Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в условиях обеспечения экономической безопасности'

Формирование профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в условиях обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель / индикатор / экономическая безопасность / профессиональная компетентность / образовательная организация / управление / leader / indicator / economic security / professional competence / educational organization / management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Марьям Саид-Эмиевна Завриева, Майдат Садулаевна Юсупова

В статье рассмотрены недостатки научного обоснования самого содержания и понятия профессиональной управленческой компетентности, несформированность профессиональных компетенций руководителя. При проведении исследования проанализированы компетентностные характеристики руководителя организации в условиях обеспечения экономической безопасности, а также структура и модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Марьям Саид-Эмиевна Завриева, Майдат Садулаевна Юсупова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of heads of educational organizations in conditions of ensuring economic security

The article examines the shortcomings of the scientific substantiation of the very content and concept of professional managerial competence, as well as the lack of development of a manager’s professional competencies. When conducting analysis and research, the authors analyzed the competence characteristics of the head of an organization in conditions of ensuring economic security, as well as the structure and models.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в условиях обеспечения экономической безопасности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 212 — 217. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):212 — 217.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-212-217 NIION: 2007-0062-2/24-096

EDN: https://elibrary.ru/ONLSOT MOSURED: 77/27-004-2024-02-296

Формирование профессиональной компетентности

W ^ W

руководителей образовательных организаций в условиях обеспечения экономической безопасности

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Марьям Саид-Эмиевна Завриева2, Майдат Садулаевна Юсупова3

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Грозненский государственный нефтяной технический университет

имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, smusggntu@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены недостатки научного обоснования самого содержания и понятия профессиональной управленческой компетентности, несформированность профессиональных компетенций руководителя. При проведении исследования проанализированы компетентностные характеристики руководителя организации в условиях обеспечения экономической безопасности, а также структура и модели.

Ключевые слова: руководитель, индикатор, экономическая безопасность, профессиональная компетентность, образовательная организация, управление

Для цитирования: Хадисов М.-Р. Б., Завриева М. С.-Э., Юсупова М.С. Формирование профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в условиях обеспечения экономической безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 212 — 217. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-212-217. EDN: https://elibrary.ru/ONLSOT.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Formation of professional competence of heads of educational organizations in conditions of ensuring economic security

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Maryam S.-E. Zavrieva2, Maydat S. Yusupova3

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, smusggntu@gmail.com

Abstract. The article examines the shortcomings of the scientific substantiation of the very content and concept of professional managerial competence, as well as the lack of development of a manager's professional competencies. When conducting analysis and research, the authors analyzed the competence characteristics of the head of an organization in conditions of ensuring economic security, as well as the structure and models.

Keywords: leader, indicator, economic security, professional competence, educational organization, management For citation: Khadisov M.-R. B., Zavrieva M. S.-E., Yusupova M.S. Formation of professional competence of heads of educational organizations in conditions of ensuring economic security // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):212-217. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-212-217. EDN: https://elibrary.ru/ONLSOT.

© Хадисов М.-Р. Б., Завриева М. С.-Э., Юсупова М.С., 2024

Успешность поступательного развития системы управления в современной России в значительной степени зависит от качества управления организациями.

В современной научной литературе отсутствуют универсальные методики по диагностике и анализу уровня профессиональной компетентности руководителя, в связи с этим возникают трудности в решении задач профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов профессионального дополнительного образования. В современных условиях трансформации образования многие специалисты в области менеджмента в образовании отмечают, что при определении уровня профессиональной компетентности руководителя необходимые критериальные показатели [5] являются стабильно непонятными.

Основные ключевые показатели реализации государственной образовательной политики государства показывают, насколько сильно могут оказать влияние различные факторы. Санкци-онная политика, политика гибридных войн, региональные конфликты, изоляция государственной научно-образовательной сферы от мировой системы — эти и многие другие факторы оказывают в совокупности дестабилизующее влияние на качество образования в регионе.

Эффективный управленческий потенциал выступает одним из серьезных факторов роста и развития системы общего, профессионального и дополнительного образования. Сегодня недооценена роль управленцев в системе повышения качества общего образования региона, на государственном уровне принимаются перманентные меры по повышению эффективности менеджмента в сфере образования. И здесь педагогические университеты должны играть важную роль, так как сегодня они выступают в большей степени не с позиции отраслевых вузов, а центров развития общего и профессионального образования региона [3]. Исследователи и специалисты в области образования отмечают, что одна из серьезнейших проблем подготовки управленческих кадров — несформированность профессиональных компетенций руководителя, что вызывает трудности и проблемы в системе управления экономическими рисками и угрозами [4].

Явный дефицит профессиональных компетенций управленческих кадров зачастую замедляет реализацию серьезных проектов, программ в сфере образовательной политики региона, особенно отделенных муниципальных районов.

Актуальность темы связана как с недостатком научного обоснования самого содержания

понятия профессиональной управленческой компетентности, так и с несформированностью профессиональных компетенций руководителя, вызывая трудности и проблемы в сфере управления образованием с точки зрения экономической нестабильности.

Ни для кого не является секретом, что после развала Советского Союза длительное время приоритетным вектором образовательной политики была идеология экономической выгоды и социальной стабильности. По сути, это спровоцировало порождение неопределенных тенденций, когда государство не выступало гарантом обеспечения и развития качественного образования. Данное обстоятельство способствовало появлению акцентов в пользу институтов частного образования, а также подготовке творческой и интеллектуальной элиты в зарубежных странах. Это привело к тотальному снижению как качества образования, так и к трансформации и пересмотру социальных и воспитательных принципов и функций в сфере университетского образования, что вызвало определенные риски и угрозы развития системы образования в целом.

Коллективы вузов Республики глубоко осознают всю степень ответственности за духовное оздоровление общества. Справедливости ради следует сказать, что в военный и послевоенный период авторитет образования как такового не упал — представления общества о ценности образования оказались сильнее социальных и экономических угроз и рисков [4].

В ходе анализа комплексно исследованы понятие профессиональной компетентности руководителя организации, а также его структура и модели. На наш взгляд, в большей степени данная модель применима в контексте профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Проведение такого рода деятельностной работы должно способствовать наиболее эффективному изучению конкретных углубленных методических материалов и учебных комплексов, чтобы провести объективную оценку профессиональных компетенций слушателя, а также дать возможность консультироваться с педагогами. Следует уточнить, что учебно-методический процесс требует постоянного обновления учебных материалов с учетом обязательного сопровождения онлайн-семинаров и иных мероприятий, при выполнении практических и лабораторных заданий.

При разработке данной модели в основу легли передовые научные методики, технологии и механизмы в области современного менеджмен-

та в образовании. В первую очередь, речь идет о научных разработках И.В. Гришиной, кроме того, учитываются различные индикаторы, параметры определения профессиональной компетентности, используемые в образовательных организациях для диагностики состояния профессиональной компетенции менеджера образовательной организации во время проведения государственной аттестации.

Критерии (индикаторы) квалификации:

■ знание;

■ ресурсная результативность;

■ социально-психологическая результативность;

■ технологическая результативность.

В результате усвоения средств диагностического аппарата обнаружены отличия:

■ между недостаточной подготовленностью персонала употреблять новое понятие для диагностики эффективности и результативности деятельности со слушателями и задачей на профессиональную компетентность;

■ увеличением используемых и вновь формируемых КИМ и КИП и избыточной учебно-методологической и научно-методической результативностью этих задач, замедляющей распространение и системное использование данного конструктивного опыта.

На руководителя образовательной организации возлагается ответственность в целом за ее функционирование, а не отдельно за ее составляющие. В этом плане руководитель является единственным человеком, который отвечает за всю деятельность организации. Можно сказать, что занимаемый пост предоставляет больше возможностей руководителю, чем другим специалистам.

В ходе проведенного анализа выявлено, что основополагающей в структуре профессиональной компетентности руководителя выступает управленческая компетентность.

Зачастую руководителям приходится работать в условиях агрессивной внешней среды, а потому необходимо обладать навыками командной работы.

Переосмысление различных задач и целей системы управления организацией с учетом вводимых технологических новшеств, формирование профессиональной компетентности менеджера должны лечь в основу государственной стратегической задачи в сфере образовательной, социально-воспитательной и инновационной деятельности.

При проведении оценки компетентности важно учитывать следующие критерии сотрудника:

■ уровень профессионализма;

■ навыки и компетенции;

■ стремление к профессиональному развитию и личностному росту;

■ интенсивность работы.

Будущие специалисты должны задумываться о своем профессиональном росте. В первую очередь, это важно для руководителей образовательных организаций. Как мы знаем, на качество деятельности организации в целом влияет тот уровень развития компетенций, которого достиг руководитель.

Некоторые исследователи четко разграничивают понятия «компетентность» и «компетенция». Понятие «компетентность» на первый взгляд выступает синонимом критериев образования, т.е. приобретаемых навыков и умений, а также качественного опыта работы индивидуума, а «компетенция» является основополагающим фактором умения с целью применения приобретенных знаний на практике.

Надо сказать, что у компетентности есть определенное сходство с понятием «профессионализм», но стоит не упускать момент, что он охватывает не только знания, но и непосредственное отношение человека к его профессиональной деятельности.

Оценка компетентности должна проводиться на регулярной основе, быть объективной, прозрачной и понятной сотрудникам. Она может быть количественной, качественной или комбинированной. Используемые методы и инструменты выбираются в зависимости от изучаемых характеристик.

Количественные методы оценки компетентности включают, например, следующие:

■ нормы и регламенты труда (определяют требования к сотруднику и сопоставляют их с действительными показателями и индикаторами работы работников);

■ графические составляющие (нахождение опорных точек на координатной плоскости для характеристики рабочих качеств работника);

■ сопоставление (оценка и анализ каждой характеристики сотрудника, суммирование рейтингов и сопоставление итоговых индикаторов разных работников между собой).

Выделяются качественные методы оценки уровня компетентности специалистов:

■ биографический метод (т.е. семейное положение сотрудника, состояние его здоровья, увлечения);

■ матричный способ (сравнение действительных характеристик персонала с основными качествами, необходимыми для должности);

■ метод социологического опроса (эксперт отмечает позиции, которые, по его мнению, характерны работнику);

■ анализ кейсов (сотрудник готовит отчет, как решить реальную или смоделированную задачу, поставленную перед ним);

■ метод парных сопоставлений (метод, при котором два специалиста, занимающих одну и ту же должность, сравниваются по заданным параметрам).

Агрегированные методы оценки компетентности включают:

■ глубинное интервью (определение характера и культуры, мотивации и уровня интеллекта индивидуума в ходе разговора);

■ экзамены (сдача профессиональных, социально-психологических и физиологических этапов приема);

■ ролевые игры (с помощью симуляций и развивающих игр оценивается поведение сотрудников как экспертами, так и самими участниками);

■ способы определения целей.

Важной составляющей формирования профессиональной компетентности руководителя образовательной организации является процесс развития руководителя как профессионала. Поэтому формирование профессиональной компетентности включает процесс образования и самообразования специалиста.

На руководителя образовательной организации возлагается ответственность в целом за ее функционирование, а не отдельно за ее составляющие. В этом плане руководитель является единственным человеком, который отвечает за всю деятельность организации.

В ходе проведенного анализа выявлено, что основополагающей в структуре профессиональной компетентности руководителя выступает управленческая компетентность. Зачастую руководителям приходится работать в условиях агрессивной внешней среды и обладать навыками командной работы.

Для начала нужно учесть наличие рыночного мышления руководителя в условиях рискооб-разующих факторов [5], так как знание функционирования рыночных механизмов позволяет судить о том, что принимаемые решения будут основаны на ключевых качествах современного инновационного менеджера, таких как креативность мышления, инновационные методы, стра-

тегическая предприимчивость, программные приемы достижения поставленных целей, а также психологическая устойчивость, умение взять на себя ответственность и принимать правильные решения.

Основные задачи, поставленные в начале научной статьи, позволили:

■ определить наличествующие в науке методы по выявлению понятия профессиональной компетентности руководителя;

■ проанализировать структуру и систему деятельностного подхода по определению параметров профессиональной компетентности руководителей организаций;

■ разработать и интегрировать в существующую образовательную среду организации программы образовательных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, способствующих повышению навыков профессиональной компетентности управленческих кадров образовательных организаций.

Необходимо иметь обоснованную систему оценки персонала на всех этапах его движения (найма, отбора). Интерпретация понимания понятия компетентности заключается и в определении той или иной сферы профессиональной деятельности человека. Например, если мы будем рассматривать профессиональную компетентность через призму инженерных специальностей, то это определенная область, обуславливающая профессиональное развитие индивида в условиях цифровой трансформации. Если изучаем систему перечня медицинских специальностей, то управленцам медицинских учреждений важно учесть специфику самой медицинской науки.

Структура современных образовательных систем подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов, особенно влиянию конъюнктуры рынка образовательных услуг, таких как цифровизация, региональные конфликты, санкционная политика и многое др. Для того чтобы эффективно управлять современной образовательной организацией, руководителю необходимо иметь профессиональные управленческие компетенции и умения, которые соответствовали бы ведению организационно-управленческой деятельности.

Таким образом, с педагогической точки зрения базовая компетентность — это определенный вид профессиональной деятельности руководителя организации, требующий постоянного изнурительного труда над приобретением про-

фессиональных навыков развития личности как специалиста.

Крайне сложно назвать конкретную отрасль реального сектора экономики, где не использовались бы современные инновационные, наукоемкие технологии, а также различные элементы цифровизации, так как должна быть создана современная инфраструктура для социально-экономического развития страны. Синтез образования и науки может лечь в основу критериальной базы как экономического развития, так и оценки уровня экономической безопасности региона. Научные знания и ресурсы повышают возможности человека, усиливают защиту интересов государства и общества перед многочисленными рискообразующими факторами, оказывая при этом сопротивление разного родом угрозам и вызовам [2; 4]. В связи с этим необходимо приобретение компетенций, непосредственно связанных с развитием современной инфраструктуры роста экономики, что актуализирует различные области деятельности индивида.

Синтез аккумуляции научных знаний и актуализации образовательных трендов выступает дополняющим фактором обеспечения экономической безопасности. Поиск научных подходов увеличивает возможности человека в создании определенного рода иммунитета различным рискам и угрозам, в том числе в прогнозировании и нейтрализации опасностей.

Следует отметить, что проведено огромное количество научных исследований, а также получены серьезные результаты и научные выводы в рамках экономической науки, тем не менее некоторые проблемы и вопросы в области экономической безопасности на сегодняшний день остаются недостаточно изученными, в связи с чем возникает безотлагательная необходимость их углубленного изучения и исследования. К таким вопросам следует отнести различные методы и механизмы воздействия образовательной среды на обеспечение экономической безопасности как на уровне региональной, так и национальной экономики.

Мы видим, что цивилизованный мир и современная наука нуждаются в разработке особых теоретических и прикладных решений по обеспечению экономической безопасности личности, государства и общества. Перед современной экономической наукой встает серьезная преграда: необходимы знания по экономической науке касательно обеспечения безопасности и защиты экономических интересов. На наш взгляд, такая работа должна выстраиваться в рамках изучения экономической науки в более

широком понимании, в первую очередь решая задачу обеспечения социальной стабильности и экономической эффективности управления образовательной политикой.

Список источников

1. Хадисов М.-Р.Б. Оценка и анализ экономической безопасности Чеченской Республики / / Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2 (39). С. 259—267.

2. Хадисов М.-Р.Б. Состояние экономической безопасности Чеченской Республики: проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 3. С. 137— 150. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25 692714.

3. Хадисов М.-Р.Б. Совершенствование механизма управления экономической безопасностью региона: монография. Махачкала: АЛЕФ, 2018. 166 с.

4. Хадисов М.-Р.Б. Роль государственных закупок в системе экономической безопасности региона // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 168—171.

5. Хадисов М.-Р.Б., Абубакаров А.Х. Цифровой маркетинг в условиях экономической безопасности // Современный специалист-профессионал: теория и практика: материалы 12-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, посвященной 55-летию Алтайского филиала Финуниверситета. Барнаул, 2021. С. 22—24.

References

1. Khadisov M.-R.B. Assessment and analysis of economic security of the Chechen Republic / / Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015. No. 2 (39). pp. 259—267.

2. Khadisov M.-R.B. The state of economic security of the Chechen Republic: problems and solutions // National Interests: Priorities and Security. 2016. No. 3. P. 137—150. URL: https:// elibrary.ru/ item.asp?id=25692714.

3. Khadisov M.-R.B. Improving the mechanism for managing the economic security of the region: monograph. Makhachkala: ALEF, 2018. 166 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Khadisov M.-R.B. The role of public procurement in the economic security system of the region // Audit statements. 2021. No. 2. Р. 168—171.

5. Khadisov M.-R.B., Abubakarov A.Kh. Digital marketing in conditions of economic security //

Modern professional specialist: theory and practice. dedicated to the 55th anniversary of the Altai Materials of the 12th international scientific branch of the Financial University. Barnaul, 2021. conference of students and undergraduates, Pp. 22—24.

Информация об авторах

М.-Р. Б. Хадисов — доцент кафедры «Экономика и управление в образовании» Чеченского государственного педагогического университета, декан факультета технологий, искусства и менеджмента в образовании, директор педагогического технопарка «Кванториум» имени профессора Ш.М.-Х. Арсалиева Чеченского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук;

М.С. Юсупова — доцент кафедры «Высшая и прикладная математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова;

M. С.-Э. Завриева — старший преподаватель кафедры « Высшая и прикладная математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова.

information about the authors

M.-R. B. Khadisov — Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education of the Chechen State Pedagogical University, Acting Dean of the Faculty of Technology, Art and Management in Education, Director of the Quantorium Pedagogical Technopark named after Professor Sh.M-Kh. Arsaliev of the Chechen State Pedagogical University, Candidate of Economic Sciences;

M. S.-E. Zavrieva — Senior Lecturer Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University;

M.S. Yusupova — Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 13.05.2024; принята к публикации 10.06.2024.

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 1 3.05.2024; accepted for publication 10.06.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / под ред. Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Цып-кина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 183 с.

ISBN 978-5-238-03770-7

Рассматриваются возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования. Раскрываются система маркетинговых исследований, функции маркетинга и набор маркетинговых инструментов. Исследуется организация маркетинговой деятельности предприятия. В отдельной главе уделено внимание этическим аспектам маркетинга.

Для студентов и преподавателей вузов, специалистов в области маркетинга, рекламы, менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.