Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности "Социальная педагогика и самопознание"'

Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности "Социальная педагогика и самопознание" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / "РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА" / "WORK WITH CHILDREN AT RISK" / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / THE TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Хрущев Виктор Александрович

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей группы риска. Проблема организации работы с детьми подобной категории является одной из самых важных и актуальных проблем не только современного Казахстана, но и всей мировой психолого-педагогической теории и практики. Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности педагогов, психологов по оказанию помощи детям группы риска, возможно лишь при условии наличия профессионалов, специалистов с необходимым набором компетенций. Изменения, происходящие в образовании, нацелены на решение задачи подготовки специалиста, который может спроектировать собственную деятельность в различных ситуациях, умеет определять проблемное поле и вырабатывать собственную стратегию, пути решения. Реформа содержания образования обуславливает необходимость усиления практической подготовки студентов вуза к реализации новых профессиональных задач, направленности образовательного процесса на активное всестороннее развитие и саморазвитие личности. В связи с этим актуальным является профессиональное становление студентов вуза, которое расширяет возможности развития их личности. Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации детей группы риска, требует уточнения базовых позиций, как в выборе методов диагностики, так и в построении всей системы мероприятий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Хрущев Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN WORK WITH CHILDREN AT RISK STUDENT SPECIALTY "SOCIAL PEDAGOGY AND SELF-KNOWLEDGE"

Currently, there is a steady trend of growth in the number of children at risk. The problem of the organization of work with children this category is one of the most important and urgent problems not only of modern Kazakhstan, but also the entire world of psycho-pedagogical theory and practice. The optimal solution of all complex issues that arise in the practice of teachers, psychologists to assist children at risk, is possible only subject to the availability of professionals and specialists with the necessary set of skills. Changes taking place in education, aimed at solving the problem of training a specialist who can design their own activities in different situations, is able to determine the problem field and to develop its own strategy and solutions. The reform of educational content necessitates strengthening the practical training of students of high school to implement new professional challenges focus of the educational process on the active all-round development of personality and self-development. In this regard, relevant is the professional development of high school students, which enhances the development of their personality. The optimal solution of all complex issues that arise in practical activities to assist in the social adaptation of children at risk, requires clarification of basic positions, both in the choice of diagnostic methods, and in the construction of the whole system of measures to ensure the effective psychological and educational impact.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности "Социальная педагогика и самопознание"»

INDEPENDENT WORK TEACHERS DURING TRAINING AS MAIN CONDITION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

© 2015

S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Pedagogy» North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan) N.K. Batyrbaeva, head center level program

The branch of «National Centre of Excellence» leading and «Institute for Advanced Studies teaching staff of the North Kazakhstan region of Kazakhstan, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Abstract. The changes taking place in education, aimed at solving the problem of training a specialist who can design their own activities in different situations, able to define the problem field and to develop its own strategy and solutions. For teacher training institute to develop the technology becomes an important organization of independent work of teachers at the level of the modern development of science (to select and structure the content, methods and means of the organization of independent work, allowing to provide self-development of personality); ensure the formation of a professional culture based on an independent professional work; Training topics linked with the strengthening of the practical orientation of training, etc. Modern professional education puts new demands on the professional development of the teacher and his personal qualities. Among dominant - professional knowledge and skills, the ability to apply knowledge variability in the new environment, initiative, communication skills, creative activity, readiness for continuous self-development. Professional development is due to external conditions, which affect the internal conditions - social and professional experience. Factor of personal and professional development is a leading educational and professional and professional activities. One of the most effective teaching methods that allow to implement new goals of education and improve the skills of the competitive expert in conditions of changing requirements of the labor market appears independent work.

Keywords: professional competence, professional development, training, self-study, pedagogical conditions of professional development of teachers.

УДК 370.179

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И САМОПОЗНАНИЕ»

© 2015

С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» В.А. Хрущев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)

Аннотация. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей группы риска. Проблема организации работы с детьми подобной категории является одной из самых важных и актуальных проблем не только современного Казахстана, но и всей мировой психолого-педагогической теории и практики. Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности педагогов, психологов по оказанию помощи детям группы риска, возможно лишь при условии наличия профессионалов, специалистов с необходимым набором компетенций. Изменения, происходящие в образовании, нацелены на решение задачи подготовки специалиста, который может спроектировать собственную деятельность в различных ситуациях, умеет определять проблемное поле и вырабатывать собственную стратегию, пути решения. Реформа содержания образования обуславливает необходимость усиления практической подготовки студентов вуза к реализации новых профессиональных задач, направленности образовательного процесса на активное всестороннее развитие и саморазвитие личности. В связи с этим актуальным является профессиональное становление студентов вуза, которое расширяет возможности развития их личности. Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации детей группы риска, требует уточнения базовых позиций, как в выборе методов диагностики, так и в построении всей системы мероприятий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое воздействие.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное становление, «работа с детьми группы риска», подготовка будущих социальных педагогов, учебно-профессиональная деятельность.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях нарастающей глобализации социально-экономической и культурно-политической жизни мирового сообщества изменяется и научная парадигма современного образования. Все более актуальной становится компетентност-ная ориентация образовательного процесса, нацеленного сегодня на формирование практически применимых комплексных навыков, умений и знаний. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научной литературе профессиональное становление, которое обеспечивает эффективность профессиональной деятельности,

рассматривается как часть общего развития личности. Педагогический аспект проблемы профессионального становления охарактеризован в трудах Е.С. Галаховой [2], Н.В. Горновой [3], Н.А. Ермолаевой [4], Н.В. Кузьминой [5], 3.Р. Максимовой [6], В.А. Сластенина [7] и др. Психологический аспект исследуется Э.Ф. Зеером [8], Т.В. Кудрявцевым [9], Е.А. Климовым [10], Л.М. Митиной [11], Ю.П. Поваренковым [12], рассматривающими личность в качестве объекта развития, а социальную ситуацию и ведущую деятельность - как основания профессионального развития. Профессиональное становление обусловлено внешними условиями, на которые влияют внутренние условия - социальный и профессиональный опыт. Факторами личностного и профессионального развития является ведущая учебно-профессиональная и профессиональная деятельность. Рассматривая теоретические положения о процессе профессионального становления личности, мы изучили зарубежный и отечественный опыт по профессиональному становлению студентов вуза. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что становление и разви-

тие личности представляет собой многоэтапный процесс взросления человека (Б.Г. Ананьев [13], В.А. Петровский [14] и др.), включения его в социум (К.А. Абульханова-Славская [15], А.Н. Леонтьев [16], В.Н. Мясищев [17], С.Л. Рубинштейн [18] и др.), самосовершенствования, самоосуществления, самоактуализации, самореализации личности в жизнедеятельности (А. Маслоу [19], К. Роджерс [20] и др.).

Многочисленные исследования, посвященные становлению профессионала, обусловливают множественность представлений о данном процессе. Мы полагаем, что основной путь получения обобщенного представления о профессиональном становлении личности заключается в рассмотрении и интеграции множества определений данного процесса. В современных условиях особую ценность приобретают такие качества личности, как умение менять стиль поведения, умение чутко реагировать на меняющиеся социальные требования, умение включаться в профессиональные отношения [21]. В современной ситуации социально-экономических изменений в нашем обществе повысился спрос на социально-активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию [22].

Формирование целей статьи (постановка задания). В настоящей статье рассматриваются проблемы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, в частности, важно выявить способы формирования профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С целью формирования профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска преподавателями кафедры «Педагогика» были разработаны элективные дисциплины, направленные на формирование умений работать с детьми группы риска, будущих социальных педагогов, обучающихся по специальности 5В012300 - «Социальная педагогика и самопознание». Во всех УМКД, рабочих учебных программах и силла-бусах предусмотрен пункт «Общие сведения», в котором указываются результаты обучения. Результаты обучения формулируются преподавателями, ведущими данные дисциплины, в виде компетенций в соответствии с Дублинскими дескрипторами. В таблице 1 приведены цели и задачи курсов, направленных на формирование умений работы с детьми группы риска.

Таблица 1 - Формирование у обучающихся профессиональной компетентности

Дисциплина Цель курса Формирование у обучающихся профессиональной компетентности Экзаменационный материал

1 Особенности работы социального педагога с неуспевающими школьниками Формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста; овладение организационно-педагогическими основами работы с неуспевающими школьниками Работа социального педагога по выявлению причин школьной неуспеваемости -Особенности социальной работы с различными типами неуспевающих школьников Практические вопросы направлены на выявление умений обучающихся охарактеризовать неуспевающих школьников по разным критериям, дать характеристику педагогическим ситуациям

2 Теория и практика дополнительного образования Развитие профессиональной компетентности студента посредством освоения им знаний и умений, необходимых для решения практических задач по реализации воспитательной функции дополнительного образования школьников Овладение способами и умениями, необходимыми для решения основных практических задач социального педагога и учителя самопознания по воспитанию школьников в системе дополнительного образования Рассмотрение организации опыта учащихся в театральных, музыкальных и хореографических студиях; -организация кружковой работы на станциях юных туристов и натуралистов; в квазипрофессиональном клубе;

3 Основы управленческой деятельности в сфере образования и досуга молодежи Формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков по разработке, принятию, оптимизации и организации выполнения различных управленческих решений Научно подходить к пониманию общей сути управленческих проблем, функций и процессов, уметь организовать и проанализировать коммуникативные процессы и процессы принятия управленческих решений. -Приобрести практические навыки организационно-личностного взаимодействия в группе - Овладеть особенностями и закономерностями управленческого общения Вопросы направлены на выявление знаний об эффективных приемах и методах разработки, выбора, оптимизации, реализации, оценки управленческих решений, развитие способностей к творческому мышлению, позволяющему принимать решения в различных ситуациях в условиях неопределенности и риска

4 Технология конструирования индивидуальной образовательной траектории в инклюзивном образовании Расширение и углубление представлений о психофизиологических механизмах нарушений развития, осмысление новых способов особенностей их обучения и воспитания -Владение приёмами и методами диагностики нарушений психо-физического развития, развития устной и письменной речи. - умение применять методы и приёмы коррекцион-ного и профилактического воздействия, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей группы «риска» -Организация педагогического сопровождения инклюзивного образования; -Измерение и оценка достижений ребенка; -Технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить основные трудности (проблемы), наиболее характерные для современных детей - повышенная агрессивность, мобильная и Интернет-зависимости, тревожность, гиперактивность, застенчивость.

Дисциплины «Особенности работы социального педагога с неуспевающими школьниками», «Технология конструирования индивидуальной образовательной траектории в инклюзивном образовании», «Девиантология» в некоторой степени могут рассматриваться как определенная интеграция знаний студентов, полученных ими в период обучения на бакалавриате при изучении дисциплин - «Психология развития», «Социальная педагогика», «Основы коррекционной педагогики». Между тем, при разработке дисциплин основной акцент делается на последних, современных достижениях в науке, практической ориентированности дисциплин - знакомство студентов с конкретными диагностическими, превентивными, коррекционными программами, составленными в соответствии с требованиями и готовыми для применения в практической деятельности. При изучении данных дисциплин раскрываются основные рабочие категории дисциплины - понятие «дети группы риска», его содержание, составляющие, общие механизмы, причины возникновения нарушений в поведении детей; исторический аспект проблемы в отечественной и зарубежной науке.

Изучение дисциплины «Технология конструирования индивидуальной образовательной траектории в инклюзивном образовании» предполагает анализ концепции педагогического сопровождения в социально-педагогической теории и практике; рассмотрение влияния семьи, семейного воспитания на формирование

личности ребенка, возможности организации работы с семьями, воспитывающими детей группы риска.

Наиболее целесообразно и оправдано, на наш взгляд, в подобной ситуации обращение к парадигме педагогического сопровождения.

Анализ работ современных исследователей (М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева) позволяет рассматривать сопровождение как достаточно перспективную и с точки зрения осмысления целей и задач социально-педагогической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельность социального педагога, которая, на наш взгляд, в настоящее время достаточно успешно внедряется и реализуется при разработке основных направлений деятельности социального педагога с детьми, в силу разных причин и обстоятельств, попавших в категорию группы риска [23].

Не менее важным в деятельности социального педагога является грамотная организация работы с семьей вообще и с семьей, воспитывающей ребенка группы риска, в частности.

Сущность социально-педагогического сопровождения детей группы риска состоит в использовании потенциала воздействия всех реалий, определяющих существование и развитие человека [24; 25; 26]. В связи с этим большое значение при подготовке специалистов уделяется формированию компетенций, связанных с работой с семьей.

В процессе подготовки бакалавров образования по специальности 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание» и изучении студентами элективных дисциплин предусматривается формирование основных компетенций, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Направленность элективных дисциплин на формирование компетенций

Название элективной дисциплины Достижение компетенций Отражение современных достижений в области науки Актуальность и соответствие требованиям современного рынка труда

Здоровье- сберегающая технология -овладение современными технологиями и методами здоровьесбережения в социальных областях жизнедеятельности детей; способность продемонстрировать проектировочную компетенцию в здоровьесберегающих технологиях в отношении детей разного возраста в условиях различных социальных сред; Отражает современные концепции и нормативно-правовые регуляторы охраны здоровья детей и подростков. Содействует формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования, применения здоровьесберега-ющих технологий в различных социальных средах

Педагогическая коррекция Способствует овладению знаниями: научно-теоретических основ педагогической коррекции; сущности кор-рекционно-педагогической деятельности; системы методов коррекционной педагогики. Умениями: Предупредительного воздействия на социальное поведение личности с целью профилактики возможных проблем в социально-педагогическом взаимодействии. Отражает научно-теоретические основы современной коррек-ционной работы, как области научно-педагогического знания. Способствует формированию профессиональной и личностной готовности к работе с лицами, имеющими ограниченные возможности развития, и овладение научно-теоретическими основами коррекцион-ной работы

Социальная адаптация и реабилитация в условиях инклюзивного образования Способствует овладению методами и путями психолого-педагогической коррекции и помощи лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе. Применение существующих моделей инклюзивного образования в мире в условиях казахстанской школы Отражает научно-теоретические основы адаптации и реабилитации в условиях современного инклюзивного образования в Казахстане Способствует формированию знаний и умений по социальной адаптации и реабилитации, прогнозирования дальнейшего развития,

Технология социально-педагогической работы Способствует применению педагогических технологий организации познавательной деятельности учащихся согласно содержанию конкретных педагогических технологий, осуществлению корректирующих воздействий на познавательную деятельность учащихся, организации и осуществлению педагогического мониторинга Определение цели социальнопедагоги-ческой деятельности в рамках функционирования современной системы образования Готовит бакалавра социальной педагогики и самопознания в соответствии с особенностями объекта его деятельности, практической работы в различных сферах жизнедеятельности людей

При изучении данных дисциплин использовались кейс-технологии, обеспечивающие самостоятельную работу каждого студента, возможность осуществлять контроль собственных знаний, что позволяет будущим бакалаврам убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесообразности и возможности использования в профессиональной деятельности. Разработке курсов предшествовало анкетирование студентов, позволившее выделить наиболее проблемные участки.

Специфика проблемы мобильной и Интернет-аддикций требует специального обучения специалистов, их готовности к профилактической деятельности. По мнению современных исследователей (С.С. Амирова, З.А. Малькова и др.), повышению эффективности профилактической работы способствует наличие у социального педагога чувства такта, деликатности, эмоциональной сдержанности, гибкости поведения, общительности, умения создать психологический комфорт, профессионально использовать как вербальные, так и невербальные формы общения, уважать детей и считаться с их мнением.

При подготовке специалистов к работе с тревожными детьми акцент делается на том, что профилактика и преодоление тревожности у детей должны носить не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентирован-ный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка [27].

Положительные отзывы студентов, а также высказанное ими пожелание о создании учебно-методического пособия в форме рабочей тетради социального педагога, еще раз доказывают необходимость, эффективность и целесообразность изучения элективных дисциплин, направленных на формирование умений работать с детьми группы риска на основе конструктивного диалога, определенного обмена опытом, с обсуждением и решением проблем и трудностей, с которыми приходится иметь дело современным социальным педагогам.

Особая роль в подготовке бакалавров специальности «Социальная педагогика и самопознание» к работе с детьми группы риска отводится выполнению студентами курсовых и дипломных работ. Важно при этом отметить, что разработанная преподавателями кафедры тематика курсовых и дипломных работ отражает самые различные аспекты социально-педагогической работы с данной категорией детей.

В процессе выполнения научного исследования студенты систематизируют, закрепляют и расширяют теоретические знания социальной и педагогической подготовки; совершенствуют навыки самостоятельного решения социально-педагогических задач; развивают навыки ведения самостоятельной социально-педагоги-ческой и научной работы; овладевают методами проведения экспериментальной работы при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем. При выполнении дипломной работы самое серьезное внимание отводится разработке и реализации содержания опытно-экспериментальной работы, поскольку от неё зависит достоверность данных о состоянии и динамике развития исследуемых явлений по изучаемой теме. В ходе опытно-экспериментальной работы студенты чаще всего применяют метод экспериментального психолого-педагогического изучения в виде констатирующего и обучающего (формирующего) экспериментов. Констатирующий эксперимент дает представление о состоянии изучаемого явления на данный момент и причинах имеющихся недостатков.

Формирующий эксперимент бывает направлен на достижение цели исследования. Именно на этом этапе происходит практическая наработка умений и навыков работы с категорией детей группы риска. Студенты разрабатывают содержание формирующих или коррекци-онных программ с конкретной группой детей. Они вво-24

дят в реальную традиционную практику работы новые прогрессивные приемы и технологии, создают оригинальные модели построения учебного (воспитательного, коррекционного) процесса, определяют и доказывают эффективность использования условий социально-педагогического сопровождения различных возрастных групп школьников, разрабатывают адресные (для классных руководителей, родителей, школьников) методические рекомендации. На контрольном этапе происходит интерпретация полученных данных.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Наши исследования показали, что эффективное функционирование и дальнейшее совершенствование развития профессиональной компетентности студентов вуза будут обеспечены, если соблюдаются следующие организационно-педагогические условия:

- научно-методическое обеспечение развития профессиональной компетентности при изучении элективных дисциплин; создание организационной структуры поддержки самопознания и самоанализа педагогического опыта;

- обеспечение мотивации студентов к процессу развития профессиональной компетентности при работе с детьми группы риска; индивидуальный комплекс личностных и мотивационных характеристик, обеспечивающих интеллектуальное и психологическое становление специалиста;

- формирование ценностных отношений к образованию, к профессии; формирование жизненных планов студентов, информированность о содержании профессии, представление о перспективах профессии, отношение к престижности профессии);

- мотивационные условия (заинтересованность в социальных проблемах, личный интерес человека, возможность проявить свои способности интересы, желание развития выбранной сферы деятельности, получение психологических выгод, решение собственных проблем, желание быть нужным людям, желание заниматься этой деятельностью);

- деятелъностные условия: формирование образовательных потребностей, привлекательности содержания образования, реальная возможность применить свои знания на практике, возможность трудоустройства)

-организация учебно-профессиональной деятельности, являющейся важнейшим условием стимулирования и управления внутренним процессом профессионального становления студентов; теоретически разработанная база - программы, пособия, методические рекомендации, дополняющие содержание учебных программ;

Таким образом, для построения учебного процесса необходимо знать и учитывать организационно-педагогические условия, влияющие на выбор профессии в целом и на профессиональное становление, в частности. Различное сочетание перечисленных условий определяет направленность деятельности человека в широком смысле и его профессиональное становление как частное явление. Ориентация студентов на будущую специальность должна опираться формы и средства профессиональной ориентации студентов, которые зависят от специфики учебного заведения, целей и задач обучения, социально-педагогических условий организации учебной деятельности, материально-технических возможностей учебного заведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» - Основные направления деятельности Правительства РФ. М., 2008.

2. Галахова Е.С. Профессиональное становление студентов в процессе воспитательной деятельности колледжа // Среднее профессиональное образование, 2010. № 6. С. 48 - 50.

3. Горнова Н.В., Железовская Г.И. Профессионально-личностное становление будущего учителя. Монография. Балаково, 1999. 108 с.

4. Ермолаева H.A. Проблемы в становлении профессионализма педагога // Журнал прикладной психологии, 2005. № 4. С. 2 - 7.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 2013. 119 с.

6. Максимова З.Р. Особенности профессионального становления студентов в системе СПО // Среднее профессиональное образование, 2013. № 12. С. 6б - 68.

7. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 2013. 224 с.

8. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2012. 170 с.

9. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 2013. № 2. С. 51 - 59.

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 304 с.

11. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования, 2014. № 7 - 8. С. 40 - 45.

12. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2012. 160 с.

13. Жумабаева П.Ж. Проблемы персонификации и социализации личности в современных условиях.// Бшм-Образование, 2010. №2. С.112.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2014. 339 с.

15. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2013. 512 с.

16. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2011. 299 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2. М.: Смысл: AcademiA, 2013. 346 с

18. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. // Проблемы личности. Москва - Воронеж, 2014. С. 342 - 353.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 713 с.

20. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М., 2012. С. 110 - 120.

21. Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности: Материалы к пятому заседанию методологического семинара 8 февраля 2005 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013. 92 с.

22. Кабдыкайырулы К.К., Нургалиева Д.К. Реализация условий формирования профессиональной компетентности студентов в период педагогической практики.// Бшм-Образование, 2010. №3. С.69.

23. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М., 2006. 320 с.

24. Федотова Е.Л., Деревцова Е.Н. Готовность к партнерским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 263-267.

25. Севенюк С.А., Парфенова Т.А. Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 35-37.

26. Заворотченко Л.А. Социально-педагогические подходы к формированию социально зрелой личности старшеклассника // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 66-69.

27. Заваденко Н.Н. Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. М., 2008. № 1. С.43 - 49.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN WORK WITH CHILDREN AT RISK STUDENT SPECIALTY « SOCIAL PEDAGOGY AND SELF-KNOWLEDGE»

© 2015

S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Pedagogics V.A. Khrushchev, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Pedagogics

North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Abstract. Currently, there is a steady trend of growth in the number of children at risk. The problem of the organization of work with children this category is one of the most important and urgent problems not only of modern Kazakhstan, but also the entire world of psycho-pedagogical theory and practice. The optimal solution of all complex issues that arise in the practice of teachers, psychologists to assist children at risk, is possible only subject to the availability of professionals and specialists with the necessary set of skills. Changes taking place in education, aimed at solving the problem of training a specialist who can design their own activities in different situations, is able to determine the problem field and to develop its own strategy and solutions. The reform of educational content necessitates strengthening the practical training of students of high school to implement new professional challenges focus of the educational process on the active all-round development of personality and self-development. In this regard, relevant is the professional development of high school students, which enhances the development of their personality. The optimal solution of all complex issues that arise in practical activities to assist in the social adaptation of children at risk, requires clarification of basic positions, both in the choice of diagnostic methods, and in the construction of the whole system of measures to ensure the effective psychological and educational impact.

Keywords: professional competence, professional development, «work with children at risk», the training of future social workers, educational and professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.