Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВАМ СОЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОДУКТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВАМ СОЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОДУКТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетенция / издательский продукт / текст / фотоиздание / альбом / фотоальбом / композиция / редакторская подготовка / professional competence / publishing product / text / photo publication / album / photo album / composition / editorial preparation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костенко Ирина Вячеславовна

В данной статье рассматривается специфика формирования профессиональной компетенции у будущих специалистов в сфере издательского дела, в рамках разработки и создания издательского продукта. В исследовании описаны особенности создания издательского продукта. Также рассматриваем понятие «фотоиздание» как содержательную часть издательского продукта, который выполняет основные функции: композиционную, информационную, эстетическую, а также функцию управления восприятием читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the specifics of developing professional competence among future specialists in the field of publishing, as part of the development and creation of a publishing product. The study describes the features of creating a publishing product. We also consider the concept of “photo edition” as the content part of a publishing product, which performs the main functions: compositional, informational, aesthetic, as well as the function of managing the reader’s perception.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВАМ СОЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОДУКТА»

11. Коршунов,М.Ю. Фенологические наблюдения как пример интеграции географии и биологии при изучении краеведения во внеклассной работе / М.Ю. Коршунов, О.Н. Курдюкова // XXVI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. - Т. II. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 229-232

12. Ли, Ч. Видеохостинг как востребованное инновационное средство обучения в условиях мировой цифровизации образования / Ч. Ли, И.Г. Хангельдиева // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. -2022.-№ 1.-С. 100-114

13. Лущиков, В.А. Видеоблогинг как инструмент социальной коммуникации / В.А. Лущиков, М.В. Терских // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2018. - Т.4. - № 13. - С. 47-56

14. Проскурин, А.Ю. Проблема популяризации и привлечения молодёжи к научной деятельности / А.Ю. Проскурин, Е.В. Гражданкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 2 (104). - С. 76-80

15. Скрыпникова,Е.М. Специфика образовательного видеоблогинга как инструмента работы школьного учителя / Е.М. Скрыпникова, А.Г. Филипова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2023. -№7(180).-С. 48-56

16. Текутьева, И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга / И.А. Текутьева // Медиасреда. - 2016. -№ 11. -С. 108-113

17. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. - М.: ВАКО, 2022.-160с.

18. Шестерина,А.М. Видеоблогинг как платформа популяризации ценностей культуры / А.М.Шестерина // Этнопсихолингвистика. - 2022. -№ 3 (10). - С. 41-50

19. Шестерина,А.М. Приёмы актуализации метапрограмм в научно-популярном секторе видеоблогинга / А.М. Шестерина // Медиалингвистика. - 2022. - Т. 9. - № 4. - С. 404-413

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры рекламы связей с общественностью и издательского дела Костенко Ирина Вячеславовна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВАМ СОЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика формирования профессиональной компетенции у будущих специалистов в сфере издательского дела, в рамках разработки и создания издательского продукта. В исследовании описаны особенности создания издательского продукта. Также рассматриваем понятие «фотоиздание» как содержательную часть издательского продукта, который выполняет основные функции: композиционную, информационную, эстетическую, а также функцию управления восприятием читателя.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, издательский продукт, текст, фотоиздание, альбом, фотоальбом, композиция, редакторская подготовка.

Annotation. This article examines the specifics of developing professional competence among future specialists in the field of publishing, as part of the development and creation of a publishing product. The study describes the features of creating a publishing product. We also consider the concept of "photo edition" as the content part of a publishing product, which performs the main functions: compositional, informational, aesthetic, as well as the function of managing the reader's perception.

Key words: professional competence, publishing product, text, photo publication, album, photo album, composition, editorial preparation.

Введение. Изобразительное искусство, необходимо отметить, сформировало специфическую знаковую систему, за счет которой социум научился сохранять идеи. Таким образом методы передачи информации стали доступными: человек способен символизировать явления относительно в знаковой форме. Сегодня по-прежнему что-то новое и уникальное приобретает свойство знака. Самым ярким примером служит реклама. Как показывает практика, чем решение больше имеет свою особенность, тем однозначнее, что аудитория начнет воспринимать его как знаковую единицу. Издательская сфера ничуть не уступает в этом. Необходимо отметить, что при формировании профессиональной компетенции у будущих специалистов в сфере издательского дела один из приоритетных факторов является умение превратить в уникальный продукт не только литературное или художественное творение, но и произведения изобразительного искусства. В качестве системы коммуникации книгоиздание способно также повлиять на общественное сознание. При этом специфика последних определяет оригинальность типологии соответствующих печатных изданий, т.е. конкретных форм существования определенной группы произведений искусства. К этой группе можно отнести фотоиздания как форма издательского продукта.

Изложение основного материала статьи. Анализ компетенций выпускника направления подготовки Издательское дело реализовывает перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников, согласно Профстандарту 11 Необходимо отметить, что СМИ или средства массовой информации, а также издательства и полиграфия, которая рассматривается в сфере мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных средств массовой информации) [8].

1. Реализация авторской задачи с учетом особенностей презентации различных типов изданий, основываясь на передовой опыт.

2. Редакторская подготовка осуществляется с учетом соответствия правок языковым нормам, а также стандартам, форматам, стилям, технологическим требованиям для составления различных видов изданий.

3. Участие в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере издательского дела.

4. Организация процесса создания медиапродукта.

5. Распространение общечеловеческих ценностей с помощью медиапродукта.

Одним из основных объектов профессиональной деятельности (или области знания) рассматриваем медиапродукт в форме печатных электронных изданий, передаваемых по различным каналам и адресованных разным аудиторным группам [8].

Таким образом, мы можем констатировать, что медиапродукт - это продукт, созданный активным участником массовых коммуникаций и выпущенный на рынок с целью удовлетворения информационных и развлекательных потребностей аудитории, а также для привлечения потенциальных рекламодателей. В свою очередь Ермакова Е.В., утверждает, что издательский продукт - рассматриваться как товар, имеющий в своей основе две составляющие [5]. С одной стороны, книга - это продукт духовного и интеллектуального творчества, влияющий на развитие человека. Она воздействует на духовную сферу индивидуума, побуждая его совершенствоваться в направлении изменения действительности (власть, культура, экономика) и может быть «идейным оружием». С другой стороны, книгу рассматриваем как товар, создающий свой собственный спектр продаж, а именно: рынок издательской или книжной продукции, к которому можем отнести особые рыночные отношения [5].

В составу издания, в рамках направления искусствоведения, относятся те, которые содержат «демонстрацию живописного, скульптурного, графического произведения, специальной или художественной фотографии и графических работ» [9]. Таким образом, основным отличительным признаком фотоиздания является его способность передавать информацию через визуальные средства. Поэтому его основной характеристикой является преобладающая информативная функция изображения.

По материальной конструкции фотоиздания подразделяются на книжные и листовые:

1. Листовое фотоиздание - это издание, в котором фотографии и изображения печатаются на отдельных листах бумаги или иных материалах. А также, рассматриваем издание в формате одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления. Отметим, что под понятием «лист» понимаем лист бумаги или ее синтетический заменитель, картон, ткань, поверхность которая может содержать оттиск. Примерами листовых фотоизданий являются: эстампы, репродукции, плакаты, открытки.

2. Книжным фотоизданиям относят альбом. Альбом - «книжное или комплектное листовое фотоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст» [7]. Также отметим, что альбом - это связная коллекция изображений, обычно фотографий, которая обычно представлена в виде книги или папки.

Выделяют следующие разновидности альбома:

- художественные альбомы - это альбомы по искусству, содержащие репродукции произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладного и народного искусства или оригинальные авторские формы;

- фотоальбомы - содержат фотографии документального, репортажного, художественного, портретно-биографического, исторического и другого жанра;

- научно-технические - включают чертежи, схемы, а также естественнонаучную и медицинскую информацию.

Отсюда можно сделать вывод, что альбом - это самостоятельный вид фотоизданий, основная характеристика которого

- самоценность изобразительного ряда, а также содержательность. Теперь, рассмотрев разновидности альбома как вида фотоиздания, подробнее рассмотрим его подвид - фотоальбом. По определению ГОСТ Р 7.0.60-2020, фотоальбом - «это альбом, который содержит комплект фотоизображений, сделанный, согласно запросу составителя данного издания» [1].

Таким образом, мы можем аргументировать, что создание фотоальбома включает в себя сбор и выбор фотографий, их компоновку, оформление страниц, добавление подписей или комментариев, и, возможно, печать или создание электронной версии для презентации. Необходимо отметить, что успешный результат издания заключается в сочетании логики мышления, креативной подачи, авторской идеи, приемов подачи материала и использование стилистических приемов. И как результат это не просто периодического представления снимков-фото с подписями и комментариями, а идейно композиционное единство. В основу логического принципа заложен содержательно-художественный стержень, с помощью которого рождается тема. Отметим, что в основе логического принципа, с учетом которого формируется сюжет, лежит та область знаний, в рамках чего направлен сам издательский продукт. Также отметим принцип стилистический, который имеет важное значение в художественном оформлении фотоальбома. Для целостности издания необходимо соответствовать требованиям композиции, ракурса и цвета. В построении проекта тематического фотоальбома основной принцип организации фотоматериалов - общность темы. Однако, стоит отметить, что принцип тематического единства всецело не обеспечивает содержательную и презентационную форму произведения [4].

Организация фотографий в фотоальбоме включает в себя несколько шагов.

1. Сортировка: Прежде всего, необходимо отобрать наилучшие и наиболее подходящие фотографии для включения в альбом. Можно отсортировать их по дате, событию, тематике и другим параметрам.

2. Компоновка: Фотографии могут быть размещены в альбоме в хронологическом порядке, тематически, по месту съемки или в любом другом порядке, который дает осмысленность и логику рассматриваемому материалу.

3. Дизайн страниц: При создании фотоальбома следует также уделить внимание дизайну страниц. Это включает выбор оформления, добавление подписей, создание коллажей, историй или других дополнительных элементов, которые могут придать уникальность и целостность фотоальбому.

4. Материалы и оформление: Размещение фотографий в фотоальбоме также может включать добавление других материалов, таких как рисунки, билеты, заметки и другие предметы, связанные с фотографиями.

5. Редактирование: Необходимо также уделить внимание редактированию фотографий, при необходимости корректировать их цвета, яркости, резкости и т.д.

Таким образом, организация фотографий в фотоальбоме представляет собой тщательный подход к выбору, компоновке, дизайну и редактированию фотоматериалов для создания качественного и запоминающегося издания.

Анализ теоретико-прикладного материала показал, что фотоальбомы необходимо рассматривать по целевому назначению или по запросу, четко сегментированной, целевой аудитории. Таким образом, можно выделить такие виды: художественно-образный, агитационно-пропагандистский, научный, научно-популярный, учебный, информационно-справочный [7]. Однако, на сегодня, в современной издательской практике для успешного продвижения издательского продукта часто используют несколько направлений, которые объединены по смыслу. Так возникают фотоальбомы смешанного типа. Отметим, что фотоальбомы смешанного типа могут содержать различные виды фотографий, такие как портреты, пейзажи, семейные снимки, архитектурные и природные фотографии, снимки с путешествий, событий и повседневной жизни. Такие альбомы могут включать в себя разнообразные темы и стили, делая их многофункциональными и универсальными для любых целей презентации фотоматериала.

В данную классификацию также следует включить и такие виды фотоальбома, как рекламные и для досуга.

Фотоальбомы смешанного типа могут быть использованы в качестве рекламных материалов, например, для продвижения товаров, услуг. Они также могут служить для досуга, включая создание альбомов, посвященных

путешествиям, семейным событиям, хобби или просто для сохранения воспоминаний. Такие альбомы имеют свои уникальные цели и могут быть созданы с учетом соответствующего контента и дизайна для достижения этих целей.

В последние годы расширился спектр изданий, предлагающих рекламную продукцию и организующих досуг читателей. Следовательно, необходимо предполагать формирование общественной потребности в рекламе и досуге фотоальбомов. Характер информации в фотоальбоме определяется предполагаемой целью и адресом читателя. В зависимости, кому адресовано само издание и какие основные задачи реализуются, зависит содержание, а также композиция изображения, особенности структуры подачи самого текста. И здесь фотокнига раскрывает новые возможности для проявления фотографического творчества. Фотокнига - это книга, составленная из фотографий, которая может быть создана для демонстрации, сохранения и передачи воспоминаний о различных значимых событиях. Она также может использоваться как сувенир, памятный подарок, а также для коммерческих целей [10]. Стоит отметить, что в отличие от фотоиздания и фотоальбома, фотокнига не выделяется ГОСТом [1]. Отметим, что фотокнига имеет сложную, последовательную структуру. Фотокнига - это специально издаваемая книга, содержащая фотографии, собранные в определенном порядке и дополненные текстовыми материалами. Она может быть создана как профессиональными фотографами, так и любителями, желающими сохранить свои воспоминания в виде красивого и качественного издания.

Структура фотокниги обычно состоит из следующих элементов:

1. Начальные страницы - обложка, титульный лист, вступительное предисловие или введение, регистрационные данные.

2. Главы или разделы - фотографии, сгруппированные по тематике, хронологии, сопровождаются краткими описаниями и комментариями.

3. Окончание - заключение, благодарности, список использованных источников, приложения (если есть).

4. Дизайн - разнообразие макетов, шрифтов, цветов и стилей для создания привлекательного визуального восприятия.

Фотокнига может иметь различные форматы - от небольших альбомов до больших изданий, бокс-сетов или

электронных версий для онлайн публикации. Она может быть создана как для личного пользования, так и для коммерческих целей, таких как подарок, архивирование, презентация профессиональной работы, публикация в качестве фотоальбома или каталога. Как правило, фотокниги тщательно отредактированы, а последовательность фотографий выстроена. Основное содержание-изображение - разбито на главы, темы. При этом тематическое разнообразие фотокниг очень велико.

Фотокнига не привязана к какой-либо экспозиции и не рассчитана на массовую дистрибуцию. По сути, это самый беспечный и анархичный жанр.

Типообразующая функция включает в себя проблему соотношения изображения и слова. Как уже упоминалось, фотография играет ведущую роль в фотокнигах, но формирование необходимого художественного единства во многом зависит от характера и меры соотношения фотографических изображений и слов [4].

Текст в фотокниге выполняет несколько важных задач:

1. Описывает историю или контекст фотографий: текст может содержать описания мест, людей, событий, или передавать чувства и эмоции, связанные с изображениями. Он помогает дополнить визуальную информацию, раскрывая детали и контекст снимков.

2. Создает связь между изображениями: текст может помочь объединить разные фотографии в определенную тему или историю, обеспечивая логическую последовательность и связь между ними.

3. Дополняет информацию: текст может быть использован для объяснения технических деталей, исторических сведений, а также для включения цитат, анекдотов или других текстовых материалов, которые привносят дополнительный смысл и контекст в фотокнигу.

4. Личное выражение: текст может служить средством авторского выражения, если фотокнига создается для личного использования. Автор может включить свои мысли, воспоминания, а также свою точку зрения или комментарии к фотографиям.

Таким образом, текст в фотокниге играет важную роль в том, чтобы сделать издание цельным произведением и позволяет раскрыть историю, эмоции и смыслы, связанные с фотографиями.

Важным фактором считаем то, что некоторые из перечисленных форм словесного текста применимы в фотоальбоме. По форме выражения текст фотоальбома не отличается от текста фотокниги. Отметим, что в друх видах изданий используется вступительная статья, подписи, текстовки и т.д. Однако характеристика проявления этих текстовых форм, их функции абсолютно различны. В фотоальбоме вступительная статья носит характер содержательного обзора, в виде справочника к фотографическому материалу. В ней, зачастую, содержится значительный объем информации по определенному направлению или отдельной области знания, или деятельности, раскрывающей значение и важность изображаемого на фотоснимках. Фрагментарно можем видеть и содержательный комментарий фотографий. В свою очередь в фотокниге вступление дается с целью создания определенного психологического, эмоционального настроя, обращение к целевой аудитории, погружение и готовность ее к восприятию. Во вступлении автор определяет главную мысль произведения. Сами подписи к фотоснимкам, с учетом своей основной функции (пояснения и дополнения), выполяют связующую роль. Связующий характер подписей имеет свою специфику для фотокниги, что и отличает разительно от фотоальбома как вида издания.

Основные задачи текста в фотокниге:

1. Пояснение: текст помогает объяснить контекст, историю и смысл фотографий, раскрывая детали, которые не всегда могут быть ясны изображением.

2. Создание связи: текст помогает связать различные фотографии в общую тему или историю, обеспечивая логическую последовательность и связь между ними.

3. Выражение эмоций и настроения: текст может передавать чувства, эмоции, впечатления, ассоциации, связанные с изображениями, что помогает усилить эмоциональную подачу фотографий.

4. Информативность: текст может содержать технические детали, а также информацию о местах, людях, событиях, что расширяет понимание и осмысление изображений.

5. Личное выражение: текст может служить средством авторского выражения, включая мысли, воспоминания и комментарии автора к фотографиям, добавляя личный оттенок и индивидуальность [7].

Таким образом, основная задача текста в фотокниге - дополнить и обогатить визуальное восприятие фотографий, создавая цельное и интересное издание, способное раскрыть историю, эмоции и смыслы, связанные с изображениями.

Текст фотокниги выполняет основные функции управления структурой, информационной и эстетической функциями восприятия читателя. Фотокниги появились в прошлом веке. Она была назначена на работу профессиональным художником и фотографом.

Начинающие фотографы, таким образом, могли заявить о себе, показать окружающим свои творения.

В настоящее время существует огромное количество разновидностей фотоизданий, как тематических, так и композиционных. Примечательно, что наименование современных видов далеко выходят за рамки ГОСТ 7.60-2020 [1].

К современным номинациям фотоизданий как издательскому продукту относят: «фотобуки», «слимбуки», «принтбуки», а также «ВКбуки», «фотозины», «фототетради» и «фотожурналы». Рассмотрим каждый вид по отдельности.

Фотобук - это книги класса премиум, в твердом переплете, с высоким качеством печати. Как правило, имеют квадратный формат и больше напоминают художественный альбом. Преимуществом является возможность печати на все пространство страницы.

Слимбук - вид фотоальбома, страницы которого печатаются на фотобумаге и приклеиваются на тонкую картонную основу. Помимо снимков, может включать краткий пояснительный текст.

Принтбук - вид фотоальбома, страницы которой напечатаны на мелованной бумаге с ламинацией. В принтбуках всегда используется цифровая печать. Переплет может быть, как твердым, так и мягким. Но все же чаще преобладает твердая обложка с индивидуальным дизайном. Стоит отметить, что это наиболее популярный тип изоизданий.

ВКбук - новая разновидность альбома, состоящего из фотографий, загруженных из ВКонтакте. Особенностью является то, что фотографии располагаются того же размера, качества и цветопередачи, без какой-либо корректировки. Этот вид изоиздания появился в течение последних нескольких лет.

Фотозин - это любительское малотиражное издание на любую тему. Данный вид издания в большей степени имеет форму ручной работы, как правило, создается самим автором, т.е. такой вид издания становится эксклюзивным. Имеет мягкую обложку, а переплет сшивается нитками.

Фототетрадь - это вид фотоальбома, схожий внешне на школьную тетрадь, форма скрепления листов единообразна. Обложка мягкая, на вид как и представленные листы в блоке. Основное отличие это толщина листов может быть выполнена из более толстой бумаги и заламинирована. Внешне фототетрадь очень похожа на фотозин.

Фотожурнал - больше похож на принтбук, только в мягкой обложке. Листы скрепляются термоклеевым способом. Это уникальный формат, позволяющий недорого и очень компактно печатать фотографии для себя или кому-нибудь в подарок.

Таким образом, можно сделать вывод, что современное фотоиздание несет в себе множество разновидностей. Авторы, желая популяризовать угасающий вид, перевоплощают фотоиздание вновые форматы. В то же время, ГОСТ показывает, что все вышеперечисленные номинации относятся к одному типу издания - фотоальбому. Отсюда следует, что авторам не важен ГОСТ. Желая выделиться среди конкурентов, они придумывают новые виды сами. Например, акцентируя внимание на нестандартном формате, дизайнерской обложке, типе скрепления и т.д. Никто не упускает возможности привнести в свою работу что-то свежее, найти новый поворот в, казалось бы, хорошо известном деле. Вместе с тем, обновляются и структурно-содержательные особенности.

Выводы. В условиях современной конкуренции растёт потребность в конвергентных специалистах в сфере издательского дела. Выпускник данного направления подготовки должен обладать различными профессиональными компетенциями и такими как разработка и создание издательского продукта в виде фотоиздания.

Следует отметить, что наиболее важной проблемой на современном издательском рынке является быстрое изменение направления целей чтения - оно больше не является ресурсом культурного формирования, несущим образовательные идеи, а становится все более практичным, отражая насыщенность современной информацией.

Литература:

1. ГОСТ Р 7.0.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Текст: электронный // Техэксперт: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200175699

2. Коханова, Ю.Е. Промоушн печатного издания на информационном рынке / Ю.Е. Коханова // Вестник Московского университета. Сер.: Журналистика. -2000. -№ 6.

3. Кузнецов, Б.А. Экономика и организация издательской деятельности: Учебник для студентов вузов / Б.А. Кузнецов. - М.: ACT: Астрель, 2006.

4. Ланшаков, В.Л. Обеспечение качества издательского процесса / В.Л. Ланшаков // Фундаментальные исследования. -2007. -№ 9. -С. 103-105

5. Маркетинговые исследования издательского рынка: учеб. пособие / Е.В. Ермакова. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. - 108 с.

6. Мильчин, А.Э. Методика и техника редактирования текста : прак- тическое пособие / А.Э. Мильчин. - Москва: Книга, 1972. - 320 с. - URL: http://genling.ru/books/item/fD0/s00/z0000026/st000.shtml (дата обращения: 05.11.2023). - Текст: электронный.

7. Мильчин, А.Э. Подготовка и редактирование аппарата книг: Как сделать книгу удобной для читателя / А.Э. Мильчин. - Москва: Школа издательского и медиа бизнеса: Университетская книга, 2011. - 256 с.

8. Профстандарт 11. - [сайт]. - URL: https://classinform.ru/profstandarty/ll-sredstva-massovoi-informatcii-izdatelstvo-i-poligrafiia.html (дата обращения: 11.11.2023). - Текст: электронный.

9. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И и др. - М.: Издательство МГУП, 2002.

10. Рябинина, Н.З. Технология редакционно-издательского процесса: учебное пособие / Н.З. Рябинина. - М.: Логос, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.