advertising and public relations specialists. The authors identified the most important ways and directions for the formation of the sociology of the image, determined the subject and purpose of the discipline. For seminars and practical classes, as well as for students 'independent work, specialized scientific topics, an original image analysis questionnaire scheme are offered, and scenarios of specific events and actions in image creation are modeled for the development of students' professional and creative abilities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ИМИДЖА: ФОРМАТ МЕТОДОЛОГИИ И АУДИРОВАНИЯ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

УДК 316: 364.057

doi 10.18522/2687-0770-2021-1-26-34

СОЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ИМИДЖА: ФОРМАТ МЕТОДОЛОГИИ И АУДИРОВАНИЯ

© 2021 г. Е.Ю. Шавардова а, О.В. Ярмак а

а Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия

SOCIAL SPECIFIC IMAGE: FORMAT OF METHODOLOGY AND AUDITING

E.Yu. Shavardova а, O. V. Yarmak а

а Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Шавардова Елена Юрьевна -кандидат политических наук, ассистент, Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, Республика Крым, 299053, Россия. E-mail: Lenash_72@mail.ru

Ярмак Ольга Валерьевна -кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных коммуникаций, Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, Республика Крым, 299053, Россия. E-mail: OVYarmak@sevsu.ru

Elena Yu. Shavardova -Candidate of Politology, Assistant, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University, Universitetskaya Str., 33, Sevastopol, Republic of Crimea, 299053, Russia. E-mail: Lenash_72@mail.ru

Olga V. Yarmak -

Candidate of Sociology, Associate Professor,

Head of the Department of Social Communications,

Institute of Social Sciences

and International Relations,

Sevastopol State University,

Universitetskaya Str., 33, Sevastopol,

Republic of Crimea, 299053, Russia.

E-mail: OVYarmak@sevsu.ru

Рассматриваются вопросы не только имиджпросвещения и имиджобразования, когда определяющими факторами развития общества становятся информационные и телекоммуникационные технологии, но и особенности преподавания имиджелогических знаний в высших учебных заведениях. На данном этапе назрела также необходимость введения научно-прикладного направления учебной дисциплины «Имиджелогия», как компонента социального образования, в систему подготовки специалистов широкого круга профессий сферы «человек-человек».

Исследуются ряд новаторских подходов к преподаванию специального учебного курса «Имиджелогия» студентам гуманитарных и общественных профилей. Анализируются научные проработки основных методических принципов, задач и параметров развития имиджелогии как практико-ориентированного социологического направления в контексте подготовки магистров и специалистов социологов, психологов, журналистов, специалистов по рекламе и связи с общественностью. Обозначены важнейшие пути и направления по формированию социологии имиджа, определены предмет и назначение учебной дисциплины. Для семинарских и практических занятий, а также самостоятельной работы студентов предлагаются профильные научные темы, оригинальная схема анкетирования анализа имиджа, а для развития профессионально-креативных способностей студентов смоделированы сценарии конкретных мероприятий и действий в имиджесоздании.

Ключевые слова: имидж, функции имиджа, социология имиджа, методология и преподавание имиджелогии.

The modern period of demand for image-logical knowledge allows raising questions not only about image-enlightenment and image-education, when information and telecommunication technologies become the determining factors in the development of society, but also about the peculiarities of teaching image-logical knowledge in higher educational institutions. At this stage, there is also the need to introduce the scientific and applied direction of the discipline "Imageology ", as a component of social education, into the system of training specialists for a wide range of professions in the "person-to-person " sphere.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

The article explores a number of innovative approaches to teaching a special educational course "Imageology" for students of humanitarian and social profiles. The article contains an analysis of scientific studies of the main methodological principles, tasks and parameters of the development of imageology as a practice-oriented sociological direction in the context of the training of Masters and specialists, sociologists, psychologists, journalists, advertising and public relations specialists. The authors identified the most important ways and directions for the formation of the sociology of the image, determined the subject and purpose of the discipline. For seminars and practical classes, as well as for students 'independent work, specialized scientific topics, an original image analysis questionnaire scheme are offered, and scenarios of specific events and actions in image creation are modeled for the development of students' professional and creative abilities.

Keywords: image, functions of image, sociology of image, methodology and teaching of imageology.

На современном этапе социология развивается параллельно с обществом, пополняясь новыми теоретическими подходами, технологическими разработками, научными понятиями и терминами, способствующими толковать отдельные фрагменты социальной действительности. В социологии важным для настоящего периода является возникновение такой науки, как социология имиджа, которая на текущий момент находится на стадии зарождения и формирования своего теоретико-методологического аппарата. С точки зрения ученых, занимающихся вопросами становления социологии имиджа, данный сегмент социологического знания заслуживает внимания, является принципиальным, актуальным и достаточно востребованным в сегодняшнем обществе [1, 2].

В отечественной научной литературе представлен целый спектр положений, ожидающих тщательного изучения и анализирования. К таким предметам обсуждения можно отнести исследование проблем постглобализации и виртуализации общества, места и роли современных имиджей в контексте виртуализации социальных процессов, изучение проблем разработки и внедрения имиджа в массовое сознание и поведение населения [3].

Учитывая особенности социологических методов исследования, допустимо использовать альтернативу проработки связи объекта и потребителя имиджа, которая с точки зрения других наук не поддавалась эмпирическому обоснованию. Анализируя череду взаимосвязи всех элементов с позиции социологии, необходимо ориентироваться на получение практического результата создания имиджа, который при правильном его использовании может принести конкретную выгодность не только в область социологии имиджа, но и в ряд других наук [4, 5].

Вопросы, требующие исследования, основываются на имеющихся современных проблемах социума, которые на текущем этапе нуждаются в постоянных и непрерывных разрабо-

тках существующих процессов с целью функционирования и поддержания своей стабильности. Основной ценностью создания имиджа с этой точки зрения будет являться изучение социальных процессов в их многообразии и способности к проектированию и моделированию самой социальной реальности [6].

Можно констатировать, что существуют объективные предпосылки для развития имидже-логии как практико-ориентированного социологического направления, что придаст дополнительный импульс для исследования современных социально-коммуникативных процессов и разработки практических рекомендаций для различных субъектов общественной активности, целевые свидетельства и социальная успешность которых зависит не только от результатов их практической деятельности, но и от способов позиционирования, самоидентификации в социально-коммуникативном пространстве, т.е. от созданного ими имиджа. Достаточно часто пользуются категорией имиджа теоретики и практики прикладной социальной коммуникации -политтехнологи, специалисты по маркетингу и связям с общественностью [7].

В социальных взаимодействиях имидж способен выполнять разнообразный набор функций [8], в частности:

- коммуникативную - обеспечивает точность передачи информации, совпадение знаковых систем коммуникатора и получателя сообщения;

- адресно-рациональную - связывает объект с потребностями и интересами целевых аудиторий;

- номинативную - очерчивает, выделяет, воссоздает, размежевывает объект в среде других, демонстрирует отличительные его качества, подчеркивая преимущества;

- эмоционально-эстетическую - формирует эмоциональную оценку объекта, совокупность вызываемых им чувств и ощущений у целевого коллектива.

С точки зрения социального познания имидж воспринимается прежде всего как явление ин-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

дивидуального, группового или массового сознания. Однако имеющиеся научные работы в области изучения и аудирования имиджа носят в некоторой степени фрагментарный характер и анализируют лишь отдельные разрозненные стороны его проявления в социальной среде [9].

В настоящее время социологами, психологами, политологами, специалистами по маркетингу и рекламе всего мира проводятся несистематические исследования имиджа в .основном для практического назначения без теоретико-методологического обоснования его выделения как самостоятельного социального явления современной общественной жизни.

Категория имиджа неуклонно становится одной из наиболее универсальных и задействованных как в социальной, так и в индивидуальной коммуникации. Сквозь ее призму современный человек повсеместно воспринимает себя и окружающих, оценивая и совершенствуя собственные стратегии взаимодействия с социумом или его отдельными представителями - и в личностной, и в профессионально-деловой сферах. В соответствии с этим учебный предмет «Ими-джелогия» в настоящее время должен занимать важное место в системе подготовки специалистов различных специальностей и специализаций, прежде всего гуманитарного и общественного профилей, в частности - будущих социологов, журналистов, специалистов по рекламе и связи с общественностью и др. В пределах каждой специальности несколько различными должны быть принципы преподавания этого спецкурса, разработанные в рамках тех навыков и задач, которые будут актуализированы в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Изучение категории имиджа как неотъемлемой составляющей нынешненного социокомму-никационного пространства потенциально предполагается в тесной связи с другими гуманитарными дисциплинами. Поэтому в процессе преподавания «Имиджелогии» должны репрезентироваться полученные на предыдущих курсах знания по различным предметам - это касается как истории, так и теории формирования современного массовокоммуникационного пространства и специфики функционирования различных средств информации, социологии, психологии и т. п.

Во время изучения имиджелогии у студентов следует сформировать целостное представление об имидже в системе прикладных социокомму-

никационных технологий, возникновение и эволюцию феномена имиджеобразования, его ведущие формы и разновидности на современном этапе. Все вопросы должны быть разработаны с учетом специфики различных специальностей в пределах имиджевой деятельности, а изложение материала - основано на новейших концепциях социокоммуникативности. Этим объясняется научная интегративность имиджелогии, ее междисциплинарное информационное оснащение.

В настоящее время «Имиджелогия» является одной из значимых дисциплин, предмет которой -категория имиджа во всех ее формах. В информационном обществе имидж становится наиболее эффективной формой сознательной или бессознательной передачи и восприятия сведений о разнообразных объектах: субъект и коллективы, товары и компании, что упрощает и гармонизирует сферу социальной коммуникации. Имидж имеет способность насыщенно передавать и создавать впечатление о его носителе, акцентируя желаемые для него качества и характеристики. В соответствии с этим категория имиджа становится универсальной: имиджем обладают публичные и непубличные лица, мелкие субъекты рынка и мощные корпорации, политические силы и спортивные команды, города и государства и т.п. Если в прошлом эта категория трактовалась только с позиций манипулятивного искажения реальности и часто воспринималась с негативными коннотациями [3], то сейчас становится общепризнанным - имидж является одной из основных форм общественного взаимодействия, неотъемлемой частью социокомму-никационного процесса, негативные смыслы применимы только в адрес некорректно сформированных имиджей, в основу которых положены неправдивые сведения относительно их носителей [10].

Предметом изучения имиджелогии являются все существенные положения и параметры категории имиджа: история и основные этапы развития, имидж как ключевая категория РЯ, типы, комплексный код и функции (стоимостные и технологические) имиджа, разновидности имиджа с учетом типов носителей, особенности распространенности имиджа в различных сферах общественной жизни, специфика внутреннего и внешнего имиджей (компаний и учреждений, государств и городов), составляющие имиджа (личного и коллективного), средства формирования и каналы вещания, психологические процессы восприятия аудиторией, архе-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

типная основа имиджей, особенности имиджевой продукции в различных СМИ и др.

Междисциплинарный характер социальной специфики имиджа заключается в интегрировании знания таких наук, как имиджелогия, психология коммуникаций, психология социального поведения личности, менталитет, кинетика и пр. Своеобразное изложение теоретического, прикладного и практического знания по социологии имиджа, имеющего межотраслевой характер, должно быть тесно связано с общественной психологией, социологией, культурологией и другими научными дисциплинами, так как изучение данного учебного курса предполагает введение в систему социо-психологических представлений новых категорий познаний с целью расширения семантического пространства -проработка и постижение отношений логических знаков (знаковых систем) к концептам (понятиям) и денотатам - референтам (логическая семантика) [11].

Главной задачей преподавания учебной дисциплины «Имиджелогия» является приобретение студентами знаний из области имиджелогии во всех ее исторических и современных вариантах как формы социальной коммуникации, осознание ими ключевых понятий и процессов в этой сфере, выработки практических умений и навыков всестороннего анализа и создания имиджевой продукции различных типов.

Основная цель дисциплины: дать студентам представление об имиджировании как одной из сфер социокоммуникативного творчества, а также об истоках и самых важных страницах развития отечественной и мировой традиций в области имиджирования; раскрыть потенциальные возможности использования в гуманитарной деятельности знаний и умений на поприще имиджелогии; достигнуть понимания понятий, терминов и методик по созданию, распространения и оценки имиджа; обеспечить овладение схемы функционирования имиджа, функций всех участников имиджирования; передать знания о структуре, основных направлениях и формы деятельности имиджмейкера как участника современного социокоммуникативного процесса; указать механизмы влияния имиджа на сознание и подсознание потенциальной аудитории; обеспечить осознание имиджа как неотъемлемой части инновационной социокоммуни-кативной деятельности юридического или физического лица; выработать умение выделять в имидже легенду, миссию и символ; знать ос-

новные правовые и этические ограничения в области имиджирования в стране и в мире; научить практически использовать приобретенные знания в различных средах имиджирования.

По итогам изучения курса «Имиджелогия» студент должен знать предпосылки и источники возникновения, основные этапы развития ими-джирования, особенности и условия существования категории имиджа в разное время, известных деятелей науки и теории в истории исследований имиджа, роль и место имиджирования в системе социокоммуникативной практики, традиционные и принципиально новые направления имиджетворческой деятельности, типологии имиджей и их функций, главные пути достижения эффективности имиджевой продукции различных типов, ведущие черты, этапы и виды имиджтворения, преимущества и ограничения СМИ и других каналов массовой коммуникации по распространению имиджевой продукции, приемы создания эффективного имиджевого текста, предназначенного для распространения в различных СМИ, правовые и этические нормы имиджетворческой деятельности, действующие в стране и в мире.

После окончания курса студенты должны:

- уметь практически использовать приобретенные теоретические знания;

- применять научный подход к анализу и образованию имиджевой продукции;

- сопоставлять имиджевые продукты, которые представляют однотипных носителей, с учетом эффективности центральной идеи и путей ее воплощения;

- раскрывать уровень и полноту реализации имиджевой идеи;

- свободно ориентироваться во всех формах и приемах имиджевой деятельности;

- выделять легенду, миссию и символ в имиджевом продукте;

- разрабатывать общую стратегию и конкретный имиджевый текст для физических и юридических лиц;

- вырабатывать стратегии имиджевых кампаний различных типов;

- создавать имиджевую продукцию, предназначенную для распространения различными средствами массовой коммуникации.

Методические параметры аудирования ими-джелогии позиционированы проблемностью, поскольку объемы понятия «имидж» до сих пор являются не устояшимися и существует несколько взглядов относительно специфики и гра-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

ниц его функционирования. Во-первых, существенные внутренние структурно-семантические различия имеют имидж личный и имидж коллективный, следовательно, невозможно выработать единые критерии для анализа таких имиджей. Во-вторых, остается спорным вопрос относительно обладания имиджем теми лицами и организациями, которые не работают над ним осознанно. В-третьих, не является общепризнанным отнесение к основным имиджевым мероприятиям и инструментам только проявление собственно сознательной имиджетворческой деятельности носителей имиджа (самоимидж и имидж с помощью наемных имиджмейкеров) или и проявлений, и путей стихийно производимого их имиджа, в частности СМИ. В-четвертых, дискуссионным остается наличие имиджа непубличных лиц и организаций. В-пятых, недостаточно определенной является корреляция понятия «имидж» со смежными понятиями, в частности «имидж» и «репутация», «самоимидж» и «самореклама», «имиджирование» и «PR» и др.

В настоящее время имидж имеют персоны и организации, чья деятельность находится в пределах всех основных сфер общественной жизни: политики, бизнеса, общественной деятельности, культуры, спорта, благотворительном движении и т.п. С течением времени произошло расширение поля потенциального применения категории имиджа - с проектированием на социализацию и функционирование представителей «обычных», непубличных профессий. Внимание к имиджу актуализировалось на протяжении последних лет в связи с обострением проблемы выбора, стоящей перед людьми (выбор товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), а также конкуренцией на разного рода рынках - потребительском, политическом и т.п. [12]. Поэтому в рамках традиционных научных дисциплин -социологии, психологии, политологии - появляются специальные научно-практические отрасли в разных контекстах (имидж политиков, имидж бизнеса, имидж социологов и др.), предметом которых является формирование образов.

Очень большое практическое значение для будущих специалистов имеет познание составляющих имиджа. В пределах спецкурса «Ими-джелогия» предусматривается выполнение индивидуального учебно-исследовательского задания в письменной форме «Имидж как социо-коммуникационная категория», которое имеет

целью выявить уровень приобретенного студентами теоретического материала и их способность практически применять полученные знания. При выполнении задания нужно проанализировать имидж любого субъекта социокомму-никационного пространства по предлагаемой схеме. Возможными областями деятельности избранного носителя могут быть политика, культура, бизнес, государственное управление, общественные организации, международные отношения и т.п. Учитывая отличительные параметры личного и коллективного имиджей, студентам предлагаются несколько отдельных схем анализа:

1. Название или фамилия носителя имиджа.

2. Тип имиджа (личный, коллективный, товарный; если коллективный или товарный, то из каких частей состоит).

3. Основная область деятельности носителя имиджа.

4. Уровень выстраивания имиджа, этап его формирования (первичный, активно функционирующий, трансформируемый / меняющийся, окончательный, детально разработанный и т. д.).

5. Потенциальная аудитория: массовая или сегментированная. Если сегментированная, то какой сегмент избран (какие его социально-демографические характеристики).

6. Степень искусственности/естественности имиджа.

7. Основной инструментарий имиджеобра-зования, каналы коммуникации, отношения носителя с СМИ.

8. Комплексный код имиджа: легенда, миссия, символ.

9. Основные функции, выполняемые именно этим имиджем.

10. Уровень индивидуальности и узнаваемости отобранного носителя имиджа.

11. Собственный комментарий по анализируемому имиджу в произвольно выбранным параметрам: оценка его эффективности и уровня этичности, прогнозы по продолжительности и т.д.

12. Составляющие имиджа.

Для имиджа личности составляющими являются: габитарный имидж - внешность (одежда, аксессуары, прическа, макияж); имидж среды -созданная человеком искусственная среда обитания (жилище, кабинет, автомобиль); овеществленный имидж - созданы и подобраны человеком предметы, вещи; вербальный имидж -

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

устное и письменное вещание; он в свою очередь состоит из звукового элемента (свобода создания звуков, дикция, диапазон интонаций) и речевого элемента (словарный запас, логичность и аргументированность речи); кинетический имидж - жесты, движения, мимика [1]. К этой систематике следует добавить еще две разновидности имиджа: ментальный - мировоззренческие и морально-этические установки личности, присущие ей социальные стереотипы; в ментальном имидже можно выделить: а) коммуникативный компонент (желание и умение общаться, знание норм этикета и владение ими) и б) моральный компонент (что человек говорит о себе и что он реально делает); фоновый имидж: а) дистантно-опосредованный - та информация, которую общество получает не собственно от носителя имиджа, а из СМИ или других источников, б) контактно-непосредственный -те люди, которые образуют окружение и круг общения носителя имиджа.

В приведенном факториальном материале представлены те качества, которые аудитория может наблюдать, воспринимать и осознавать. Однако среди осознаваемых свойств можно выделить очевидные - внешние признаки и глубокие - содержательно-творческие. По сути дела последние характеристики определяют сущность имиджа. Основу публичного образа конкретного человека (группы) составляют ценности и идеи, которые он несет миру. Положительный имидж, к которому стремятся многие, определяется сходством между индивидуальными особенностями и общечеловеческими ценностями.

Для корпоративного имиджа как доминирующего вида группового имиджа складываются следующие составляющие: характер и стиль отношений с клиентурой компании (единомышленниками, избирателями и пр.); образ персонала компании (мнение о квалификации и профессиональных качествах работников, их личные черты характера, манера поведения и внешний вид, о возрастном и половом составе коллектива); представление об образе компании (ее роль и место на рынке, наличие собственной бизнес-политики, характер и содержание связей с внешними объектами); общая атмосфера в компании, уровень корпоративной культуры (психологический климат в местах прямых контактов и продаж, офисах и помещениях для приема посетителей); дизайн зданий и помещений; визуальные атрибуты самобытности, внешние

реквизиты - имиджевая символика (название, традиции, унифицированная форма одежды, логотип, стоган, девиз и т.д.).

На том основании, что имиджелогия изначально являлась отраслью научно-практической и предусматривала созидательное начало, в пределах изучения ее как учебной дисциплины первостепенное значение имеют основные методы обучения: самостоятельная работа; проблемные и творческие задания, выполняемые студентами, которые предусматривают моделирование жизненных и производственных ситуаций; дискуссии участников учебного процесса, развивающие творческое воображение; применение интерактивных образовательных технологий (круглый стол, мини-конференции, деловые и ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии, проведение социологического исследования и пр.). При этом студенты должны не просто уметь пересказывать выученный ими теоретический материал, обсуждать практические проблемы, но самое важное ощутить себя самостоятельными субъектами социокоммуникатив-ных процессов, в которых они могут принимать решения, влиять на ход событий, прогнозировать и проектировать социальную реальность.

В границах учебного курса «Имиджелогия» предполагается самостоятельная работа студентов: выполнение аналитических, аналитически-творческих и созидательных задач, призванных практически закрепить приобретенный теоретический материал, а также развитие профессионально-креативных способностей студентов, связанных с имиджесозданием (в вариантах формирования личного, коллективного (корпоративного) и товарного имиджей). В качестве примеров приведем несколько версий (сценариев):

- выработать имиджевую стратегию для обозначения широкомасштабной акции, мероприятия, события и т.п.;

- разработать анкету и провести опрос, связанный с проблемами восприятия аудиторией категории имиджа или конкретных имиджевых явлений;

- предложить имиджевые сообщения для очерчивания физического или юридического субъекта, направленных на различные возрастные, гендерные и другие категории потенциальных потребителей;

- создать имиджевое интервью с публичным лицом - печатный, видео или аудиовариант;

- привести и прокомментировать примеры имиджевых видеоматериалов - отечественных и зарубежных;

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

- подготовить и объяснить текст имиджевого материала относительно произвольно выбранного предмета, лица, компании и т.д.

Нами разработан ряд практических работ, которые, на наш взгляд, будут способствовать формированию навыков и мастерства у студентов, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, активно анализировать то, что знают, умеют и осуществляют. Примером такой практической работы является анализ социально-психологических предпосылок возникновения имиджа в информационном обществе, задача которой: 1) проанализировать исторические аспекты образования имиджа и аспекты его функционирования в информационной среде; 2) охарактеризовать особенности восприятия и определение механизма действия имиджформи-рующей информации. Эта работа предусматривает написание студентами рефератов на следующие темы:

- имидж как социальный стереотип;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социально-психологические механизмы формирования имиджа;

- креативность имиджа в проекции на массовую культуру.

Совместно со студентами преподаватель предлагает ряд вопросов, связанных с использованием соответствующих тест-задач: а) определение экстраверсии-интроверсии у студентов; б) установление потребности в общении; в) оценка эмпатии (способности осознавать чувства других) с использованием диагностических шкал эмпатии; г) мотивация одобрения (оценка собственного побуждения к действию одобрения) с использованием трехуровневых показателей; д) анализ индивидуального стиля взаимоотношений с окружающими (оценка конфликтности, агрессивности, уверенности, определение стиля межличностных отношений (балльная оценка по специальной шкале).

Настоящая практическая работа предполагает тестовый способ определения лидерских качеств и склонности к лидерству, а также оценку степени стремления к власти; предлагается утвердительный опросник в вопросе степени выраженности стиля управления (руководства):

- демократический либо либеральный стили;

- по разработанному списку жизненных целей ценностей, выявление доминирующих потребностей;

- с помощью тестирования определение склонности к саморазвитию.

Следующая учебно-практическая работа, имеющая, с нашей точки зрения, новаторский подход, на тему «Самомониторинг», цель которой выявить основные составлящие части личного имиджа как главного фактора в создании корпоративных отношений и подвергнуть анализу собственное поведение с последующей коррекцией с учетом требований ситуации. В этом приеме используется принцип обратной связи, который предусматривает: 1) получение встречных взаимоотношений в тренинговой группе; 2) опрос небольшой группы людей, которая по своим характеристикам приближена к имиджевой аудитории; 3) самотестирование. Результаты проведенной работы сводятся в аналитическую таблицу с внесением данных по характеристике образа (экспрессия, естественность, позитивность и пр.) и оценивается степень выраженности в 5-балльной системе. В заключение проводится тестирование участвующих с выявлением уровня самомониторинга -низкий, средний, высокий.

Важное место в практической подготовке студентов, изучающих социальную специфику имиджелогии, должны занимать актуальные темы имиджа как социального явления. Подобная направленность предполагает в качестве примеров следующие практические тесты-задания:

1) в результате изучения дисциплины «Ими-джелогия» обучающийся должен владеть знаниями социальной природы имиджа и, используя соответствующую литературу, подготовить сообщение на тему «Теория социологии как основы имиджелогии»;

2) ответить на ряд тест-вопросов: «Умеете ли Вы влиять на других?», «Кто Вы?, соотнести понятия образ, имидж, симулякр», «Коммуникабельны ли Вы»? «Понимаете ли Вы других людей?»;

3) найти в художественной литературе примеры положительного и отрицательного имиджа, подготовить цитаты из произведений и детали структуры личности;

4) подобрать информацию об имидже региональных политиков, известных меценатов из СМИ;

5) провести ролевую игру методом «мозговой атаки», принимая во внимание требования к использованию данного метода (структура и численность группы, запрет на критику и поощрение новых идей и др); при этом необходимо продумать легенду, персональные роли;

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

6) выполнить личное видение имиджевой символики, символы которых работают на имидж; это включает персональные числа, основные цвета в одежде, интерьере, в рекламной продукции, стиль одежды, запах, частную атрибутику (украшения, аксессуары, талисманы), самоличные знаки (подпись, собственная печать, графический символ, индивидуальное клеймо, марка, герб), рекламную продукцию (визитки, интернет-сайты, фото, печатные выпуски).

Практические занятия со студентами предполагают проведение модульных контрольных работ, включающих вопросы, касаемые собственного имиджа (реалии и перспективы); миф, который влияет на создание собственного имиджа; персональная профессия и особенности создания делового имиджа; экологический имидж и значение в собственной жизни (на примере фирмы, интерьера офиса или жилья, марки авто); определение габитарного имиджа человека (на конкретном изображении его на портрете, картине, фото), анализ внешних характеристик - одежды, внешности, макияжа, прически и пр. И, наконец, модульная работа может содержать вопрос: «Имидж, который меня поразил».

Таким образом, имидж на сегодняшний день остается основополагающей для социокомму-никационного пространства категорией, но при этом является наиболее дискуссионной и неоднозначной как в этическом, так и в прагматическом измерениях. Имиджесоздание предполагает обязательное твоческое начало, понимание потребностей и ожиданий социума, внутреннюю самоцензуру.

Изучение имиджелогии как учебной дисциплины является потенциально востребованным для студентов многих специальностей, главное место среди которых занимают гуманитарный и общественный профили, в частности социология. Но в каждом случае познание данного учебного курса имеет свою специфику, а структурно-содержательные компоненты должны выстраиваться в соответствии с профессиональной необходимостью.

Литература

1. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии. М. : Омега-Л, 2007. 266 с.

2. Бекарев А.М., Девятко И.Ф., Журавлев О.М. [и др.]. Современная отечественная социология: состоя-

ние и перспективы развития // Личность. Культура. Общество. 2018. Т. 20, вып. 1-2 (97-98). С. 158-191.

3. Адамьянц Т.З. Актуальные смыслы современной социокультурной среды // Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 212-230.

4. Леньков Р.В. Высшее образование как ресурс управления социокультурной модернизацией регионов. М.: ИНФРА-М, 2020. 161 с.

5. Микляева А.В., Постникова М.И. Социально-психологическая структура межпоколенческих отношений студенческой молодежи // Социальная психология и общество. 2019. № 2. С. 114-126.

6. Байрамов В.Д., Герасимов А.В. Инклюзивная образовательная среда университета // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 15-25.

7. Шавардова Е.Ю. Инновационные слагаемые имиджа педагога в сфере высшего образования // Ученые записки Крымского федерального ун-та им.

B.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72), № 1. С. 138-144.

8. Збронская М. Имидж или стиль? Быть или казаться? URL: http:// psychology.net.ru/articles/content/ 1230149915.html (дата обращения: 20.10.2020).

9. Монахов Г. Слагаемые имиджа. URL: http:// wwwmonakhov.com.ua/22.11.2006.imidzh.html (дата обращения: 20.10.2020).

10. КошляковаМ.О. Социальная имиджелогия как социологическое знание // Сервис plus. 2013. № 2.

C. 16-20.

11. Шавардова Е.Ю. Язык как средство политической коммуникации. Киев : Компринт, 2007. 198 с.

12. Попов Н.Р. Изучение понятия имиджа в социологии : сб. науч. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Наука и просвещение, 2019. С. 273-275.

References

1. Panasyuk A.Yu. (2007). Image formation: strategy, psychotechnics, psychotechnologies. Moscow, Omega-L Publ., 266 p. (in Russian).

2. Bekarev A.M., Devyatko I. F., Zhuravlev O. M. [et al.]. (2018). Modern Russian sociology: state and prospects of development. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, vol. 20, No. 1-2 (97-98), pp. 158-191. (in Russian).

3. Adamyants T. Z. (2020). Actual meanings of modern sociocultural environment. Obshchestvennye nauki i sovremennost', No. 5, pp. 212-230. (in Russian).

4. Lenkov R. V. (2020.) Higher education as a resource for managing the socio-cultural modernization of regions. Moscow, INFRA-M Publ., 161 p. (in Russian).

5. Miklyaeva A.V., Postnikova M. I. (2019). Social-psychological structure of intergenerational relations of

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

student youth. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, No. 2, pp. 114-126. (in Russian).

6. Bayramov V. D., Gerasimov A.V. (2019). Inclusive educational environment of the university. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya, vol. 11, No. 3, pp. 15-25. (in Russian).

7. Shavardova E.Yu. (2020). Innovative components of the teacher's image in the field of higher education. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya, vol. 6 (72), No. 1, pp. 138-144. (in Russian).

8. Zbronskaya M. Image or style? To be or to seem? Available at: http://wwwmonakhov.com.ua/22.11.2006. imidzh.html (accessed October 20, 2020). (in Russian).

9. Monakhov G. The terms of the image. Available at: http://wwwmonakhov.com.ua/22.11.2006.imidzh.html (accessed October 20, 2020). (in Russian).

10. Koshlyakova M.O. (2013). Social imageology as sociological knowledge. Servis Plus, No. 2, pp. 16-20. (in Russian).

11. Shavardova E.Yu. (2007). Language as a means of political communication. Kiev, Komprint Publ., 198 p. (in Russian).

12.Popov N.R. (2019). Study of the concept of image in sociology. Col. articles of the XV International Scientific and Practical Conference. Penza, Nauka i prosveschenie, pp. 273-275. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 30 ноября 2020 г. / November 30, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.