CRITERIA AND INDICATORS OF FORMING THE BACHELORS' DESIGN-TECHNOLOGICAL COMPETENCE
P. N. Medvedev, A.N. Sergeev, A.V. Sergeeva
Considered the basic approaches to assessing the results of design-technological training, determined the criteria and indicators of forming the bachelors' design-technological competence.
Keywords: design-technological competence, criteria and indicators.
Medvedev Pavel Nikolaevich, candidate of pedagogical science, docent of technology and service chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Sergeev Alexander Nikolayevich, doctor of pedagogical sciences, professor, manager of technology and service chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Sergeeva Aleksandra Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, docent of technology and service chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
УДК [378.091.12-051:004]:005.963
ПЕДАГОГИЧЕКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
С.Г.Нижник, И.А. Батанина
Рассматривается модель формирования профессиональной компетентности преподавателей электронного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, тьютор, тьюторское сопровождение,модель, профессиональная компетентность.
В условиях значительных изменений в системе высшего профессионального образования и возросшей информатизации всех сфер человеческой деятельности увеличилась потребность в специалистах высшего профессионального образования, способных и готовых применять в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.
Перед педагогами ставятся задачи владения новыми управленческими технологиями, которые включают в себя инновационные средства и механизмы профессиональной деятельности. В частности, для качественного обучения студентов посредством электронного обучения необходимы профессиональные навыки использования ИТ-технологий, опыт работы в
системах дистанционного обучения, использование технологий тьюторской деятельности и сопровождения,знание основ законодательства о дистанционном обучении.
Под тьюторской деятельностью понимаются управленческие технологии, которые включают в себя средства и механизмы профессиональной деятельности, т.е. вхождение в деятельность, целеполагание, рефлексию, самоопределение и, наконец, конечное формирование тьюторской позиции педагога.
Анализ научных исследований, посвященных компетентностному подходу к тьюторству, позволяет сделать вывод, что в работах практически не рассматривается понятие профессиональной компетентности тьютора в электронном обучении в связи с тем, что оно является достаточно новым направлением. Как правило, наработки ученых посвящены более общему понятию информационно-комуникационной компетентности. Кроме того, существующие наработки базируются на уровне среднего образования, тогда как в высшей школе вопрос профессиональной подготовки тьюторов не менее важен. Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы, ее теоретическое и практическое значение для высшего образования обуславливают необходимость формирования профессиональной компетентности преподавателей-тьюторов в условиях е-1еагш^-обучения [3].
Профессиональная компетентность тьютора - это совокупность профессионально-личностных характеристик педагога, в которой отражается достигнутый уровень умения применять е-1еагт^-технологии в обучении, раскрывающиеся в его способности и готовности использовать современные технологии при осуществлении педагогической деятельности.
В связи с этим существует необходимость разработки модели формирования профессиональной компетентности преподавателя вуза, осуществляющего подготовку студентов в условиях дистанционного обучения.
Прежде чем перейти к рассмотрению этой модели, проанализируем понятие «модель» в педагогическом исследовании. В современной педагогике термин «модель» определяется различными авторами как система, как искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т.д.), как аналог какого-либо явления.
Под моделью в педагогической науке понимается создаваемая на основе определенной системы взглядов и идей общая картина явления, которая с помощью творческой интуиции и настойчивого труда помогает понять и описать то, что мы изучаем. Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала; она является обобщенным отражением объекта, результатом
абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента [2].
Модель является структурированным средством реализации авторской концепции и помогает найти ответы на вопросы о том, что нужно сделать и каким способом достичь поставленной автором исследования цели.
В узком смысле под педагогической моделью можно понимать аналог фрагмента образовательной реальности, представленный через совокупность взаимосвязанных компонентов и/или этапов.
Согласно определению В.А. Штоф, модель в педагогике - созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, отношения, параметры и т.п.) изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку.
Существует достаточно обширная классификация моделей, которые применяются в педагогическом исследовании. Основными из них являются:
1) структурные модели упорядочивают основные элементы системы и связи между ними;
2) функциональные модели необходимы для анализа эффективности функционирования системы, определения его оптимальных условий, прогнозирования и проектирования их развития;
3) имитационные модели определяют состояние системы в прогнозный период при определенных значениях переменных;
4) математические модели используются для прогнозирования и принятия решений на основе оценки практической ценности построенной модели с использованием математико-статистических методов.
Алгоритм построения модели условно сводится к пяти этапам, а именно:
- выяснение задачи, поставленной исследователем;
- создание вариантов моделей;
- выражение вариантов моделей в виде абстрагированных объектов, математических или графических моделей;
- повторный анализ и исследование принятой вариативности педагогической модели, выявление на ее основе непредвиденных ранее свойств и качеств;
- внесение поправок в модель или отказ от нее и начало работы над новой моделью.
С целью построения модели формирования профессиональной компетентности преподавателя вуза, осуществляющего подготовку
студентов в условиях дистанционного обучения нами была выбрана структурно-функциональная модель, которая сочетает в себе свойства структурной и функциональной моделей. Структура разработанной модели представлена на рисунке.
Социальный заказ (государства, вуза, общества)
Личная и профессиональная мотивация
Система формирования профессиональной компетентности преподавателя вуза, осуществляющего тьюторское сопровождение в условиях дистанционного обучения
1 Цель: формирование гтрофес ■ гсионвльной компетентности
•
Научное обоснование Теоретические и методологические подходы, закономерности, принципы
1 ■
С одержите л ьн ы й Организационный
компонент компонент
Отбор и структурирование Выбор форм, методов.
содержания, создание Средств обучения
учебно-методического
комплекса.
Критерии сформированное™ профессиональной компетентности
Мотивационный Когнитивный Деятельностный __
Уровни сформированное™ профессиональной компетентности
Инфо рмационно-ре пред укти вн ый П родуктив но-а лгоритмически й Творческий
Результат
сформированность профессиональной компетентности преподавателя современного вуза, реализуещего подготовку по направлениям высшего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий
Структура модели формирования профессиональной компетентности преподавателя вуза, осуществляющего подготовку студентов в условиях электронного обучения
В проектируемой модели структура педагогического процесса представлена тремя обобщенными компонентами: мотивационно-целевым (включает в себя условия, диктуемые современным уровнем развития
образования и ИТ, требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной компетентности педагога, внутренней мотивационной составляющей личности),содержательно-организационным, описывающим отбор и структурирование учебного материала (включает в себя рабочую программу и пособие и другие учебно-методические материалы; выбор форм, методов, средств педагогического процесса) и оценочно-результативным (представляет собой оценочный аппарат эффективности методологического проектирования).
Методологическую основу проектирования модели составили:
- подходы: системный, компетентностный, деятельностный, практико-ориентированный, гуманистический;
- принципы: наглядности, последовательности и систематичности, единства обучения и развития личности преподавателя, непрерывности, дифференциации и индивидуализации, сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучающихся, актуализации, модульности и вариативности;
- педагогические условия: дидактические, организационные, психолого-педагогические;
- система критериев и их индикаторов, позволяющая сделать вывод о достижении цели педагогического исследования, поставленной автором, и определить уровень сформированности профессиональной компетентности: информационно-репродуктивный, продуктивно-алгоритмический, творческий.
В сконструированной модели структура профессиональной компетентности преподавателя-тьютора электронного обучения традиционно представлена на трех основных уровнях: когнитивном, деятельностном и личностном.
Апробация данной модели проводится на базе Интернет-института Тульского государственного университета, в котором высшее профессиональное образование получают 545 студентов из Российской Федерации, 1269 иностранных студентов - граждан других государств, подготовку студентов ведут 269 человек профессорско-преподавательского состава вуза.
Список литературы
1. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
2. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития №7. 2013. ООО «Издательский дом «ХОРС».
3. Нижник С.Г. Компетентностный подход подготовки тьюторов
электронного обучения в современном вузе // Известия ТулГУ. Педагогика. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 248с.
4. Тарский Ю.И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем [Электронный ресурс]/ http://inec.pspu.ru/sci model tarski.shtml.
5. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. 271 с.
Нижник Светлана Геннадьевна, инженер, nezhnost@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Батанина Ирина Александровна, д-р полит. наук, проф., зав. кафедрой, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE PEDAGOGICAL MODEL OF THE FORMA TION OF TUTOR COMPETENCE OF
THE TEACHER INE-LEARNING
S.G.Nizhnik, I.A.Batanina
The article presents a model of formation of professional competence of teachers in e-learning.
Key words: e-learning, tutor, tutor support, model, professional competence.
Nizhnik Svetlana Gennadyevna, engineer, [email protected] Russia, Tula, Tula state University
Batanina Irina Aleksandrovna, Doctor of Political Sciences, Professor, Director of Institute, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК [378.091.12-051:004]:005.963
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ТЬЮТОРСКОЙ ФУНКЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
С.Г.Нижник, В.Н. Ранних
Рассматривается актуальность формирования профессиональной компетентности преподавателей электронного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, тьютор,компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность, тьюторское сопровождение.
В современной системе высшего образования происходят значительные изменения, среди которых: новые экономические условия деятельности системы высшего профессионального образования; формирование рынка образовательных услуг; формирование новых форм