Научная статья на тему 'Моделирование профессиональной деятельности фармацевта в ресурсном центре ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»'

Моделирование профессиональной деятельности фармацевта в ресурсном центре ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
192
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональной деятельности фармацевта в ресурсном центре ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»»

PEMtOUUM

Р И в с л

№ 4 (144) май, 2016

[ГЛАВНАЯ ТЕМА]

В.Н. ГРЕЧКО, д. м. н., проф., директор, И.А. ПЕГОВА, зав. структурным подразделением, Нижегородский медицинский колледж

Моделирование профессиональной деятельности

фармацевта в ресурсном центре

ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»

Поиск путей повышения качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности привел к созданию и использованию в образовательных учреждениях деятель-ностных технологий. Одним из подходов к решению данной проблемы на наш взгляд является моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе - это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности студентов, которое, во-первых, дает студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) про-

фессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций) (Ткачева С.В.).

Возможности первого в Приволжском федеральном округе ресурсного центра, открытого в Нижегородском медицинском колледже в 2014 году, позволили по-новому организовать образовательный процесс по подготовке фармацевтов, внедрить технологии моделирования профессиональной деятельности, в т.ч. в период проведения учебной практики - связующего звена между теоретическим обучением и предусмотренной образовательной программой производственной практикой.

Необходимость проведения учебной практики связана с тем что, некоторые

№ п/п

Итого:

График учебной практики по специальности фармация на базе ресурсного центра ГБПОУ НО «НМК»

Наименование профессионального _модуЛя (ПМ)_

ПМ 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

ПМ 02

Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля

ПМ 03 Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием_

Наименование междисциплинарного курса (МДК)

МДК 01.01. Лекарствоведение МДК 01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента

МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств_

МДК 03.01. Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений

Количество недель

Курс

3,4

Система имитационных игр

№ п/п Название имитационной игры Количество часов

1 Организация деятельности отдела оптовой торговли 6

2 Организация деятельности рецептурно-производственного отдела аптеки 6

3 Организация деятельности отдела готовых лекарственных препаратов 6

4 Инвентаризация товарно-материальных ценностей в аптеке 6

5 Государственный контроль за деятельностью аптечной организации 6

6 Рабочий день в аптеке 6

Итого: 36

ТАБЛИЦА ' Проект «Становление личности профессионала»

№ п/п Название работы Вид работы Кол-во часов Курс

1. Психологический портрет самостоятельная работа 12 1,2

2. Работа в команде тренинг 6 1,2

3. Личностный рост тренинг 12 2,3

4. Профессиональный рост тренинг 6 3,4

5. Работа фармацевта по изготовлению и контролю качества лекарственных средств интегрированное занятие 6 2,3

6. Технология продаж: - выяснение и выслушивание потребности тренинг 6 3,4

- аргументация и формулирование предложений тренинг 6 3,4

- отработка возражений тренинг 6 3,4

7. Работа фармацевта по отпуску готовых лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента интегрированное занятие 6 3,4

Итого: 66 1,2,3,4

V

^ ¡ав—

профессиональные компетенции сложно сформировать в период производственной практики: в аптечных организациях и организациях оптовой торговли. Так, например, инвентаризация в аптеках проводится один раз в год, а в некоторых организациях еще реже, поэтому не все студенты имеют возможность участвовать в ней. Для освоения компьютерных программ и компьютерного учета товара студентам необходимо значительное количество времени, которое трудно выделить без нарушения рабочего ритма аптеки. Возможности ресурсного центра позволяют формировать профессиональные компетенции с использованием современного оборудования и программного обеспечения (табл. 1).

Во время учебной практики студенты в учебных аптеках и на учебном оптовом складе отрабатывают алгоритмы приема рецептов на готовые и экстем-поральные лекарственные препараты, заполняют учетную документацию, осваивают современные компьютерные программы «Гид-аптека», «М-аптека», «1С-Предприятие», изучают логистику аптечного склада, занимаются изготовлением и контролем качества лекарственных форм, тренируются в проведении консультирования и информирования посетителей аптек по вопросам использования лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.

Основной целью учебной практики является формирование профессиональных компетенций в условиях ими-

ТАБЛИЦА 1

1

2

3

2

4

г

ТАБЛИЦА 2

№ 4 (144) май, 2016

РШЕОииМ

привслжье

ГЛАВНАЯ ТЕМА

тации профессиональной деятельности и первоначального практического опыта, что повлекло за собой изменение форм и методов проведения учебных занятий, коррекцию методического и дидактического материала. Появилась возможность внедрения активных форм обучения, таких как имитационные игры, тренинги и др. (табл. 2).

Имитационные игры выбраны нами не случайно, т.к. они являются разновидностью деловых игр, которые позволяют участникам понять суть экономических и управленческих процессов в аптечных организациях, оценить свои способности работать в команде и проявить аналитические, лидерские и другие деловые качества.

Для этого разработан комплект ком-петентностно-ориентированных заданий.

Студентам предоставлена возможность попробовать себя в ролях: заведу-

ющего аптекой, фармацевта первого стола, фармацевта отдела запасов, представителя контролирующих органов, покупателя, заведующего аптечным складом, фармацевта аптечного склада, председателя инвентаризационной комиссии и др. Деловые игры способствуют развитию у студентов навыков принятия управленческих решений, самостоятельного выхода из сложных, нештатных ситуаций, иногда отягощенных конфликтами.

С целью развития профессиональной и психологической компетентности фармацевта на базе ресурсного центра реализуется проект «Становление личности профессионала», включающий в себя систему тренинговых и интегрированных занятий (табл. 3).

Работодатели отмечают, что выпускники, прошедшие теоретическое и практическое обучение в ресурсном центре:

♦ быстрее адаптируются на рабочем месте;

♦ эффективнее осваивают программное обеспечение аптечной организации;

♦ умеют работать в сотрудничестве с другими членами коллектива;

♦ умеют быстро найти и обработать информацию;

♦ легче вступают в контакт с посетителями аптеки.

Кроме того, сокращается время на изучение ассортимента лекарственных препаратов, и молодые специалисты быстрее в нем ориентируются, ситуативно ведут себя при консультировании пациентов.

Таким образом, моделирование реальной деятельности специалиста в тех или иных специально созданных производственных ситуациях выступает важным средством и методом подготовки и адаптации студентов к трудовой деятельности и социальным контактам.

Кроме того...

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВА В АПТЕКЕ

Минюст России 21 апреля зарегистрировал приказ Минздрава России № 751н от 26.10.2015 г. «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Документ вступает в силу с 1 июля 2016 года.

В документе, в частности, указывается, что при изготовлении лекарственных препаратов используются фармацевтические субстанции, включенные в государственный реестр лекарственных средств. Качество лекарственного препарата определяется его соответствием требованиям фармакопейной статьи, общей фармакопейной статьи либо в случае их отсутствия - документа в области контроля качества, содержащего требования и методы определения качества изготовленных препаратов. Изготовление лекарственных препаратов должно осуществляться в условиях, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям.

ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕСЯТИ ФАРМПРЕДПРИЯТИЙ

Правительство РФ утвердило перечень конкретных заказчиков, чьи планы закупки подлежат оценке соответствия требованиям законодательства об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке компаний. Соответствующее распоряжение Правительства РФ № 717-р от 19.04.2016 г. подписал Дмитрий Медведев. Правительство России уполномочено определять конкретных заказчиков, чьи планы закупки товаров, работ, услуг, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств подлежат оценке соответствия требо-

ваниям российского законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

В свою очередь АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», органы исполнительной власти субъектов Федерации или созданные ими организации уполномочены проводить такую оценку в отношении конкретных или отдельных заказчиков, определяемых Правительством России. Перечень сформирован из числа заказчиков, закупочная деятельность которых регулируется законодательством, с учетом критериев размера годовой выручки заказчика от реализации товаров (работ, услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (не менее 2 млрд рублей) и наибольшей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в 2015 году. В соответствии с этими критериями в перечень включены 135 заказчиков, из них 10 компаний занимаются фармацевтической деятельностью:

1. ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан (г. Уфа);

2. ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» (г. Казань);

3. ОАО «Татхимфармпрепараты» (г. Казань);

4. ГУП Краснодарского края «Кубаньфармация» (г. Краснодар);

5. ГП Красноярского края «Губернские аптеки» (г. Красноярск);

6. ГУП Архангельской области «Фармация» (г. Архангельск);

7. Волгоградское областное ГУП «Волгофарм» (г. Волгоград);

8. МП г. Новосибирска «Новосибирская аптечная сеть»

(г. Новосибирск);

9. ОАО «Фармация» (г. Тюмень);

10. ОАО «Областной аптечный склад» (г Челябинск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.