Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ»

Мильченко Е.С. студент Ханнанова Т.Р., к.ю.н.

профессор

ФГБОУВПО «БашкирскийГАУ»

Россия, г.Уфа

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Взятый страной курс на социально-экономическое обновление жизни в России и построение гражданского общества не только предоставляет ответственным работникам в системе государственной службы возможности для проявления инициативы, но также предъявляет высокие требования к уровню их профессионализма и личностным качествам.

Профессиональная компетентность государственного гражданского служащего считается залогом существования сильной развитой страны. Эта компетентность складывается как из качества выполнения должностных обязанностей, так и включает в себя характеристики личности и особенности ее социального поведения. В совокупности это составляет потенциал профессионально-личностного развития работника, который может быть изучен, сформирован и развит [1].

Недостаточность профессионализма и компетентности чиновников государственного аппарата признана официально. Являясь специалистами «широкого профиля», многие из них не обладают соответствующей управленческой, правовой, социально-политической и иной подготовкой. К началу 1910 г. высшее профессиональное образование имели 73% государственных служащих. Это немногим более, чем 100 лет назад. Сегодня в Российской Федерации 40% государственных служащих имеют высшее экономическое образование, 22% - юридическое, 18% - техническое образование. Сохраняется тенденция к увеличению числа чиновников, чья профессиональная подготовка не соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности. Поэтому в федеральной программе ре-формирования государственной службы РФ поставлена задача совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Без ее решения трудно обеспечить подъем экономики, оптимально использовать имеющиеся ресурсы для решения производственных и социальных проблем.

Исполнение государственными служащими должностных полномочий предполагает высокий уровень профессиональной компетентности соответствующих работников и их способность преобразовывать свои знания и опыт в средства решения комплексных производственных задач с гарантированной успешностью [2].

Актуальность данного вопроса определяется, прежде всего тем, что от профессиональной компетентности государственных гражданских служащих

в конечном итоге зависит отношение рядовых граждан страны к власти и поступательный характер развития ее экономики. Эта компетентность складывается как из качества выполнения должностных обязанностей, так и включает в себя характеристики личности и особенности ее социального поведения. В совокупности это составляет потенциал профессионально-личностного развития работника, который может быть изучен, сформирован и развит.

Вместе с тем, представления об эталонном образце компетентности государственного гражданского служащего четко не определены из-за различного его наполнения профессионально значимыми характеристиками и отсутствием выработанных нормативных критериев соответствия заданному образцу. С другой стороны, традиционным для многих работников ГМУ по РБ является отношение к работе как выполнению заданных извне функций и полномочий. Это является препятствием для освоения ими постоянно обновляющегося содержания деятельности в изменяющихся условиях социально-экономической жизни страны.

Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих имеет две сферы проявления: социальный (как фактор укрепления отношений между рядовыми гражданами и властными структурами) и научно-педагогический (как единство функционального знания, ценностного отношения к труду, креативного применения опыта работы и владения профессиональной ситуацией с прогнозом ее развития). Профессиональная компетентность работников ГМУ по РБ представляет собой способность преобразовывать знания и опыт таким образом, чтобы решать производственные задачи с максимально гарантированной успешностью [3].

Профессиональную компетентность государственных гражданских служащих следует рассматривать с двух позиций: социальной и научно -педагогической. Социальный контекст акцентирует значимость компетентности как средства регулирования социальных отношений между рядовыми гражданами и исполнителями государственной внутренней политики. Научно-педагогический контекст создает предпосылки объединения различных теоретических воззрений на сущность изучаемого понятия.

Можно предложить следующую трактовку понятия «профессиональная компетентность государственного гражданского служащего»: это способность принять на себя адекватные должности задачи, на основе анализа производственной ситуации спланировать последовательность действий по достижению заданного результата, преобразовать профессиональные знания и опыт работы в конкретные решения задач любого уровня сложности.

Использованные источники:

1. Абрамова Н.М. Институциональные основы формирования профессиональной компетентности государственных служащих: проблемы и перспективы / Н.М. Абрамова // Предпринимательство. - М.: Ш1 «ИБК»; Международная академия менеджмента, 2009 -№7. - с. 89-94. (0,4 пл.);

2. Абрамова Н.М.Формирование профессиональной компетентности государственных служащих / Н.М. Абрамова // Вестник АКСОР. - М., 2009(7). - № 1. -с. 234-237. (0,5 п.л.);

3. Абрамова Н.М.Профессиональная компетентность как научная категория / Н.М. Абрамова // Вестник АКСОР. - М., 2010(12). - № 1. - с. 211-215. (о,6 пл.).

Оришев А.Б., доктор исторических наук заведующий кафедрой истории и культурологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Россия, г. Москва Андропов З.В.

аспирант кафедры философии и социальных наук

ЕГУ им. И.А. Бунина Россия, г. Елец

ЛИНГВОТЕХНОЛОГИИ КАК КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ

Эффектным культурно-информационным ресурсом для осуществления задач, стоящих перед претендентами на политическую легитимацию являются метафоры. Ещё в 1927 г. основоположник научного направления, изучающего возможности слова в политической пропаганде Г. Лассуэлл предложил метод семантического анализа текстов, позволяющий определить способность тех или иных слов для передачи или искажения смыслов.

Широко обращается к метафорам президент России В.В. Путин. В годы своего первого президентства, пребывая в Германии с дружественным визитом, он на чистом немецком языке обратился к гражданам этой страны, заявив: «немецкий язык - это язык Гете, Гейне, Шиллера». Президент также известен своей любовью к фольклору. Чего только стоит его предупреждение главарям бандформирований, которых «будут мочить в сортире».

Своими метафорами вошёл в историю бывший премьер-министр В.С. Черномырдин. Политологи до сих пор составляют коллекции его «крылатых выражений»: «хотели как лучше, а получилось как всегда», «лучше водки хуже нет», «что говорить о Черномырдине и обо мне», «Если я еврей - чего я буду стесняться. Я, правда, не еврей» [1].

Активно используют метафоры политики, позиционирующие свои оппозиционные настроения к правящему режиму. Стоит вспомнить широко популярные метафоры: «Мыть ноги в Индийском океане», «Борис, ты не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.