электронного обучения в современном вузе // Известия ТулГУ. Педагогика. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 248с.
4. Тарский Ю.И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем [Электронный ресурс]/ http://inec.pspu.ru/sci model tarski.shtml.
5. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. 271 с.
Нижник Светлана Геннадьевна, инженер, nezhnost@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Батанина Ирина Александровна, д-р полит. наук, проф., зав. кафедрой, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE PEDAGOGICAL MODEL OF THE FORMA TION OF TUTOR COMPETENCE OF
THE TEACHER INE-LEARNING
S.G.Nizhnik, I.A.Batanina
The article presents a model of formation of professional competence of teachers in e-learning.
Key words: e-learning, tutor, tutor support, model, professional competence.
Nizhnik Svetlana Gennadyevna, engineer, [email protected] Russia, Tula, Tula state University
Batanina Irina Aleksandrovna, Doctor of Political Sciences, Professor, Director of Institute, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК [378.091.12-051:004]:005.963
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ТЬЮТОРСКОЙ ФУНКЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
С.Г.Нижник, В.Н. Ранних
Рассматривается актуальность формирования профессиональной компетентности преподавателей электронного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, тьютор,компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность, тьюторское сопровождение.
В современной системе высшего образования происходят значительные изменения, среди которых: новые экономические условия деятельности системы высшего профессионального образования; формирование рынка образовательных услуг; формирование новых форм
взаимодействия вузов с государством (введение госзаказа, многоуровневая система образования, ЕГЭ и ГИФО); ориентация вузов на запросы потенциальных потребителей образовательных услуг; переход образования на инновационные технологии; реализация кластерного, системного взаимодействия образования, науки и бизнеса в интересах развития современной России; усиление конкуренции вузов в силу глобализации образовательного пространства и демографического спада; недостаточная развитость системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации; неразвитость системы непрерывного обучения - «обучения на протяжении всей жизни» (long life learning). С одной стороны, университеты - организации, осуществляющие производство научных и образовательных продуктов и услуг; с другой стороны, они всё более превращаются в фактор социально-экономического и культурного развития, формирования единого социокультурного и образовательного пространства, своеобразные точки роста регионов.
Всё это усиливает конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг. Тульский регион характеризуется высоким уровнем социально-экономического развития по сравнению с другими регионами РФ, что позитивно отражается на развитии системы высшего образования области. Однако высшая школа региона оказалась мало приспособлена к функционированию в условиях рыночной экономики. В этих условиях возрастает актуальность повышения конкурентоспособности высших учебных заведений и соответственно поиска основных факторов, её определяющих.
В вузах, реализующих подготовку студентов в заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий, от преподавателей требуется освоение дополнительных навыков,разработки и применения новых педагогических методик, а главное освоение компетенции преподавателя-тьютора, осуществляющего «сопровождение» студента в процессе обучения. Анализ тенденций развития профессионального образования позволяет констатировать тот факт, что существует противоречие между потребностью общества в преподавателях, которые владеют тьюторскими технологиями, и недостаточной разработанностью методической и практической базы их реализации.
На данный момент функционирует ряд вузов и других учреждений образования, реализующих подготовку тьюторов, в том числе в системе высшего профессионального образования.В основном это внутривузовские курсы повышения квалификации, ориентированные на потребности образовательного процесса самих вузов. Примером такой образовательной программы являются курсы повышения квалификации в Тульском государственном университете.
Под тьюторской деятельностью понимаются управленческие
технологии, которые включают в себя средства и механизмы профессиональной деятельности, т.е. вхождение в деятельность, целеполагание, рефлексию, самоопределение и, наконец, конечное формирование тьюторской позиции педагога.
Анализ научных исследований, посвященных компетентностному подходу к тьюторству, позволяет сделать вывод, что в работах практически не рассматривается понятие профессиональной компетентности тьютора в электронном обучении, в связи с тем, что оно является достаточно новым направлением. Как правило, наработки ученых посвящены более общему понятию информационно-комуникационной компетентности. Кроме того, существующие наработки базируются на уровне среднего образования, тогда как в высшей школе вопрос профессиональной подготовки тьюторов не менее важен. Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы, ее теоретическое и практическое значение для высшего образования обуславливают необходимость формирования профессиональной компетентности тьюторов в условиях е-1еагт^-обучения.
Профессиональная компетентность тьютора - это совокупность профессионально-личностных характеристик педагога, в которой отражается достигнутый уровень умения применять е-1еагт^-технологии в обучении, раскрывающиеся в его способности и готовности использовать современные технологии при осуществлении педагогической деятельности. В нашем представлении структуру профессиональной компетентности преподавателя-тьютора следует традиционно представлять на трех основных уровнях: когнитивном, деятельностном и личностном.
При проектировании модели формирования профессиональной компетентности тьютора в электронном обучении необходимо учитывать его специфику, введение новых форм организации учебного процесса, высокий уровень использования ИТ-технологий, мобильность информации, интерактивность, бо льший объем информации (по сравнению с аудиторной лекцией), отсутствие живого общения с педагогом, инновационность образовательной деятельности, динамичность и многие другие.
Эффективность процесса формирования тьюторской деятельности преподавателя вуза должна обеспечиваться реализацией принципов активности, субъективности, непрерывности, адаптивности, актуализации, модульности и вариативности. Упомянутые принципы актуальны на всех уровнях национального образовательного пространства и являются отражением современной жизни.
Государство и общество диктуют условия применения прогрессивных технологий в высшем образовании. Чтобы актуализировать внешнее воздействие на систему профессионального образования и
мотивационные ожидания самих педагогов, было проведено исследование с целью определения потребности у сотрудников вузов, осуществляющих педагогическую деятельность, в овладении профессиональной компетенцией тьюторского сопровождения в дистанционном обучении.
Методами исследования являлись интервьюирование и анкетирование. Преподавателям вуза было предложено заполнить анкету, состоящую из трех частей. Первая часть анкеты представляет собой так называемую «паспортичку», которая состоит из вопросов, касающихся социально-демографических, образовательных и других характеристик респондента.
Средний возраст опрошенных преподавателей составил 46 лет, квалификационный уровень опрошенного профессорско-преподавательского состава очень высокий: степень доктора наук имеют 13 % опрошенных, 80 % имеют кандидатскую степень, 57 % опрошенных респондентов работают в ТулГУ более 10 лет.
Вторая часть анкеты нацелена на выявление личной ориентированности преподавателя на систему дистанционного обучения, применение средств и методов информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности, владение навыками тьюторского сопровождения.
По данным анкетирования, в котором приняли участие более 300 преподавателей ТулГУ более 90 % опрошенных знакомы с технологиями дистанционного обучения, 75 % считает, что их применение необходимо вузу. Порядка 80 % профессорско-преподавательского состава имеют опыт реализации методов ИКТ в своей профессиональной деятельности. Более половины опрошенных осуществляют профессиональную деятельность в системах дистанционного обучения. Две трети интервьюеров хотели бы пройти на бюджетной основе подготовку по формированию профессиональной компетентности преподавателя, ведущего тьюторское сопровождение в системе дистанционного обучения. И лишь 10 % опрошенных готовы оплатить обучение самостоятельно.
Преподаватели ТулГУ считают, что для успешной подготовки студентов посредством электронного обучения необходимы: 1) навыки работы с ИТ-технологиями, 2) навыки работы в системе дистанционного обучения, 3) навыки тьюторской деятельности и сопровождения, 4) знание основ законодательства о дистанционном обучении,5) информированность об опыте других государств/вузов, 6) умение пользоваться методами и средствами дистанционного обучения,7) сформированная внутривузовская система электронного обучения, подкрепленная теоретико-методологическим аппаратом, 8) мощная информационно-техническая база университета.
Сопоставляя результаты опроса и анкетирования преподавателей, актуальные требования времени к высшему профессиональному
образованию, необходимость поддержания высокой
конкурентоспособности ТулГУ, можно констатировать, что в вузе возникла объективная потребность в организации курсов повышения квалификации по овладению преподавателями навыками работы в электронном обучении.
Необходимость освоения профессиональной компетенции тьюторов электронного обучения обусловлена рядом проблем, которые могут частично быть решены в ходе обучения преподавателей. К ним стоит отнести следующие.
1. Низкую профессиональную компетентность преподавателей в области тьюторского сопровождения и подготовки студентов в дистанционном обучении. Это сказывается на сроках проверки студенческих работ, уровне организации консультаций посредством современных технологий, неприменении средств и методов дистанционного обучения, отсутствии адаптации студентов к системе дистанционного обучения.
2. Отсутствие централизованного органа, который направляет деятельность преподавателей, осуществляет их подготовку, переподготовку для реализации тьюторского сопровождения студентов, координирует работу преподавателя в направлении личностного и профессионального роста.
3. Отсутствие внешнего стимулирования со стороны руководства вуза, заведующих кафедрами. Попытки самообучения, повышения квалификации в области применения средств и методов электронного обучения обусловлены лишь внутренней мотивацией преподавателей, стремящихся обогатить свою профессиональную деятельность и повысить личностный рост.
4. Недостаточную техническую оснащенность кафедр, ограниченную ресурсную базу вуза.
5. «Разрыв» в уровне подготовки преподавательского состава, зачастую отсутствие «среднего звена». В вузе работают молодые специалисты, активно владеющие ПК и знаниями в области ИКТ,и преподаватели «со стажем», которые ограниченно применяют в жизни и профессиональной деятельность современные методики обучения.
Процесс адаптации преподавателя к новым условиям длится уже порядка десятка лет, начиная с даты вступления России в Болонский процесс. Вопрос «ресоциализации» педагога, частью которого является становление тьюторской позиции преподавателя высшей школы, регулярно озвучивается на конференциях, образовательных проектах, но пока остается без ответа.
Список литературы
1. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
2. Нижник С.Г. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ. С. 221-225.
3. Нижник С.Г., Трушина Е.В.Система мотивации деятельности преподавателей вуза как показатель качества образовательного процесса. Молодые ученые в решении актуальных проблем педагогики высшей школы: материалы Второй Междунар. Науч.-практ. очно-заочной конф., Тула, 22-30 апреля 2013 года / под ред. В.М. Петровичева. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. 238 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации
от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы». URL: http ://www. consultant.ru (дата обращения: 20.09.2014).
5. Ранних В.Н. Дидактическая оценка информационных технологий в вузе: материалы ежегод. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Демидовские чтения». 13-14 октября, 2012 г. Тула: Изд-во РИО, 2012.
6. Ранних В.Н., Леонтьев Н.С. Дидактические требования к электронной лабораторной работе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 105 с.
7. Ранних В.Н., Евтушенко К.Н. Дидактический аудит электронного образования в вузе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 123 с.
8. Ранних В.Н. Электронный практикум как дидактическое средство повышения качества обучения в вузе. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.3. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 280-285
Нижник Светлана Геннадьевна, инженер, nezhnost@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ранних Виктор Николаевич., канд. пед. наук, проф., vik nik r aramhler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER AS TUTOR
FUNCTION OF DISTANCE LEARNING
S.G.Nizhnik, V.N.Rannich
The article presents the relevance of the formation of professional competence of teachers in e-learning.
Key words: e-learning, tutor, competence, competence approach, professional
competence, tutor support.
Nizhnik Svetlana Gennadyevna, engineer, nezhnost@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Rannich Viktor Nikolaevich, PhD. ped. Sciences, Professor, vik nik [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 355.0357
МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА
П.И. Образцов, А.И. Козачок, А.В. Лесничий
Рассматриваются вопросы оценки результатов профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава военного вуза в условиях стратегических изменений в системе высшего образования, решения задач по улучшению кадрового состава образовательных организаций. Предлагается использование системы оценки на основе метода рейтинга.
Ключевые слова: преподаватель, военный вуз, рейтинг, модель.
Изменение стратегической направленности высшего образования требует пересмотра и модернизации системы управления всех вузов, в том числе военных. Руководству вузов поставлены задачи по улучшению кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности, по формированию резерва управленческих кадров и реализации программ развития участников резерва [5, 6].
Сегодня значительно изменилась социальная роль образования -обществу необходимы выпускники вузов, готовые к решению широкого круга задач в условиях быстро меняющейся обстановки. Особенно это касается выпускников военных вузов. Однако педагогическая реальность, которой свойственна некоторая инерционность, меняется медленнее, чем требования к ней. Образование не успевает за изменениями жизни общества. Наблюдается противоречие между быстро возрастающими требованиями и медленно растущими профессиональными возможностями педагогов. Сегодня нужны педагоги образованные, патриотичные, отличающиеся мобильностью, гибкостью, способные принимать решения и прогнозировать их последствия.
Проблемы в образовании побуждают педагогов к совместным действиям, направленным на совершенствование основных направлений деятельности вуза. Таким образом, с учетом уровня развития образования совершенствование деятельности преподавателей переходит в разряд общих задач образования. Потенциал для самостоятельного решения