Научная статья на тему 'Кадровый вопрос в нормативно-правовом «Калейдоскопе»'

Кадровый вопрос в нормативно-правовом «Калейдоскопе» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АККРЕДИТАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / PHARMACEUTICAL EDUCATION / PHARMACEUTICAL ACTIVITY / ACCREDITATION / QUALIFICATION REQUIREMENTS / LICENSING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Неволина Елена

Минздравсоцразвития России полностью взяло на себя полномочия по кадровым вопросам медицинской и фармацевтической отрасли. В статье представлен анализ ряда последних нормативно-правовых документов, которые, по-мнению автора, не только не решают проблемы функционирования отрасли, но и значительно усложняют перспективу ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Неволина Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staff issue in the legal caleidoscope

Russia's Ministry of Health and Social Development has taken the responsibility for medical and pharmaceutical staff within the area of its competence. The article highlights and analyzes several recently adopted legal acts which in the author's opinion hinder functional improvements and the future of the whole sector.

Текст научной работы на тему «Кадровый вопрос в нормативно-правовом «Калейдоскопе»»

В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ «КАЛЕЙДОСКОПЕ»

48 ffl™ РШШЦЦМ

МЕНЕДЖМЕНТ

Елена НЕВОЛИНА, к.ф.н., исполнительный директор НП «Аптечная гильдия»

Кадровый вопрос

Минздравсоцразвития России полностью взяло на себя полномочия по кадровым вопросам медицинской и фармацевтической отрасли. В статье представлен анализ ряда последних нормативно-правовых документов, которые, по-мнению автора, не только не решают проблемы функционирования отрасли, но и значительно усложняют перспективу ее развития.

Ключевые слова: фармацевтическое образование, фармацевтическая деятельность, аккредитация, квалификационные требования, лицензирование

Несмотря на вступление в силу Федерального закона от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан», требования к специалистам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью, остались теми же, что и в ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993: это могут быть «лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста». Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 №416 (в редакции от 28.07.2011) уточняет требования к работникам аптечных организаций, здесь наличие специального образования и сертификата специалиста необходимо только тем, чья деятельность непосредственно связана с розничной торговлей ЛП, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением. Таким образом получается, что лица, занятые приемкой товара в аптеке, включая приемочный контроль, могут не иметь специального образования и сертификата специалиста, а вот экспедитор и водитель иметь и образование и сертификат обязаны, если виды работ/услуг по перевозке товара будут указаны в лицензии. Сертификация специалистов в соответствии с пп. 2 ст. 100 ФЗ №323 с 01.01.2017 будет заменена на процедуру аккредитации. В этом же законе право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности определено ст. 69 (п.3), которая гласит: «Аккредитация специалиста — процедура определения со-

Key words: pharmaceutical education, pharmaceutical activity, accreditation, qualification requirements, licensing

Russia's Ministry of Health and Social Development has taken the responsibility for medical and pharmaceutical staff within the area of its competence. The article highlights and analyzes several recently adopted legal acts which in the author's opinion hinder functional improvements and the future of the whole sector.

Elena NEVOLINA, Ph.D., CEO at Aptech-naya Gildia non-commercial partnership. Staff issue in the legal caleidoscope.

ответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже 1 раза в 5 лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Как следует из текста статьи, Мин-здравсоцразвития России установит

порядок осуществления аккредитации, однако о критериях аккредитации и о том, кто их будет устанавливать, в законе не сказано.

Что такое «обязательная аккредитация» в отношении медицинских работников, зам. министра здравоохранения и социального развития В.Скворцова объяснила в интервью «Российской газете» от 28.07.2011. «Закон вводит обязательную аккредитацию каждого медицинского работника. Раньше ее заменяла сертификация, которая, по сути, являлась формальным актом выдачи документа об окончании вуза, интернатуры или ординатуры, открывающим доступ по-разному подготовленным специалистам к целому профилю медицинской деятельности. Аккредитация предусматривает индивидуальный лист допусков. Первую будущий врач проходит перед получением диплома. Вторую, предусматривающую узкую специализацию, — по окончании ординатуры. В дальнейшем аккредитация будет обязательной раз в 5 лет. Чтобы получить доступ к новому виду деятельности, он обучается и получает дополнительный индивидуальный допуск. До введения аккредитации ответственность перед пациентом возлагается не на врача, а на медицинскую организацию. И если это госучреждение — на бюджет. С введением аккредитации с 1 января 2017 г. ситуация совершенно изменится: врач станет субъектом права и будет сам нести ответственность перед пациентом», — сказала она. Можно ли эти критерии экстраполировать и на фармацевтических работников — большой вопрос. Следующий интересный вопрос — послевузовское образование. Сегодня, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образова-

нии», освоившие программы высшего медицинского и фармацевтического образования должны в обязательном порядке пройти первичную годичную послевузовскую подготовку (интернатуру). Новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» подтвердил, что продолжительность обучения в интернатуре не может превышать 1 год. И с 01.09.2017 лица, получившие высшее медицинское и фармацевтическое образование, смогут стать специалистами, только пройдя ординатуру, а срок обучения в ней уже от 2 до 5 лет.

И здесь начинается самое интересное: если лицо, окончившее институт, не прошло обучение в интернатуре, то оно (лицо) не может получить сертификат специалиста и, соответственно, трудоустроиться ни в государственной/муниципальной, ни в частной системе здравоохранения. В то же время п. 7 ст. 6 ФЗ №125 от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что «освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца».

То есть обучение в интернатуре создает условия для трудоустройства в государственных и муниципальных организациях! По всей видимости, данное несоответствие заметили в Минздрав-соцразвития России, и 24.05.2005 вышло письмо МЗСР №2374-ВС, поясняющее, что «первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные

программы высшего медицинского, фармацевтического образования, и служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем».

Правда, одно обстоятельство так и осталось незамеченным Минздравсоц-развития России, а именно, удостоверение установленного образца, подтверждающее обучение в интернатуре. Дело в том, что в редакции от 16.06.2011 ст. 7 упомянутого ФЗ №125 звучит следующим образом: «Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре, —устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения». Обратим внимание, что утвержденная форма документа на настоящее время все еще отсутствует. Интересно, что еще 13.05.2008 директор Департамента благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России дал однозначное разъяснение, что требование об обязательности интернатуры, установленное законом, распространяется только на государственное и муниципальное здравоохранение. (Ответ имеется в распоряжении редакции.) Так на каком же этапе оно стало обязательным для всех? Однако проблемы не исчерпываются только документами по образованию фармацевтических специалистов. Минздравсоцразвития России полностью взяло на себя полномочия по кадровым вопросам фармацевтической отрасли. Разработка и утверждение номенклатуры медицинских организаций и должностей медицинских и фармацевтических работников отразились в следующих направлениях: + определение номенклатуры специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием; + утверждение порядка аттестации специалистов с высшим и средним

медицинским и фармацевтическим образованием для присвоения им квалификационной категории; « аттестация и сертификация специалистов.

Во исполнение указанных полномочий Минздравсоцразвития России выпустило следующие документы: + Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 №210 н г. Москвы «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 4 Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 №176н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 30.03.2010 №199н); 4 Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»; « Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 №541н г. Москвы «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; « Приказ Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 №801н г. Москвы «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».

Таким образом, в фармацевтическом розничном секторе сегодня присутствуют следующие специальности с соответствующими должностями: « управление и экономика фармации; « заведующий-провизор; заместитель заведующего-провизора; 4 фармацевтическая технология — провизор-технолог; « фармацевтическая химия и фармакогнозия — провизор-аналитик.

50 РЕМШЦЦМ

МЕНЕДЖМЕНТ

Номенклатуру должностей установил Приказ МЗСР №801н от 25.07.2011, согласно которому мы имеем перечень, который стоит сравнить с перечнем должностей, присутствовавших в штатном расписании аптечных организаций в советское время:

1. Директор (заведующий) аптечной организации — заведующий-провизор.

2. Провизоры:

« провизор-стажер — 3,5 года (7 семестров);

+ провизор-аналитик — химик-аналитик;

« провизор-технолог — дефектар; рецептар-контролер;

+ старший провизор — старший провизор ЦРА.

4. Средний фармацевтический персонал:

+ старший фармацевт — новелла МЗСР;

« фармацевт — ручнист. 6. Младший фармацевтический персонал:

+ младший фармацевт — ручнист; « фасовщик — не относились к фармацевтическому персоналу; + санитар (мойщик) — не относились к фармацевтическому персоналу. Получилось, что номенклатура специальностей, утвержденная МЗСР, не учла курс подготовки провизора-технолога, который эквивалентен должности рецептара-контролера, в обязанности которого входил прием рецептов, контроль за правильным их заполнением и отпуск по ним готовых лекарственных форм. Фармацевтическая технология — это раздел науки, изучающий теоретические основы технологических процессов получения и переработки лекарственных средств (ЛС) в лечебные, профилактические, реабилитационные и диагностические препараты в виде различных лекарственных форм и терапевтических систем. В соответствии с этим определением, собственно, и строятся учебные программы большинства вузов и послевузовского образования. Интересно, что следующая специальность у нас объединяет сразу две дисциплины: фармацевтическую химию и фармакогнозию. Должность, которую получает лицо, закончившее интернатуру по этой специальности, — прови-

зор-аналитик. Можно было бы предположить, что вошедший в эту специальность курс фармакогнозии подразумевает контроль качества лекарственного растительного сырья, которое заготавливает аптека. Вот только беда в том, что аптеки давно утратили эту функцию, теперь лекарственные растения поступают в аптеки только в индивидуальных упаковках и большинство из них зарегистрированы как ЛС. При этом стоит отметить, что продажа лекарственных трав, согласно квалификационному справочнику, входит в должностные обязанности младшего фармацевта. Риторический вопрос: зачем и для кого предназначена послевузовская подготовка по дисциплине «Фармакогнозия»? И где, в рамках какой специальности нас научат правильно продавать лекарственные препараты, давать фармацевтические консультации, в т.ч. и по правильному хранению и применению в домашних условиях? Теперь в аптеках, кроме лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, появился целый арсенал сопутствующих товаров. Аптечный работник должен знать, как правильно их выбрать, какие документы подтверждают их безопасность и т.п. Какая специальность из утвержденных МЗСР может дать знания по аптечному товароведению? И самый важный вопрос: чему учили студентов в течение 5 лет, если только в процессе первичной годичной послевузовской подготовки он получит знания и навыки для работы в аптеке? Интересно, что ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрел, что не все выпускники вуза должны пройти обучение в интернатуре. Так, п. 4 и п. 5 ст. 69 (гл. 9) отмечает следующее: + п. 4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподго-

товка) и прохождения аккредитации; « п.5. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, если «лицо» завершило успешно 5-летнюю образовательную программу в вузе, но не прошло годичную подготовку по специальности в интернатуре, то оно может работать только на должности фармацевта или в лучшем случае старшего фармацевта, но только в порядке, установленном МЗСР. Но пока такой порядок не установлен. Вопрос: стоит ли тратить 5 лет жизни, чтобы работать на должности, которую можешь получить за 2—3 года в фармацевтическом колледже, причем вместе с дипломом будет выдан и сертификат специалиста, и не надо ждать, пока МЗСР разработает особый порядок? Интересен и подход МЗСР к лицам, обучающимся в интернатуре. Если в отношении специалистов, имеющих перерыв в работе более 5 лет, Единый квалификационный справочник предусмотрел должность провизора-стажера, то в отношении провизора, получившего диплом по специальности, но проходящего обучение в интернатуре, должность провизора-интерна не предусмотрена и порядок его допуска к осуществлению деятельности на должностях среднего фармацевтического персонала МЗСР не разработан.

Мы сравнили требования к знаниям, определение должностных обязанностей и заданный квалификационный уровень фармацевтического персонала по Единому квалификационному справочнику (табл. 1). Если подойти формально к приведенным в Квалификационном справочнике требованиям, то становится непонятным, почему Конституцию РФ должен знать только провизор и старший

таблиц^1 Сопоставление требований к квалификационному уровню фармацевтического

персонала (по данным Единого квалификационного справочника)

Провизор/ст. провизор Фармацевт/ст. фармацевт Младший фармацевт Фасовщик

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

Конституцию

Российской Федерации

Законы и иные нормативные Законы и иные нормативные Основные нормативные Основные методические

правовые акты Российской правовые акты Российской правовые акты по вопросам и нормативные документы

Федерации по вопросам Федерации по вопросам фармации по вопросам фармации

фармации фармации

Фармацевтическое дело Основы фармацевтического дела Основы организации фармацевтической службы

Организацию и экономику

аптечной службы Основы экономики

Нормативные и методические Технологию изготовления ЛС; Номенклатуру ЛС и изделий

документы по технологии правила их хранения и отпуска медицинского назначения

изготовления, контролю

качества ЛС, фармацев-

тическому порядку,

санитарному режиму

Маркетинг ЛС и изделий Номенклатуру лекарствен-

медицинского назначения ных трав и медицинских изделий

Методы получения Методы и средства

и обработки научно- фармацевтической информации

технической информации

Психологию Психологию

профессионального общения профессионального общения

Основы функционирования

бюджетно-страховой

медицины и добровольного

медицинского страхования

Правила оказания первой

доврачебной медицинской

помощи

Прием рецептов, требований Прием рецептов, требований

медицинских организаций медицинских организаций

Отпуск ЛС и изделий Отпуск ЛС и изделий Отпуск предметов санитарии

медицинского назначения медицинского назначения и гигиены, ухода за больными,

в соответствии с действую- других медицинских изделий,

щими правилами лекарственных трав

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Участвует в оформлении Участвует в приемке товара, Принимает участие в приемке, Принимает участие в приемке

заявки на получение, прием его распределении по местам размещении, обеспечивает и распределении товаров

и распределениеЛС и изде- хранения,обеспечивает условия хранение и контроль за сроками между отделами аптеки

лий медицинского назначе- хранения ЛС и изделий медицинс- годности лекарственных трав

ния, хранениеЛС и изделий кого назначения в соответствии и медицинских изделий

медицинского назначения с их физико-химическими

в соответствии с их физико- свойствами и действующими

химическими свойствами правилами хранения

и установленными

правилами хранения

Изготовление ЛС Изготовление ЛС

Проведение контроля качества Проверка качества лекарств простей-

поступающих и изготовленных шими методами внутриаптечного

в фармацевтической организации контроля

ЛС, применяя все виды внутри-

аптечного контроля и фармацев-

тического анализа

Оказание консультативной помощи Принимает участие в фасовке товаров, Выполняет работу по фасовке

фасовщикам по расфасовке ЛС используя необходимое оборудование и соблюдая правила техники безопасности и охраны труда и дозировке ЛС, медицинских изделий, используя необходимое оборудование, средства механизации, соблюдая правила их эксплуатации

52 ф^ИМШииМ

МЕНЕДЖМЕНТ

таблиц^1 продолжение Сопоставление требований к квалификационному уровню фармацевтического персонала (по данным Единого квалификационного справочника)

Провизор/ст. провизор Фармацевт/ст. фармацевт Младший фармацевт Фасовщик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информирование врачей и населения о наличии и применении ЛС и изделий медицинского назначения

Проведение санитарно-просвети-тельской работы по вопросам применения ЛС и ИМН среди населения Проведение санитарно-просветительс-кой и информационной работы среди населения о ЛС и изделиях медицинского назначения, по их применению и хранению в домашних условиях Проводит санитарно-просветительскую и информационную работу по вопросам использования медицинских изделий

Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ

Высшее по специальности «Фармация», послевузовское образование и сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» без предъявления требований к стажу работы/ стаж работы не менее 5 лет Среднее по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы/среднее образование (повышенный уровень) и сертификат специалиста без предъявления требований к стажу работы Среднее по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы Среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы

провизор. В правовом государстве Конституцию должны проходить в школе и каждый гражданин должен ее знать. Или требование знания основ функционирования бюджетно-страхо-вой медицины и добровольного медицинского страхования. Сомневаюсь, что у нас все руководители служб управления здравоохранением субъектов РФ знают эти основы, а здесь — «каждый провизор должен знать». Но, как говорится, плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Или еще вопрос: в чем разница между понятиями «фармацевтическое дело», «основы фармацевтического дела» и «основы организации фармацевтической службы»? Это что, игра слов или действительно имеется разница? Почему фармацевты должны знать номенклатуру ЛС, а провизор, который также занимается отпуском лекарств, должен знать не их номенклатуру, а маркетинг, который начинается с исследования целевого сегмента рынка и подразумевает управление всей производственно-сбытовой деятельностью предприятия. Неоднозначно оговорены требования к хранению ЛП: почему-то фармацевт должен обеспечивать «условия хранения», а вот провизор и младший

фармацевт именно «хранение». Может, МЗСР хотело избежать тавтологии и ввело такое разнообразие. Но тогда все равно остается вопрос в отношении того, что и провизор и фасовщик занимаются распределением товаров между отделами аптечной организации. При этом требование по знанию номенклатуры для провизора не предусмотрено.

Вдруг появляется требование в отношении фармацевта, гласящее, что он должен не только знать правила оказания первой доврачебной помощи, но и оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях. В ст. 32 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» первая помощь рассматривается как вид медицинской помощи, что уже подразумевает наличие медицинской лицензии, далее перечислены лица, которые вправе оказывать первую помощь, но только при наличии соответствующей подготовки, и сказано, что перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, утверждается Минздравсоцразвития России. Поэтому в требования целесообразно было бы включить и знание такого перечня, а то ведь можно оказать первую помощь, а она не вошла в перечень, фар-

мацевту придется нести ответственность. Что касается первичной доврачебной помощи, то в ст. 33 п. 3 перечислены лица, которые могут ее оказывать: фельдшеры, акушеры и др. медицинские работники со средним медицинским образованием. То есть лицо, имеющее среднее фармацевтическое образование, оказывая первичную доврачебную помощь, будет нарушать закон.

Поскольку к фармацевтическому персоналу теперь относится и санитарка — как младший фармацевтический персонал (Приказ №801 н), то приведем и ее квалификационные требования (табл. 2).

Что уж говорить о требованиях к квалификации фасовщицы и санитарки — об обязательном среднем (полном) общем образовании! Правда, поскольку в обязанности фасовщицы кроме фасовки входит еще «дозировка лекарственных средств», то наличие «дополнительной подготовки по профессиональной деятельности» является обоснованным. Возможно, именно эта подготовка отражена в п. 3 ст. 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» как «начальное профессиональное образование».

таблиц^2 Квалификационный уровень младшего фармацевтического персонала — санитара (мойщика) (по данным Единого квалификационного справочника)

Должен знать Должностные обязанности Требования к квалификации

Правила санитарии и гигиены труда; назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности Производит уборку помещений в медицинской организации; выполняет функции курьера, осуществляет мойку аптечной посуды Среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы

таблиц^: Квалификационный уровень директора (заведующего) фармацевтической организацией

и заведующего аптечным складом (по данным Единого квалификационного справочника)

Должность Должен знать Должностные обязанности Требования к квалификации

Директор (заведующий) Конституцию Российской Осуществляет руководство Высшее профессиональное

фармацевтической Федерации; законы и иные деятельностью фармацевтической образование по специальности

организацией нормативные правовые акты организации; организует работу «Фармация» и сертификат

Российской Федерации коллектива организации специалиста по специальности

в сфере здравоохранения по осуществлению своевременного «Управление и экономика фарма-

и фармацевтики и качественного обеспечения ции»; стаж работы на руководя-

населения лекарственными щих должностях не менее 5 лет

препаратами, взаимодействие

с другими медицинскими

организациями

Заведующий Конституцию Российской Руководит работой аптечного Среднее профессиональное

аптечным складом Федерации; законы и иные склада по приемке, хранению образование и сертификат

нормативные правовые акты и отпуску ЛС, биологических специалиста по специальности

Российской Федерации, ка- препаратов, медицинских инстру- «Фармация», стаж работы

сающиеся организации ментов, оборудования, санитарно- по учету и контролю

складского хозяйства и воп- хозяйственного и специального не менее 1 года

росов работы с материаль- имущества

ными ценностями медицинских

организаций; государственные

стандарты и технические ус-

ловия на хранение товарно-

материальных ценностей;

виды, размеры, марки, сорт-

ность и другие качественные

характеристики товарно-

материальных ценностей

и нормы их расхода; организа-

цию погрузочно-разгрузоч-

ных работ; правила и порядок

хранения и складирования

товарно-материальных цен-

ностей, положения и инструк-

ции по их учету; правила

эксплуатации вычислительной

техники; медицинскую этику

и психологию профессиональ-

ного общения; основы эконо-

мики, организации труда

и управления, трудового за-

конодательства; правила

по охране труда и пожарной

безопасности

54 РЕМШЦЦМ

Но самые противоречивые требования у нас к руководящему составу фармацевтических организаций (Приказ №541н от 23.07.2010). Требования к должности директора (заведующего) фармацевтической организацией по Единому квалификационному справочнику представлены в таблице 3. Однако в Положении о лицензировании №903 от 13.11.2010 квалификационные требования к «руководителю организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением» сформулированы иначе. Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения ЛС для медицинского применения требуется «высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет либо среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста». Заметим, что Минздравсоцразвития России официально подтверждает, что «наименование должности «директор (заведующий) фармацевтической организации» относится и к руководителям аптечных организаций. Каждый раз одно и то же: разные требования к стажу работы руководителя, теперь и с уровнем образования «нестыковочка» вышла. Но, учитывая, что Положение о лицензировании утверждается Постановлением Правительства РФ, то оно по статусу выше.

А вот в отношении заведующего аптечным складом с требованиями к квалификации разобраться еще сложней. Требования по Единому квалификационному справочнику представлены в таблице 3. Но, возвращаясь к уже упомянутому Положению о лицензировании №903 от 13.11.2010, мы констатируем, что к руководителю организации, «деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением, перевозкой и (или) роз-

ничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением» предъявляются другие квалификационные требования. Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения ЛС для медицинского применения требуется наличие «высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста». Квалификационный справочник даже не предполагает наличия высшего образования у этого управленца и допускает лишь 1 год стажа работы, причем по учету и контролю. Когда читаешь, что должен знать заведующий аптечным складом, только удивляешься, откуда списали требования (например, виды, размеры, сортность и др. качественные характеристики). Сортность лекарств — это почти как «осетрина второй свежести». Но при этом вдруг возникает требование по знанию «медицинской этики», или это в том смысле, что с данным сотрудником запрещено обсуждать состояние больного. Кстати, ни к одному из этих руководителей не предъявлены требования по знанию Трудового законодательства, порядка аттестации рабочих мест и прохождения медицинских осмотров с учетом рисков профессиональных заболеваний, хотя эти вопросы курирует тот же Минздравсоцразвития России. Заметим также, что такая должность не фигурирует в Приказе Минз-дравсоцразвития России от 07.07.2009 №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» Проанализировав требования Минз-дравсоцразвития России, как отраслевого министерства, к специалистам, мы решили сравнить их с требованиями потребителей и работодателей. Собственными усилиями членов НП «Аптечная гильдия» были проведены исследования, в ходе которых выяснилось, что с точки зрения потребителя провизор или фармацевт (т.е. люди со

специальным фармацевтическим образованием) должны знать: « ассортимент ЛС;

« все о взаимодействии различных ЛС между собой и с пищей; « о необходимых условиях хранения в домашних условиях; « какие препараты можно принимать одновременно или же в какой последовательности это надо делать; + помочь советом в отношении некоторых продуктов питания и напитков, которые могут усилить или ослабить действие препарата; « находиться в курсе событий развития фармацевтического рынка (новых препаратов);

« ориентироваться в препаратах-заменителях.

А портал superjob.ru выявляет следующие основные требования, предъявляемые работодателем к фармацевтическому персоналу: « наличие высшего или среднего фармацевтического образования, сертификат специалиста, санитарная книжка;

« знание действующих приказов Минздрава и правил розничной торговли;

+ навыки работы с компьютерной кассой;

« отличное знание ассортимента лекарственных препаратов и сопутствующих товаров.

Наряду с этими требованиями для работодателя немаловажны и функциональные навыки:

« работа за «первым столом» (консультирование покупателей по лекарственным препаратам, изделиям медицинского назначения, парафарма-цевтической продукции и их продажам);

« выкладка товара по фармацевтическим группам и в соответствии с условиями хранения;

« контроль наличия товара и сроков его годности;

« участие в инвентаризациях. Очевидно, что бессмысленно сопоставлять соответствие запросов работодателей и потребительских пожеланий к требованиям, предъявляемым в нормативно-правовых документах. Обойдемся без комментариев...

<$>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.