THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND MJRAL GUALITIES FUTURE TEACHERS IN A MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT UNIVERSITY
T.A.Maslova, N.V.Levchenko
The features of the formation of professional and moral qualities of future teachers in a multicultural educational environment of the university. Establish conditions that promote the development of professionally significant qualities of the students in a multicultural educational environment of the university, they contribute to the formation of adequate progressive interests of our society of professionally significant values and qualities expressed in the professional and personal competencies that define the tone of the culture, causing a selective approach to values , available in the history of a people, and to the newly created works of human culture.
Key words: professional and moral qualities, multicultural environment, pedagogical conditions, values and sense of competence.
Maslova Tatiana Aleksandrovna, Senior Lecturer, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University im.K.E.Tsiolkovskogo,
Levchenko Nataliya, teacher, natai-levche@yandex. ru, Moldova, Tiraspol, Transnistria State University. T.G. Shevchenko
УДК 378.09.018.43
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
С.Г. Нижник
Рассматриваются вопросы вступления российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс, которое во многих вузах сопровождается внедрением дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.
Ключевые слова: Болонский процесс, дистанционные образовательные
технологии.
Процесс глобализации в XXI веке отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Одним из проявлений глобализации в системе российского образования является присоединение России к Болонскому процессу, который способствует сближению и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Присоединение России к Болонскому процессу произошло в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Цель Болонского процесса - расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского
высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов в результате того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Болонская декларация содержит семь ключевых положений:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Введение двухциклового обучения: достепенного и
послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни» [1].
4. Развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе, принятие стандартов транснационального образования.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы
- это один из принципов государственной политики в сфере образования, который зафиксирован Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Поэтому присоединение России к Болонскому процессу необходимо рассматривать как инструмент развития высшего профессионального образования.
Присоединение России к Болонскому процессу дало новый импульс модернизации высшего профессионального образования и открыло дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах Европейской комиссии [4].
Реализация принципов открытости, мобильности образования, формирования единого образовательного пространства в совокупности с мощной инфраструктурой современных информационных технологий осуществляется посредством активного внедрения дистанционных образовательных технологий, или, как их принято называть, e-leaming технологий, в высших учебных заведениях.
Понятие «дистанционные образовательные технологии» законодательно закреплено в законе об образовании. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет, или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. [6].
Сегодня применение e-leaming является одним из наиболее активно развивающихся направлений в образовании. К достоинствам использования дистанционных образовательных технологий в образовании можно отнести следующее:
- отсутствие временных ограничений;
- отсутствие пространственных ограничений;
- синхронное общение;
- асинхронное общение;
- линейную и нелинейную формы обучения.
Помимо вышеуказанных достоинств использование (ДОТ) в образовании дает больший стимул для реализации права на получение высшего образование для людей с ограниченными возможностями.
В наибольшей мере преимущества e-learning технологий проявляются в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин, что обусловлено возможностью гибко сочетать теорию и практику, использовать свежую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа современной ситуации [4].
Однако реализация дистанционного обучения в высшем профессиональном образовании влечет за собой необходимость решения ряда трудностей, основными из которых являются:
отсутствие законодательного и нормативно-правового обеспечения учебного процесса в среде e-leaming;
проблема организации и управления процессом образования в условиях применения e-leaming технологий;
отсутствие оценки психолого-педагогической эффективности образовательных ресурсов на различных носителях в среде e-learning;
отсутствие нормативов, регламентирующих организацию труда преподавателей и работников вуза, в том числе нормирования их труда;
отсутствие стандартов качества и методологии оценки эффективности и качества применения e-learning технологий;
отсутствие эффективных моделей взаимодействия высших учебных заведений и бизнеса через применение технологий e-learning на внутреннем и мировом рынках;
сертификация программных средств для e-learning и др.
Частично указанные проблемы удается решить благодаря независимым агентствам и ассоциациям, к которым можно отнести «Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры» (АККОРК). Целью данной организации является формирование и развитие в России независимой системы оценки качества и гарантий качества образования, соответствующей принципам Болонской декларации и лучшей мировой практике.
Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий в высшем профессиональном образовании помимо возможностей, раскрывающихся перед участниками образовательного процесса, требует создание нормативно-правовой базы и формирование условий функционирования и реализации дистанционного обучения в высшей школе. Применение новейших технологий, сотрудничество с независимыми аккредитационными и сертификационными организациями позволит вывести электронное образование в нашей стране на качественно новый уровень.
Список литературы
1. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. проф. В.И. Байденко. М., 2009. 409 с.
2. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Оргсервис-2000, 2010. 219 с.
3. Организация взаимодействия в образовательном процессе с использованием интернет-технологий // Проблемы экономики и информатизации образования: материалы VI Международ. науч.-практ. конф. Тула, 16-17 апреля 2009 г./ науч. ред. Е.Б.Карпов. К.Н. Евтушенко [и др.]. Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2009. 408 с.
4. Павленко Е. В. Интеграция российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д, 2006. 161 с.
5. «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» [Электронный ресурс] [сайт]. [2013]. URL:
http: //www.bologna-berlin2003. de/pdf/bologna declaration.pdf
(дата
обращения: 03.09.2013).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] [сайт]. [2013]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2013).
Нижник Светлана Геннадьевна, инженер, nezhnost@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
REMOTE TRANING IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
S.G. Nizhnik
The article considers issues of the accession of the Russian system of higher professional education in the Bologna process, which in many universities accompanied by the introduction of distance educational technologies in educational process.
Key words: Bologna process, remote educational technologies.
Nizhnik Svetlana Gennadevna, engineer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.146
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА - БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
П.И. Образцов, Т.И. Смагина
Раскрываются возможности реализации компетентностного подхода в интересах формирования профессиональной компетентности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в процессе его профессиональной подготовки в вузе; дается обоснование видовой структуры компетенций бакалавра и компетентностной модели его профессиональной готовности к развивающему обучению младших школьников иностранному языку.
Ключевые слова: профессиональная компетентность бакалавра по направлению «Педагогическое образование», видовая структура профессиональных компетенций, компетентностная модель профессиональной готовности бакалавра, развивающее обучение младших школьников, иностранный язык.
Значимость и специфика развивающего образования в начальной общеобразовательной школе, а также современные требования к качеству подготовки будущего учителя в вузе обусловили важность разработки теоретической модели готовности бакалавра по направлению