Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности специалистов по социальной защите детей в контексте гуманистической парадигмы образования'

Формирование профессиональной компетентности специалистов по социальной защите детей в контексте гуманистической парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности специалистов по социальной защите детей в контексте гуманистической парадигмы образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2006 г. Т.Н. Поддубная

Активный процесс становления в нашей стране профессий «социальный педагог» и «социальный работник», развитие многоуровневой сети социального обслуживания семьи и детей обусловили необходимость подготовки профессиональных специалистов, призванных защищать мир детства. Успех деятельности учреждений социально-педагогической инфраструктуры во многом зависит от обеспеченности их профессиональными кадрами - социальными педагогами и социальными работниками, выступающими сегодня в роли активных субъектов социальной защиты несовершеннолетних. В этом контексте проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социально-педагогической инфраструктуры выступает приоритетной целью подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля в аспекте гуманистической парадигмы образования.

С 2001 г. на базе Адыгейского государственного университета (АГУ) и с 2002 г. на базе Российского государственного социального университета (РГСУ) (филиал в г. Майкопе) осуществляется профессиональная подготовка социальных педагогов и социальных работников в области социальной защиты детства (СЗД). При участии автора статьи была разработана и апробирована программа подготовки специалистов к такого рода деятельности, содержательной канвой которой выступило формирование знаниевого и практического компонентов. Цель данной программы заключалась в формировании профессиональной компетентности студентов к деятельности в области СЗД. При этом использовался междисциплинарный интегративный подход в процессе преподавания определенных дисциплин по специальностям 031300 «Социальная педагогика» и 350500 «Социальная работа». Анализ учебных дисциплин по указанным специальностям, позволил выделить их содержание и определить возможности формирования профессиональной компетентности студентов для деятельности в рассматриваемой области.

Подготовка специалистов осуществлялась поэтапно:

- первый - мотивационный (1-2-й курсы). Это начальный этап, ориентированный на знакомство студентов со спецификой профессиональной деятельности социального педагога и социального работника. На данном этапе происходит ознакомление с такими дисциплинами, как «Введение в профессию», «Социальная педагогика» (специальность 031300 «Социальная педагогика»), «Введение в профессию», «Теория социальной работы» (специальность 350500 «Социальная работа»), и закладываются основы профессиональной мотивации специалиста социально-педагогической инфраструктуры;

второй - когнитивно-коммуникативный (3-4-й курсы) - направлен на развитие компетенций познавательной деятельности, коммуникативных навыков, формирование знаниевого компонента профессио-

нальной деятельности в сфере СЗД. На этом этапе изучаются такие предметы как: «Методика и технология работы социального педагога», «Основы социальной работы», «Управление системой социальной защиты детства» (специальность 031300 «Социальная педагогика»), «Технология социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы», «Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства» (специальность 350500 «Социальная работа»). Эти дисциплины являются базовыми при подготовке специалистов к деятельности по СЗД, определяют направления, содержание, формы и методы их работы в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры. Второй этап выделяется нами в качестве основного в ходе профессиональной подготовки специалистов к деятельности по СЗД;

- третий - креативно-деятельностный (5-й курс) -завершающий этап, предполагающий формирование навыков самостоятельного поиска решения социальных проблем клиентов, профессиональное творчество на практике, творческое применение полученных знаний и имеющегося опыта, предвидение перспектив. Реализуется в рамках профессиональных дисциплин и дисциплин специализации: «Социальная служба в школе», «Основы психологии семьи и семейного консультирования» (специальность 031300 «Социальная педагогика»), «Прогнозирование и моделирование в социальной работе», «Актуальные проблемы теории и практики социальной работы» (специальность 350500 «Социальная работа»).

Нами были отобраны специальные разделы и темы по дисциплинам, позволяющим осуществлять подготовку указанных специалистов. Также осуществлялся подбор для занятий материала, позволяющего студентам получить максимально полное представление о действующей в России и Республике Адыгея системе СХД, осознать роль и определить свое место в ней, который нашел отражение в опубликованном автором учебно-методическом комплексе. В программе использовались не только пассивные методы обучения (лекции), но и активные (деловые игры, проблемные ситуации, диалоги, диспуты и т.п.). Соответственно тематике программы создавались проблемные группы для исследования определенной проблемы на региональном уровне. Параллельно с теоретическим курсом студенты овладевали практическими навыками работы во время прохождения практик - летней педагогической (1-й курс), социально-педагогической в школе (2-й курс), комплексной (3-4 курсы) и преддипломной (5-й курс) на отделении социальной педагогики; ознакомительной (1-й курс), учебной (2-й курс), производственной (3-4 курсы) и преддипломной (5-й курс) у студентов факультета социальной работы.

Эксперимент проводился с 2001 по 2006 гг. Всего им было охвачено 434 студента (226 - отделения социаль-

ной педагогики АГУ и 208 - РГСУ (филиала в г. Майкопе) очной и заочной форм обучения. На организационном этапе (2001-2003 гг.) осуществлялась разработка и апробация программы подготовки специалистов в экспериментальной группе (ЭГ). Для изучения динамики профессиональной готовности студентов нами были сформированы и две контрольные (КГЬ КГ2) группы. В ЭГ (70 чел.) вошли студенты 3-го курса отделения социальной педагогики АГУ и факультета социальной работы РГСУ (филиала в г. Майкопе), в контрольных участвовали студенты отделения социальной педагогики АГУ (филиал в г. Апшеронске) и факультета социальной работы Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ЮРГУЭиС г. Шахты), с представительством в г. Майкопе (КГ2 - 80 чел.), обучающиеся по стандартной программе, и дипломированные практические работники учреждений социально-педагогической инфраструктуры детства (КГ1 - 63 чел.).

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В основу формирующего легла авторская программа подготовки специалистов к деятельности по СЗД. Констатирующий - проводился на 3-х курсах, контрольный - у тех же студентов на 5-х курсах. В течение 5 лет нами проводились повторные исследования параллельно с основным формирующим экспериментом, и студенты, не вошедшие в состав ЭГ, показывали результаты, достоверно не отличающиеся от результатов ЭГ (р<0,05).

Оценка профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников к деятельности по СЗД давалась по ее реальным результатам с учетом анализа самого процесса данной деятельности, а также мнения клиентов, коллег, работников учреждений социально-педагогической инфраструктуры, в которых проходили практику студенты. В ходе анализа учитывались начальный (до изучения программы) и конечный уровни подготовки (после ее изучения) на основе специально разработанных нами критериев и показателей. Основываясь на теоретических обоснованиях компетент-ностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Г.А. Ларионова) [1, 2], а также учитывая разработки других специалистов (П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, С.Д. Чи-ганова) [3, 4], мы определили критерии профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников к деятельности по СЗД (таблица).

Определение профессиональной компетентности специалиста к деятельности по СЗД осуществлялось в соответствии с уровнями ее проявления (оптимальный уровень (9-10 баллов), допустимый (6-8 баллов), критический уровень (4-5 баллов) и недопустимый уровень (0-3 балла) по методике П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной (в модификации Т.Н. Поддубной). Статистический анализ позволил нам обобщить и систематизировать эмпирические данные, выявить определенные тенденции и закономерности. С целью установления статистических связей между переменными мы воспользовались расчетом ^критерия Стьюдента по методу выборочных долей.

Обобщая количественные данные и приведя их к средним значениям, мы выявили следующие соотношения показателей ЭГ на констатирующем этапе эксперимента. Количественные показатели позволяют обнаружить некоторые тенденции, сложившиеся до начала форми-

рующего эксперимента: преобладание оптимального уровня личностных и социальных компетенций (69,6 %), допустимого уровня теоретических (52,5 %), профессионально-практических (42,6 %) компетенций и результативности деятельности (51,2 %). Результаты констатирующего эксперимента: преобладание оптимального уровня личностных и социальных компетенций (69,6 %), допустимого уровня теоретических (52,5 %), профессионально-практических (42,6 %) компетенций и результативности деятельности (51,2 %). В целом результаты констатирующего эксперимента демонстрируют допустимый уровень профессиональной компетентности студентов к деятельности по СЗД, что во многом объясняется общепрофессиональной подготовленностью студентов 3-х курсов. Данные констатирующего эксперимента мы сравнили с аналогичными показателями контрольных групп - практических работников социальной сферы - КГ1 и студентов тех же специальностей, обучающихся по стандартной программе - КГ2. Так, в начале эксперимента профессиональная компетентность к деятельности по СЗД студентов ЭГ достоверно ниже, чем у практических работников (р<0,05), за исключением недопустимого уровня (р>0,05), и статистически значимо не отличалось от профессиональной компетентности студентов, обучающихся по стандартной программе (р>0,05).

Подтверждением эффективности разработанной нами программы являются результаты контрольного эксперимента. При сравнении итогов констатирующего и контрольного этапов исследования можно заметить, что студенты, прошедшие формирующий эксперимент, значительно улучшили свои показатели по всем критериям на оптимальном и допустимом уровнях (р<0,05). Несмотря на то, что по недопустимому уровню количество студентов достоверно не изменилось, а по критическому изменилось на 1%-м уровне значимости, достоверное увеличение количества студентов с оптимальным и допустимыми уровнями готовности можно считать важным позитивным итогом формирующего эксперимента.

Для подтверждения эффективности экспериментальной программы и более наглядного представления ее результатов в конце эксперимента было осуществлено также сравнение показателей ЭГ с аналогичными показателями КГ1 и КГ2. При этом мы воспользовались уже имеющимися показателями практических работников социальной сферы (КГ1) и провели повторное оценивание студентов в КГ2 и ЭГ. Нами не обнаружено достоверных различий между показателями ЭГ и КГ1 ни по одному из уровней. Сравнивая полученные результаты, мы выявили незначительные различия в уровнях профессиональной компетентности ЭГ и практических работников социальной сферы (КГ1). Для практических работников характерны преобладание оптимального уровня профессиональной компетентности (72,6 %), 23,4 % свойствен допустимый уровень, остальным (4,0 %) - критический, что во многом объясняется опытом работы, более узкой специализацией практических работников. Отличаются достоверно более высокие результаты ЭГ по всем уровням. Следовательно, показатели ЭГ к окончанию эксперимента статистически значимо не отличаются от показателей практических работников социальной сферы (р<0,05 -

по оптимальному и допустимому уровням; p>0,05 - по всем уровням выше, чем в КГ2 (p<0,05), обучающейся критическому и недопустимому), т.е. являются доста- по стандартной программе, свидетельствует об эффек-точно высокими. А тот факт, что результаты ЭГ по тивности предложенной авторской программы.-

Критерии и показатели профессиональной компетентности социальных педагогов и _социальных работников к деятельности по социальной защите детства_

Критерий Показатель

Личностные и социальные компетенции Гуманистическая профессиональная направленность (осознание самоценности человеческой личности; признание благополучия ребенка, его личностного роста целью и назначением своей профессиональной деятельности; осознанное принятие собственной профессии, понимание ее значимости, личностного смысла и самосовершенствования). Уровень общей культуры (профессионально-познавательные мотивации, интеллигентность, обладание научно-гуманистическим мировоззрением; эрудиция; умение анализировать современную социально-экономическую и политическую ситуацию); Социальная зрелость (патриотизм, высокая гражданская ответственность и активная гражданская позиция, способность строить свой образ жизни с ориентацией на законы и общественные нормы, стремление помогать окружающим). Коммуникативные качества (диалоговая культура, готовность обеспечивать субъектную позицию клиента и др.). Организаторские способности (организованность, ответственность, деловитость, инициативность и др.).. Рефлексивно-аналитические качества (отзывчивость, эмпатия, рефлексия, самокритичность). Креативность (профессиональное творчество на практике, потребность в постоянном профессиональном творческом поиске). Состояние психического и физического здоровья (хорошее физическое и психическое здоровье, эмоциональная устойчивость, самообладание, владение методами саморегуляции, саморелаксации).

Теоретические компетенции Общепрофессиональная эрудиция (знание основ теории социальной педагогики, социально-педагогической деятельности, владение системой знаний о содержании, методах и формах социальной работы с семьей, различными категориями населения). Научная эрудиция (систематический поиск новой информации, научная доказательность и аргументированность ответов, владение научными понятиями, интеграция социально-педагогических знаний с другими науками, самостоятельный поиск технологий помощи). Специализированная эрудиция (знание особенностей объектов и субъектов социальной защиты детства, основ социальной защиты детства, нормативных правовых актов, регулирующих защиту материнства, отцовства и детства, особенностей социальной защиты отдельных категорий детей).

Профессионально-практические компетенции Реализация функции: диагностической (владение на практике диагностическими методиками, умение выявлять индивидуально-психологические, личностные особенности клиента, его «проблемное поле», умение ставить «социальный диагноз», находить причинно-следственную связь и др.); прогностической (программирование и прогнозирование процесса социальной защиты, планирование собственной деятельности и др.); коммуникативной (активизация деятельности объектов социальной защиты детства в решении проблем детей, деловые и личностные контакты и др.); координационно-организационной (организация мероприятий, акций по защите детства, межведомственного взаимодействия по решению проблем клиентов, координация деятельности всех субъектов социальной защиты детства, вовлечение общественности в программы социальной защиты детей); охранно-защитной (применение комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности к лицам, совершающим противоправные действия в отношении детей, взаимодействие с субъектами социальной защиты детства). Взаимодействие с объектами социальной защиты (умение построить оптимальные взаимоотношения с детьми и семьями на основе сотрудничества, определять социальную ситуацию ребенка, подбирать адекватные технологии оказания конкретной помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, организация просвещения семей и детей в вопросах их социальной защиты).

Результативность деятельности Личностный рост клиентов (повышение мотивации, активная субъектная позиция, сокращение «проблемного поля» личности, положительная динамика личностного развития ребенка).; Развитие у объектов социальной защиты определенного уровня социальных качеств (ценностно-смыслового отношения к себе как объекту социальной защиты, гуманное отношение к окружающему миру, чувства ответственности, заинтересованности, способность к сопереживанию, сотрудничеству). Включенность объектов социальной защиты в различные виды внеучебной деятельности (клубы, кружки, секции, детские и молодежные объединении, участие в КТД и т.д.). Высокий уровень оказания социально-педагогической поддержки ребенку (удовлетворенность клиента (родителей, лиц, их заменяющих) оказанной помощью, адекватность содержания, форм, методов помощи и поддержки, своевременная разработка и действенность программы социальной защиты, и др.). Социальная защищенность каждой личности в микросоциуме (правовое обеспечение учреждений социально-педагогической инфраструктуры, реализация программ социально-педагогической помощи, наличие социальных служб и др.). Социально-психологическая обстановка в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры (благоприятная социально-психологическая обстановка, эмпатийное отношение к клиентам, социальная ответственность работников учреждений, своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи и др.)

В ходе формирующего эксперимента нами получены данные в отношениях и зависимостях между критериями изучаемого феномена: высокие показатели личностных и социальных компетенций (гуманистическая профессиональная направленность, уровень общей культуры, социальная зрелость и др.) определяют высокие показатели результативности деятельности (личностный рост клиентов, включенность объектов социальной защиты в различные виды внеучеб-ной деятельности и др.); теоретические компетенции (общепрофессиональная, научная, специализированная эрудиция) определяют профессионально-практические компетенции (способы получения информации, реализация охранно-защитной и других функций) и результативность деятельности; результативность деятельности зависит от совокупности трех составляющих критериев (личностных и социальных, теоретических, профессионально-практических компетенций). Взаимообусловлен и низкий показатель недопустимого уровня профессиональной компетентности ЭГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Следует отметить, что студенты в процессе формирующего эксперимента стали активнее использовать информационные технологии как оптимальное средство получения необходимой и достоверной информации по проблеме СЗД, у них повысился уровень исследовательской активности, что говорит об осознании и понимании ими самого феномена СЗД и смысла такой деятельности.

Доказательством результативности проведенного эксперимента является и тот факт, что студенты стали более самостоятельны, у них повысился уровень социальной активности. Подтверждением этого служат следующие данные. С 2005 г. на базе РГСУ (филиала в г. Майкопе) создано студенческое научное сообщество, которое участвует в организации и проведении научных семинаров, конференций, конкурсов работ по актуальным социальным проблемам. Совместно со студентами отделения социальной педагогики АГУ члены «Союза учащейся молодежи» проводят благотворительные акции «Дед Мороз» (звонки-поздравления детям из малообеспеченных семей), благотворительные дискотеки «Радуга», средства от которых идут на покупку подарков для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республиканские дома-интернаты. Ежегодно студенты на факультетах вузов организовывают сбор одежды, средств для осиротевших детей, участвуют в подготовке и проведении «Дня защиты детей».

Ведущим направлением является и активное участие студентов в волонтерском движении. С 2003 г. на базе Адыгейского республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (АРЦМП) осуществляется подготовка студентов-волонтеров для проведения профилактической работы среди молодежи по принципу «равный учит равного». Студенты совместно со специалистами АРЦМП ежегодно проводят молодежные акции в учебных заведениях республики под девизом «Молодежь против СПИДа». Ряд общественных инициатив студентов (совместных микропроектов студентов и преподавателей с учреждениями социально-педагоги-

ческой Республики Адыгея) был удостоен грантов. Финансовую поддержку Адыгейского республиканского ресурсного центра «Содействие», Южного регионального ресурсного центра и Федерального агентства по международному развитию (США) в размере 27 тыс. р. получил социальный проект «Мы - граждане своего города», направленный на подготовку вожатых и руководителей детских объединений. Информационная акция по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди молодежи «Я выбираю здоровье» получила финансовую поддержку Отдела по делам молодежи администрации муниципального образования «Город Майкоп» в размере 15,5 тыс. р. В настоящее время членами «Союза учащейся молодежи» совместно с преподавателями разработан проект «Территория добра», предусматривающий создание Центра социально-информационной помощи населению.

Студенты отделения социальной педагогики АГУ с 2005 г. принимают активное участие во Всероссийских олимпиадах по социальной педагогике (в 2005 г. в г. Екатеринбург, 9-13 ноября 2005 г.; г. Орел, 2-3 апреля 2006 г.). С 2004 по 2006 гг. студенты 4-5 курсов отделения социальной педагогики АГУ участвовали в пилотном проекте Европейского Союза «Дети и молодежь групп риска, РФ» совместно с Министерством образования и науки Республики Адыгея по поддержке детей и молодежи групп риска на ее территории (программа по обучению наставников).

В целом студенты после формирующего эксперимента демонстрируют более высокую профессиональную готовность к деятельности по СЗД, овладев социально-педагогическими технологиями защиты несовершеннолетних в разных социальных обстоятельствах.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента была подтверждена необходимость профессиональной подготовки студентов к деятельности по СЗД, выявлены и апробированы педагогические условия, способствующие эффективной подготовке студентов, получающих профессии социальный педагог и социальный работник. Специальная подготовка последних позволила сформировать у них определенный уровень профессиональной компетентности по взаимодействию с несовершеннолетними в области их социальной защиты.

Позитивная практика внедрения программы подготовки специалистов к деятельности по СЗД в условиях вуза, достоверность и обоснованность полученных выводов определяют возможность распространения данного опыта в широкой педагогической практике профессионального образования специалистов социальной сферы. Авторская программа их подготовки может быть экстраполирована в любой вуз, осуществляющий профессиональную подготовку социальных педагогов и социальных работников. Педагогические аспекты программы имеют перспективную ценность и для повышения эффективности научно-педагогической деятельности преподавателей вуза.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

2.

3.

Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза. Челябинск, 2004.

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2001.

Чиганова С.Д. Формирование профессиональной и социальной компетенции специалиста по социальной работе // Социальные технологии, исследования. 2006. № 1. С. 21-26.

Майкопский государственный технологический университет.

1 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.