ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НА ЭТАПАХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Косова, В.В. Дорофеева, А.А. Теодорович
Кафедра управления и экономики фармации Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198
На основе сравнения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальности «Фармация» выделены профессиональные компетенции, которые сопоставлены с квалификационными требованиями к должностям руководителей, провизоров и фармацевтов. Установлено отсутствие преемственности среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, стандарт нового поколения, квалификационные требования и характеристики.
Одним из принципов государственной политики в сфере образования, провозглашенных в ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», является обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности.
Следует отметить, что реализация этого принципа в фармацевтической деятельности является не столько правом, сколько необходимостью, поскольку профессиональные знания, особенно нормативно-правовая документация, обновляются практически ежегодно. Соответственно у фармацевтических работников постоянно возникает необходимость изучения новой теории, усвоения новых технологий, приемов и методов в работе [1].
Целью профессионального образования является приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Реализуется фармацевтическое профессиональное образование через образовательные программы среднего профессионального образования; образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы [2] (табл. 1).
Таблица 1
Нормативные сроки освоения программ при очной форме образования
Ступень фармацевтического образования Квалификация Сроки обучения
Среднее (базовая подготовка) фармацевт 2 года 10 месяцев
Среднее (углубленная подготовка) фармацевт 3 года 10 месяцев
Высшее специалист(провизор) 5 лет
Послевузовское(интернатура) — 1 год
Дополнительное: повышение квалификации профессиональная переподготовка от 100 до 500 часов свыше 500 часов
Область профессиональной деятельности выпускников определена Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСы). Для фармацевтов — это «фармацевтические организации, учреждения здравоохранения по изготовлению лекарственных препаратов, отпуску лекарственных средств, товаров аптечного ассортимента; структурные подразделения аптеки и аптечные организации». Для провизоров — «практическая фармация и фармацевтическая наука, занимающаяся целенаправленным развитием и применением технологий, средств и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение всей системы обращения лекарственных средств и других товаров фармацевтического ассортимента». Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава от 20 декабря 2012 г. № 1183н (табл. 2).
Таблица 2
Номенклатура должностей фармацевтических работников
Должности руководителей Должности специалистов с высшим фарм. образованием Должности специалистов со средним фарм. образованием
Директор, заместитель директора, заведующий отделом аптечной организации; Заведующий, заместитель заведующего складом оптовой торговли ЛС; Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва провизор; провизор-аналитик; провизор-стажер; провизор-технолог; старший провизор младший фармацевт; старший фармацевт; фармацевт
Требования к уровню образования руководителей фармацевтических организаций установлены «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности» (Постановление Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 г.) (табл. 3) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (приказ Минздрава РФ от 23 июля 2010 г. № 541н (табл. 3).
Таблица 3
Должности руководителей и лицензионные требования к образованию
Должность Требования к образованию
Руководитель организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей ЛС, их хранением, перевозкой высшее (стаж 3 года) или среднее (стаж 5 лет)
Руководитель организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей ЛС, их хранением, отпуском, перевозкой и изготовлением
Индивидуальный предприниматель
Из табл. 3 видно, что к руководству как оптовой, так и розничной фармацевтической организацией допускаются лица со средним фармацевтическим образованием. Однако требования квалификационного справочника отличаются от лицензионных требований (табл. 4).
Таблица 4
Должности руководителей и квалификационные требования к образованию
Должность Требования к образованию
Директор (заведующий) фармацевтической организации высшее, сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», стаж работы на руководящих должностях 5 лет
Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва высшее, сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», стаж работы не менее 3лет
Заведующий аптечным складом среднее, сертификат по специальности «Фармация», стаж работы по учету и контролю не менее 1 года
Квалификационный справочник утверждает должностные обязанности директора фармацевтической организации (руководство деятельностью; организация работы коллектива; контроль выполнения работниками приказов и распоряжений организации; анализ деятельности организации; утверждение штатного расписания, финансового плана, годового отчета и бухгалтерского баланса; организация финансово-хозяйственной деятельности; совершенствование организационно-управленческой структуры; планирование и прогнозирование деятельности; подбор кадров, их расстановку и использование; контроль выполнения требований правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов и многое другое).
Достаточно ли фармацевту профессиональных знаний, чтобы исполнять эти обязанности? Для ответа на этот вопрос мы изучили профессиональные компетенции, которыми должен обладать фармацевт для соответствия должностным обязанностям руководителя. Оказалось, что ФГОС среднего фармацевтического образования таких компетенций не устанавливает. Причем сравнение сроков обучения фармацевтов и провизоров показывает, что последний учится в 2 раза больше, а функции они должны выполнять одинаковые (табл. 5).
Таблица 5
Срок обучения и стаж для осуществления руководства
Квалификация Нормативный срок обучения Стаж работы
Фармацевт (базовая подготовка) 2 года 10 месяцев 5 лет
Фармацевт (углубленная подготовка) 3 года 10 месяцев 5 лет
Провизор 5 лет + 1 год интернатура 3 года
Можно ли говорить о готовности фармацевта к руководству фармацевтической организацией в этом случае, даже если требования к стажу у него выше, чем у провизора? Сомнительно, что, работая на рабочем месте рядового сотрудника, он приобретет самостоятельно необходимые для руководителя профессиональные компетенции.
Квалификационный справочник устанавливает также требования к профессиональному образованию рядовых специалистов (табл. 6).
Таблица 6 Требования к уровню образования
Должности Требования к образованию
Провизор высшее, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное, сертификат по специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия»
Старший провизор высшее, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное, сертификат по специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», стаж работы не менее 5 лет
Фармацевт среднее фармацевтическое и сертификат по специальности «Фармация»
Старший фармацевт среднее фармацевтическое (повышенный уровень) и сертификат по специальности «Фармация»
Сравнение должностных обязанностей провизоров и фармацевтов показало почти полное их совпадение (прием рецептов и требований, отпуск ЛС и ИМН; изготовление ЛП, проверка их качества; приемка товара, его распределении по местам хранения, обеспечение условий хранения ЛС и ИМН; санитарно-про-светительная и информационная работа; доврачебная помощь при неотложных состояниях). Однако при сравнении профессиональных компетенций и видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС ВПО и ФГОС СПО, были установлены следующие различия (табл. 7).
Таблица 7
Виды профессиональной деятельности и количество профессиональных компетенций (ПК)
Фармацевт (19—27 ПК) Провизор (50 ПК)
Реализация ЛС и товаров аптечного ассортимента — 8 ПК Реализация ЛС и других фармацевтических товаров — 5 ПК
Изготовление ЛФ и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля —5 ПК Производственная — 4 ПК
Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией —6 ПК Организационно-управленческая —16 ПК
Организация и управление фармацевтической деятельностью (при углубленной подготовке) — 5 ПК Контрольно-разрешительная —13 ПК
Консультирование и информирование потребителей фармацевтических услуг (при углубленной подготовке) — 3ПК Научно-исследовательская и информационно-просветительская — 9 ПК
— Оказание первой доврачебной помощи —1 ПК
Причем различия в профессиональных компетенциях установлены даже при осуществлении одних и тех же профессиональных видов деятельности (табл. 8).
Таблица 8
Профессиональная компетенция — реализация ЛС и товаров аптечного ассортимента
Фармацевт Провизор
1. Организовывать прием, хранение ЛС, ЛРС и товаров аптечного ассортимента. 2. Отпускать ЛС, в том числе по льготным рецептам и по ЛПУ. 3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары. Способность и готовность: 1) к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров; 2) проводить отпуск ЛС и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан;
Окончание
Фармацевт Провизор
4. Участвовать в оформлении торгового зала. 5. Информировать население, медицинских работников ЛПУ о товарах. 6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. 7. Оказывать первую медицинскую помощь. 8. Оформлять документы первичного учета 3) к научно-обоснованному применению современных маркетинговых и информационных систем в фармации; 4) к использованию различных методов стимулирования сбыта фармацевтических товаров; 5) принимать участие в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг
При этом требования к нормативным срокам обучения, предъявляемые квалификационным справочником, различаются так же, как у руководителей (табл. 9).
Таблица 9
Срок обучения и стаж для осуществления должностных обязанностей
Квалификация Нормативный срок обучения Стаж работы
Фармацевт, младший фармацевт (базовая подготовка) 2 года 10 месяцев Не требуется
Старший фармацевт (углубленная подготовка) 3 года 10 месяцев Не требуется
Провизор 5 лет + 1 год интернатура Не требуется
Старший провизор 5 лет + 1 год интернатура 5 лет
Преемственность профессионального образования понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения) на каждой ступени образования. Однако такой согласованности в ФГОС СПО и ФГОС ВПО мы не установили. К сожалению, они написаны в разных терминах и определениях, предполагают разные формы организации обучения, включают несовпадающие по названиям профильные дисциплины (например, во ФГОС СПО отсутствует такая дисциплина, как управление и экономика фармации) [3].
Для обеспечения преемственности образовательных программ СПО, ВПО и дополнительных профессиональных программ мы предлагаем: разработку профессиональных стандартов осуществлять с одновременным пересмотром квалификационных справочников по данным профессиям, действующих в России; пересматривать ФГОС СПО и ВПО с учетом изменений, вводимых новым законом об образовании; рабочим комиссиям осуществлять согласование при разработке ФГОС ВПО и СПО.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Лоскутова Е.Е. Formation of professional competencies for pharmacists: multidisciplinary approach / Косова И.В., Лагуткина Т.П. // Тезисы международной конференции «Междисциплинарные и внутридисциплинарные аспекты фармацевтического образования». — Катанья, EAFP Annual onference Catania, 24th—26th June 2010. — С. 76.
[2] Косова И.В. The Problem of Pharmaceutical Internership: Community Pharmacy / Лоскутова Е.Е., Лагуткина Т.П. Тезисы международной конференции «Междисциплинарные и внутридисциплинарные аспекты фармацевтического образования». Катанья, EAFP Annual Conference Catania, 24th—26th June 2010. — С. 73.
[3] Лоскутова Е.Е. Компетентностная модель специалиста провизора в контексте содержания профессиональной деятельности / Е.Е. Лоскутова, Р.Б. Сафаров, А.А. Теодорович // Человек и лекарство: тезисы IX фармацевтической научно-практической конференции. — Владивосток, 2012. — С. 5—7.
REFERENCES
[1] Loskutova E.E. Formation of professional competencies for pharmacists: multidisciplinary approach / Kosova I.V., Lagutkina T.P. // Proceedings of International Conference "Interdisciplinary and intradisciplinary aspects of pharmaceutical education". — Catania, EAFP Annual onference Catania, 24th — 26th June 2010. — P. 76.
[2] Kosova I.V. The Problem of Pharmaceutical Internership: Community Pharmacy / Loskutova E.E., Lagutkina T.P. Proceedings of International Conference "Interdisciplinary and intradisciplinary aspects of pharmaceutical education". Catania, EAFP Annual Conference Catania, 24th — 26th June 2010. — P. 73.
[3] Loskutova E.E. Competence model specialist pharmacist in the context of professional work content / Loskutova E.E., Safarov R.B., Teodorovich A.A. // Man and Medicine: Abstracts IX pharmaceutical scientific conference. — Vladivostok, 2012. — S. 5—7.
SUCCESSION ON THE STAGES OF PHARMACEUTICAL EDUCATION
I.V. Kosova, V.V. Dorofeeva, A.A. Teodorovich
Department of management and economics of pharmacy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 8, Moscow, Russia, 117198
Based on a comparison of federal state educational standards of higher and vocational secondary education with specialization «Pharmacy» professional competencies have been identified, which are associated with the qualification requirements for executives and pharmacists. The absence of continuity of secondary and higher vocational education has been observed.
Key words: professional competence, new generation standard, qualification requirements and characteristics.