Considered are the possibilities of designing innovation system forms of organization of education in secondary schools based on their diversification and modernization as a means of implementing a system-activity approach. On the example of teaching mathematics and physics presents the results of development and introduction of technology selection, combination and use of diverse forms of the organization of the lesson and forms of educational activity at the lesson, designed to improve the efficiency of subject results of training, and meta-subject results of educational activities.
Key words: innovative transformation of the modern lesson, diversification of forms of organization of educational activity at the lesson, activation of cognitive activity of pupils.
Malakhova Elena Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky
УДК 378.091.12:005.963:005.336.2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
С.В. Малета
С позиций компетентностного подхода рассмотрены проблема профессиональной деятельности и формирования компетентностной модели преподавателя высшей школы а также условия формирования такой технологической модели в системе повышения квалификации преподавателя современного вуза.
Ключевые слова: модернизация системы образования, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность преподавателя, образовательные услуги, система повышения квалификации преподавателей высшей школы.
В условиях процесса модернизации российского образования новые социально-педагогические условия предполагают изменения и в профессиональном мышлении, и в деятельности педагога, а следовательно, должны меняться и подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Обновлению содержания повышения квалификации педагогов способствуют такие факторы, как реализация компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров, соответствие содержания образовательных услуг запросам педагогов, формирование заинтересованности и личной ответственности в повышении своей квалификации . На этом фоне ведутся давние и активные дискуссии о плюсах и минусах применения компетентностного подхода для системы образования, прежде всего высшего, что вызвано целым рядом факторов:
-глобализацией, изменением структуры экономических рынков, развитием технологий и, как следствие, востребованностью специалистов, способных и готовых работать в быстро меняющихся условиях;
-мобильностью рынков труда, предъявляющих новые требования к выпускникам вузов: адаптивность, способность результативно работать уже на старте карьеры, готовность к обучению на протяжении всей жизни и т.д.;
-необходимостью развития профессиональных квалификаций трудовых ресурсов для европейского рынка труда с целью усиления мобильности через создание общих сопоставимых уровней профессиональной компетентности и критериев оценки;
-интернационализацией и интеграцией европейских образовательных систем; развитием внеинституциональных рынков образовательных услуг;
-институциональными и структурными изменениями в системах образования, связанные с востребованностью перехода от предметноориентированного обучения к обучению, нацеленному на результат, возможностью интеграции традиционного образования, профессиональной и практической подготовки;
-недовольством как со стороны работодателей, так и общества в целом в отношении качества подготовки специалистов в современных вузах [1].
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Данный подход позволяет внести личностный смысл в образовательный процесс, проектировать и реализовать такие технологии, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды деятельности [2].
Сущность компетентностного подхода и технологии формирования ключевых компетенций отражены в научно-теоретических и научнометодических работах многих российских и зарубежных ученых [2]. Успехи системы образования во многом определяются качеством научнопедагогических и управленческих кадров. Переход на многоуровневую систему подготовки, а также акцент на непрерывности образования и совместимости разных уровней и организационных структур требуют пересмотра методологических, организационных, психологических, педагогических основ проектирования инновационного образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей вузов [3].
Конечная цель профессионально-педагогической деятельности преподавателя задается конечной целью подготовки специалиста -профессиональной компетентностью, готовностью к инновационной деятельности.
Включение России в Болонский процесс и появление документов, определяющих направления развития российского образования с учетом мировых тенденций, послужили стимулом к разработке ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода. На законодательном, нормативном и формальном уровнях были обозначены критерии, позволяющие определять, измерять и оценивать качество подготовки специалистов в вузах с акцентированием внимания на качестве образовательных программ.
Следует подчеркнуть, что в документах международных организаций и в отечественных законодательных и нормативных актах по проблемам высшего образования отмечается ключевая роль преподавательских кадров в образовательном процессе. Вопрос о необходимых компетенциях профессорско-преподавательского состава вузов, способного обеспечить получение необходимых компетенций студентами, крайне актуален.
В Тульском государственном университете в контексте реализации Президентской программы повышения квалификации научных кадров, актуализируется задача подготовки комплекса учебных модулей, ориентированных на преподавателей, обеспечивающих дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации инженерных кадров. В контексте решения этой задачи разрабатываются модули, посвященные теме «Психологические аспекты межличностного взаимодействия»), и тренинги по созданию сценариев интерактивных учебных занятий. В ТулГу сформирована и успешно реализуется кафедрой ТиМПО комплексная система непрерывного развития педагогического профессионализма преподавателей университета, которая ориентирована на требования российских и международных стандартов, в том числе таких, как государственные требования к преподавателю высшей школы; педагогические компетенции преподавателя вуза, принятые Международным мониторинговым комитетом IGIP. Система включает дополнительную образовательную программу «Преподаватель высшей школы».
Краткосрочные программы (до 72 часов) повышения квалификации ориентированы на развитие ряда профессиональных компетенций преподавателей, прежде всего таких, как: способность научно-
педагогических работников университета к разработке документов основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; способность преподавателей продуктивно реализовать достижение компетентностно-ориентированных результатов обучения студентов; готовность преподавателей современного вуза к созданию и применению интерактивных образовательных ресурсов для организации учебного процесса; готовность преподавателей реализовать продуктивное проектно-организованное обучение в структуре интегрированного
учебного плана, готовность преподавателей к проектированию, реализации и оценке качества самостоятельной образовательной деятельности студентов в личностно-ориентированной образовательной среде.
Многие российские региональные Центры переподготовки и повышения квалификации специалистов различных профилей в условиях проектирования и реализации основных образовательных программ нового поколения, в ситуации, когда закладываются основы образовательной модели выпускника исследовательского университета ощутили
необходимость расширить спектр образовательных услуг в области повышения квалификации специалистов и оптимизировать технологии их реализации. Обучение по подобным программам позволяет расширить и углубить фундаментальную и практическую подготовку в сфере
управления деятельностью факультетов и кафедр как основных структурных подразделений вуза, организующих образовательный процесс. Основными преимуществами таких программ являются
практическая ориентированность программ, ориентация на компетентностную модель обучения, в ходе которого слушатели имеют возможность:
- получить системные знания о менеджменте в высшем профессиональном образовании;
- совершенствовать навыки креативных форм управления деятельностью факультетов и кафедр в контексте компетентностно-ориентированного образования;
- освоить умения в области стратегического и тактического планирования деятельности структурных подразделений вуза в современных условиях;
- совершенствовать навыки разработки образовательных программ на основе компетентностного подхода;
- овладеть навыками организации НИР, в том числе разработки заявок для участия в конкурсах образовательных проектов.
Разработки по теме программы повышения квалификации гарантируют:
- качество обучения от высококвалифицированных преподавателей системы ДПО; индивидуальный подход к организации обучения;
- дидактическое сопровождение образовательного процесса, которое включает авторские учебники и учебные пособия, рекомендуемые УМО.
Получение удостоверения о повышении квалификации по программе «Менеджмент в реализации образовательных программ высшего профессионального образования: компетентностный подход» (в объеме 72 часов).
Внедрение компетентностного подхода и связанных с ним гуманитарных технологий в образовательную практику российских вузов
происходит постепенно. Встраивание нового компонента обучения в образовательный процесс может быть произведено различными способами и зависит от готовности педагогического коллектива к изменениям и от мотивированности на эти изменения. Роль преподавателя при этом сохраняет свое значение, однако теперь она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов, понимания и способности применять это знание, профиля, который должен быть достигнут, личных интересов, критического отбора материалов и источников, организации учебных ситуаций и т.д.[4].
«Язык компетенций в силу своего появления извне высшего образования можно признать наиболее подходящим для консультаций и диалога с группами, непосредственно не вовлеченными в академическую жизнь» (В.И. Байденко «Болонский процесс»).
Список литературы
1. Романова Л.М., Фролов А.Г. Компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза на должностных уровнях ассистента, и старшего преподавателя // Вестник Казан.гос. энергет. ун-та. 2009. №1. С 136-142.
2. Романова Л.М., Матушанский Г.У. Компетентностная модель преподавателя вышей школы // Инновационная образовательная среда как фактор развития учебного заведения. Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. С. 133-134.
3. Матушанский Г.У., Завада Г.В. Моделирование повышения квалификации преподавателя высшей школы на траекторрии ассистент -ст. преподаватель - доцент //Alma mater.2011. С. 40-42.
4. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2010. № 12. С. 34-41.
Малета Светлана Валериевна, аспирант, maleta [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
IMPORTANCE OF COMPETENCE APPROACH IN TRAINING OF MODERN HIGHER
SCHOOL TEACHER
S.V. Maleta
This article deals with the question of professional activities of a lecturer at higher educational establishment. It defines a subject-matter and a structure of pedagogical competence of lecturers at technical higher educational establishments. The author determines criteria and levels of pedagogical competence and develops an engineering model of its forming in the system of lecturers; advanced training.
Key words: competence, competence professional competence of a lecturer, pedagogical competence of a lecturer at higher educational establishment, forming competence of a lecturer at technical higher establishment, system of lecturers' advanced training. Educational.
Maleta Svetlana Valerievna, аssistant, maleta [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 378.091.12:005.963:005.336.2
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
С.В. Малета
С позиций компетентностного подхода рассмотрены проблема профессиональной деятельности и формирования компетентностной модели преподавателя высшей школы;цели и структура модели компетенций в системе повышения квалификации преподавателя современного вуза.
Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя,
общенаучные принципы преподавательской деятельности, методическое консультирование, система повышения квалификации преподавателей высшей школы, процесс постдипломного обучения.
В условиях процесса модернизации российской системы высшего образования задачи профессионально-педагогической деятельности, повышения качества профессионального образования реализуются через организацию учебной, научно-исследовательской, учебно-
производственной деятельности студентов как единого процесса, в котором формируются, развиваются и находят свое приложение знания, умения, навыки, способности к выполнению гностической, проектировочной, конструктивной, коммуникативной и других функций, к решению задач с производственным содержанием.
Смысл повышения квалификации научно-педагогических кадров заключается не столько в насыщении слушателей неким количеством информации, сколько в развитии у них таких навыков, как умение оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность. Современная система повышения квалификации представляет собой гибкую, динамичную систему, адекватную требованиям конкретных образовательных учреждений и учитывающую сложившуюся профессионально-педагогическую компетентность преподавателей. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей должны осуществляться на основе общенаучных принципов и системы некоторых основных принципов: