Мильченко Е.С. студент Ханнанова Т.Р., к.ю.н.
профессор
ФГБОУВПО «БашкирскийГАУ»
Россия, г.Уфа
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Взятый страной курс на социально-экономическое обновление жизни в России и построение гражданского общества не только предоставляет ответственным работникам в системе государственной службы возможности для проявления инициативы, но также предъявляет высокие требования к уровню их профессионализма и личностным качествам.
Профессиональная компетентность государственного гражданского служащего считается залогом существования сильной развитой страны. Эта компетентность складывается как из качества выполнения должностных обязанностей, так и включает в себя характеристики личности и особенности ее социального поведения. В совокупности это составляет потенциал профессионально-личностного развития работника, который может быть изучен, сформирован и развит [1].
Недостаточность профессионализма и компетентности чиновников государственного аппарата признана официально. Являясь специалистами «широкого профиля», многие из них не обладают соответствующей управленческой, правовой, социально-политической и иной подготовкой. К началу 1910 г. высшее профессиональное образование имели 73% государственных служащих. Это немногим более, чем 100 лет назад. Сегодня в Российской Федерации 40% государственных служащих имеют высшее экономическое образование, 22% - юридическое, 18% - техническое образование. Сохраняется тенденция к увеличению числа чиновников, чья профессиональная подготовка не соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности. Поэтому в федеральной программе ре-формирования государственной службы РФ поставлена задача совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Без ее решения трудно обеспечить подъем экономики, оптимально использовать имеющиеся ресурсы для решения производственных и социальных проблем.
Исполнение государственными служащими должностных полномочий предполагает высокий уровень профессиональной компетентности соответствующих работников и их способность преобразовывать свои знания и опыт в средства решения комплексных производственных задач с гарантированной успешностью [2].
Актуальность данного вопроса определяется, прежде всего тем, что от профессиональной компетентности государственных гражданских служащих
в конечном итоге зависит отношение рядовых граждан страны к власти и поступательный характер развития ее экономики. Эта компетентность складывается как из качества выполнения должностных обязанностей, так и включает в себя характеристики личности и особенности ее социального поведения. В совокупности это составляет потенциал профессионально-личностного развития работника, который может быть изучен, сформирован и развит.
Вместе с тем, представления об эталонном образце компетентности государственного гражданского служащего четко не определены из-за различного его наполнения профессионально значимыми характеристиками и отсутствием выработанных нормативных критериев соответствия заданному образцу. С другой стороны, традиционным для многих работников ГМУ по РБ является отношение к работе как выполнению заданных извне функций и полномочий. Это является препятствием для освоения ими постоянно обновляющегося содержания деятельности в изменяющихся условиях социально-экономической жизни страны.
Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих имеет две сферы проявления: социальный (как фактор укрепления отношений между рядовыми гражданами и властными структурами) и научно-педагогический (как единство функционального знания, ценностного отношения к труду, креативного применения опыта работы и владения профессиональной ситуацией с прогнозом ее развития). Профессиональная компетентность работников ГМУ по РБ представляет собой способность преобразовывать знания и опыт таким образом, чтобы решать производственные задачи с максимально гарантированной успешностью [3].
Профессиональную компетентность государственных гражданских служащих следует рассматривать с двух позиций: социальной и научно -педагогической. Социальный контекст акцентирует значимость компетентности как средства регулирования социальных отношений между рядовыми гражданами и исполнителями государственной внутренней политики. Научно-педагогический контекст создает предпосылки объединения различных теоретических воззрений на сущность изучаемого понятия.
Можно предложить следующую трактовку понятия «профессиональная компетентность государственного гражданского служащего»: это способность принять на себя адекватные должности задачи, на основе анализа производственной ситуации спланировать последовательность действий по достижению заданного результата, преобразовать профессиональные знания и опыт работы в конкретные решения задач любого уровня сложности.
Использованные источники:
1. Абрамова Н.М. Институциональные основы формирования профессиональной компетентности государственных служащих: проблемы и перспективы / Н.М. Абрамова // Предпринимательство. - М.: Ш1 «ИБК»; Международная академия менеджмента, 2009 -№7. - с. 89-94. (0,4 пл.);
2. Абрамова Н.М.Формирование профессиональной компетентности государственных служащих / Н.М. Абрамова // Вестник АКСОР. - М., 2009(7). - № 1. -с. 234-237. (0,5 п.л.);
3. Абрамова Н.М.Профессиональная компетентность как научная категория / Н.М. Абрамова // Вестник АКСОР. - М., 2010(12). - № 1. - с. 211-215. (о,6 пл.).
Оришев А.Б., доктор исторических наук заведующий кафедрой истории и культурологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Россия, г. Москва Андропов З.В.
аспирант кафедры философии и социальных наук
ЕГУ им. И.А. Бунина Россия, г. Елец
ЛИНГВОТЕХНОЛОГИИ КАК КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ
Эффектным культурно-информационным ресурсом для осуществления задач, стоящих перед претендентами на политическую легитимацию являются метафоры. Ещё в 1927 г. основоположник научного направления, изучающего возможности слова в политической пропаганде Г. Лассуэлл предложил метод семантического анализа текстов, позволяющий определить способность тех или иных слов для передачи или искажения смыслов.
Широко обращается к метафорам президент России В.В. Путин. В годы своего первого президентства, пребывая в Германии с дружественным визитом, он на чистом немецком языке обратился к гражданам этой страны, заявив: «немецкий язык - это язык Гете, Гейне, Шиллера». Президент также известен своей любовью к фольклору. Чего только стоит его предупреждение главарям бандформирований, которых «будут мочить в сортире».
Своими метафорами вошёл в историю бывший премьер-министр В.С. Черномырдин. Политологи до сих пор составляют коллекции его «крылатых выражений»: «хотели как лучше, а получилось как всегда», «лучше водки хуже нет», «что говорить о Черномырдине и обо мне», «Если я еврей - чего я буду стесняться. Я, правда, не еврей» [1].
Активно используют метафоры политики, позиционирующие свои оппозиционные настроения к правящему режиму. Стоит вспомнить широко популярные метафоры: «Мыть ноги в Индийском океане», «Борис, ты не