Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПРИ ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПРИ ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ / READINESS / DIVISION MANAGEMENT / PUBLIC ORDER PROTECTION / RUSSIAN NATIONAL GUARD TROOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипов Андрей Алексеевич, Федак Евгений Иосифович

В статье рассматривается структура формирования профессиональной готовности курсантов вузов Росгвардии к управлению подразделениями при охране общественного порядка. Раскрываются формы, методы и средства формирования профессиональной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипов Андрей Алексеевич, Федак Евгений Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF CADETS FOR MANAGEMENT OF THE UNIT AT PROTECTION OF PUBLIC ORDER

The article considers the structure of formation of professional readiness of cadet of higher education institutions of the Russian guard to manage divisions in the protection of public order. Forms, methods and means of forming professional readiness are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПРИ ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

Формирование профессиональной готовности курсантов к управлению подразделением при охране общественного порядка

III!

Зарипов Андрей Алексеевич

старший преподаватель кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия

andrelecs@mail.ru 0000-0003-4814-572Х

III!

9

Федак Евгений Иосифович

кандидат педагогических наук, доцент, профессор 19 кафедры (педагогики) Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия fed-reab@mail.ru 0000-0001-5560-3069

Поступила в редакцию 01.12.2020

Принята 07.12.2020

Опубликована 30.12.2020

Аннотация

В статье рассматривается структура формирования профессиональной готовности курсантов вузов Росгвардии к управлению подразделениями при охране общественного порядка. Раскрываются формы, методы и средства формирования профессиональной готовности.

Ключевые слова:

Готовность; управление подразделениями; охрана общественного порядка; национальной гвардии России.

войска

Введение

Войска национальной гвардии Российской Федерации в общей системе обеспечения национальной безопасности отвечают за стабильность государства. В настоящее время наблюдается ухудшение обстановки в мире и увеличивается количество новых угроз для государства. Перед войсками национальной гвардии стоит задача по обеспечению безопасности граждан и страны. Готовность к действиям в любых ситуациях является ключевым аспектом обучения офицеров войск национальной гвардии России.

Материалы и методы исследования

Если рассматривать понятие «готовность» в призме профессиональной военной деятельности, то оно будет тесно переплетаться с умением офицеров незамедлительно выполнять поставленные задачикак индивидуально, так и в составе подразделения (воинской части) [2].

Таким образом, достигнутый результат целевой подготовки выражается как текущее состояние готовности, а более конкретно - профессиональной готовности к управлению подразделениями.

Необходимо также отметить, что специфика выполнения задач по охране общественного порядка заключается в согласованных действиях органов внутренних дел, подразделений национальной гвардии Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Результаты анализа педагогической практики в высшей военной школе, изучения научных источников, бесед с преподавателями и должностными лицами позволили установить, что подготовка курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка имеет двуединый характер. С одной стороны, она является относительно самостоятельным педагогическим процессом и частью целостного педагогического процесса военного вуза. Как педагогический процесс, она представляет собой движение от замысла к итогам подготовки курсантов путем достижения синтеза воспитания, обучения, развития, психологической подготовки и самосовершенствования.

С другой стороны, подготовка к управлению подразделениями при охране общественного порядка является частью (модулем) учебной дисциплины «Правоохранительные органы», и с этой позиции тесно взаимодействует с другими военно-профессиональными дисциплинами (тактика служебно-боевого применения подразделений, основы повседневной жизнедеятельности, методика организации боевой подготовки и др.).

Следовательно, подготовка курсантов к управлению подразделениями одновременно является относительно самостоятельным педагогическим процессом и одной из составляющих базовых учебных дисциплин. В этой связи следует констатировать тот факт, что теоретические и прикладные основы формирования профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка имеют много общего с теорией педагогики высшей военной школы и практикой подготовки военных специалистов в военных вузах.

Обобщая вышеизложенное, констатируем, что педагогическая сущность формирования профессиональной готовности рассматривается как целенаправленный взаимосвязанный процесс организации и мотивации динамичной учебно-познавательной деятельности. Который, в свою очередь заключается в овладении знаниями и умениями в области управления подразделениями (войсковыми нарядами) при выполнении поставленных задач посредством развития у курсантов командно-методических навыков; реализации междисциплинарных «комплексных задач»; использования боевого опыта офицеров, выполнявших служебно-боевые задачи по охране общественного порядка в экстремальных условиях.

Структура формирования профессиональной готовности представляет собой определенную систему (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Структура формирования профессиональной готовности

Взаимосвязанными субъектами формирования профессиональной готовности являются преподаватели военно-профессиональных кафедр вузов Росгвардии и курсанты.

Следовательно, формирование готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка в условиях системных изменений среды профессиональной деятельности и ограниченного учебным планом времени возможно путем ориентации процесса обучения на выработку соответствующих военно-профессиональных знаний, умений. Исходя из этого, возникает необходимость использования творческого подхода [6], который предполагает не решение готовых дидактических задач, а генерацию, созидательную деятельность по разработке идей, концепций и замыслов в широком аспекте.

Таким образом, становится возможным определить основные задачи формирования готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка:

- приведение организации, содержания и методики подготовки курсантов в соответствии с современным состоянием военной науки, потребностями вооруженной защиты государства и опытом обеспечения порядка при проведении общественно-значимых мероприятий;

- создание благоприятной среды для постоянной оптимизации подготовки курсантов;

- рост уровня подготовки курсантов, акцентирование на профессиональную составляющую образования, необходимую для выполнения своих обязанностей по предназначению в войсках;

- планирование и структуризация исследовательских работ, имеющих целью оптимизацию подготовки офицерских кадров к управлению подразделениями при охране общественного порядка;

- формирование системного командирского мышления выпускников на базе достаточного уровня военно-профессиональных знаний, способности к продуктивной творческой деятельности.

Формы, методы и средства обучения [1; 3; 4; 8], являются зависимыми от эффективности способов педагогического взаимодействия преподавателя и курсанта, при реализации различных организационных форм учебного процесса.

В ходе формирования профессиональной готовности используются разные виды занятий: лекция, семинар, групповые занятия, практические занятия, консультации, самостоятельная работа, войсковая стажировка, практика при вооружении и военной технике и др. [7]. Помимо форм обучения используют различные формы контроля и проверки результатов обучения - контрольные работы, летучки, устный опрос, зачеты, экзамены, и как итог комплексный междисциплинарный государственный экзамен. Следовательно, в структуре формирования профессиональной готовности к управлению подразделениями при охране общественного порядка выделяются следующие разновидности организационных форм:

- формы, направленные на формирование фундаментальных знаний будущих офицеров;

- формы, преследующие цель практической готовности выпускников;

- формы оценки, контроля и проверки результатов обучения.

Если формы обучения, применяемые при формировании профессиональной готовности, выражают одну из сторон учебных занятий по военно-профессиональным дисциплинам, то методы обучения -формулируют основные направления совместной деятельности педагогического работника и курсантов, призванные решать задачи всесторонней подготовки курсантов к профессиональной деятельности.

Методы обучения, подразделяются на две составляющие: а) методы предназначенные для первичного овладения знаниями, и б) методы направленные на закрепление знаний, на овладение необходимыми навыками и умениями. Первая составляющая, в зависимости от степени мотивированности обучающихся, представляет собой информационно-развивающие и проблемно-поисковые методы, вторая - продуктивные (творческо-репродуктивные) и репродуктивные методы.

На современном этапе, широко практикуется идея с использованием «инновационных» методов обучения, направленных в первую очередь на достижения в обучении, динамичность когнитивной деятельности, прогресс ступеней творческого мышления, развитие умений и навыков самостоятельной работы. Анализ характерных особенностей современного образования [9] демонстрирует то, что сущность идеи заключается в развитии ресурсов самоорганизации обучения, и переходе их в систему совместной деятельности обучающего и обучаемого.Модель инновационного обучения представляет собой парадигму рефлексивных взаимоотношений учителя и ученика как

самоорганизующихся конструкций образовательной деятельности [7]. По сути, инновационное обучение рассматривается как рефлексивное управление личностным саморазвитием. При этом курсант является активным субъектом образовательного процесса.

Все имеющие средства обучения, применяемые при формировании профессиональной готовности к управлению подразделениями при охране общественного порядка, можно разделить на следующие группы:

- различные учебно-методические пособия (учебники), призванные иллюстрировать, дополнять, детализировать изучаемый материал, обобщать усвоенную информацию;

- словесные (вербальные) средства обучения (устное изложение учебного материала, различные руководства);

- вооружение и техника, предназначенные для обучения;

- учебное оборудование (комплексы, оборудование специальных учебных аудиторий, тренажеры и т.п.);

- технические средства обучения (мультимедиа проекторы, аппаратура звукозаписи, видеоаппаратура, компьютеры с информацией на слайдах, видеофильмах, в компьютерных программах, автоматизированные обучающие системы).

Результаты и обсуждение

Конечным элементом формирования профессиональной готовности к управлению подразделениями является результат.

В данном конкретном случае под результатом понимается достигнутая цель формирования профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями. Основными его показателями выступают социально-личностные качества военнослужащего войск национальной гвардии России, а также общекультурные универсальные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и военно-профессиональными компетенциями в соответствии с Квалификационными требованиями.

Кроме того, в обязательном порядке учитываются фундаментальные основы и концептуальные положения других типов профессиональной готовности, формируемых в вузах Росгвардии.

Педагогический процесс находится в постоянном движении, совершенствовании, развитии. Главную роль в повышении его эффективности играет связь теории с практикой, акцентирование на увеличение доли самостоятельной работы курсантов, создание условий для самосовершенствования, увеличение доли поисковой и научно-исследовательской деятельности.

Заключение

Таким образом, педагогическими основами формирования профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка являются научные предпосылки, сущность педагогического процесса, цели, задачи, содержание, закономерности, принципы, педагогический инструментарий (методы, формы, средства и т.д.), факторы, ну и конечно же результат.

Список литературы

1. Военная педагогика: учебное пособие / под общей редакцией И.А. Алехина. М.: ВУ, 2007. 370 с.

2. Ефремов А.К., Ломакин М.И, Чертополох А.А. Военно-социальное управление: проблемы теории и практики. М.: Военный университет, 2001. 246 с.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.

4. Коротков Э.Н. Современные методы в учебном процессе академии. М.: ВПА, 1988. 130 с.

5. Логинов И.П. О парадигме инновационного обучения // Материалы научно-практической конференции «Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути решения». М.: Военный университет, 2003.

6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. 559 с.

7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемых в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 07.11.2017 г. №466 // Электронный фонд правовой нормативно -технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/542611158 (дата обращения: 16.09.2020).

8. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие // В.Д. Еременко, Г.В. Зибров, Л.А. Колосова, И.М. Самсонова. Воронеж: ВИРЭ, 2005. 253 с.

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.

Formation of professional readiness of cadets for management of the unit at protection of public order

IIII

Zaripov Andrej Alekseevich

senior lecturer of the department of service and combat activity support Novosibirsk military Institute named after General of the army I.K. Yakovlev national guard troops of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia andrelecs@mail.ru 0000-0003-4814-572X

IIII

Fedak Evgenij Iosifovich candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of the department 19 (pedagogy) Military University of the Ministry of defense of the Russian Federation, Moscow, Russia fed-reab@mail.ru 0000-0001-5560-3069

Received 01.12.2020

Accepted 07.12.2020

Published 30.12.2020

Abstract

The article considers the structure of formation of professional readiness of cadet of higher education institutions of the Russian guard to manage divisions in the protection of public order. Forms, methods and means of forming professional readiness are revealed.

Keywords:

Readiness; division management; public order protection; Russian national guard troops.

Reference

1. Voennaya pedagogika: uchebnoe posobie / pod obshhej redakciej I.A. Alexina. M.: VU, 2007. 370 s.

2. Efremov A.K., Lomakin M.I, Chertopolox A.A. Voenno-social'noe upravlenie: problemy' teorii i praktiki. M.: Voenny'j universitet, 2001. 246 s.

3. Klarin M.V. Innovacionny'e modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opy'ta. M.: Luch, 2016. 640 s.

4. Korotkov E'.N. Sovremenny'e metody' v uchebnom processe akademii. M.: VPA, 1988. 130 s.

5. Loginov I.P. O paradigme innovacionnogo obucheniya // Materialy' nauchno-prakticheskoj konferencii «Voennoe obrazovanie na sovremennom e'tape: sushhnost', soderzhanie, problemy' i puti resheniya». M.: Voenny'j universitet, 2003.

6. Morozov A.V., Chernilevskij D.V. Kreativnaya pedagogika i psixologiya: uchebnoe posobie. M.: Akademicheskij Proekt, 2004. 559 s.

7. ОЬ utverzhdenii Poryadka organizacii i osushhestvleniya obrazovateГnoj deyateГnosti ро osnovny'm professionaГny'm obrazovateГny'm programmam, realizuemy'x V interesax oborony' i bezopasnosti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka V voenny'x obrazovateГny'x organizaciyax vy'sshego obrazovaniya vojsk nacionaГnoj gvardii Rossijskoj Federacii: prikaz FederaГnoj sluzhby' vojsk nacionaГnoj gvardii Rossijskoj Federacii ot 07.11.2017 д. №466 // Е'Шгоппу] fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [зэ|1]. 1Ж: http://docs.cntd.ru/document/542611158 (data obrashheniya: 16.09.2020).

8. Psixologiya i pedagogika vy'sshej shkoly': uchebnoe posobie // У.й. Eremenko, С.У. Zibrov, Ь.Л. Kolosova, 1.М. Samsonova. Voronezh: VIRE^ 2005. 253 s.

9. Slastenin V.Л., Pody'mova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel,nost,. М.: IChP «IzdateГstvo Magistr», 1997. 224 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.