ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ
КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ
О.В. ПРОНЯЕВА,
аспирантка кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма В.Н. Кальней
Аннотация. Исследуется значение формирования профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации. Обосновывается вывод о целесообразности использования культурологического подхода к формированию профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации.
Ключевые слова: фольклорно-этнографическая туристская анимация, профессионально-важные качества, специалист туристской анимации, дополнительная профессиональная подготовка, национальная культура, культурологический подход.
FORMING OF PROFESSIONALLY IMPORTANT STUDENTS' QUALITIES IN THE SPHERE OF FOLK-ETHNOGRAPHIC TOURIST ANIMATION ACTIVITY
O.V. PRONYAEVA,
graduate student of chair of pedagogics and psychology of the Russian international academy of tourism
Annotation. In the article the author researches the role of forming professionally important students' qualities in the sphere of folk-ethnographic tourist animation activity. In conclusion the author proves efficiency of the cultural approach applied in forming professionally important students' qualities in the sphere of folk-ethnographic tourist animation activity.
Keywords: folk-ethnographic tourist animation, professionally important qualities, specialist in the tourist animation activity, additional professional education, national culture, cultural approach.
Из рецензии на статью:«... Тема отличается существенной новизной и является актуальной, так как в условиях современного туристского рынка возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов. Анализ подготовки студентов туристского вуза в сфере анимационных программ показал, что содержание обучения недостаточно ориентировано на формирование профессионально-важных качеств будущих специалистов.
Применение культурологического подхода к подготовке студентов в сфере фольклорно-этнографиче-ской туристской анимации будет способствовать формированию профессионально-важных качеств. Статья выполнена на высоком уровне и отвечает требованиям ВАК, предъявляемым к научным публикациям».
Сфера туризма призвана обеспечить развитие национальной культуры посредством сохранения исторического и культурного наследия.
Дополнительная профессиональная подготовка студентов туристского вуза в сфере фольклорно-этно-графической туристской анимации является механизмом процесса изучения внутренних туристских ресурсов и относится к эффективным средствам расширения содержательного и функционального поля туристской анимационной деятельности, способствует воспитанию бережного отношения к культурно-историческому наследию и формированию профессионально-важных качеств студентов.
Одна из основных задач специалиста туристской анимации — способствовать восстановлению механизмов передачи традиций национальной культуры через анимационные программы.
Формирование профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации включает не только усвоение знаний, навыков по технологии этнокультурной турист-ско-анимационной деятельности, но и формирование качеств, которые охватывают весь спектр понятия «<культура личности».
Для исследования проблемы формирования профессионально-важных качеств студентов в сфере
200
Вестник Московского университета МВД России
№ 8 / 2012
^¡К ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
фольклорно-этнографической туристской анимации наиболее удачными представляются те определения культуры, которые трактуют этот феномен и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил индивида, социальной группы.
В структуре системы профессионального туристского образования культурологический компонент является доминирующим, определяющим содержание, формы и методы его гуманитаризации.
Культурологический подход к формированию профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации может быть определен как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции социально-значимых ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности в профессиональной деятельности.
Фольклор и этнография в рамках культурологии рассматриваются как важные механизмы выражения народного мировоззрения, этнической картины мира, национального менталитета и характера.
Значение национального элемента в формировании профессионально-важных качеств студентов долгое время недооценивалось. Прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, которые придают специфический колорит среде, в которой функционирует образовательное учреждение.
В связи с этим, актуальность педагогической задачи в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой, — максимально использовать ее возможности для формирования профессионально-важных качеств студентов.
Условием реализации культурологического подхода к проектированию и организации педагогического процесса по формированию профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этно-графической туристской анимации является органичное сочетание «вхождения» личности в национальную культуру, воспитание с опорой на традиции народа, национально-этническую обрядность, обычаи.
Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, самореализации личности. Однако, этническая принадлежность личности становится опорой самореализации
лишь при условии осмысления, нахождения своего места в контексте общечеловеческой культуры.
Культурологический подход к формированию профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации должен сориентировать студентов, помочь им войти в интересный и сложный мир национальной культуры, так сказать, предоставить «ключи» и «путеводитель» для путешествия в этом мире, заинтересовать культурологическими проблемами, предоставив попытку самим понять тайну культуры и ее эволюции. Причем, самостоятельная работа и собственное размышление студентов являются необходимым условием функционирования культурологического подхода.
Формирование профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации должно обеспечивать личностно-смысловое развитие, поддерживать индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, культурной идентификации — установлению духовной взаимосвязи между собой и свои народом, переживанию чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризации (принятию в качестве своих) ее ценностей, построению с их учетом собственной жизни.
В целях улучшения качества и реализации культурологической направленности формирования профессионально-важных качеств студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации был разработан курс «Фольклор и этнография» и экспериментально проверена его интегрирующая роль.
Цель данного курса — формирование профессионально-важных качеств студентов туристского вуза через приобщение к национальной культуре, формирование готовности к самостоятельному творчеству.
Практическая деятельность является важным моментом в формировании профессионально-важных качеств студентов, в процессе которой приобретается профессиональная значимость и закрепляются теоретические знания, полученные во время изучения дисциплины.
На основании вышеизложенного, сфера фольк-лорно-этнографической туристской анимации рассматривается в качестве источника формирования профессионально-важных качеств студентов а также расширения спектра их профессиональных возможностей.
№ 8 / 2012
Вестник Московского университета МВД России
201