Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности специалиста по работе с молодежью'

Формирование профессиональной компетентности специалиста по работе с молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2200
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Житнова Е. В.

В статье выделена структура процесса управления социальной работой с молодежью. Определены компоненты профессиональной компетентности менеджера по работе с молодежью через характеристику его деятельности. Намечены пути ее формирования в условиях высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE EXPERT WORKING WITH YOUTH

This article highlights the structure of management process of social work with youth. The components of professional competence for a manager who works with youth are defined through the characteristics of his/her work. The ways of its formation are outlined in the conditions of a higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности специалиста по работе с молодежью»

УДК 378.14.043

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

© 2008 Е.В.Житнова

Международный институт рынка

В статье выделена структура процесса управления социальной работой с молодежью. Определены компоненты профессиональной компетентности менеджера по работе с молодежью через характеристику его деятельности. Намечены пути ее формирования в условиях высшего учебного заведения.

Молодое поколение нашей страны в XXI веке оказалось в чрезвычайно трудной ситуации сразу по нескольким причинам. Главная из них - радикальное изменение механизма включения молодых в общественную жизнь, в социальную структуру, их взаимодействия с различными общественными институтами - семьей, школой, профессиональным образованием, трудовыми коллективами, общественными организациями, со своими сверстниками. Появились новые социальные ценности, идеалы, очень часто противоречащие тому, на что ориентируют юношей и девушек родительская семья, группы общения. Молодежь по-иному стала относиться к прошлому, настоящему и будущему своей страны, своей жизни. Изменилось содержание свободного времени молодых людей, их информированность, способы решения своих повседневных проблем, которые все чаще вызывают критику старших поколений и не поощряются правоохранительными органами. Вместе с тем возникла новая индустрия развлечений, социального обслуживания молодых людей, их социальной защиты, организации помощи нуждающимся. Естественно, далеко не всей молодежи удается быстро адаптироваться к условиям жесткой реальности, выбрать верные приоритеты, вид деятельности, одобряемый и востребуемый обществом, соответствующий социальным и правовым нормам, что в какой-то степени объясняет высокий процент безработицы и криминальной зараженности в ее среде.

Молодежь как прослойка общества составляет 30 % населения планеты, в нашей стране ее численность к настоящему моменту составляет более 32 млн. человек, что составляет 22% населения. Молодежью большинст-

во социологов считают часть населения в возрасте от 14 до 30 лет, характеризуемую современным образом жизни, участием в одном из видов жизнедеятельности, труда и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры.

Придерживаясь социологического подхода к понятию «молодежь», по мнению

A.Л.Маршака, нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Молодежь в социологии обычно разделяют на следующие социально-психологические группы: а) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет - молодая интеллигенция1.

Мы считаем, что в работе с такой неоднородной по своему возрастному составу и структуре общностью как молодежь, необходимо знать основные стадии ее развития и специфические особенности, свойственные молодым людям каждой возрастной ступени.

Детальное рассмотрение этого утверждения широко представлено в работах

B.В.Павловского, который выделяет четыре основные стадии развития молодежи. Каждая стадия имеет большое значение как в общественном онтогенезе так и в филогенезе.

1. Возрастная подгруппа от 13 - 14 до 16 - 17 лет - старший школьный период. Это «переходный мир» от старшего школьничества к гражданской юности. Юноши и девушки в этом возрасте, как правило, заканчивают

1 Маршак А.Л. Общая социология. - Ростов н/Д.: 2004.

неполную среднюю или среднюю общеобразовательную школу, профессиональные училища, учатся или заканчивают обучение в средних специальных учебных заведениях и поступают в вузы. Некоторые молодые люди начинают работать на производстве. Главная задача становления юношей и девушек в этот период - это выбор профессии или специальности, выбор учебного заведения, предприятия, хозяйства, организации и, что очень важно, - выбор стабильного и перспективного рабочего места. Современный человек в таком возрасте не может замкнуться только на экономической деятельности. Так, важными вехами развития являются общественная активность, получение паспорта и признание гражданства, получение избирательного права и права быть избранным (ой). Некоторые юноши и девушки создают свою семью, рожают и начинают воспитывать своих детей.

2. Возрастная подгруппа от 16 - 17 до 20 - 21 года - период гражданского становления. Этот период можно определить как начало самостоятельной трудовой деятельности одной частью молодых людей, продолжение учебы в вузах и колледжах - другой частью, службой в армии - третьей частью. Люди такого возраста, как правило, признаются обществом уже взрослыми в общественном отношении. Ведущей становится производительный труд с известной дифференциацией его профессиональных особенностей. Образование, которое продолжает получать часть молодых людей на данной возрастной стадии, является уже, как правило, не общим, а специальным, профессиональным; сама учеба в вузе или колледже, техникуме рассматривается как особый вид трудовой деятельности (практика на производстве, работа в студенческих строительных и сельскохозяйственных отрядах, дополнительные приработки, работа в самом учебном заведении в известные периоды и т.п.). Молодые люди в эти годы получают определенную материальную независимость от родителей, достигают своего полного развития юношеско-девичья дружба и любовь. В рассматриваемый период многие из них заводят собственную семью.

3. Возрастная подгруппа от 20 - 21 до 25 - 26 лет - первый молодой гражданский возраст. Можно зафиксировать этот период как время совершенствования в трудовой

деятельности одной частью молодежи, завершения учебы в вузах, колледжах и техникумах - другой частью, окончания службы в армии - третьей частью, а также создание собственной семьи многими молодыми людьми. Это стадия перехода от гражданского становления к первой молодой гражданской взрослости. Подавляющая часть молодежи включается в производительный труд на таком уровне, который уже не уступает взрослым работникам. Дееспособные граждане этого возраста могут быть избраны депутатами Государственной Думы РФ. Достигают своего полного развития дружба и любовь молодых людей. Большинство из них не только создают свою семью, но и обзаводятся детьми. Часть вступивших ранее в брак, разводятся, некоторые из них женятся или выходят замуж вторично.

4. Возрастная подгруппа от 25 - 26 до 29 - 30 лет - второй молодой гражданский возраст. Данный период характеризуется развитием и завершением тех общественных процессов, которые начались на предыдущем этапе. У одной подгруппы старших молодых граждан происходит дальнейшее совершенствование в сфере трудовой деятельности, они достигают здесь определенных положительных результатов в профессиональном, служебном отношении, в росте материального и общественного стимулирования своего труда. Другая подгруппа завершает учебу в средних специальных и высших учебных заведениях, небольшая часть работающих заканчивает или продолжает свое обучение на вечерних или заочных отделениях вечерне-заочных школ и т.д., на различных курсах. Большинство старших молодых граждан к этому времени женятся и выходят замуж, воспитывают детей2.

Молодежь как особая социально-демографическая группа, способная не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, должна явиться объектом пристального внимания со стороны государства. Сфера государственной молодежной политики в нашей стране стала активно развиваться с начала 1990-х гг. Первым

2 Павловский В.В. Ювентология: проект интегратив-ной науки о молодежи. - М.: Академический Проект, 2001.

нормативным актом в области молодежной политики был Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», принятый в 1991 г, однако он так и не вступил в действие. Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 № 1075 молодежная политика была признана одним из приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 № 5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики» определило ее как деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что она осуществляется государственными органами, молодежными объединениями и ассоциациями. К таковым относят:

о федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике;

о учреждения, осуществляющие молодежную политику (центры социального обслуживания, социально-психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости и трудоустройства молодежи, содействия молодежному предпринимательству; молодежные пресс-центры, центры информационного обеспечения, патриотического воспитания, отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, научных исследований по проблемам молодежи и молодежной политике; молодежные жилищные и социальные комплексы);

о формальные и неформальные объединения различных возрастных, социальных, территориальных групп молодежи;

о организации и управления в соответствующих органах и учреждениях.

Необходимым условием для функционирования любой социальной организации, в том числе и молодежной, деятельность которой сознательно координируется для дости-

жения поставленных целей, является управление. Управление - внутреннее свойство, функция любой организованной системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности и реализацию ее программы (цели). Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Специалистом, имеющим право принимать управленческие решения, считается менеджер.

Процесс управления социальной работой с молодежью, имеет определенную организационную структуру, которая состоит из следующих уровней:

Первый уровень - организационно-структурный. При этом выделяют три уровня управления:

1) верхний - институциональный - Департамент по делам молодежи;

2) средний - региональный - органы по делам молодежи, учреждения социального обслуживания молодежи, комитеты по делам молодежи;

3) низший - молодежные организации, отделы по работе с молодежью, социальные службы для молодежи, центры социальной поддержки молодежи.

Второй уровень - функциональный, т.е. выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т.е. независимыми от уровня субъекта, его компетенции и т.д., считается прогнозирование, моделирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль. Конкретные функции - это виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения), предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).

Третий уровень - это деятельность руководителей разных уровней в системе работы с молодежью.

Четвертый уровень управления работой с молодежью - процесс, включающий ряд элементов:

о целевая ориентация. Основа любого вида управления - информация, на базе которой определяются и закрепляются в организационно-административных документах цели и задачи;

о распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров;

о соответствие целей, задач и решений ресурсам: временным, информационным, трудовым, финансовым;

о использование разнообразных форм и методов управления, средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов;

о использование обратной связи - учет, контроль, проверка исполнения.

Пятый уровень - это вид профессиональной деятельности, управленческий труд менеджера по работе с молодежью.

Шестой уровень - это наука и учебная деятельность менеджера по работе с молодежью.

Основным условием функционирования данной системы является структурное совершенствование деятельности всех уровней управления.

Эффективность социальной работы с молодежью в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. Управление в работе с молодежью не выходит за рамки классических схем принятия решений. В то же время теория управления в молодежной организации мало исследована. Мы согласны с мнением П.Д.Павленка, о том, что в числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

о разработка теоретических основ управления в социальной работе с молодежью, формулировка его концепции и дерева целей;

о исследование организационных структур управления работой с молодежью, обоснование и рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях;

о моделирование деятельности социальных служб по работе с молодежью, использование математических методов при исследовании проблем организации работы с молодежью;

о разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой с молодежью, методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

o исследование информационных основ управления в социальной работе с молодежью, создание современного банка данных;

o разработка научных методов прогнозирования социальной работы с молодежью, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;

o разработка алгоритмов организации личной работы менеджеров по работе с молодежью и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой с молодежью;

o исследование методов мотивации социальной работы с молодежью, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации3.

Значимость, многогранность и сложность работы менеджера молодежной среды очевидна. Так как именно он обеспечивает согласованность, упорядоченность, скоорди-нированность, целенаправленность совместной работы, он устанавливает урегулирован-ность и порядок между индивидуальными работами в процессе достижения заданных целей. Поэтому остро встает вопрос профессиональной компетентности менеджера по работе с молодежью.

В научной литературе понятие «профессиональная компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». «Компетентный» в своем деле человек (от лат. competents - соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный».

В представлениях исследователей термин «компетентность» обычно характеризу-

3 Павленок П.Д. Теория, история и методика социаль-

ной работы. - М.: Дашков и Ко , 2005.

ется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В этом смысле термин «компетентность» выступает синонимом термина «квалификация», но включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие личностные качества как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Для выработки наиболее точного определения профессиональной компетентности менеджера рассмотрим трактовки этого понятия выдающихся представителей науки, как нашей страны, так и зарубежных ученых.

В зарубежной литературе имеется целый ряд определений «компетентности» и связанных с данным понятием реалий.

Наиболее известным учёным в данном вопросе является профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Он выделяет «высшие компетентности», которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные послед-

„4

ствия своих действий .

Специалистами Центра профессионального образования и подготовки Университета штата Огайо компетентность понимается как конкретные, хорошо диагностируемые знания, умения, навыки и понимание, отношение, необходимые для эффективной (профессиональной) деятельности в выбранной области.

Британский философ и социолог К.Уинч считает, что компетентность основывается на

4 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. -М.: «Когито-Центр», 2002.

поведении, деятельности, определенными какими-либо условиями, на способности выполнять задание в соответствии с заданными параметрами в конкретной ситуации.

По мнению американского исследователя Р.Мейтерса, компетентность относится к способности человека выполнять задания в заранее предопределенных условиях на компетентных уровнях, принятых в производстве, либо соответствующих какой-либо другой официальной стандартизации. Компетентность подразумевает не только соответствие определенным деятельностным критериям, но и демонстрацию выполнения поведенческих задач. Компетентность включает в себя умение понимать и выполнять задание, а также способность переносить его в другие условия. Человек либо компетентен, либо не компетентен по отношению к требуемому уровню исполнения, а не по отношению к достижениям других.

В отечественной науке понятие «компетентность» рассматривается учеными с разных позиций.

Так, Л.М.Устич определяет компетентность с точки зрения общественной ценности и культуры и трактует ее как «профессионально-личностную, социально-значимую качественную характеристику специалиста, умеющего использовать знания, умения, навыки не только для профессиональной деятельности, но и для понимания социальной значимости и нравственного сознания своей деятельности»5.

Компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, считает в своей работе Э.Ф.Зеер, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в данный момент, использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. В.В.Баша-ев уточняет это определение и рассматривает компетентность как возможность переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

В основе компетентности, по мнению авторов М.К.Кабардова, А.И.Панарина и др.,

5 Устич Л.М. Формирование профессиональной ком-

петентности специалистов в системе образования взрослых. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Калининград: 2004.

заложена сформированность необходимых навыков и умений, степень их владения, совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе.

Н.В.Кузьмина связывает понятие профессиональной компетентности с определенной областью деятельности. «Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления»6.

Если Н.В.Кузьмина рассматривает специальную компетентность с точки зрения деятельностного подхода, то Т.Г.Браже представляет профессиональную компетентность как систему, включающую в себя аспекты философского, психологического, социологического, культурологического и личностного порядка. Профессиональная компетентность людей, работающих в системе «человек - человек» (педагоги, врачи, юристы, работники обслуживающего труда), определяется не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.

В работах А.Ф.Присяжной под профессиональной компетентностью понимается способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Автор выделяет 4 вида профессиональной компетентности: «...функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать; интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный

6 Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. - 1982. - №3.

подход к выполнению своих обязанностей; ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией; социальная - предполагает наличие коммуникативных и интегра-тивных способностей». В основе профессиональной компетентности, по мнению автора, заложена профессиональная пригодность, понимаемая как «совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности»7.

И.Я.Никонорова строит свое понимание компетентности на основе системно-структурного критерия, включая в содержание профессиональной компетентности три аспекта: «... проблемно-практический, т.е. адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная ей постановка и эффективное выполнение целей, задач и норм; смысловой -адекватное осмысление ситуации в более общем культурном контексте; ценностный -способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей»8.

Понятие «профессиональная компетентность менеджера», на наш взгляд, подробно представлено Ю.А.Афониным, А.П.Жабовым, А.С.Панкратовым, которые выделяют следующие ее компоненты:

1) содержательно-оценочный - представляет собой систему усвоения и обновления специальных знания для продолжения образования, повышения квалификации, переквалификации, умения применять знания в обучении и на практике, овладения навыками творческого поиска усвоения и применения знаний;

2) мотивационно-волевой - отражает побуждение к усвоению знаний, умение концентрировать внимание на задачах и их решении, к творческому подходу в применении знаний;

3) профессионально-личностный -выражает степень потребности обучаемого обновлять свои знания для формирования и

7 Присяжная А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых // Педагогика. - 2005. -№5.

8 Никонорова И.Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя. Дисс. канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре: 2003.

совершенствования профессиональной компетентности, в непрерывном самосовершенствовании своих знания и применении их на практике;

4) социально-культурный - представляет систему ценностных отношений к общественно-значимым целям, для достижения которых в процессе обучения должны быть сформированы важные личностные качества профессиональной компетентности: целеустремленность, способность признавать свои ошибки, требовательность к себе и к другим, достоинство, ответственность, эмоционально-волевая устойчивость, интерес к окружающему миру, находчивость, умение видеть проблему, решительность, готовность к риску и т.д.;

5) управленческая культура - управленческие знания, которые представлены знаниями основ теории управления или менеджмента, соответствующим сознанием, чувствами, настроениями; управленческие отношения, призванные материализовать знания, нормы, образцы и передать личности в процессе ее социализации нормы и ценности общества, в том числе управленческие, делая их устойчивым элементом культуры человека; управленческая деятельность, позволяющая переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так и ее культуру, нормы ее поведения, мотивы к инновационно - управленческой

9

деятельности .

Таким образом, анализ литературы по педагогике, психологии, социологии, экономике позволил установить тот факт, что общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность» в отечественной научной литературе еще не сложилось. Поэтому мы приводим признаки этого понятия: наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики, набор операционных умений, владение алгоритмами решения трудовых задач, способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность менеджера по работе с молодежью - признак

9 Афонин Ю.А. Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

его успешной профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность - это качественная характеристика менеджера, приобретаемая в процессе профессионального обучения. Следовательно, первостепенную роль в формировании компетентной личности играет образование. Роль учебного заведения состоит в том, чтобы заложить базовые знания и умения, сформировать и развить навыки самостоятельной работы - фундамента дальнейшего углубления в теорию и практику управленческой деятельности. Формирование профессиональных компетенций менеджера, как будущего работника в молодежной сфере, предусмотрено в вузе образовательным блоком, который состоим из учебных дисциплин таких как: «Управление мотивацией молодежной среды», «Техника личной работы (навыки по работе с молодежью), «Мониторинг качества социологии личности», «Социальная активность молодежи», «Целеполагание и управление по целям», «Ответственное предприятие и ответственное поведение», «Инновационный менеджмент в молодежной среде», «Регулирование конфликтами в молодежной среде»; внеучебной воспитательной работой, которая предполагает участие студентов в различных тренингах общения и личностного роста, адаптационных семинарах, студенческом самоуправлении, клубах, кружках, молодежных организациях и движениях; практикой в организациях, работающих с молодежью.

Опираясь на теоретические положения изучаемого понятия, а так же специфику практической деятельности менеджера по работе с молодежью, определим его основные компоненты профессиональной компетентности:

Таблица 1. Основные компоненты профессиональной компетентности менеджера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по работе с молодежью

Компоненты Характеристика

Мотивационный компонент Знание личностных особенностей и потребностей молодежи; учет удовлетворенности (неудовлетворенности) молодого работника трудом, нормальное деловое общение с подчиненными, знание потенциала работников, знание своих возможностей.

Проективный компонент Постановка четких и ясных целей, составление четкого плана работы молодежной группы, сбор необходимой информации о решаемых задачах, привлечение исполнителей к дальнейшей работе над планом, возможности развития плана для постановки дальнейших целей, составление возможных прогнозов в работе.

Организационный компонент Знание профессиональных и личностных качеств молодежи, знание динамики групповых процессов в молодежной среде, управление выполнением общегрупповых целей, осознание каждым молодым работником общих целей деятельности, урегулирование конфликтных ситуаций в молодежной среде, проведение мероприятий по использованию социально-психологических феноменов.

Контрольный компонент Доброжелательность при контроле за деятельностью молодежи в организации, помощь работникам в исправлении ошибочных действий, положительные цели контроля, четкость в проведении процедуры контроля, нормальное состояние общения с молодыми людьми при контроле, наличие к ним доверия при контроле.

Таким образом, решение проблем, которые в настоящее время волнуют общество, во многих своих аспектах связано с молодежью. От того, как будет жить и действовать сегодняшняя молодежь и та, которая вскоре придет ей на смену, зависит развитие нашей страны. Соответственно, признание важной роли молодежи в современном мире обуславливает необходимость усилить внимание к этой особой социально-демографической группе, определить средства, методы, формы,

критерии работы с молодым поколением. В связи с этим определяется значимость кадров по работе в молодежной среде и их подготовка. Повышению эффективности функционирования молодежных организаций способствует менеджер по работе с молодежью. Его профессиональная компетентность является залогом успешной работы. Подготовка компетентных менеджеров осуществляется в процессе профессионального обучения в высшем учебном заведении.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE EXPERT WORKING WITH YOUTH

© 2008 E.V.Zhitnova

International market institute

This article highlights the structure of management process of social work with youth. The components of professional competence for a manager who works with youth are defined through the characteristics of his/her work. The ways of its formation are outlined in the conditions of a higher educational establishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.