ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С МОЛОДЕЖЬЮ
Е.В. Жукова
PREPAREDNESS FORMATION OF THE SPECIALIST IN SOCIAL WORK FOR THE PROFESSIONAL WORK WITH THE YOUTH
Zhukova E.A.
Constituents of the notions "youth", "social work with the youth", "preparedness for the social work with the youth" are analyzed in the present article. The author has worked out a technology option to form preparedness of the specialist in social work for the professional work with the youth.
В статье исследуются составляющие понятий «молодеть», «социальная работа с молодежью», «готовность к социальной работе с молодежью». Автором разработан вариант технологии формирования готовности специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности с молодежью.
УДК 37.01
Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI в. будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы.
Национальное и гражданское становление молодежи в современный период происходит в сложных условиях: за 15 лет произошли глубокие изменения общественно-политического и экономического уклада в стране, разразились крупные, острые силовые этнополитический конфликты. Все это оказало влияние на формирование гражданского сознания молодого поколения, обусловив сложность и противоречивость его позиции, а также актуальность изучения его проблем.
Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Молодость - это хорошая естественная лаборато-
рия: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений.
Однако сегодня решение многих проблем, относящихся к «молодежным», является предметом научных дискуссий. Главная проблема заключается в том, что «молодежь» - не только и не столько возрастное, сколько социальное и историческое понятие (1, с .16). К этой категории в разные времена и в разных слоях общества относили людей весьма различного возраста. На расширительное понимание молодости обращает серьезное внимание и А.В. Толстых (2, с. 15), констатируя, что в молодежь «записываются» и «молодой ученый» за тридцать, и «молодой поэт» за сорок, и «молодой режиссер», уже готовящийся к юбилею (т.е. пятидесятилетию).
Проанализировав многообразие подходов к определению понятия «молодежь», употребляемых в научной литературе, можно сгруппировать их следующим образом.
1. Рассмотрение молодежи как возрастной группы. В данном случае исходят из того, что возрастные свойства более значимы и нивелируют все остальные различия (М. Рубнер, Л. Ашофф, В. Бунак и др.).
2. Определение молодежи с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла (К. Гросс, С. Иконникова, В. Лисовский, И. Слепенков, Г. Стенли Холл).
3. Под термином «молодежь» понимается социальный статус, определяемый возрастом (И. Кон, Л. Розенмайр, Ф. Филиппов, Г. Шельски, Ш. Эйзенштадт).
4. Понятие «молодежь» используется в значении молодежной субкультуры (Г. Гризе, Т. Джефферсон, Г. Джонс, Е. Лева-нов, В. Левичева, К. Маннгейм, М. Мид, С. Холл).
5. Социальная сущность молодежи определяется с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве (В. Чу-пров).
Таким образом, приходим к выводу, что понятие «молодежь» описывает аспекты социальной позиции людей, которые влияют на их биологический возраст, но не определяются им полностью. Не случайно именно эти трудности привели в современной пси-
хологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость» с тем, чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми.
Молодежные социальные проблемы, являющиеся предметом научного анализа, в литературе подразделяются на две большие группы. К первой относят специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, особенностей ее социального положения (статуса), роли и места в общественном воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение особенностей сознания (потребностей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе.
Другую важную область научного анализа составляют проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти, специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.).
В конечном итоге, проблема молодежи как специфической социально-демографической группы связана с тем, что общество может дать молодежи (накопление и развитие ресурса), с одной стороны, и что молодежь должна дать сегодня обществу (каково состояние ресурса и как использовать этот ресурс для целей обновления России) - с другой (3, с. 102).
Проанализировав результаты многочисленных исследований, проводимых среди молодежи в разных странах, в том числе и в России, мы сделали вывод о достаточно общих проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди. Представляя собой своего рода дихотомии, такие как богатство и бедность, рост возможностей самореализации и безработица, глобальная субкультура и обилие контркультур, образованность и полная
безграмотность, ценность здоровья, культ спорта и наркомания, курение, алкоголизм, они являются следствием фундаментальных противоречий, присущих современным обществам риска.
Существующие специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних, проблемы молодой семьи, молодежной безработицы и др.
Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Выявление специфики деятельности специалиста по социальной работе с молодежью требует предварительного уточнения сущности того содержания, которое вкладывается в главную системообразующую категорию - «социальная работа».
Одной из важнейших целей мирового сообщества является утверждение основных прав человека, достоинства и ценности человеческой личности. Азбучной истиной для демократических режимов является охрана прав наиболее уязвимых социальных слоев, к которым принадлежит и молодежь. Реальным воплощением этих идей в жизнь занимаются люди одной из самых гуманных профессий, называемой «социальная работа», а они сами именуются «социальными работниками».
Термин «социальная работа» был впервые использован в Англии в связи с расширением в начале XX столетия направлений деятельности одной из религиозных общественных организаций (COS), зани-
мающейся филантропией, или, как ее называли тогда, «любительской (дилетантской) работой». В соответствии с этим появилась новая задача для этой организации - преобразование филантропии из неквалифицированной в профессиональную деятельность, основанную на социальных теориях и специальной подготовке. Эта новая деятельность и стала называться социальной работой. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, и сейчас практически нет страны в мире, где он не используется.
В рамках данного исследования, представляется наиболее точным определить социальную работу как особый вид деятельности, взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциа-лизации. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. В этом заключается ее непреходящее значение для общества в целом, отдельных социальных групп и индивидов в частности.
Интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, можно предположить, что оно включает в себя три аспекта:
1) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;
2) актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
3) целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально -экономической политики на всех уровнях -от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей.
Осуществляющаяся в последние годы программа подготовки специалиста по социальной работе ныне все более и более до-
полняется специализированной подготовкой выпускников для работы либо в различного типа учреждениях общей системы социальной защиты населения (социальное обслуживание, здравоохранение, образование), либо с различными объектами (семья, пожилые люди, молодежь). Все больше развивается потребность в специалистах, владеющих определенными технологиями социальной работы, менеджментом социальной работы, технологией образовательно-воспитательной деятельности и др.
Рано или поздно жизнь приведет к созданию достаточно дифференцированной системы подготовки специалистов по социальной работе, в частности системы подготовки специалистов по социальной работе с молодежью.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах (4, 333). Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.
В настоящее время сложились две модели социальной работы с молодежью - ин-тегративная и дефицитная. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.
Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных
ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.
Главный акцент в социальной работе с молодежью делается в России не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Социальная работа с молодежью и в России, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики.
Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К субъектам государственной молодежной политики относятся: государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации.
Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:
1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике.
2. Государственное регулирование молодежной политики.
3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.
Основными целями государственной молодежной политики являются (5, с. 8):
• содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития и развития самой молодежи;
• реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях (5, с. 10):
• поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития;
• содействие и поддержка молодых граждан в отношении охраны их здоровья, в организации профилактики опасных заболеваний и в формировании здорового образа жизни;
• содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их трудовых прав и обязанностей;
• поддержка молодых семей;
• поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, социальной реабилитации и адаптации;
• поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Все вышесказанное позволяет нам в общем виде определить сущность деятельности специалиста по социальной работе с молодежью. Деятельность социального ра-
ботника по оказанию помощи молодежи представляет собой профессиональную активность, направленную на социализацию и ресоциализацию молодых людей для улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.
Специфика данной деятельности предполагает наличие у специалиста, который ее осуществляет, определенных личностных качеств, психофизиологических характеристик, социально-психологических показателей, природных задатков и способностей, деловых качеств, профессиональных знаний и умений. Одним из источников информации такого характера выступает про-фессиограмма специалиста по социальной работе с молодежью, отражающей инвариантные, идеализированные параметры его личности и профессиональной деятельности, объединяющей объективные и субъективные характеристики профессиональной деятельности специалиста.
При описании «профессиональной» составляющей модели помимо квалификационных требований, детально разработанных в государственных стандартах, многие ученые используют следующие характеристики: компетентности специальная, интеллектуальная, социально-правовая; интеллектуальная инициатива; самоорганизация; саморегуляция и др.
Также можно выделить безусловные личностные качества, которыми должен обладать выпускник любого вуза, в том числе и будущий специалист по социальной работе с молодежью. О. Мельничук и А. Яковлева называют в качестве таковых следующие: ответственность перед делом и людьми, добросовестность, социопривлекательность, единство слова и дела, широкую культуру и т.д. (6). Г.Б. Скок под обобщенными личностными качествами понимает «физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурную грамотность» (7). Э.Ф. Зеер выделяет в данном контексте креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др. (8). Р. Петрунева относит к личностным профессиональным качествам все те, которые способствуют раскрытию и реализации возможностей че-
ловека, формированию его мотивов и интересов (9).
Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста по социальной работе с молодежью, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить (10, с. 458).
Готовность студентов к профессиональной деятельности по социальной работе с молодежью, по нашему мнению, представляет собой субъективное состояние личности, структура которого включает психологическую и процессуально-деятельностную готовность.
Психологическая готовность отражает меру внутренней готовности будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности с молодежью. Сущность ее составляет взаимодействие мо-тивационно-ориентационного, содержательно-операционального и контрольно-оценочного компонентов, обеспечивающих оптимизацию профессиональных действий специалиста.
Процессуально-деятельностная готовность отражает меру внешней формы профессиональной готовности. Она включает теоретическую и практическую готовность. Критерием теоретической готовности является уровень теоретических знаний, которые оцениваются по следующим показателям: полнота, прочность, осознанность. Критерием практической готовности является уровень сформированности практических умений и навыков, которые оцениваются по следующим показателям: выбор действий, перенос их на другие виды деятельности, степень обобщенности полученных результатов.
Специалист по социальной работе с молодежью может успешно выполнять профессиональную деятельность, если он владеет способами ее осуществления, представляет возможные варианты последствий, имеет способности к ее реализации - что свидетельствует о качестве профессионального образования. Основными компонентами качества образования является понятийно-образная информация о мире и сложившиеся в опыте жизни «схемы» умственных действий, управляющие извлечением, преобразованием, приумножением и практическим использованием этой информации.
Опираясь на теоретико-прикладной научный опыт моделирования и прогнозирования образовательного процесса, мы разработали систему формирования профессиональной готовности к данному виду деятельности, которая включает: цели, задачи, принципы, этапы, содержание и технологию профессиональной подготовки (организационные формы, методы и средства подготовки). Динамичность данной системы позволила описать планируемые результаты подготовки специалиста, которыми являются необходимые для формирования профессиональной готовности к социальной работе с молодежью элементы профессиональной готовности.
Содержание профессиональной подготовки определялось нами с учетом специфики рассматриваемой профессиональной деятельности, что позволило сгруппировать дисциплины общепрофессиональной и специальной подготовки вокруг решения поставленных задач; выделить дисциплины, интегрирующие знания в области социальной работы с молодежью, и составить систему содержания образования, обеспечивающую поэтапное формирование профессиональной готовности специалиста к социальной работе с молодежью.
Методический аспект экспериментальной подготовки нашел свое отражение в широком внедрении активных форм и методов обучения, согласующихся с динамической моделью деятельности специалистов в рамках контекстного обучения, что позволило сформировать необходимые новообра-
зования в свойствах личности обучающихся в условиях максимально приближенных к реальной профессиональной среде.
Формирование необходимых для профессиональной готовности продуктивных изменений в процессуально-деятельност-ных, мотивационно-ориентационных, содержательно-операциональных и контрольно-оценочных структурах личности обучающегося обеспечивалось реализацией личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и системного подходов при отборе содержания и технологии профессиональной подготовки специалистов по социальной работе с молодежью.
В ходе опытно-экспериментальной работы, при помощи специально разработанных диагностических методик (анкет, опросников, тестов, контрольных заданий и т.п.), прослеживалась динамика формирования профессиональной готовности студентов к социальной работе с молодежью.
Результаты формирующего эксперимента показали, что у значительного числа студентов экспериментальной группы существенно повысился уровень сформированно-сти и развития системообразующих элементов профессиональной готовности к деятельности. Обучение способствовало приобретению студентами характеристик конгруэнтной личности с позитивным самопринятием, рефлексивной личностной позицией, позволяющей придать труду социального работника личностный смысл. В процессе обучения субъект приобретает видение себя как развивающейся личности, создает концептуальную модель деятельности, приобретает умения в построении последней и реализации адекватного ее мотивам и целям индивидуализированного поведенческого варианта, учится устанавливать необходимый баланс рационального и эмоционального в саморегуляционном процессе, вносить коррективы в свою деятельность на основе соотнесения концептуальной модели и анализа переживаний развивающейся системы личностных смыслов.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила первоначальную гипотезу о том, что формирование про-
фессиональной готовности студентов к социальной работе с молодежью возможно, если подготовка будет осуществляться с учетом специфики профессиональных (и особенно региональных) особенностей деятельности, процесс профессиональной подготовки будет построен так, что обучающиеся получат возможность самопознания, самокоррекции, саморазвития, обеспечивающих необходимые для формирования профессиональной готовности личностные изменения. При этом необходимо отметить, что эффективность формирования требуемых новообразований в свойствах личности была неразрывно связана с реализацией в технологической части учебного процесса концептуальных идей личностно-деятель-ностного, индивидуально-творческого и системного подходов.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы, а также наметило ряд проблем, требующих дальнейшего изучения: 1) дальнейшее выявление потенциальных возможностей учебно-воспитательного процесса в вузе по формированию профессиональной готовности студентов к социальной работе с молодежью; 2) разработка методических рекомендаций и учебных пособий по данной проблеме.
Работа в этих направлениях значительно повысит эффективность подготовки современного специалиста по социальной работе с молодежью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бестужев-Лада И.В. Какая ты, молодежь? -М., 1988. - 215 с.
2. Гамезо М.В., Герасимова В. С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. - 272 с.
3. Ильинский И. Куда идти России. - М.: Голос, 1995. -126 с.
4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
5. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Россий-
ской Федерации: 2002 год. - М. : Логос, 2003. - 144 с.
6. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. - №5, 2000. - С. 19 - 25.
7. Скок Г.Б., Никитина Н.Ш. Качество образования в высшем техническом университете: состояние, тенденции, перспективы: Макет ежегод. докл. // Седьмой симпоз. : Квали-метрия человека и образования: методология и практика. Проблемы измеримости об-разоват. стандартов и квалиметр. мониторинга образования. - М, 1998. - 8 с.
8. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: http://www. tgpi. tob. ru/info /kaf/psiholog/8_32.doc - см. 31.07.06
9. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России - №3, 1998. - С. 40 - 46.
10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
Об авторе
Жукова Екатерина Викторовна, специалист по социальным технологиям государственного учреждения «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», аспирантка третьего года обучения кафедры социальной работы экономического факультета Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - социальная работа с молодежью, совершенствование содержания и технологий профессионального образования, проблемы формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с молодежью.