Научная статья на тему 'Критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров'

Критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / DESIGN-TECHNOLOGICAL COMPETENCE / CRITERIA AND INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Павел Николаевич, Сергеев Александр Николаевич, Сергеева Александра Владимировна

Рассмотрены основные подходы к оценке результатов проектнотехнологической подготовки, определены критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Павел Николаевич, Сергеев Александр Николаевич, Сергеева Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF FORMING THE BACHELORS DESIGN-TECHNOLOGICAL COMPETENCE

Considered the basic approaches to assessing the results of design-technological training, determined the criteria and indicators of forming the bachelors ’ design-technological competence.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров»

УДК 378.14.7

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БАКАЛАВРОВ

П.Н. Медведев, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева

Рассмотрены основные подходы к оценке результатов проектно-технологической подготовки, определены критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров.

Ключевые слова: проектно-технологическая компетенция, критерии и показатели.

Проблема оценки сформированности профессиональных компетенций является актуальной для современной высшей школы и связана, прежде всего, с необходимостью определения критериев и показателей оценивания результатов обучения.

Анализ педагогических исследований показывает, что современная наука предлагает много различных подходов, методик и критериев оценки подготовки будущих бакалавров. Однако на сегодняшний день не выработано четких однозначных критериев оценки эффективности системы подготовки будущих бакалавров, в том числе их профессионально-предметной подготовки [2].

Л.А. Ядвиршис справедливо считает, что одним из основных показателей эффективности профессионально-предметной подготовки является готовность к профессиональной деятельности, а формирование готовности есть цель и результат длительного процесса профессиональной подготовки будущего бакалавра в вузе. При этом критерии готовности через показатель сформированности объема знаний, умений и навыков в отношении различных профессиональных функций образовательными стандартами нового поколения (ФГОС ВПО и ФГОС ВО) не определяются

[4].

В.И. Коваленко считает, что готовность к деятельности предполагает образование таких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески выполнять свои профессиональные функции и обязанности.

Ряд исследователей (А.А. Прядехо, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.) наибольшее внимание уделяют критериям сформированности отдельных компонентов деятельности в различных профессиональных областях, подчеркивая, что для различных видов деятельности требуются различные способности, поэтому критерии сформированности деятельности могут в каждом конкретном случае

видоизменяться и даже быть совершенно различными. Оценка сформированности готовности к деятельности определяется комплексом факторов: мотивационно-творческая активность и направленность личности, уровень фундаментальных знаний в общенаучных и профессиональных областях, уровень эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для деятельности [2].

По мнению Г.В. Рубиной, при разработке критериев следует учитывать следующие условия:

- необходимость определения области применения данных критериев, их целевого назначения;

- семантическую определённость - точное определение смысла каждого критерия и однозадачное понимание его всеми экспертами;

- конструктивность - признаки должны быть конструктивно описаны, иначе нельзя их выявить.

Для определения системы критериев и показателей эффективности проектно-технологической подготовки разумно основываться на принципах, предложенных П.Р. Атутовым [1]:

- общедидактические принципы;

- принцип связи содержания изучаемых дисциплин с разделами образовательной области «Технология»;

- принцип интеграции изучаемых дисциплин и использования межпредметных связей;

- принцип учета научно-технического прогресса;

- принцип учета типологических и психофизиологических особенностей субъектов проектной деятельности;

- принцип ценностно-ориентированного подхода к отбору содержания в процессе обучения;

- принцип проблемно-ориентированного характера подготовки.

При определении критериев и показателей эффективности

проектно-технологической подготовки обязательно следует учитывать структуру психологической готовности студентов к рассматриваемой деятельности. В этой структуре по отношению к различным видам деятельности, в том числе и к проектной деятельности, можно выделить следующие элементы:

- осознание потребностей, целей и задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей;

- осмысление и оценка условий деятельности;

- определение на основе опыта лучших способов решения задачи;

- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов;

- оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний;

- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами [3].

Нами была разработана система контроля знаний, умений и навыков студентов, направленная на комплексную проверку качества подготовки к профессиональной деятельности.

При оценке эффективности проектно-технологической подготовки использовались критерии, позволяющие проверять не только уровень знаний и умений студента, но и степень развития его профессионально-технологического мышления как основы самостоятельной творческой деятельности в сфере техники.

Разработка критериев осуществлялась в процессе тщательной проверки, фиксации и оценки начального состояния личностных качеств студентов, промежуточных и итоговых результатов подготовки.

Был осуществлен теоретический и методологический анализ системы контроля и оценивания процесса и результата обучения в высшей педагогической школе, целей и задач ее применения в подготовке бакалавра.

С позиций компетентностного подхода к проектно-технологической подготовке студентов было определено, что проверке подлежат не только наличие у студентов проектно-технологических знаний и умений, но и способности их применения в практической творческой деятельности. Из этого был сделан вывод о том, что наличие знаний и умений следует проверять при выполнении студентами элементов профессиональной деятельности, в составе которой эти знания должны проявляться в соответствии с целями подготовки.

Ними было выделено три базовых критерия сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров и соответствующие им показатели, представленные в таблице.

Показателями когнитивного критерия являются полнота усвоения проектно-технологических знаний, прочность (способность воспроизведения знаний через определенный промежуток времени), глубина (число осознанных существенных связей данного знания с другими соотносящимися) и действенность (готовность и умение применять знания в сходных и вариативных ситуациях) проектно-технологических знаний, развитость технологического мышления.

С целью задания шкалы операционно-деятелъностного критерия необходимо определить: какие трудности испытывает студент при решении конструкторско-технологических задач и выполнении творческих заданий, какова доказательность и рациональность рассуждений при решении этих задач, какие умственные операции и приемы он использует в процессе моделирования, какова их результативность.

Критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров

Критерии Уровни

Низкий (пассивный) Начальный (репродуктивный) Средний (активно-деятельностный) Высокий (уровень креативности)

Когнитивный (проектно-технологические знания; готовность и умение применять знания в сходных и вариативных ситуациях) Полное неумение применять теоретические знания на практике Применение теоретических знаний на практике после получения наводящих вопросов Умение пользоваться справочной литературой и применение ранее полученных знаний на практике Свободное владение теоретическими знаниями и применение их на практике

Операционно- деятельностный (проектно- технологические умения) Слабое знание применяемых инструментов и оборудования Владение приемами работы с основным оборудованием и инструментами Умение применять основное и вспомогательное оборудование при решении конструкторско-технологических задач Владение основным и вспомогательным оборудованием и инструментами. Умение самостоятельно изготавливать технологическую оснастку

Неумение сформулировать содержание технологических операций и переходов Содержание технологических операций и переходов сформулировано с ошибками. Нарушена технологическая последовательность переходов Содержание технологических операций и переходов сформулировано грамотно с некоторыми неточностями в строгой технологической последовательности Содержание технологических операций и переходов сформулировано четко и грамотно в строгой технологической последовательности

Мотивационно -стимулирующий Безразличное отношение к учебной деятельности Собственная активность в учебной деятельности недостаточна, а опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов Самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи, без дополнительной тренировки, отходя от стандартных образцов Учебная задача и способы ее решения предлагаются самим студентом, проявляет интерес к познанию закономерностей

Неспособность обойтись без помощи преподавателя при решении несложных конструкторско- технологических задач При решении некоторых конструкторско- технологических задач требуется помощь Решение сложных конструкторско- технологических задач при незначительной помощи Самостоятельное решение сложных конструкторско-технологических задач

Для оценки мотивационно-стимулирующего критерия необходимо изучить интересы студентов к выполнению разнообразных творческих заданий (характер задаваемых вопросов, степень общего удовлетворения от технического моделирования), установить, как студент осуществляет самоанализ, способен ли к самосознанию и самопознанию, как осуществляет самоконтроль, как регулирует и пересматривает свои действия в процессе решения творческих задач, каков характер и уровень волевого усилия, проявляемого в затруднительных ситуациях.

Комплекс выбранных нами критериев и показателей может варьироваться как по структуре, так и по приоритетам. Опираясь на этот комплекс, можно корректировать процесс проектно-технологической подготовки студентов в соответствии с современными требованиями проектной, технологической и педагогической деятельности.

Список литературы

1. Дидактика технологического образования: книга для учителя / под ред. П.Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. 230 с.

2. Медведев П.Н. Формирование проектно-технологической компетенции бакалавров в процессе обучения моделированию: монография. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing Gnbh&Co. KG, 2012. 156с.

3. Сергеев А.Н., Сергеева А.В. Структура профессиональной компетентности учителя технологии // Технологии активного обучения в профессиональном образовании: материалы науч.-практ. конф.

25-26 ноября 2011 г. / под общ. редакцией М.С. Сидориной. Брянск: ООО «Издательство «Курсив», 2011. С 20-23.

4. Ядвиршис Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности // Образование и общество. 2007. № 1.

Медведев Павел Николаевич, канд. пед. наук, доц., medvedeffPN@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Сергеев Александр Николаевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, ansergueevamail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Сергеева Александра Владимировна, канд. пед. наук, доц., avsergueevaa mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

CRITERIA AND INDICATORS OF FORMING THE BACHELORS' DESIGN-TECHNOLOGICAL COMPETENCE

P. N. Medvedev, A.N. Sergeev, A.V. Sergeeva

Considered the basic approaches to assessing the results of design-technological training, determined the criteria and indicators of forming the bachelors' design-technological competence.

Keywords: design-technological competence, criteria and indicators.

Medvedev Pavel Nikolaevich, candidate of pedagogical science, docent of technology and service chair, medvedeffPN@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Sergeev Alexander Nikolayevich, doctor of pedagogical sciences, professor, manager of technology and service chair, ansergueev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Sergeeva Aleksandra Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, docent of technology and service chair, avsergueeva@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

УДК [378.091.12-051:004]:005.963

ПЕДАГОГИЧЕКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

С.Г.Нижник, И.А. Батанина

Рассматривается модель формирования профессиональной компетентности преподавателей электронного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, тьютор, тьюторское сопровождение,модель, профессиональная компетентность.

В условиях значительных изменений в системе высшего профессионального образования и возросшей информатизации всех сфер человеческой деятельности увеличилась потребность в специалистах высшего профессионального образования, способных и готовых применять в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.

Перед педагогами ставятся задачи владения новыми управленческими технологиями, которые включают в себя инновационные средства и механизмы профессиональной деятельности. В частности, для качественного обучения студентов посредством электронного обучения необходимы профессиональные навыки использования ИТ-технологий, опыт работы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.