Научная статья на тему 'К проблеме готовности педагогов к решению задач государственной поддержки талантливой молодежи'

К проблеме готовности педагогов к решению задач государственной поддержки талантливой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиндилова О. В.

Статья посвящена вопросам работы с талантливой молодежью в рамках программ государственной поддержки. В основе статьи эмпирическое исследование отношения педагогов к вопросам государственной поддержки талантливой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF COMMITMENT TO SOLVING OF TASKS OF THE STATE SUPPORT OF GIFTED YOUTH

The article is dedicated to the question of work with gifted youth under programs of state support. The base of the article the research of relation of pedagogs to questions of the state support of gifted youth

Текст научной работы на тему «К проблеме готовности педагогов к решению задач государственной поддержки талантливой молодежи»

О. В. Чиндилова

К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) ставит своей целью стимулирование дальнейшего развития не только системы общего и профессионального образования и совершенствования его материально-технической базы, но и развитие инновационного потенциала всех участников образовательного процесса, в том числе и талантливой молодежи.

Несмотря на значительные переменыё которые произошли в системе общего и профессионального образования начиная с конца 90-х годов XX в., опрос организаторов и исполнителей мероприятия ПНПО по государственной поддержке талантливой молодежи, проводимый экспертами Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) в период 2006-2008 гг., показал, что абсолютное большинство участников Проекта видит необходимость дальнейших изменений в современной системе сопровождения юных талантов (см. диаграмму).

Своевременное выявление и поддержка творческого потенциала подрастающего поколения, стимулирование учащейся и студенческой молодежи к различным видам социально и личностно значимой деятельности, создание благоприятных условий для трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе социального и профессионального становления молодежи должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для совместного решения семью, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан и требующей решения кадровой проблемы.

Значимость проблемы подготовки кадров к работе с талантливой молодежью была выявлена нами в результате мониторинга хода и проведения мероприятия ПНПО по государственной поддержке талантливой молодежи субъектами РФ, федеральными Министерствами и ведомствами.

Очевидно, что сегодня в России сложились различные подходы субъектов РФ к реализации Проекта. Это определяется разными причинами, в том числе и экономическими. Так, в одних регионах на работу с молодежью выделяются значи-

Какие-то улучшения нужны

на уровне субъектов РФ, но не государства 2 %

Затрудняюсь ответить 1 %

Нужны качественные изменения системы в целом 19 %

Нужна модернизация отдельных компонентов

системы (Например, подготовка кадров

по работе с ........\ Изменения должны

произойти на государственном уровне 59 %

Диаграмма. Распределение мнений участников семинаров и конференций, проводимых АПК и ППРО в рамках ПНПО, о том, какие изменения сегодня нужны системе государственной поддержки талантливой молодежи

Акмеология, № 4, 2008

тельные средства, принимаются в этом направлении масштабные меры. В других нет не только необходимых экономических ресурсов, но и технологий и специалистов, готовых к их использованию.

Сегодня все субъекты РФ можно разделить на три группы на основании того, кто определен ответственным за реализации данного мероприятия ПНПО и какое взаимодействие с юными талантами осуществляется на практике.

В первой группе регионов (20 %) всю ситуацию контролируют органы управления образованием (региональные Министерства, Департаменты образования). Во второй (43 %) выявление талантливой молодежи берут на себя Министерства (Центры, Управления, Отделы) по молодежной политике. В третьей группе (37 %) полномочия и ответственность делятся между разными ведомствами (образование, спорт, культура и т.д.) и каждое ведомство отвечает «за своих» талантливых ребят.

Каждый из подходов отражается даже на уровне понимания приоритетности проводимых конкурсов. Так, в первой группе таланты представлены в первую очередь учащейся молодежью, недостаточно внимания проявляется к работающей молодежи. Для второй группы характерно повышенное внимание к конкурсам, связанным с молодежной политикой в регионе, с организацией социально-значи-мой деятельности. Совершенно непродуктивным для выявления и поддержки талантов оказался вариант, когда за работу с ними отвечают различные ведомства.

Кроме того, данные мониторинга хода реализации ПНПО в регионах и анализ анкет участников семинаров и конференций, проводимых АПК и ППРО, свидетельствуют о широком привлечении представителей общественных организаций к работе по поддержке талантливой молодежи: было названо 36 общественных организаций, тем или иным образом вовлеченных в эту деятельность. К работе привлекаются представители:

детского фонда, молодежных объединений, лидеры и члены органов школьного и студенческого самоуправления; комитетов профсоюзов работников образования и науки, общественных фондов, в частности, фонда культуры, творческих союзов (Союза писателей, Союза журналистов, Союза художников, Союза театральных деятелей);

Союза женщин, Союза пенсионеров, Советов ректоров вузов, Совета директоров учреждений среднего профессионального образования и др. Широта представительства общественных организаций и разнообразие их профессиональной принадлежности позволяют предположить, что активное использование их опыта, положительного эмоционального отношения к деятельности, в которой они принимали участие, может служить одним из факторов дальнейшего развития молодежной политики в субъектах РФ.

Помимо этого, сегодня налицо активизация общественных организаций в популяризации творческих достижений талантливой молодежи. У ряда представленных общественных организаций есть своя издательская база: тематические журналы, газеты, корпоративные издательства, которая используется как один из каналов пропаганды, представления как достижений молодых, так и педагогического опыта учителей, воспитателей, тренеров, вузовских педагогов, оказавших содействие развитию талантов своих воспитанников

Социологический мониторинг организаторов и исполнителей данного мероприятия ПНПО, проводившийся экспертами АПК и ППРО в течение трех лет, был направлен на выявление оценок и ожиданий различных социальных групп, являющихся субъектами и объектами деятельности по поддержке талантливой молодежи (педагоги дополнительного образования, учителя, общественные эксперты, родители победителей, победители и призеры конкурсов).

Для выявления мнения и позиции указанных групп был разработан инструментарий и проведен социологический опрос в 12 субъектах РФ.

В ходе опроса, в частности, решались следующие задачи:

1. Выявить отношение учителей, педагогов, экспертов и родителей к проведению мероприятия ПНПО по государственной поддержке талантливой молодежи.

2. Определить социальные ожидания от реализации ПНПО учителей, педагогов, экспертов и родителей.

3. Выявить оценку педагогов, экспертов и родителей реализации данного направления ПНПО.

Так, по полученным данным большинство учителей, педагогов (71,6 %) выражают поддержку мероприятия ПНПО по государственной поддержке талантливой молодежи; 28,4 % опрошенных относятся к проведению мероприятия сдержанно; ничего не знающих о Проекте среди педагогов выявлено не было. У экспертов и родителей преобладает сдержанное отношение к проведению мероприятия (72,4 % экспертов и 59 % родителей дают Проекту удовлетворительную оценку).

Нами также была дана оценка проблемных моментов реализации мероприятия ПНПО по государственной поддержке талантливой молодежи. Основная трудность по мнению педагогов - их несвоевременное знакомство с методическими материалами. Столько же педагогов (18,7 %) к трудностям относят слабое нормативное сопровождение Проекта. 26% опрошенных отметили недостаточное финансирование, нехватку информации о результатах Проекта и о ходе его реализации в целом; 14,8% педагогов считают недостаточной работу по повышению квалификации педагогов, учителей в соответствии с задачами ПНПО; 2,4% опрошенных отметили несвоевременное проведение мониторинга или слишком короткие его сроки, а также невнимание к проблемам исполнителей Проекта со стороны его организаторов.

В целом за три года реализации Приоритетного национального проекта «Образование» стало очевидным, что мероприятие по государственной поддержке талантливой молодежи позволяет системно решать такие сложные вопросы, как:

1) изменение отношения общества к вопросам молодежной политики;

2) создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей и стимулирующей развитие молодежной политики;

3) расширение масштабов процесса поддержки талантливой молодежи за счет включения в данные процессы все большего числа учреждений и участников. Кроме того, в настоящее время мы наблюдаем формирование социального

заказа системе педагогического образования, выражающегося в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к работе с талантливой молодежью.

Для определения наиболее эффективных направлений и подходов в подготовке педагогов к работе с талантливой молодежью сегодня необходимо научиться выявлять уровень готовности педагогов осуществлять данную деятельность, учитывая базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта образования).

Широко известны пять групп ключевых компетенций, выделенных Советом Европы, формированию которых у молодежи в настоящее время придается особенное значение:

политические и социальные компетенции — способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятий и общества, участвовать в функционировании демократических институтов;

межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;

социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

персональная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Отметим, что все эти группы компетенций одинаково значимы как для педагогов (в том числе, и будущих), работающих с молодежью, так и для самих молодых людей.

Безусловно, помимо базовых компетенций педагога, работающего с талантливой молодежью, важна система требований к его личностным качествам. Здесь можно сослаться на требования профессионального стандарта образования, которые определяют, что педагог с точки зрения личностного развития должен обладать

умениями: создавать ситуацию успеха для обучающихся; осуществлять грамотное педагогическое оценивание; мобилизировать академическую активность; находить положительные стороны у каждого учащегося; строить образовательный процесс с опорой на положительные стороны; поддерживать позитивные силы развития; разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты; выстраивать педагогическую деятельность с опорой на индивидуальные особенности обучающихся;

знаниями: индивидуальных особенностей учащихся; возрастных особенностей учащихся; интереса к внутреннему миру обучающихся;

открытостью к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизирован-ное мышление педагога); общей культурой; эмоциональной устойчивостью;

позитивной направленностью на педагогическую деятельность, уверенностью в себе.

Все это делает проблему формирования готовности педагогов к системной поддержке талантливой молодежи многоаспектной. Ее решение, прежде всего, должно быть связано с необходимостью выявить социальный заказ на подготовку подобных специалистов в соответствии с поставленными требованиями и определить возможности его реализации.

Решение проблемы предполагает разработку

структуры и содержания готовности педагога к работе с талантливой молодежью;

показателей и критериев оценки уровней готовности педагога к работе с талантливой молодежью.

Кроме того, решение данной проблемы можно в определенной степени связать с перспективными разработками, осуществляемыми в настоящее время рамках исследования «Педагогическое образование» TEDS (Teacher Education Study), проводимого Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Таким образом, по нашим представлениям, формирование кадрового потенциала по государственной поддержке талантливой молодежи предполагает:

внесение соответствующих изменений в государственные образовательные стандарты по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику;

пересмотр квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики;

совершенствование системы подготовки кадров в сфере молодежной политики; включение региональных институтов повышения квалификации в реализацию ПНПО (в части поддержки талантливой молодежи).

Основные идеи и содержание деятельности региональных институтов повышения квалификации (ИПК) в направлении поддержки талантливой молодежи могут быть следующими:

включение материалов ПНПО в традиционные курсы повышения квалификации для классных руководителей, педагогов системы ДОД, социальных педагогов и т.д.;

информационно-методическое сопровождение ПНПО в части поддержки талантливой молодежи (активное участие в разработке критериев поиска талантливой молодежи, в конкурсных отборах; повышение качества предлагаемых конкурсов, удерживание высокой планки конкурсов и т.д.); отслеживание социальных последствий конкурса (судьбы победителей, их профессиональный и личностный рост и т.д.);

информационное освещение конкурса, поощрение педагогов, подготовивших победителей и призеров Конкурса;

создание новых кафедр и кабинетов воспитания и молодежной политики (поддержки талантливой молодежи);

активизация участия в этой работе учреждений повышения квалификации, выделившихся из традиционной системы повышения квалификации, в Уставах которых расширен предмет деятельности. Включение в контингент обучающихся молодежи, помощь ей в освоении дополнительных специальностей -социальных педагогов, менеджеров молодежного досуга, менеджеров молодежных сред;

создание в условиях ИПК интернет-сред для обеспечения привлекательности ПНПО и других социальных проектов;

усиление внимания повышению квалификации педагогов системы дополнительного образования детей и УДОД, работающих с одаренными и талантливыми детьми;

интеграция ИПК с общественными организациями, детскими и юношескими движениями в определении тематики повышения квалификации взрослых, работающих с талантливой молодежью.

В этом случае главной задачей учреждений повышения квалификации будет следующее: собрать воедино все достижения, накопленные в сфере работы с одаренными и талантливыми детьми, и сделать его достоянием педагогов.

© Чиндилова О.В., 2008

М.В. Галантэ

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛИСТА

В общем понимании, оценка - это измерение, определение чего-либо, кого-либо с целью получения необходимой, достоверной и проверяемой информации. Точную оценку какому-то объекту дать невозможно. Оценить можно только приближенно, а степень точности будет зависеть от компетенции субъекта оценки и качества оценочного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.