Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских колледжей на занятиях по фармацевтической химии'

Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских колледжей на занятиях по фармацевтической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских колледжей на занятиях по фармацевтической химии»

В финале урока снова обратимся к личностным взглядам учащихся. Теперь им будет легче рассуждать по вопросу, что есть для них любовь и чем она является для И. Бунина и его героини. В контексте беседы по данной проблеме обратимся и к эпиграфу урока. Согласны ли учащиеся с А. Михайловым, что «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах». Учащиеся говорят о том, что действительно в рассказе Бунина «Холодная осень» представлена трагедия человека в историческом прошлом. И только любовь противостоит жестокости времени, обстоятельств. Любовь выступает против несовершенства мира.

Обратимся к поэтике названия рассказа. Как можно понять название рассказа? Думается, холодная осень для героини стано-

Домашнее задание может быть дифференцированным. Предложим учащимся написать сочинение на следующие темы (по выбору): «Почему рассказ И.А. Бунина назван «Холодная осень», «Мотив любви в рассказе И.А. Бунина «Холодная осень», «Образ звезды в рассказе И.А. Бунина», сочинение-рекламу «Почему нужно прочитать рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»?»

Литература

1. Богданова О.Ю. Избранные труды / Сост. Л.В. Очинникова, Р.В. Якименко и др. - Южно-Сахалинск: Сах-Гу, 2005.

2. Богданова О.Ю. Бунин в школе: Кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2003.

3. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Кн. для студентов,

символом. Для героини повествования это символ любви, причем любви вечного характера. Это не былое, не утраченное чувство, а чувство, которое пережило все невзгоды. Героиня горячо верит, совсем как в юности, что где-то ее жених ждет ее - «с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».

Итак, подчеркивает учитель, на четырех страницах рассказа уместилась судьба героини и судьбы многих лишенных родины, разделивших горькую участь человека, вынужденного жить и скитаться на чужбине. Но самое главное и лучшее в жизни этой девушки можно охарактеризовать словами заглавия рассказа -все хорошее осталось там - в том холодном осеннем вечере.

Подытожить восприятие рассказа поможет небольшая таблица реализующихся в рассказе мотивов в 1-й и 2-й частях произ-

преподавателей, аспирантов, учителей. - М.: Флинта; Наука, 2004.

4. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887-1917). -Тула, 1980.

5. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е. Биченковой. - М.: Новая школа, 1995.

6. Михайлов О.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества. - М.: Наука, 1967.

7. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1991.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.

вится самым теплым и ярким эпизодом всей ее жизни (своеоб- ведения. разный контраст). Холодная осень мыслится учащимся неким _

1-я часть рассказа 2-я часть рассказа

Мотив звезды, образы сада, природы Нет природы, нет неба

Поэтичность повествования: поэзия чувств и природного начала Жизненная проза

Мотив родного дома (отчетливо выраженный на лексико-семантическом уровне) Нет родного дома, мотив скитаний, чужбина (множество «вещных» деталей)

Лирический сюжет Эпический сюжет

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ на занятиях по фармацевтической химии

Т.Н. Попова, ассистент Нижегородской государственной медицинской академии, соискатель, С.Ф. Жильцов, доктор химических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета

В настоящее время большое внимание в процессе обучения уделяется методам, при которых активное участие принимают сами обучаемые. К ним относятся способы, стимулирующие активную мыслительную деятельность студентов, направленную не только на усвоение фактического материала, но и на выработку практических умений и навыков, применять полученные знания в определенных производственных ситуациях [1].

Разновидностью таких методов являются деловые игры. Деловая игра - это имитационный управленческий процесс, т.е. процесс выработки и принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры. Одной из целей деловой игры является формирование у студентов навыков в решении конкретной задачи и проблем, с которыми они постоянно встречаются или будут встречаться на практике в предстоящей профессиональной деятельности. Другая не менее важная цель - развитие способности комплексного подхода к решению любой проблемы. Будущий специалист должен мыслить значительно шире, рассматривать наблюдаемое явление в органическом единстве с другими взаимосвязанными явлениями. Наконец, применение деловых игр способствует развитию творческого мышления. Основными компонентами профессиональной компетентности студентов являются предметные знания, умения и навыки, трансформированные в процессе обучения в функциональные, когнитивные, информационно-аналитические, коммуникативные, креативные профессионально значимые качества личности.

Фармацевтическая химия является специальной дисциплиной в системе фармацевтического образования. От нее, как ни от какой другой дисциплины, отходят многочисленные связи с изучаемыми предметами.

Одной из комплексных деловых игр по фармацевтической химии с фармакогнозией для студентов является игра «Прием и анализ лекарственного растительного сырья». Цели данной деловой игры:

- отработка профессиональных умений и навыков приема и анализа лекарственного растительного сырья;

- закрепление теоретических знаний в решении данной проблемы;

- воспитание ответственности при выполнении задания на рабочих местах в аптеке и контрольно-аналитических лабораториях;

- привитие любви к профессиональной деятельности;

- воспитание аккуратности, точности, четкости в работе фармацевта и аналитика;

- развитие логического мышления при решении ситуационных задач;

- умение принимать решения в нестандартных ситуациях.

На деловой игре «Внутриаптечный контроль лекарственных средств или рабочий день аналитика в аптеке» решаются проблемы внутриаптечного анализа лекарственных средств.

Первый этап этой игры включает следующие цели:

- организация и оснащение рабочего места аналитика в аптеке;

- анализ лекарственных средств, поступающих из отделов запасов, концентратов, внутриаптечной заготовки, лекарственных форм, приготовленных по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных учреждений, лекарственного растительного сырья, воды очищенной и др.;

- оформление документации и отчета о работе аналитика.

На втором этапе комплексной деловой игры «Рабочий день аналитика в контрольно-аналитической лаборатории» решаются проблемы:

- осознание функций и задач контрольно-аналитической лаборатории;

- организация работы контрольно аналитической лаборатории;

- использование нормативной документации (Государственная Фармакопея, справочная литература, нормативно-техническая документация и др.);

- решение производственных задач в контрольно-аналитической лаборатории (анализ лекарственных препаратов, поступающих от оптовых фирм или из аптеки, контроль лекарственного растительного сырья, приготовление рабочих растворов, реактивов, растворов для работы в контрольно-аналитической лаборатории и аптеках).

Комплексная деловая игра по фармацевтической химии, технологии лекарственных средств и организации фармации знакомит с особенностями работы

а) рецептурно-производственного отдела (РПО), где решаются проблемы приема рецептов, приготовление, анализ и отпуск лекарственных средств;

б) отдела запасов по заполнению штангласов, анализу медикаментов, поступающих в ассистентскую комнату, приготовлению и анализу концентратов, внутриаптечных заготовок и др.

Заключительным, обобщающим этапом является деловая игра «Рабочий день в аптеке». Её цель - показать место профилирующего предмета в профессии фармацевта и межпредметные связи (организация фармации, технология лекарственных средств, фармацевтическая химия, фармакология, фармакогнозия). В ходе этой деловой игры студенты имитируют все этапы работы по приему, анализу и отпуску лекарственных средств, оказанию первой медицинской помощи, осуществлению безрецептурного отпуска лекарственных средств, решению различных производственных ситуаций.

Деловая комплексная игра «Рабочий день в аптеке» проводится по следующей схеме.

Её основная цель - обеспечение триединой функции обучения, воспитания и развития студентов.

Учебная функция. Обобщение и систематизация знаний умений и навыков по приему лекарственных средств от поставщиков, по приготовлению лекарственных форм, концентрированных растворов, полуфабрикатов, а также по приему рецептов, контролю качества и отпуску экстемпоральных и готовых лекарственных средств (ГЛС) из аптеки.

Развивающая функция. Развитие умений умственной деятельности (умение понимать поставленную проблему, выделять главное, делать выводы, обосновать свою позицию), умение осуществлять межпредметные связи, умения ситуативного поведения (самостоятельность в конкретной ситуации, умение принимать решение, выполнить его, сравнить результаты с целью), умения профессиональной деятельности (принимать накладную-требование, рецепт, приготавливать различные лекарственные формы, проводить внут-риаптечный контроль, отпускать лекарственные препараты амбулаторным больным, организовать работу отдела, аптеки).

Воспитательная функция. Воспитание аккуратности, точности, четкости в работе фармацевта; привитие любви к выбранной профессии.

Вид занятия. Деловая ролевая игра.

Тип занятий. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Межпредметные связи. Между организацией и экономикой фармации, технологией лекарственных форм, фармакологией, фармакогнозией и др.

Структура занятия

1. Организационный момент (рапорт дежурных о готовности к занятию).

2. Сообщение темы, постановка цели занятия.

3. Актуализация и мотивация занятия.

Это занятие проводится вслед за комплексными занятиями, на которых отрабатываются умения и навыки по приему рецептов и накладной-требования, приготовлению лекарственных форм, контролю качества и отпуску лекарственных средств из отдела РПО и ГЛС. Поэтому на данном заключительном занятии студенты должны закрепить ранее приобретенные умения и навыки на различных этапах работы в хозрасчетной аптеке.

Более 70% выпускников колледжа занимаются отпуском ГЛС, поэтому необходимо обратить внимание на умение осуществлять продажу (общение с покупателем, знание синонимов, аналогов препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска).

Ход занятия. Каждый студент выполняет свой вид работы в соответствии с назначенной должностью РПО и предписываемыми функциональными обязанностями (зав. аптекой, зав. отделом ручной продажи, провизор-технолог по приему рецептов, провизор технолог, провизор по контролю качества лекарств, фармацевт по изготовлению лекарств, фармацевт отдела ручной продажи, кассир). Во время работы студентов преподаватели фиксируют процесс деятельности каждого из них, обращая внимание на точность выполнения необходимых операций. В конце занятия студенты самостоятельно анализируют свою работу, обращают внимание на допущенные ошибки, высказывают предложения по совершенствованию содержания и формы проведения занятия. Затем преподаватели подводят итоги работы студентов. При выставлении оценок преподаватели пользуются разработанными критериями и на основании полученных баллов по отдельным предметам выставляется общая оценка.

Таким образом, интеграция системно-деятельностного, компетентностного, контекстного и методического подходов в процессе обучения студентов специальным дисциплинам позволила выявить пути и средства последовательного формирования профессиональных умений и навыков осуществлять организацию предстоящей деятельности фармацевта, проводить прием рецептов, приготовление, контроль качества лекарственных средств, прогнозировать оптимальные методы решения проблемных задач, ориентированных на успешность предстоящей деятельности будущего специалиста.

Применение деловых игр в учебном процессе приводит к положительным результатам, усиливая познавательную мотивацию студентов и способствуя использованию знаний в практической деятельности и формированию профессионально-значимых личностных качеств обучаемых.

Литература

1. Вербицкий А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст-поиски оснований интеграции // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006, № 5.

К ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ ВАРИАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Т.В. Бурлакова, кандидат педагогических наук, доцент Шуйского государственного педагогического университета

Педагогическая практика занимает особое место в профессиональной подготовке студентов и является связующим звеном между теоретическим обучением и предстоящей самостоятельной работой в школе. За последние годы многое сделано для улучшения содержания и организации педагогической практики. Однако всегда существуют резервы, выявление и использование которых является важной задачей для высшей педагогической школы.

Автор видит основную задачу педагогической практики в создании условий, способствующих формированию основ индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей. Решение этой непростой задачи обеспечивает вариативно-рефлексивный подход. Реализация данного подхода предусматривает освоение студентом обязательной программы практики с учетом его индивидуальности, что способствует развитию способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.