Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перченко Е. Л., Апуневич О. А.

В статье рассматриваются вопросы разработки и апробации учебного курса «Тренинг профессиональной идентичности» в рамках реализации траектории «Профессионализм и карьера». Обоснована методология цикла тренинговых занятий как педагогической технологии. Тренинговые занятия направленны на развитие структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов первого курса. Проведен констатирующий эксперимент для проверки гипотезы о динамических изменениях структурных компонентов профессиональной идентичности. Реализован формирующий эксперимент и представлена оценка эффективности проведенной работы по формированию профессиональной идентичности. Сформулированы психолого-педагогические условия, способствующие развитию профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перченко Е. Л., Апуневич О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the development and testing of the training course "Professional identity training" within the implementation of the trajectory "Professionalism and career". The authors substantiate the methodology of training sessions aimed at developing the structural components of the first-year psychology students’ professional identity as a pedagogical technology. An ascertaining experiment was conducted to test the hypothesis of dynamic changes in the structural components of professional identity in psychology students. A formative experiment is implemented and an assessment of the work effectiveness carried out to form the psychology students’ professional identity is presented. The authors define the psychological and pedagogical conditions contributing to the psychology students’ professional identity development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 261-276. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 3 (114), pp. 261-276.

Научная статья УДК 378. 147

https://doi. org/10. 23859/1994-0637-2023-3-114-21

Формирование профессиональной идентичности у студентов вуза

Елена Леонидовна Перченко1н, Оксана Александровна Апуневич2

1 2 Череповецкий государственный университет,

Череповец, Россия

1 Helperchenko@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8117-3357 2oaapunevich@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9258-1444

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки и апробации учебного курса «Тренинг профессиональной идентичности» в рамках реализации траектории «Профессионализм и карьера». Обоснована методология цикла тренинговых занятий как педагогической технологии. Тренинговые занятия направленны на развитие структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов первого курса. Проведен констатирующий эксперимент для проверки гипотезы о динамических изменениях структурных компонентов профессиональной идентичности. Реализован формирующий эксперимент и представлена оценка эффективности проведенной работы по формированию профессиональной идентичности. Сформулированы психолого-педагогические условия, способствующие развитию профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студенты-психологи, тренинговые занятия

Для цитирования: Перченко Е. Л., Апуневич О. А. Формирование профессиональной идентичности у студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 261-276. https://doi. org/10. 23859/1994-0637-2023-3-114-21.

Development of professional identity among university students

Elena L. Perchenko 1H, Oksana A. Apunevich 2

1 2 Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

1 Helperchenko@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8117-3357 2oaapunevich@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9258-1444

Abstract. The article deals with the development and testing of the training course "Professional identity training" within the implementation of the trajectory "Professionalism and career". The authors substantiate the methodology of training sessions aimed at developing the structural components of the first-year psychology students' professional identity as a pedagogical technology. An ascertaining experiment was conducted to test the hypothesis of dynamic changes in the structural components of professional identity in psychology students. A formative experiment is

Перченко Е. Л., Апуневич О. А., 2023

2023 • № 3

ISSN 1994-0637 (print)

261

implemented and an assessment of the work effectiveness carried out to form the psychology students' professional identity is presented. The authors define the psychological and pedagogical conditions contributing to the psychology students' professional identity development. Keywords: professional identity, psychology students, training sessions

For citation: Perchenko E. L., Apunevich O. A. Development of professional identity among university students. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 3 (114), pp. 261-276. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-21.

Введение

В рамках современных психологических исследований изучение профессиональной идентичности как в научном, так и в практическом плане становится все более актуальным. Профессиональная предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, а также идентичность позволяет более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о его месте в профессиональной общности. Поэтому идентичность позволяет повысить эффективность деятельности будущих специалистов. Обретение профессиональной идентичности является чрезвычайно важной частью становления психолога. Сформированная идентичность служит надёжной системой координат для осмысления как профессионального будущего, так и будущего вне карьеры. Веру в свои возможности студент обретает постепенно, проходя через периоды серьёзных сомнений и тревог. Кроме того, сама психологическая ситуация является серьёзным вызовом не только для профессиональных, но и личных качеств начинающего специалиста.

Феномен профессиональной идентичности интенсивно изучался как отечественными учеными (Е. А. Быкова1, И. Е. Григорович2, Е. П. Ермолаева3, Л. Б. Шнейдер4 и др.), так и зарубежными авторами (Дж. Марсиа5, Х. Тэджфел6, Э. Эриксон7). Несмотря на некоторые различия в трактовке термина, исследователи сходятся в том, что профессиональная идентичность - это осознание индивидом себя как представителя определенной профессии, ощущение принадлежности к профессиональной группе, результат поиска личных смыслов в осваиваемой деятельности и принятие

1 Быкова Е. А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета (на материале формирования профессиональной компетентности): монография. Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2009. 228 с.

2 Григорович И. Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: дисс ... канд. психол. наук: Москва: [б. и.], 2009. 189 с.

3 Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-59.

4 Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. Москва: МПСИ, 2001. 272 с.

5 Марсия Дж. Э. Развитие и проверка статуса эго-идентичности // Журнал личности и социальной психологии. 1966. № 3. С. 551-558.

6 Tajfet H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge, 1982. 530 p.

7 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996. 344 с.

ее нормативно-ценностной системы, что является необходимым условием развития профессионала1.

Анализ литературы показал, что идентичность - это самостоятельное и ответственное построение профессионального пути, предполагающего выработку регуля-торных и ценностных основ поведения в ситуации приближающегося профессионального будущего, возможность осуществлять личностное самоопределение, интегрироваться в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте2. Профессиональная идентичность - сложный интегральный феномен, который является важной частью становления профессионалов. Сформированная на должном уровне, профессиональная идентичность является условием будущих успехов специалистов.

Профессиональная идентичность многими авторами рассматривается как динамический феномен, имеющий свою структуру и особенности. Л. Б. Шнейдер выделяет ее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент представлен знаниями и убеждениями относительно профессии, своего места в ней, профессиональным образом Я, представлением об идеальном специалисте. Эмоциональный компонент представлен оценкой того, чем человек занимается, отношением к своей профессии, к самому себе как к деятелю. Поведенческий компонент представлен соответствующими реакциями, из которых строится поведение профессионала в отношении своей деятельности3.

Таким образом, идентичность является интегративным феноменом, который выступает результатом когнитивно-эмоционально-поведенческого процесса отождествления себя с профессией, профессиональным сообществом и построением профессионального будущего, а уровень ее сформированности определяется уровнем развития показателей ее структурных компонентов.

Развитие идентичности берет начало уже на этапе знакомства с профессией, в начале обучения по специальности. В дальнейшем развитие идентичности продолжается в профессиональном сообществе и непосредственно в процессе осуществления профессиональной деятельности.

На этапе профессионального становления в вузе уже могут возникнуть трудности, которые в последующем окажут большое влияние не только на отдельного выпускника, но и в целом скажутся на трудовом рынке внутри страны. В своей работе Д. А. Кутузова приводит следующие статистические данные: после окончания вуза 15 % выпускников работают по специальности, а 83 % студентов уходят в другие сферы4.

1 Шнейдер Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности. Москва: МПСИ, 2004. 208 с.

2 Асафьева Н. В. Стратегии преодоления кризисов профессионального развития в образовательном пространстве личности студента-психолога // Личностно ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (26-27 октября 2004 г., Екатеринбург): в 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург: РГППУ, 2004. С. 198-202.

3 Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. Москва: МПСИ, 2007. 128 с.

4 Кутузова Д. А. Проект программы «Выстраивание профессиональной идентичности психолога» в рамках психологической службы психологического вуза // Центр нарративной пси-

ISSN 1994-0637 263 (print)

Мы можем предположить, почему происходит такое процентное соотношение между выпускниками. На это влияют такие факторы как: вовремя не решенные трудности, возникшие в период адаптации в вузе; неумение ориентироваться в современном рынке труда и отсутствие навыка презентации себя, недостаточный практический опыт. Все эти трудности было бы легче пережить, если бы был решен один из самых главных вопросов обучения в вузе - содействие формированию профессиональной идентичности.

Существуют определенные способы решения и профилактики трудностей на этапе обучения в вузе и сразу после его окончания. Методами профилактики являются мероприятия, направленные на развитие профессиональной идентичности у студентов. Цель - будущая успешная профессионализация. Мероприятия могут быть представлены в виде программ развития профессиональной идентичности студентов, которые могут проходить в различной форме: тренинга, теоретического учебного курса, специальной дисциплины, практико-ориентированных курсов.

Основная часть

Целью настоящего исследования стала разработка и апробация программы учебного курса «Тренинг профессиональной идентичности» - цикла учебных занятий, направленных на развитие структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов первого курса в рамках траектории «Профессионализм и карьера», реализуемой в образовательном процессе бакалавриата и специалитета.

Гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:

1. Существуют различия в представленности структурных компонентов профессиональной идентичности у студентов-психологов разных курсов обучения. К старшим курсам повышается уровень самопринятия, самоценности, согласованности Я-реального и Я-идеального; увеличивается количество студентов-психологов с высоким уровнем эмпатии и рефлексии; начинает преобладать внутренняя мотивация учебной деятельности и высокий уровень саморуководства.

2. Развитие структурных компонентов профессиональной идентичности у студентов-психологов будет проходить более интенсивно при соблюдении следующих условий: расширение знаний о профессиональной деятельности психолога, о ее теоретических и практических аспектах; создание конструктивных установок на осуществление будущей профессиональной деятельности; развитие навыков рефлексии и эмпатии; проработка Я-концепции будущих психологов.

В соответствии с целью и приведенными гипотезами исследования нами были поставлены следующие задачи: 1) на основе изучения и анализа специальной литературы осуществить теоретическое обоснование учебного курса; 2) определить динамику изменения структурных компонентов профессиональной идентичности у студентов-психологов в период обучения в вузе; 3) разработать программу учебных занятий в форме тренинга, направленных на развитие структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов первого курса в рамках тра-

хологии и практики. URL: http://www.narrative. ru/articles/identitydk.htm (дата обращения: 06.02.2023).

ISSN 1994-0637 (print)

ектории «Профессионализм и карьера»; 4) осуществить эмпирическую проверку учебного курса с использованием метода естественного эксперимента и оценить его эффективность.

Исследование проводилось на базе Череповецкого государственного университета. В исследовании приняли участие 48 студентов-психологов первого, третьего и пятого курса, обучающихся на кафедре психологии (24, 10 и 14 человек соответственно), квалификационного уровня «бакалавр» и «специалист».

Исследование включало в себя несколько этапов.

На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы. Мы выделили особенности профессиональной идентичности у студентов: идентичность носит дея-тельностный характер и формируется по индивидуальному пути. Специфичность данного феномена обоснована наличием противоречий в современном обществе и поддается воздействию. Для развития профессиональной идентичности студентов-психологов необходимо развивать структурные компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Показателями профессиональной идентичности студентов-психологов являются: когнитивный компонент - согласованность между Я-реальным и Я-идеальным, уровень самопринятия и самоценности; эмоционально-оценочный компонент - уровень эмпатии и рефлексии; поведенческий компонент - уровень саморуководства и мотивы деятельности. У каждого студента личностный потенциал реализуется индивидуально с учетом способностей, возможностей, ценностей, а результатом является усвоение образовательной программы и формирование жизненной стратегии. Именно такое построение процесса обучения позволит достичь высокого уровня сформи-рованности профессиональной идентичности студентов в период обучения в вузе.

На втором этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент для проверки гипотезы о динамических изменениях структурных компонентов профессиональной идентичности у студентов-психологов. Для проверки первой гипотезы о различиях структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов разных курсов обучения были подобраны соответствующие методики для диагностики каждого из показателей.

Для диагностики когнитивного компонента, который включает согласованность Я-реального и Я-идеального, была использована методика - тест различий между идеальным и реальным Я (G. M. Butler и G. V. Haigh). Для диагностики показателя самопринятия и самоценности была использована методика исследования самоотношения (опросник МИС) С. Р. Пантилеева. Из данной методики для когнитивного компонента имеют значение показатели по двум шкалам: «Самопринятие» и «Самоценность».

Далее рассмотрим методики, которые были использованы для диагностики показателей эмоционально-оценочного компонента. Для диагностики уровня эмпатии был использован опросник «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эпштейн). Для диагностики еще одного показателя эмоционально-оценочного компонента - уровня рефлексии - была использована методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарёва).

Также были подобраны методики для диагностики показателей поведенческого

компонента. Оценка такого показателя, как мотив учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, проводилась с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной. Еще одним показателем рассматриваемого компонента является уровень саморуководства. Его мы диагностировали с помощью методики исследования самоотношения (опросник МИС) С. Р. Пантилеева. На этот раз мы воспользовались шкалой «Саморуководство».

Статистическая обработка данных включала попарное сравнение (1-3 курс, 35 курс) показателей структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов по критерию углового преобразования Фишера.

Для проверки первой гипотезы мы рассматривали каждый из компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов на разных курсах обучения. Затем мы статистически обработали полученные данные. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов на разных курсах обучения (%)

Уровень согласованности Я-реального и Я-идеального Курс обучения Различия - ф*

1 курс 3 курс 5 курс 1 и 3 курсы 3 и 5 курсы

1 2 3 4 5 6

Высокий 21 57 79 1,65 -

Средний 29 30 13 - -

Низкий 42 10 7 2,01 -

Нулевой 13 10 1 - -

Уровень самопринятия Курс обучения Различия - ф*

1 курс 3 курс 5 курс 1 и 3 курсы 3 и 5 курсы

Высокий 8 20 86 - 3,47

Средний 50 50 13 - 1,92

Низкий 42 30 1 - -

Уровень самоценности Курс обучения Различия - ф*

1 курс 3 курс 5 курс 1 и 3 курсы 3 и 5 курсы

Высокий 8 30 79 - 2,46

Средний 54 60 14 - 2,40

Низкий 38 10 7 1,79 -

Уровень эмпатии Курс обучения Различия - ф*

1 курс 3 курс 5 курс 1 и 3 курсы 3 и 5 курсы

Высокий 8 30 64 - 1,69

Средний 54 60 35 - -

Низкий 38 10 1 2,15 -

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

Уровень рефлексии Курс обучения Различия - ф*

1 курс 3 курс 5 курс 1 и 3 курсы 3 и 5 курсы

Высокий 4 10 43 - 1,89

Средний 38 70 56 1,76 -

Низкий 58 20 1 2,15 -

Уровень саморуководства Курс обучения Различия - ф*

1 курс 3 курс 5 курс 1 и 3 курсы 3 и 5 курсы

Высокий 12 30 71 - 2,06

Средний 50 50 22 - -

Низкий 38 20 7 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивы учебной деятельности Курс обучения Различия - ф*

1 курс 3 курс 5 курс 1 и 3 курсы 3 и 5 курсы

Внутренние мотивы 25 50 85 - 1,65

Внешние мотивы 75 50 15 - 1,92

Примечание: Жирным шрифтом выделены значения на уровне значимости р < 0,01, обычным шрифтом - p < 0,05, прочерк означает отсутствие связи.

Гипотеза о существующих различиях в представленности структурных компонентов профессиональной идентичности на разных курсах обучения полностью подтвердилась. К старшему курсу зафиксировано: повышение уровня самопринятия, самоценности и согласованности Я-реального и Я-идеального; увеличение количества студентов-психологов с высоким уровнем эмпатии и рефлексии; преобладание внутренней мотивации учебной деятельности и высокий уровень саморуководства.

Данный вывод позволяет нам утверждать, что при определенных условиях динамика развития структурных компонентов идентичности будет более интенсивна. Для проверки данного предположения, выступающего в нашей работе в качестве второй гипотезы, мы проводили формирующий эксперимент. Перейдем к подробному описанию третьего этапа исследования.

На основе анализа литературы мы выделили следующие условия по развитию структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов первого курса: расширение знаний о профессиональной деятельности психолога, о ее теоретических и практических аспектах, создание конструктивных установок на осуществление будущей деятельности, развитие навыков рефлексии и эмпатии, проработка Я-концепции будущих психологов. Далее мы представим учебный курс в формате социально-психологического тренинга, в основу которого были положены вышеперечисленные условия.

Цель нашего курса - развитие структурных компонентов профессиональной идентичности. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие

задачи: 1) расширение знаний о профессиональной деятельности психолога, о ее теоретических и практических аспектах; 2) создание конструктивных установок на осуществление будущей профессиональной деятельности; 3) развитие навыков рефлексии и эмпатии; 4) проработка Я-концепции будущих психологов.

Контингент тренинга представлен двумя группами: контрольной и экспериментальной. Контрольная группа - студенты первого курса направления подготовки «Возрастная практическая психология» (12 человек). Экспериментальная группа -студенты направления подготовки «Психология служебной деятельности» (12 человек).

В качестве парадигмы тренинга был выбран тренаж. Тренинг предполагает деятельность, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения. Работая в этой парадигме, мы достигаем поставленной цели - сформировать профессиональную идентичность. Структура тренинга представлена в классическом варианте и состоит из нескольких блоков. Каждый из блоков имеет свою цель и методы реализации.

Диагностический блок. Цель - провести диагностику показателей структурных компонентов профессиональной идентичности. На основе диагностики мы определили тип профессиональной идентичности, а также ее актуальное положение относительно структурных компонентов.

Установочный блок. Цель - создать в тренинговой группе атмосферу доверия, способствовать активному рабочему процессу. Методы, которыми достигается поставленная цель, - информирование и инструктирование, групповое обсуждение, игры.

Коррекционный блок. Цель - реализация программы тренинга, создание условий для более интенсивного развития профессиональной идентичности студентов через развитие когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Для реализации данного блока используются такие методы, как проективное рисование, ролевые игры, мозговой штурм, решение кейсов, групповая дискуссия и др.

Оценочный блок. Цель - целостная оценка эффективности проведённой работы и получение обратной связи от участников тренинга. Методы работы в блоке: повторная диагностика, количественный и качественный анализ, интерпретация результатов, проверка результатов методами математической статистики, групповое обсуждение.

В отношении пространственно-временной организации тренинга было решено, что оптимально проводить занятия один раз в неделю продолжительностью от 2 до 4 академических часов. Тренинговая работа проходила в одной и той же учебной аудитории, с учетом всех требований к стандартному тренинговому помещению. Было проведено 18 занятий, общим объемом 56 академических часов. Также мы придерживались использования «мягкого» полузакрытого режима работы во время тренинга.

Таким образом, в ходе работы нами были сформулированы принципы, которых должны придерживаться участники и тренер группы для достижения максимального эффекта и создания доверительной и психологически комфортной обстановки: принципы конфиденциальности, активности, сотрудничества, ответственности, доб-

ровольности, обратной связи.

Основываясь на цели нашей программы и задачах, которые мы поставили в самом начале, разделим программу социально-психологического тренинга на три этапа: организационный, коррекционный и завершающий.

Первый этап называется организационным и представлен в количестве одного занятия. Данный этап имеет большое значение, так как целью является подготовить группу для активного взаимодействия и результативной работы. На этом этапе необходимо сориентировать всех участников тренинга в структуре будущей работы, ввести правила группы, которым будут следовать все участники. Также на организационном этапе проводится процедура первичного знакомства для сплочения, происходит установление благоприятного эмоционального фона и атмосферы доверия, чтобы участники могли раскрыться и тем самым стимулировать мотивацию к саморазвитию.

Второй этап является основным. В его рамках происходила вся коррекционная работа. Для проработки каждого из компонентов феномена профессиональной идентичности была выбрана тактика разделения на три темы: «Мой образ Я», «Эмоции и рефлексия» и «Я и профессия». Каждая из представленных тем имеет свои задачи и методы реализации. На данном этапе очень важны такие процессы, как самораскрытие и доверие в группе, так как именно эти процессы будут способствовать изменениям.

На втором этапе происходит активное введение условий, благодаря которым, как мы считаем, развитие профессиональной идентичности будет происходить быстрее. Условия, которые были реализованы в тренинге, направлены на развитие каждого из структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов.

Упражнения в тренинге были нацелены на развитие эмпатии и рефлексии, способности идентифицировать, контролировать эмоции - свои и других людей, умение проявлять эмоции. Также вводились ситуации и упражнения, направленные на развитие умения анализировать события прошлой и настоящей жизни, быстро устанавливать причинно-следственные связи между ними и их последствиями, учиться видеть себя и свои действия со стороны и адекватно их оценивать.

Еще одним условием, реализуемым в тренинге, было расширение и углубление знаний о Я-концепции. Достигается это условие с помощью обратной связи от всех участников группы и тренера, а также с помощью специальных упражнений, направленных на познание собственного Я различными способами.

Расширение знаний о профессиональной деятельности психолога, о ее теоретических и практических аспектах и создание конструктивных установок на ее осуществление было реализовано с помощью упражнений, различных игр и дискуссий на представление, на стереотипы о профессии психолога, на то, какие навыки и знания необходимы для специалиста. Задача тренера на этом этапе состоит в том, чтобы создать различные игровые ситуации, в которых студенты выступят в роли действующих специалистов, будут взаимодействовать в группе и с тренером, а также анализировать жизненные ситуации.

Завершающий этап так же, как и организационный, был представлен в количестве одного занятия и направлен на завершение тренинга, а именно выявление ре-

зультатов и позитивных изменений в группе и по отдельности у каждого из участников. Ведущим здесь является механизм рефлексии, благодаря которому опыт, приобретённый в тренинге, возможно индивидуализировать. Завершается работа техниками разгрузки, выравнивания эмоционального состояния; сбрасываются негативные эмоциональные переживания, и происходит мотивировка на дальнейшее саморазвитие.

Этапы и соответствующие им цели и задачи, а также методы и приемы социально-психологического тренинга, направленного на формирование профессиональной идентичности студентов-психологов, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Этапы, цель, задачи, методы и приемы социально-психологического тренинга

Этапы тренинга Цель этапа Задачи этапа Методы и приемы

1 2 3 4

Организационный этап Решение организационных вопросов и формирование мотивации на дальнейшую активную работу Информирование о специфике тренинга. Согласование правил работы в группе. Создание установки на активный рабочий процесс. Сбор ожиданий участников Беседа, анкетирование, упражнения на знакомство и групповое взаимодействие, выявление ожиданий участников

Коррекционный (основной) этап Цель коррекционного этапа: проработка компонентов феномена профессиональной идентичности

«Мой образ Я», когнитивный компонент Проработка Я-концепции будущих психологов Формирование позитивного Я-образа. Выявление и согласование структур «Я-реальный специалист» и «Я-идеальный специалист» Свободные ассоциации, дискуссия, ролевая игра, рефлексивные упражнения, анализ реального случая

«Развитие эмпатии и рефлексии», эмоционально-оценочный компонент Развитие навыков рефлексии и эмпатии Развитие способности к сопереживанию. Повышение сензитивности. Поиск и активизация ресурсов личности для развития механизмов рефлексии Упражнения на невербальное взаимодействие, вербализация эмоций, анализ и разыгрывание ситуаций

«Я - психолог!», поведенческий компонент Расширение знаний о профессиональной деятельности психолога и создание конструктивных уста- Стимулирование процесса профессионального саморазвития. Развитие навыков самостоятельного выстраивания позитивного карьерного и личностного плана на будущее Ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, дискуссия

Продолжение табл. 2

1 2 3 4

новок на осуществление будущей профессиональной деятельности Формирование активной позиции по отношению к приобретаемой профессии. Формирование ориентаций в карьере на воплощение своих ценностных установок и развитие компетентности

Завершающий этап Выявление результатов и позитивных изменений в группе и у каждого из участников в отдельности Рефлексия изменений. Закрепление позитивных изменений. Получение обратной связи Беседа, упражнения на релаксацию, обратная связь

Схема проведения каждого занятия тренинга является классической и состоит из трёх частей. Вводная часть подразумевает настрой на взаимодействие тренера и группы, между участниками группы. Также устанавливается комфортный эмоциональный климат, формулируется цель и задачи занятия, снимаются ожидания участников группы. Вводная часть подразумевает некоторые обязательные составляющие: ритуал приветствия позволяет сплотить участников группы, создать атмосферу группового доверия и принятия; опрос о самочувствии, сбор ожиданий, обсуждения прошедшего занятия, проверка домашнего задания; разминочное или разогревающее группу упражнение, связанное по смыслу с тематикой тренинга.

В основной части подразумевается достижение поставленной цели и задач занятия с помощью различных методов, подбираемых исходя из того, какая тема кор-рекционного этапа реализуется. Основная часть наполнена практико-ориентированными упражнениями, направленными на формирование профессиональной идентичности студентов. Подбор методов и приемов осуществляется на основе темы занятия.

Завершающая часть представляет собой снятие напряжения, релаксацию и обратную связь от каждого участника. Особенно важным является закрепление положительного опыта, полученного в ходе занятия. Обязательные составляющие завершающей части: снятие напряжения, релаксация; сбор обратной связи и рефлексия -предполагают взаимный обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии; ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Программа, составленная нами, подразумевает, что по ее завершении мы получили определенный результат, для его оценки были определены показатели эффективной работы по формированию профессиональной идентичности студентов-психологов: преобладание внутренних мотивов учебной деятельности; высокий уровень саморуководства; не ниже среднего или высокий уровень эмпатии и рефлексии; не ниже среднего или высокий уровень самоценности и самопринятия.

После тренинга была проведена вторичная диагностика экспериментальной и контрольной групп. Методики идентичны они использовались в первичной диагностике. Полученные результаты и их интерпретация показали различия между экспериментальной группой, которая проходила тренинг, и контрольной группой, на которую не оказывалось воздействия. Данные вторичной диагностики представлены в табл. 3.

Таблица 3

Вторичная диагностика показателей структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов контрольной и экспериментальной групп (%)

Изучаемый параметр Контрольная группа Экспериментальная группа Различия - ф*

Когнитивный компонент

Согласованность Я-реального и Я-идеального Высокий 8 42 2. 00

Средний 34 42 -

Низкий 50 8 2. 41

Нулевой 8 8 -

Самопринятие Высокий 8 42 2. 00

Средний 50 50 -

Низкий 42 8 2. 00

Самоценность Высокий 16 42 -

Средний 50 42 -

Низкий 34 16 -

Эмоционально-оценочный компонент

Эмпатия Высокий 8 42 2. 00

Средний 58 50 -

Низкий 34 8 -

Рефлексия Высокий 8 42 2. 00

Средний 42 42

Низкий 50 16 1. 78

Поведенческий компонент

Саморуководство Высокий уровень 8 42 2. 00

Средний уровень 50 50

Низкий уровень 42 8 2. 00

Мотивы учебной деятельности Внешние 75 33 2. 00

Внутренние 25 67 2. 00

Примечание: Жирным шрифтом выделены значения на уровне значимости р < 0,01, обычным шрифтом - р < 0,05, прочерк означает отсутствие связи.

Итак, проведя вторичную диагностику экспериментальной и контрольной групп, мы видим, что произошли некоторые изменения в показателях когнитивного, эмо-

ционально-оценочного и поведенческого компонента профессиональной идентичности студентов-психологов 1 курса. Тем самым мы подтверждаем, что данные изменения произошли именно по итогам реализации учебного курса. Таким образом, мы делаем вывод, что при введении определенных условий динамика развития структурных компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов будет более интенсивна.

Выводы

Одной из задач развития современного высшего образования является создание качественной системы подготовки выпускников вузов, способных состояться в профессии и нести ответственность за собственное профессиональное совершенствование. Повышение требований к адаптации и мобильности выпускников вузов выводит развивающее образование на первый план, а одним из главных направлений его развития становится формирование профессиональной идентичности у студентов. Профессиональная идентичность трактуется как интегративный феномен личности, включающий в себя цели, ценности профессии и представление о своем месте в профессиональной группе. Идентичность характеризуется динамичностью, которая определяется степенью развития структурных компонентов, формируется и развивается при условии нахождения в профессиональной группе. Профессиональная идентичность начинает формироваться с момента знакомства с профессией и активно развивается во время обучения в высшей школе. Уровень сформированности идентичности является залогом для успешного развития будущего специалиста.

Подводя итоги реализации программы учебного курса «Тренинг профессиональной идентичности», хотелось бы отметить следующее. Профессиональная идентичность - важнейший феномен в становлении студентов-психологов. Для детального структурного анализа профессиональной идентичности был подобран ряд методик. С их помощью мы исследовали когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

Эмпирическое исследование показало, что имеются статистически значимые различия в представленности показателей структурных компонентов профессиональной идентичности у студентов-психологов 1-го, 3-го и 5-го курсов. Таким образом, мы делаем вывод о наличии динамических изменений структурных компонентов от младшего к старшему курсу обучения.

В когнитивном компоненте происходят изменения, связанные с расширением и углублением образа Я, более четкими становятся представления о Я-реальном и Я-идеальном, а также возрастает ценность собственного Я. У студентов повышается симпатия к самим себе и всестороннее самопринятие.

Что касается эмоционально-оценочного компонента, изменения затрагивают рефлексии и эмпатии. Студенты на старших курсах проявляют высокие навыки сочув-ствования и идентификации эмоций других людей. Также студентам старших курсов свойственно детально анализировать свои поступки, с осознанностью подходить к этому процессу и видеть причинно-следственные связи поступков с событиями жизни.

Динамика прослеживается и в поведенческом компоненте. К старшему курсу ак-

тивизируется внутренняя мотивация учебной деятельности, преобладает высокий уровень саморуководства.

Нами были разработаны и реализованы условия формирования профессиональной идентичности студентов-психологов: развитие когнитивного компонента (расширение знаний о профессиональной деятельности психолога, о ее теоретических и практических аспектах, проработка Я-концепции будущих психологов), эмоционально-оценочного компонента (развитие навыков рефлексии и эмпатии) и поведенческого компонента (создание конструктивных установок на осуществление будущей профессиональной деятельности). Эффективной формой работы выступил социально-психологический тренинг. По результатам тренинга были выявлены статистически значимые различия между группой, в которой проводились занятия (экспериментальная), и группой, в которой занятия не проводились (контрольная). При создании обозначенных условий процесс формирования профессиональной идентичности студентов-психологов будет более интенсивным.

Асафьева H. B. Стратегии преодоления кризисов профессионального развития в образовательном пространстве личности студента-психолога // Личностно ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (2627 октября 2004 г., Екатеринбург): в 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург: РГППУ, 2004. С. 198-202.

Быкова Е. А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета (на материале формирования профессиональной компетентности): монография. Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2009. 228 с.

Григорович И. Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: дисс. ... канд. психол. наук. Москва: [б. и.], 2009. 189 с.

Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-59.

Кутузова Д. А. Проект программы «Выстраивание профессиональной идентичности психолога» в рамках психологической службы психологического вуза // Центр нарративной психологии и практики. URL: http://www. narrative. ru/articles/identitydk. htm (дата обращения: 06.02.2023).

Марсия Дж. Э. Развитие и проверка статуса эго-идентичности // Журнал личности и социальной психологии. 1966. № 3. С. 551-558.

Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. Москва: МПСИ, 2007. 128 с.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. Москва: МПСИ, 2001. 272 с.

Шнейдер Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности. Москва: МПСИ, 2004. 208 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996. 344 с.

Tajfet H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge, 1982. 530 p.

Asaf eva H. B. Strategii preodoleniia krizisov professional'nogo razvitiia v obrazovatel'nom pros-transtve lichnosti studenta-psikhologa [Strategies for overcoming crises in professional development in educational space of student-psychologist personality]. Lichnostno orientirovannoe profession-

Список источников

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 1994-0637 (print)

al'noe obrazovanie: materialy IV Vserossiiskoi. nauchno-prakticheskoi konferentsii (26-27 oktiabria 2004 g., Ekaterinburg): v 2 ch. [Personally-oriented professional education: Proceedings of IV All-Russian research and practice conference (26-27 October 2004, Yekaterinburg): in 2 parts; Part 1]. Ekaterinburg: RGPPU, 2004, pp. 198-202.

Bykova E. A. Vospriiatie i ponimanie mekhanizmov professionalizatsii studentami psikholog-icheskogo fakul'teta (na materiale formirovaniia professional'noi kompetentnosti) [Perception and understanding of professionalization mechanisms by students of psychological department (by the material of professional competence building)]. Shadrinsk: Shadrinskii Dom Pechati, 2009. 228 p.

Erikson E. Identichnost': iunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress, 1996. 344 p.

Ermolaeva E. P. Professional'naia identichnost' i marginalizm: kontseptsiia i real'nost' [Professional marginalism: conception and reality]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2001, vol. 22, no. 4, pp. 51-59.

Grigorovich I. E. Osobennosti professional'noi identichnosti raznostatusnykh studentov razlich-nykh kursov obucheniia [Peculiarities of professional identity of different-status students in various courses of study: Cand. thesis in Psychological Sciences]. Moscow, 2009. 189 p.

Kutuzova D. A. Proekt programmy «Vystraivanie professional'noi identichnosti psikhologa» v ramkakh psikhologicheskoi sluzhby psikhologicheskogo vuza [Draft programme 'Building the Professional Identity of a Psychologist within the Psychological Service at Psychological University]. Tsentr narrativnoi psikhologii i praktiki [Centre for Narrative Psychology and Practice]. Available at: http://www. narrative. ru/articles/identitydk. htm (accessed: 06.02.2023).

Marsiia Dzh. E. Razvitie i proverka statusa ego-identichnosti [The development and verification of ego-identity status]. Zhurnal lichnosti i social'noj psihologii [Journal of Personality and Social Psychology], 1966, no. 3, pp. 551-558.

Shneider L. B. Lichnostnaia, gendernaia i professional'naia identichnost': teorii i metody diag-nostiki [Personal, gender, and professional identity: theories and methods of diagnosis]. Moscow: MPSI, 2007. 128 p.

Shneider L. B. Professional'naia identichnost' [Professional Identity]. Moscow: MPSI, 2001. 272

p.

Shneider L. B. Treningprofessional'noi identichnosti [Professional identity training]. Moscow: MPSI, 2004. 208 p.

Tajfet H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge, 1982. 530 p.

Сведения об авторах

Елена Леонидовна Перченко — кандидат психологических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0001-8117-3357, elperchenko@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Вологодская область, Россия); Elena L. Perchenko - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0001-8117-3357, elperchenko@chsu. ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Оксана Александровна Апуневич — кандидат психологических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0001-9258-1444, oaapunevich@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Вологодская область, Россия); Oksana A. Apunevich - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-00019258-1444, oaapunevich@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 06.03.2023; принята к публикации 14.03.2023.

The article was submitted 02.02.2023; Approved after reviewing 06.03.2023; Accepted for publication 14.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.