Научная статья на тему 'Эффективная государственная политика в сфере образования как один из аспектов обеспечения экономической безопасности'

Эффективная государственная политика в сфере образования как один из аспектов обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель / индикатор / профессиональная компетентность / экономическая безопасность / управление / head / indicator / professional competence / economic security / management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов, Марьям Саид-Эмиевна Завриева

В статье проанализирована структура современных образовательных систем, которая подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов, представляющих угрозы экономической безопасности и стабильности. При проведении анализа и исследования рассмотрены компетентностные характеристики руководителя организации, а также структура и модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов, Марьям Саид-Эмиевна Завриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective state policy in the field of education as one of the aspects of ensuring economic security

The article analyzes the structure of modern educational systems, which is influenced by various external and internal factors that pose threats to economic security and stability. When conducting analysis and research, the authors examined the competence characteristics of the head of the organization, as well as the structure and models.

Текст научной работы на тему «Эффективная государственная политика в сфере образования как один из аспектов обеспечения экономической безопасности»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 189—193. Audit journal. 2024;(1):189—193.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -1 89-1 93 NIION: 201 7-0074-1 /24-027

EDN: https://elibrary.ru/HAMXMH MOSURED: 77/27-021-2024-01-227

Эффективная государственная политика в сфере образования как один из аспектов обеспечения экономической безопасности

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов2,

Марьям Саид-Эмиевна Завриева3

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова,

Грозный, Россия, smusggntu@gmail.com

Аннотация. В статье проанализирована структура современных образовательных систем, которая подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов, представляющих угрозы экономической безопасности и стабильности. При проведении анализа и исследования рассмотрены компетентностные характеристики руководителя организации, а также структура и модели.

Ключевые слова: руководитель, индикатор, профессиональная компетентность, экономическая безопасность, управление

Для цитирования: Хадисов М.-Р.Б., Абдулхамидов С.-М.С., Завриева М.С.-Э. Эффективная государственная политика в сфере образования как один из аспектов обеспечения экономической безопасности // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 189-193. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-189-193. ЕР\1: https://elibrary.ru/HAMXMH.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Effective state policy in the field of education as one of the aspects of ensuring economic security

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Said-Magomed S. Abdulhamidov2,

Maryam S.-E. Zavrieva3

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, smusggntu@gmail.com

Abstract. The article analyzes the structure of modern educational systems, which is influenced by various external and internal factors that pose threats to economic security and stability. When conducting analysis and research, the authors examined the competence characteristics of the head of the organization, as well as the structure and models.

Keywords: head, indicator, professional competence, economic security, management

For citation: Khadisov M.-R.B., Abdulhamidov S.-M.S., Zavrieva M.S.-E. Effective state policy in the field of education as one of the aspects of ensuring economic security // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1 ): 189—193. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-189-193. EDN: https://elibrary.ru/HAMXMH.

© Хадисов М.-Р.Б., Абдулхамидов С.-М.С., Завриева М.С.-Э., 2024

Сегодня перед государством стоят амбициозные задачи по подготовке управленческих кадров для сферы образования. Растущие требования и волнообразные вызовы наталкивают на необходимость выработки соответствующих профессиональных компетенций в системе подготовки сотрудников.

Одна из серьезнейших проблем подготовки управленческих кадров — несформирован-ность профессиональных компетенций как руководителей, так и педагогов, из-за которой возникают трудности и проблемы в системе управления образования.

Очевидный дефицит профессиональных компетенций управленческих кадров зачастую тормозит реализацию серьезных амбициозных проектов, программ социально-экономического развития региона, отдельных территорий, предприятий и организаций с позиции обеспечения безопасности национальных интересов отечественной экономики.

В научно-методологическом понимании понятие «компетентность» занимает особое место в системе естественно-научных, инженерных и гуманитарных наук.

В зависимости от специфики и профиля профессиональной деятельности компетентность интерпретируется через призму той или иной науки. Задачи, которые ставятся в тех направлениях, в которых необходимы специфические профессиональные компетенции, изучаются отдельно.

Проведение такого рода деятельностной работы должно способствовать наиболее эффективному изучению более конкретных углубленных методических материалов и учебных комплексов для того, чтобы провести объективную оценку профессиональных компетенций слушателя, а также возможность консультироваться с педагогами.

Следует уточнить, что сам учебно-методический процесс требует постоянного обновления учебных материалов, учитывая необходимость в обязательном проведении онлайн-семинаров и иных мероприятий при выполнении практических и лабораторных заданий. Помимо этого, предполагаемый учебный материал должен находиться на флэш-носителе или в электронно-облачной системе.

На руководителя образовательной организации возлагается ответственность в целом за ее функционирование, а не отдельно за ее составляющие. В этом плане руководитель является единственным человеком, который отвечает за всю деятельность организации. Можно сказать, что занимаемый пост предоставляет руководителю больше возможностей, чем другим специалистам.

В ходе проведенного анализа выявлено, что основополагающей в структуре профессиональной компетентности руководителя выступает управленческая компетентность.

Зачастую руководителям приходится работать в условиях агрессивной внешней среды и обладать навыками командной работы.

Во время проведения оценки компетентности важно учитывать следующие критерии сотрудника:

• уровень квалификации;

• навыки и умения;

• стремление к личностному и профессиональному росту;

• эффективность труда.

Все специалисты должны задумываться о своем профессиональном развитии. В первую очередь, это важно для руководителей образовательных организаций. Как мы знаем, на качество деятельности организации в целом влияет тот уровень развития компетенций, которого достиг руководитель.

Между терминами «компетентность» и «компетенция» есть различия. Если первый термин определяет образование, навыки и опыт работы человека, то «компетенция» выступает умением применять эти знания на практике.

У «компетентности» есть сходство с термином «профессионализм», но он охватывает не только знания, но и непосредственно отношение человека к трудовой деятельности.

Оценка компетентности должна проводиться на регулярной основе, быть объективной, прозрачной и понятной сотрудникам. Она может быть количественной, качественной или комбинированной. Используемые методы и инструменты выбираются в зависимости от изучаемых характеристик.

Рис. 1. Элементы формирования профессиональной компетентности современного специалиста

Количественные методы оценки компетентности включают, например:

• стандарты и нормы труда (устанавливают требования к персоналу и сравнивают их с фактическими показателями работы сотрудников);

• графические профили (построение точек на графике для отображения рабочих качеств сотрудника);

• сравнение (оценка каждой характеристики специалиста, суммирование баллов и сравнение итоговых показателей разных сотрудников между собой).

Среди качественных методов оценки компетенций выделяются:

• биографический метод (изучение семейного положения сотрудника, состояния его здоровья, увлечений);

• матричный метод (сравнение реальных характеристик сотрудника с качествами, требуемыми должностью);

• метод анкетирования (эксперт отмечает пункты, которые, по его мнению, присущи сотруднику);

• метод анализа кейсов (в ходе которого сотрудник готовит отчет о том, как решить реальную или смоделированную задачу, поставленную перед ним);

• метод парных сравнений (метод, при котором два специалиста, занимающих одну и ту же должность, сравниваются по заданным параметрам).

Смешанные методы оценки компетентности включают:

• интервью (выяснение характера, мотивации и интеллекта человека в ходе беседы);

• экзамены (сдача квалификационных, психологических и физиологических тестов);

• деловые игры (оценка поведения сотрудников экспертами и самими участниками с помощью симуляций и развивающих игр);

• методы достижения целей (постановка задач на определенный период времени и оценка качества и полноты их выполнения в конце периода).

Важной составляющей формирования профессиональной компетентности руководителя образовательной организации является процесс развития руководителя как профессионала. Поэтому формирование профессиональной компетентности включает процесс образования и самообразования специалиста.

Достаточно часто отмечают, насколько глубинные профессиональные компетентные характеристики, а также другие лидерские качества должны присутствовать у руководителя образовательной организацией, чтобы в полной мере осуществлять реализацию управленческой деятельности, установление управленческих коммуникаций с целью формирования управленческих компетенций и навыков личности, какие результаты должны достигаться в системе роста и эффективного управления образовательной организацией.

Структура современных образовательных систем подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. Особенно ощутимы влияние конъюнктуры рынка образовательных услуг, например цифровизации, региональные конфликты, санкционная политика и многое

другое. Для того чтобы эффективно управлять современной образовательной организацией, руководителю необходимо иметь профессиональные управленческие компетенции и умения, которые соответствовали бы ведению организационно-управленческой деятельности.

Для начала нужно учесть наличие рыночного мышления руководителя, так как знание функционирования рыночных механизмов позволяет судить о том, что принимаемые решения будут основаны на ключевых качествах современного инновационного менеджера, таких как креативность мышления, инновационные методы, стратегическая предприимчивость, программные приемы достижения поставленных целей, а также психологическая устойчивость, умение взять на себя ответственность принимать правильные решения во избежание рискообразующих факторов [4].

Переосмысление различных задач и целей системы управления организацией с учетом вводимых технологических новшеств, формирование профессиональной компетентности менеджера должны лечь в основу государственной стратегической задачи в сфере образовательной, социально-воспитательной и инновационной деятельности с целью комплексного обеспечения экономической безопасности [2; 3].

Проведено огромное количество научных исследований, а также получены серьезные результаты и научные выводы в рамках экономической науки, тем не менее некоторые проблемы и вопросы в области экономической безопасности на сегодняшний день остаются недостаточно изученными. К таким вопросам следует отнести различные методы и механизмы воздействия образовательной среды, а также реализуемую научно-техническую и инновационную политику государства по обеспечению экономической безопасности как региональной, так и национальной экономики.

Цивилизованный мир и современная наука нуждаются в разработке особых теоретических и прикладных решений по обеспечению экономической безопасности личности, государства и общества. Перед современной экономической наукой встают серьезные задачи по изучению и возникновению самой природы рискообразующих детерминант, ощутима потребность в знаниях и технологиях относительно теории безопасности и механизмов защиты финансовых и экономических интересов личности, общества и государства.

На наш взгляд, такая работа должна выстраиваться в рамках изучения экономической науки в более широком понимании, в первую очередь ставя перед собой задачу обеспечения социальной стабильности и экономической эффективности управления образовательной политикой.

Список источников

1. Балабанов В.С., Кириллов В.Н., Юлда-шев Р.Т. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства. М., 2013. 401 с.

2. Хадисов М.-Р.Б. Оценка и анализ экономической безопасности Чеченской Республики // Вестник Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2015. № 2 (39). С. 259-267.

3. Хадисов М.-Р.Б. Состояние экономической безопасности Чеченской Республики: проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 3. С. 137-150.

4. Хадисов М.-Р.Б. Совершенствование механизма управления экономической безопасностью региона: монография. Махачкала: АЛЕФ, 2018. 166 с.

5. Хадисов М.-Р.Б., Хасуева А.Ш. Система мероприятий по формированию положительного имиджа образовательной организации // Аудиторские ведомости. 2023. № 1. С. 229-232.

6. Хадисов М.-Р.Б., Абубакаров А.Х. Цифровой маркетинг в условиях экономической

безопасности // Современный специалист-профессионал: теория и практика: материалы 12-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, посвященной 55-летию Алтайского филиала Финуниверситета. Барнаул, 2021. С. 22-24.

References

1. Balabanov V.S., Kirillov V.N., Yuldashev R.T. Methods of teaching economic disciplines. Fundamentals of lecturing skills. M., 2013. 401 p.

2. Hadisov M.-R.B. Assessment and analysis of the economic security of the Chechen Republic // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015. No. 2 (39). pp. 259-267.

3. Hadisov M.-R.B. The state of economic security of the Chechen Republic: problems and solutions // National interests: priorities and security. 2016. No. 3. pp. 137-150.

4. Hadisov M.-R.B. Improving the mechanism of managing the economic security of the region: monograph. Makhachkala: ALEF, 2018. 166 p.

5. Hadisov M.-R.B., Khasueva A.Sh. The system of measures for the formation of a positive image of an educational organization // Audit statements. 2023. No. 1. pp. 229—232.

6. Hadisov M.-R.B., Abubakarov A.H. Digital marketing in conditions of economic security // Modern professional specialist: theory and practice: materials of the 12th international scientific conference of students and undergraduates dedicated to the 55th anniversary of the Altai branch of the Financial University. Barnaul, 2021. pp. 22—24.

Информация об авторах

М.-Р. Б. Хадисов — доцент кафедры экономики и управления в образовании Чеченского государственного педагогического университета, декан факультета технологий, искусства и менеджмента в образовании Чеченского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук; С.-М. С. Абдулхамидов — доцент кафедры высшей и прикладной математики Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова;

M. С.-Э. Завриева — старший преподаватель кафедры высшей и прикладной математики Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова.

information about the authors M.-R. B. Khadisov — Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education of the Chechen State Pedagogical University, Acting Dean of the Faculty of Technology, Art and Management in Education of the Chechen State Pedagogical University, Candidate of Economic Sciences; S.-M. S. Abdulkhamidov — Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University;

M. S-E. Zavrieva — Senior Lecturer Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 19.03.2024.

The article was submitted to the editorial office 22.01.2024; approved after review 22.02.2024; accepted for publication 19.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.