Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка как результат высшего образования'

Формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка как результат высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2012
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Ольга Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме определения понятия «профессиональная компетентность учителя иностранного языка ». Автор рассматривает различные существующие трактовки данного понятия применительно к специальности учитель иностранного языка. Определяя структуру данного понятия автор указывает на стратегию подготовки студентов к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка как результат высшего образования»

Методика преподавания языка

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. Е. Молчанова

Статья посвящена актуальной проблеме определения понятия «профессиональная компетентность учителя иностранного языка». Автор рассматривает различные существующие трактовки данного понятия применительно к специальности учитель иностранного языка. Определяя структуру данного понятия автор указывает на стратегию подготовки студентов к педагогической деятельности.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетент-ностный подход в образовании, структура профессиональнопедагогической компетентности учителя иностранного языка.

Тенденции развития современного общества требуют модернизации образования. Образовательный процесс в педагогическом вузе претерпевает существенные изменения и все большую актуальность приобретает «компетентностный подход, который предполагает существенные системные преобразования, затрагивающие преподавание учебного предмета, его содержание, оценивание, использование образовательных технологий» [2. С. 87]. Компетенции не являются раз и навсегда данными образованиями. Для них характерно постоянное развитие и обновление. Развитие компетенций зависит от изменяющихся условий и требований общества, а также от ценностных установок [1. С. 67].

В контексте модернизации образования « профессиональная компетентность» рассматривается как показатель качества подготовки выпускников вузов и определяется как готовность выпускника к решению типовых профессиональных задач в зависимости от уровня образования. Применительно к профессиональной подготовке учителя данное понятие конкретизируется, и в качестве основной цели обучения выдвигается формирование профессионально-педагогической компетентности. Этот термин наиболее полно и точно отражает спец-

169

Lingua mobilis №3 (22), 2010

ифику деятельности учителя, которая осуществляется в двух направлениях: преподавание предмета и развитие учащихся, воспитание их личностных качеств. Первое составляет специальность конкретного учителя, второе - суть его профессии, инвариантная составляющая собственно педагогической деятельности. Иными словами, формирование профессионально- педагогической компетентности учителя является конечной целью обучения студентов в вузе.

Интерес к проблеме определения понятия « профессиональная компетентность» не затихает в силу того, что авторы не могут придти к единой трактовке данного понятия. Вопросами профессиональных компетенций и профессиональной компетентности занимались и занимаются такие известные ученые , как Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, М.А. Чошанов др. Профессиональную компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития его личности и культуры человека, как сложную единичную систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, профессиональное самообразование (А.К. Маркова), способность к актуальному выполнению деятельности (М.А. Чошанов), единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности (В.А. Сластенин).

Далее мы рассмотрим несколько трактовок понятия «профессиональная компетентность» учителя.

А.П. Акимова трактует профессиональную компетентность учителя как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой - в широком смысле.

В качестве основных элементов педагогической компетентности Н.В. Кузьмина выделяет:

- специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины;

- методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

- психолого-педагогическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

- рефлексию педагогической деятельности или аутопсихологическую компетентность.

И.Л. Перестронина, ссылаясь на В.В. Сафонову, Е.Н. Солово-ву, К.С. Махмурян, указывает, что профессиональная компетент-

170

Методика преподавания языка

ность учителя представляет собой совокупность профессиональнопедагогических компетенций, в которую входят:

1) социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

2) коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

3) общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

4) предметная компетенция в сфере учительской специальности;

5) профессиональная самореализация [5].

А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную.

1. Специальная или деятельностная профессиональная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умений применять их на практике.

2. Социальная профессиональная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профессиональная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профессиональная компетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности [7].

Структуру профессиональной педагогической компетентности учителя иностранного языка можно представить следующим образом:

- общепедагогическая (психолого-педагогическая и методическая);

- общекультурная и филологическая;

- коммуникативная.

171

Lingua mobilis №3 (22), 2010

Под общекультурной компетенцией понимают широкую общегуманитарную подготовку учителя, его кругозор, общий уровень культуры и образованности. Филологическая компетенция в широко смысле предполагает высокий уровень владения родным языком как средством общения, свидетельствует об общекультурном уровне учителя. Филологическая компетенция в узком смысле соотносится с владением иностранным языком, связана с лингвистической и лингвострановедческой подготовкой учителя, поэтому ее целесообразно отнести к коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимают способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетенция отражает уровень владения языком, представляет собой «способность осуществлять общение посредством языка, т.е. передавать свои мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно использовать систему языковых речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуацией общения. Коммуникативная компетенция не является личностной характеристикой человека; ее сформирован-ность проявляется в процессе общения». В новом стандарте компоненты коммуникативной компетенции зафиксированы следующим образом: речевая, языковая (лингвистическая), социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная. Коммуникативная компетенция в иностранном языке имеет независимый характер, ею может владеть человек любой профессии. Следовательно, высокий уровень развития коммуникативных умений не является показателем профессионального уровня учителя иностранного языка без владения психолого-педагогической и методической компетенциями. Психолого-педагогическая компетенция связана с владением учителем широким спектром знаний в области психологической и педагогической наук и умениями применять эти знания в педагогической практике в процессе планирования и проведения урока и различных внеклассных мероприятий, при общении с учащимися, их родителями, в педагогическом коллективе. Методическая компетенция , входя в состав общепедагогической, позволяет учителю эффективно обучать конкретному неродному для них языку и определяется как способность обучать иностранному языку с учетом целей и условий, а также возраста, уровня обученности и индивидуальных особенностей обучающихся [6. С. 78-79].

172

Методика преподавания языка

К.С. Махмурян придерживается мнения, что структура профессиональной компетенции учителя иностранного языка представляет собой синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, совокупность знаний, умений, навыков и способностей, реализуемых через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную, и управленческую компетенции [3. С. 75].

Г.А. Китайгородская предлагает другой набор составляющих профессиональной компетенции учителя иностранного языка:

- методическая компетенция;

- психолого-педагогическая компетенция;

- социально-психологическая компетенция;

- лингвосоциокультурная компетенция;

- педагогическое мастерство;

- профессиональная рефлексия [3. С. 75].

Различные авторы рассматривают современного учителя как главный ресурс обеспечения устойчивого развития образования. Сегодня учитель должен освоить новую, практико-преобразующую компетенцию, которая вносит новые аспекты в понимание сущности профессионализма педагога. Это связано с тем, что в системе образования, и языкового образования в частности, решаются такие сложные задачи, как выбор новой педагогической парадигмы, перестройка личностной ценностно-смысловой сферы, системы индивидуальной профессиональной деятельности педагога.

Н.Ф. Коряковцева отмечает изменение роли и статуса учителя в ХХ! веке и выдвигает новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя иностранного языка, к его профессиональным и личностным качествам. Эти требования включают: способность самостоятельно и критически мыслить; открытость педагогическим инновациям; способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования (т.е. к постоянно меняющимся условиям социальной и профессиональной среды); умение решать новые проблемы и брать на себя профессиональную ответственность; способность к автономии и социальной активности; способность к профессиональной рефлексии, исследовательской и творческой деятельности; способность к профессиональному самообразованию и саморазвитию [3. С. 75].

По мнению авторов «Содержания и методики проведения аттестации профессиональной деятельности учителя иностранного язы-

173

Lingua mobilis №3 (22), 2010

ка» В.И. Блинова, К.С. Махмурян, Е.Н. Солововой, профессиональная компетентность учителя иностранного языка представляет собой синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через:

- коммуникативную компетенцию в области родного и иностранного языков, базирующуюся на лингвистической (фонетические, грамматические, лексические и орфографические навыки), социокультурной (знания о стране изучаемого языка, нормах поведения и культуры), дискурсивной (умение логически строить общение), стратегической (умение прогнозировать трудности в общении) компетенциях;

- филологическую компетенцию, включающую языковедческую, литературоведческую, риторическую, культуроведческую компетенции;

- психолого-педагогическую компетенцию (знания базовых психологических и педагогических понятий, возрастных особенностей учащихся, формирование речи, общения, учебного процесса, педагогических технологий, научно-исследовательские навыки, педагогические качества, такие, как открытость, любовь к детям, способность к творческой деятельности);

- социальную компетенцию (готовность вступать в общение, слушать и слышать собеседника, умение выбрать соответствующий набор языковых средств в соответствии со статусом и социальной ролью адресата);

- методическую компетенцию, включающую методологические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами языкового,, психологопедагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения иностранным языкам, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, особенностей аудитории, умения адаптировать учебные материалы);

- компенсаторную компетенцию (умение спрогнозировать и преодолеть коммуникативные, филологические, психологопедагогические, социальные, методические трудности в случае отсутствия требуемых знаний, умений и навыков);

- общекультурную компетенцию;

174

Методика преподавания языка

- педагогическое и языковое мышление, включающее методологическое, тактическое и оперативное мышление;

- личностные качества, включающие моральные, нравственные, деловые [4].

Важное место в структуре профессиональной компетентности учителя иностранного языка занимают его мировоззрение, способность к рефлексии, саморазвитию, самосовершенствованию, его духовные ценности, культура речи и поведения, культура внешнего вида.

Процесс формирования профессиональной компетентности имеет перманентный, непрерывный характер и на каждом этапе ей присущи определенные особенности выполнения профессиональной деятельности, что дает возможность выделить уровни ее формирования, описать их, с тем, чтобы можно было измерить и произвести оценку эффективности работы учителя.

Список литературы

1. Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // ИЯШ.

2008. №8. С.67-70.

2. Безукладников, К. Э. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // ИЯШ. 2009. №6. С.87-92.

3. Белоножкина, Е. Г. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка // ИЯШ.

2009. №5. С.74-77.

4. Блинов, В. И. Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя иностранных языков среднего общеобразовательного учебного заведения. URL: http:// www.curator.ru/pedagog/blinov. html

List of literature

1. Bezukladnikov, K. E. Profes-sional'nyj portfolio kak sredstvo formirovaniya professional'noy kompetentnosti buduschego uchite-lya inostrannogo yazyka // IYaSh.

2008. №8. S.67-70.

2. Bezukladnikov, K. E. Otsenka professional'noy kompetentnosti buduschego uchitelya inostran-nogo yazyka // IYaSh. 2009. №6. S.87-92.

3. Belonozhkina, E. G. Profes-sional'naya kompetentsiya uchite-lya inostrannogo yazyka // IYaSh.

2009. №5. S.74-77.

4. Blinov, V. I. Soderzhanie i me-todika provedeniya attestatsii professional'noy deyatel'nosti uchitelya inostrannyh yazykov srednego obscheobrazovatel'nogo uchebnogo zavedeniya. URL: http://www.curator.ru/pedagog/ blinov.html

175

Lingua mobilis №3 (22), 2010

5. Козырева, О. А. Феноменология профессиональной компетентности учителя. Educational Technology and Society. 2008. № 11.

6. Колесникова, И. Л. Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка: характеристика и структура // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам: сб. статей. СПб. : Каро, 2007. С.77-83.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

5. Kozyreva, O. A. Fenomenologi-ya professional'noy kompetentnosti uchitelya. Educational Technology and Society. 2008. № 11.

6. Kolesnikova, I. L. Professional'no-pedagogicheska-ya kompetentnost' uchitelya inos-trannogo yazyka: harakteristika i struktura // Traditsii i innovatsii v metodike obucheniya inostrannym yazykam: sb. statey. SPb. : Karo, 2007. S.77-83.

7. Markova, A. K. Psihologiya pro-fessionalizma. M. : Mezhdunaro-dnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996. 312 s.

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.