Научная статья на тему 'Воспитание экологического сознания, экологических ценностей у молодежи как особой социально-демографической группы населения'

Воспитание экологического сознания, экологических ценностей у молодежи как особой социально-демографической группы населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / YOUTH / ECOLOGICAL VALUES / EDUCATION / CRIME / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюрина Татьяна Александровна

Освещается проблема воспитания экологического сознания и экологических ценностей у молодежи. Акцентируется внимание на усилившемся в последнее время подростковом нигилизме и потребительско-эгоистическом отношении к жизни в результате недостаточного экологического образования. Молодое поколение рассматривается как демографическая группа населения, на становление социального облика, мировоззрение, культуру, степень социальной развитости которой оказывают влияние условия жизни, уровень социально-экономического благосостояния, а также обострившиеся проблемы взаимодействия общества и природы. Существующие проблемы в молодежной среде показывают, что синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, система экологического образования должны помочь инициировать пересмотр ценностей, ориентирующих на коэволюционное социоприродное обучение и воспитание. Развитие социоприродного сознания посредством постепенного формирования системы необходимых знаний и умений в контексте социально-экологического императива цивилизационного развития должно способствовать решению социальных проблем молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS, ECOLOGICAL VALUES AT YOUTH AS SPECIAL SOCIAL AND DEMOGRAPHIC GROUP OF THE POPULATION

The younger generation is considered as a demographic group of the population, the formation of social appearance, worldview, culture, the degree of social development of which is influenced by living conditions, the level of socio-economic well-being, as well as the aggravated problems of interaction between society and nature. Analyzing the existing problems in the youth environment, it is concluded that the synthesis of natural science and humanitarian knowledge, the system of environmental education should help initiate a revision of values that focus on co-evolutionary socio-natural education and upbringing. The development of socio-natural consciousness of young people through the gradual formation of a system of necessary knowledge and skills in the context of the socio-ecological imperative of civilizational development should contribute to the solution of social problems of young people.

Текст научной работы на тему «Воспитание экологического сознания, экологических ценностей у молодежи как особой социально-демографической группы населения»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2020. № 1

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

УДК 37.017.7 DOI 10.18522/2687-0770-2020-1-15-19

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

© 2020 г. Т.А. Тюрина а

а Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

EDUCATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS, ECOLOGICAL VALUES AT YOUTH AS SPECIAL SOCIAL AND DEMOGRAPHIC GROUP OF THE POPULATION

T.A. Tyurina а

а Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Тюрина Татьяна Александровна -

старший преподаватель,

Донской государственный

технический университет,

пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344010,

E-mail: dok217@ya.ru

Tatiana A. Tyurina -

Senior Lecturer,

Don State Technical University,

Gagarina Sq., 1, Rostov-on-Don,

344010, Russia.

E-mail: dok217@ya.ru

Освещается проблема воспитания экологического сознания и экологических ценностей у молодежи. Акцентируется внимание на усилившемся в последнее время подростковом нигилизме и потребительско-эгоистическом отношении к жизни в результате недостаточного экологического образования.

Молодое поколение рассматривается как демографическая группа населения, на становление социального облика, мировоззрение, культуру, степень социальной развитости которой оказывают влияние условия жизни, уровень социально-экономического благосостояния, а также обострившиеся проблемы взаимодействия общества и природы.

Существующие проблемы в молодежной среде показывают, что синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, система экологического образования должны помочь инициировать пересмотр ценностей, ориентирующих на коэволюционное социоприродное обучение и воспитание. Развитие социоприродного сознания посредством постепенного формирования системы необходимых знаний и умений в контексте социально-экологического императива цивилизационного развития должно способствовать решению социальных проблем молодежи.

Ключевые слова: молодежь, экологические ценности, образование, преступность, социальная защищенность.

The article considers the problem of education of ecological consciousness and ecological values among young people. Attention is focused on the recently intensified adolescent nihilism and consumer-egoistic attitude to life as a result of insufficient environmental education.

The younger generation is considered as a demographic group of the population, the formation of social appearance, worldview, culture, the degree of social development of which is influenced by living conditions, the level of socioeconomic well-being, as well as the aggravated problems of interaction between society and nature.

Analyzing the existing problems in the youth environment, it is concluded that the synthesis of natural science and humanitarian knowledge, the system of environmental education should help initiate a revision of values that focus on co-evolutionary socio-natural education and upbringing. The development of socio-natural consciousness of young people through the gradual formation of a system of necessary knowledge and skills in the context of the socio-ecological imperative of civilizational development should contribute to the solution of social problems of young people.

Keywords: youth, ecological values, education, crime, social security.

Современный исторический период характеризуется как время экологического кризиса, социальных, экономических и политических преобразований, происходящих в обществе и окру-

жающей среде обитания. Особенно остро ощущают изменения молодые люди. Это объясняется тем, что у данной социально-демографической группы населения еще не устоявшееся миропо-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

нимание, в стадии формирования культура поведения и взаимоотношений с окружающей природой, подвижная система ценностей и т.д. Происшедшее за сравнительно короткий промежуток времени обострение проблемы взаимодействия общества и природы, крушение социо-природных идеалов привели к противопоставлению и возвеличиванию человека над природой, а также обострили естественный подростковый нигилизм. Нарцистическое отношение к жизни, к окружающей природной среде и как его результат сформировавшаяся бездуховность являются причиной апатии и безразличия молодых к окружению, что в перспективе может привести к утрате духовного и нравственного здоровья нации.

И тем не менее одно из главных мест в существующих условиях российской действительности отводят именно молодым, а выбранные ими социальные векторы и смысложизненные потребности во многом могут повлиять на общественную перспективу. Представляясь биосоциальным существом, современная молодежь, желая обеспечить устойчивое развитие цивилизации в целом, должна стремиться к гармонизации взаимоотношений с природой как абсолютной ценности, формированию и развитию универсального мышления, культуры, глобальной ответственности и личностной социальной активности. Основной характеристикой, определяющей ценности экологической культуры в условиях современной реальности, становится требование их соответствия в том числе экологическим законам.

Известный деятель науки Э.В. Гирусов определял культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих общественный прогресс», а экологическую культуру - как «обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой» [1]. Ученый также отмечал, что современное общество находится в очень тесной зависимости от состояния своей культуры.

Рассматривая цивилизационный прогресс как реальный фактор развития молодого социума, можно говорить о том, что изменяющиеся условия окружающей среды косвенно оказывают влияние на процесс включения молодежи в социальную структуру общества. Этот аспект определяет как становление социального облика молодого поколения, так и степень его социальной развитости. Но факторы общественного

прогресса также влияют на потребности, интересы, ценностные ориентации, тем самым отражаясь на социальном облике молодежи.

Будем акцентировать внимание на том, что молодежь - это самостоятельная, относительно других, социально-демографическая группа, имеющая ряд особых характеристик. Во-первых, молодежь способна наследовать и изменять укоренившиеся в течение долгого времени общественные отношения, таким образом фиксируя свои социальные, культурные и иные характеристики. Однако стоит заметить, что в основе целого ряда особых молодежных проблем лежат именно появляющиеся внутри этого процесса противоречия и разногласия.

Во-вторых, молодежь как формирующийся субъект общественных и производственных отношений определяется также индивидуальным содержанием личностной, предметной и процессной сторон исторического бытия и характеризуется закономерностями этапа социализации в конкретных условиях.

Вышеназванные черты молодежи как социального субъекта в рамках своего развития раскрывают ее социальную сущность, реализующуюся посредством общественной деятельности. Поэтому молодежь - это отличная от других социально-демографическая группа, положение которой определено не только культурными, экологическими, нравственно-этическими характеристиками, но также и внутриобщественным, экономическим состоянием.

Следует отметить, что формируемые ценности и экологические убеждения связаны с определенным возрастным периодом, который существенно зависит от социально-экономического развития, полученного уровня благосостояния и культуры, условий жизни и т.д.

Сегодня возраст молодежи варьируется в пределах от 14 до 30 лет. На нижнем возрастном рубеже подросток получает первый свой документ, удостоверяющий личность, - паспорт и как следствие право выбора в социально-правовом плане - продолжение образования в учебных заведениях различного уровня или поиск работы. Верхняя же планка, как правило, определяет человека как достигшего профессиональной зрелости. К этому времени он овладевает необходимыми трудовыми компетенциями, занимает определенное положение в обществе, создает семью и т.д.

К сожалению, современная российская молодежь как социально-демографическая группа

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

характеризуется и некоторыми не совсем положительными аспектами. Например, это сокращение ее численности, падение рождаемости, что приводит к так называемому «старению» (увеличению доли 25-29-летних от общей численности молодых). Но также молодежь - это и более 40 % населения страны, находящегося в трудоспособном возрасте. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день доля молодежи среди работающих в народном хозяйстве систематически падает, особенно среди рабочих в сфере строительства, транспорта, в агропромышленном секторе. Структурные изменения, происходящие в экономике, приводят к росту доли молодых рабочих в непроизводственной сфере, а это в свою очередь требует преобразований структуры ее профессиональной подготовки и переподготовки.

Необходимо подчеркнуть, что к числу тенденций, требующих особого внимания в молодежной среде, относится уровень отечественного образования (как академического, так и экологического), который отличается от уровня, достигнутого, например, развитыми странами. А между тем образование, в частности экологическое, позиционируется как надежный вектор обеспечения устойчивого развития современной цивилизации, в процессе которого происходит формирование у молодежи экологической культуры и привитие экологических ценностей.

В последнее время наблюдается системный спад престижа общего и профессионального образования [2]. Особо тревожен тот факт, что повышается процент молодых, начинающих работать с низкой степенью образованности и не желающих дальше обучаться. Обострившиеся социальные проблемы в образовании, которое уже давно рассматривается как услуга, осложнили решение вопроса социальной защищенности в трудовой сфере. Молодые рабочие чаще всего являются кандидатами, попавшими под сокращение, пополняя тем самым ряды безработных. Кстати, в июне 2019 г. безработица в России (по официальным данным Росстата) составляла 3,3 млн человек экономически активного населения [3]. Причем доля молодых людей до 30 лет из общего числа всех безработных -чуть менее 50 %.

Фиксируется векторность многих звеньев образования на «конвейерное» воспроизводство служащих и специалистов без учета требований потребителя, а также природных возможностей. Существенный регресс материаль-

но-технической базы всех этапов от должных требований, неквалифицированность кадров высшей и средней профессиональной школы, неспособность молодежи к труду в новых условиях, понижение интеллектуального уровня постдипломного образования (аспирантуры, докторантуры) - будущего российской науки -наблюдаемые последствия падения уровня культуры и духовности человека в условиях рыночной экономики.

Кроме безработицы низкий уровень экологической образованности влечет за собой и другие негативные последствия. Они связаны с проблемой взаимоотношения человека с окружающей средой обитания. Мы считаем, что экологическое образование должно сыграть решающую роль в судьбе молодого поколения в вопросе изменения духовных ценностей, структуры потребления, отношения человека к природе, жизни, поведения общества в экосистеме. Все это в конечном счете должно привести к тому, что экологически ориентированная деятельность молодежи будет направлена на поиск решения выхода из сложной экологической ситуации.

Но пока существующие сегодня проблемы уровня образования, безответственного отношения к природной среде обитания, падения моральных устоев и ценностей в сознании большинства людей представляют собой современные реалии [4]. Наше молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных поведенческих ориентиров. Крах традиционных форм социализации, базирующейся на социальной предопределенной данности жизненного пути, с одной стороны, повысил индивидуальное чувство долга молодых людей за свою судьбу, заставив их выбирать, с другой -обнажил несостоятельность большего числа из них вступить в новые общественные отношения, так как поиск иного пути стал обусловливаться не потенциями и интересами молодого члена общества, а конкретными жизненными обстоятельствами.

Анализируя реалии современности, акцентируем внимание на том, что человек, давно возомнивший себя повелителем природы, реализует в основном экономические амбиции и игнорирует этические императивы современности [5]. Поэтому современная молодежь не способна в полной мере транслировать ценности социопри-родной человеческой культуры. Отсюда и наблюдение потребительско-эгоистического

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

отношения к жизни, отсутствия духовности, морально-нравственного разложения.

Современная молодое поколение все сильнее абстрагируется от понимания того, что оно является частью не только общества, но и природы. Проблема воспитания и развития духовно-нравственных идеалов, экологических ценностей приводит к тому, что у молодежи отсутствует рациональный эколого-логический стиль мышления.

В настоящее время прогресс цивилизации не сопровождается прогрессом в сфере духовных ценностей, скорее наоборот. Резко упала значимость таких понятий, как духовность, компетентность, образованность. На наш взгляд, главную роль в возрождении духовности и преодолении современного экологического кризиса призвано сыграть образование. Опираясь на синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, система образования, и в частности экологического, должна помочь инициированию пересмотра ценностей, ориентирующих на ко-эволюционное социоприродное обучение и воспитание.

Мы солидарны с Ю.С. Бекуриной [6] и Н.А. Вторушиным [7], которые считают, что ценностные ориентации личности необходимо формировать для активной жизненной позиции человека. «Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориента-ций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность и самое главное -отчуждение» [7].

Экологическое воспитание и обучение должны способствовать развитию социоприродного сознания молодых посредством постепенного формирования системы необходимых знаний и умений в контексте экологического императива цивилизационного развития [8]. Также важно, чтобы экологическое просвещение носило системный характер и было бы конкретно адресовано современной молодежи с учетом ее специфики.

Однако существующие социально-экономические программы не учитывают экологическое повеление современности, практически не берут в расчет экологически ориентированную социальную позицию подрастающего поколения в контексте общественного развития. А ведь по словам И.К. Лисеева, экологическое воспитание

представляет собой сложный, нелинейный, многоуровневый процесс, который требует переосмысления или существенного уточнения в условиях стремительного наступления эпохи высоких взаимно конвергирующих технологий, оказывающих все возрастающее взаимодействие на все сферы бытия человека и общества, многие традиционные представления о взаимодействии общества и природы [9-11].

Таким образом, возникает потребность в формировании экологического сознания у молодежи, привития этических представлений о взаимодействии человека и окружающей среды; в создании необходимых условий для формирования экологической культуры и экологических ценностей посредством содержательного определения средств, методов и критериев работы в направлении социального обеспечения молодых; в осмыслении новой социально -экологической функции образования, задачи которого сформировать экологически ориентированное мировоззрение как доминанты социально-экономического и научно-технического прогресса, от которого зависит «качество» будущих поколений, их умение находить решение текущих и стратегических социальных задач.

Литература

1. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. 2009. № 4. С. 74-92.

2. Гетманов И.П., Петренко Е.А., Кастрюли-на Е.Б. Гуманитарные модели управления образовательным процессом // Инновации. Инвестиции. Технологии : материалы Междунар. форума. 2011. С. 308-310.

3. Официальный сайт Росстата. URL: https:// zaimisrochno.ru/articles/4114-uroven-bezraboticy-v-rf-2019-statistika (дата обращения: 25.06.2019).

4. Tyurina T.A., Astvatsaturov A.E., Basilaia M.A., Kintsurashvili M.D. The optimism of world formation in knowledge of bases of ecological safety // Global Science and Innovation. Materials of the II International Scientific Conference, May 21-22. Chicago (USA), 2014. Vol. I. Р. 235-241.

5. Тюрина Т.А. Ценностные ориентиры в системе социоприродного взаимодействия // XIX Всерос. студ. науч.-практ. конф. Нижневартовского гос. унта. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. С. 464-466.

6. Бекурина Ю.С. Культурно-временной подход в изучении жизненных стратегий современной рос-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

сийской молодежи // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2018. № 4 (200). С. 5-10.

7. Вторушин Н.А. Отчуждение как один из определяющих факторов развития современного общества и человека // Актуальные проблемы гуманитарных наук : сб. науч. тр. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТПУ, 2011. С. 244-245.

8. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (от 19.04.2017). URL: http:// docs.cntd.ru/document/ 420396664 (дата обращения: 06.10.2019).

9. Лисеев И.К. Экологическое мышление в осознании глобальности мира // Философские науки. 2011. № 8. С. 56-63.

10. Лисеев И.К. Глобальная экология, глобализация, экологизация и устойчивое развитие // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2017. № 8. С. 7-19.

11. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию : указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 06.10.2019).

References

1. Girusov E.V. (2009). Ecological culture as the highest form of humanism. Filosofiya i obshchestvo, no. 4, pp. 74-92. (in Russian).

2. Getmanov I.P., Petrenko E.A., Kastryulina E.B. (2011). Humanitarian models of educational process management. Innovatsii. Investitsii. Tekhnologii [Innovations. Investments. Technologies]. Proceedings of the Intern. Forum, pp. 308-310. (in Russian).

3. The official website of Rosstat. Available at: https://zaimisrochno.ru/articles/4114-uroven-bezraboticy -v-rf-2019-statistika (accessed June 25, 2019). (in Russian).

4. Tyurina T.A., Astvatsaturov A.E., Basilaia M.A., Kintsurashvili M.D. (2014). The optimism of world formation in knowledge of bases of ecological safety. Global Science and Innovation. Materials of the II International Scientific Conference, May 21-22. Chicago (USA), vol. I, pp. 235-241.

5. Tyurina T.A. (2017). Value orientations in the system of socio-natural interaction. XIX All-Russian Stud. Scientific-Practical Conf. of the Nizhnevartovsk State University. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University Press, pp. 464-466. (in Russian).

6. Bekurina Yu.S. (2018). The cultural-temporal approach to the study of life strategies of modern Russian youth. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki (Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Sciences), no. 4 (200), pp. 5-10. (in Russian).

7. Vtorushin N.A. (2011). Alienation as one of the determining factors in the development of modern society and man. Aktual'nye problemy gumanitarnykh nauk [Actual problems of the humanities]. Collection of Scientific Articles of Students, Postgraduates and Young Scientists. Tomsk: TPU Press, pp. 244-245. (in Russian).

8. The Strategy of Environmental Safety of the Russian Federation for the Period until 2025 (from April 19, 2017). Available at: http:// docs.cntd.ru/document/ 420396664 (accessed October 6, 2019). (in Russian).

9. Liseev I.K. (2011). Ecological thinking in the realization of the global world. Filosofskie nauki, no. 8, pp. 56-63. (in Russian).

10. Liseev I.K. (2017). Global ecology, globalization, greening and sustainable development. Problema soot-nosheniya estestvennogo i sotsial'nogo v obshchestve i cheloveke, no. 8. pp. 7-19. (in Russian).

11. On the Concept of the Transition of the Russian Federation to Sustainable Development: Decree of the President of the Russian Federation of April 1, 1996, No. 440. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/9120 (accessed October 6, 2019). (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 29 октября 2019 г. / October 29, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.