ТУРИСТИКА
УДК 338.48-6:7/8
О.В. ВИНОГРАДОВА
ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО
ТУРИЗМА
Исследуется значение фольклорно-этнографической анимации как компонента профессиональной подготовки кадров для внутреннего туризма. Обосновывается вывод о целесообразности дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации посредством изучения дисциплин «Фольклор и этнография», «Этнография народов России и зарубежных стран».
Ключевые слова: туризм, культурное наследие, менеджер туризма, традиционная культура, анимационные технологии, туристские анимационные программы, фольклорно-этнографическая анимация, дополнительная профессиональная подготовка.
This article researches the meaning of folk and ethnography in animation and related components in tourism specialist training. Author proves the necessity of additional professional education in the sphere of folk-ethnographic animation in tourism.
Key words: tourism, cultural heritage, traditional culture, tourist animation programs.
Культурный потенциал сегодня все чаще признается важнейшим источником силы притяжения турпотоков в страны и регионы.
Заманчивыми для многих стран, в том числе и для России, в настоящее время являются такие направления культурно-познавательного туризма, как этнический, этнографический, фольклорный, событийный туризм, которые способствуют сохранению культурного наследия и являются фактором устойчивого развития территорий проживания этносов [3].
Наиболее важным в организации данных направлений является ознакомление участников с традиционной
© Виноградова О.В., 2015
культурой - фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Этнография и фольклор являются традиционной формой сохранения и передачи информации, охватывающей все стороны и грани жизни этносов [5].
Огромное значение в развитии традиционной культуры и пропаганде фольклорно-этнографического наследия России играет организация туристских программ с использованием анимационных технологий, основной целью которых является объединение восстановленных, этнических, национальных традиций и унаследованного исторического потенциала, которым располагает сфера туризма.
11 о ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2015
Современная мировая и отечественная практика свидетельствует в пользу широкого применения и использования анимационных технологий как средства успешного развития туризма. Анимационные технологии как актуальное направление внедряют практически во все виды организации туристского обслуживания для наиболее полного удовлетворения потребностей туристов. Данное явление обусловлено современными изменениями в восприятиях и ценностных установках потребителей туристских услуг, а также повышением конкуренции между туристскими предприятиями, регионами и даже странами, предлагающими сходные виды отдыха и одинаково высокий уровень обслуживания [1].
В настоящее время на отечественном туристском рынке активно развиваются анимационные программы фольклорно-этнографического направления. Целями и задачами их организации являются: формирование благоприятного имиджа страны и ее регионов, привлечение туристов, особенно в низкий сезон, в регионы со слабо выраженным (отсутствующим) туристским потенциалом, к примеру на основе использования событийных факторов [4]. Распространенной формой фольклорно-этнографической анимации являются народные праздники, а также праздничные события на основе народных традиций и обрядов. Например, ярмарки традиционных промыслов и ремесел, фольклорные и этнографические фестивали и пр. Туристские фольклорно-этнографические анимационные программы способствуют освещению культурно-исторического развития местности на примерах достопримечательных объектов и воссозданных событий, связанных с ними.
Специфика проектирования фольк-лорно-этнографических анимационных программ на маршрутах внутреннего туризма требует не только знаний методики и технологии анимационной деятельности, знаний интеграции психологических и психофизических аспектов для создания максимально комфортной программы, но и познаний в области традиционной культуры, фольклора, этнографии народов России.
Анализ международного опыта организации туристских фольклорно-этнографических анимационных программ показывает, что среди специфических туристских мотиваций спроса особо выделяется поиск новизны и подлинности культурного компонента.
Критерий новизны подразумевает ощущение необычности, нетрадиционности, нестандартности, отлично-сти от собственной культуры. Ожидания потребителей связаны с переживаниями удивления, потрясения, восхищения, восторга от открытия нового [2]. С точки зрения удовлетворения потребности в новизне, разработанные туристские анимационные программы на основе отечественного фольклорно-этнографического наследия могут полностью отвечать этому требованию, т.к. наша страна уникальна своей богатейшей историей, поликультурой, сосуществованием разных этнокультур на одной территории, в отличие от абсолютного большинства европейских стран, обладающих монокультурой.
Организация фольклорно-этногра-фических анимационных программ на маршрутах внутреннего туризма даст возможность туристу глубже познать историю, традиции, быт, обычаи, нравы народов России, окунуться в атмосферу жизни прошлых лет, более на-
ТУРИСТИКА 111
глядно представить наиболее яркие события прошедших эпох.
В процессе разработки туристских фольклорно-этнографических анимационных программ решаются следующие задачи: историко-культурное просвещение туристов; помощь в видении историко-культурного контекста памятников материального и духовного культурного наследия; формирование уважения к другим культурам, готовности понимать и принимать систему иных ценностей; формирование и развитие культуры личности, в том числе - художественных потребностей, интересов, вкусов, ценностных ори-ентаций, мотивов к самостоятельной культурно-познавательной и культу-ротворческой деятельности.
Вполне очевидно, что фольклорно-этнографическая анимация является важным механизмом процессов изучения, сохранения и популяризации туристских ресурсов России, а соответственно и значимым компонентом профессиональной подготовки кадров для внутреннего туризма.
На сегодняшний день менеджеры туризма еще не в полной мере обладают эффективными средствами комплексного изучения и профессионального использования региональных этнокультурных особенностей при разработке фольклорно-этнографических анимационных программ.
Фольклорно-этнографическую анимацию как компонент профессиональной подготовки кадров для внутреннего туризма можно отнести к эффективным средствам расширения содержательного и функционального поля туристской анимационной деятельности.
Исследование содержания предлагаемых туристских анимационных программ, а также состояния практики
профессионального туристского образования позволило выявить противоречие между потребностью в профессиональной деятельности менеджеров туризма по освоению фольклорно-этнографического наследия народов России и его использованию в проектировании анимационных программ на маршрутах внутреннего туризма и неразработанностью содержания, методов и принципов реализации дополнительной профессиональной подготовки по фольклорно-этнографической анимации в туристском вузе.
Дополнительная профессиональная подготовка студентов в сфере фольк-лорно-этнографической туристской анимации будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки кадров для внутреннего туризма. В связи с этим возникает необходимость в разработке ее содержания, структуры и методики организации; определении методов подготовки, способствующих формированию профессиональных умений и навыков у студентов в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации; выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки и способствующих расширению профессиональных возможностей менеджеров туризма; определении критериев и показателей освоения студентами фольклорно-этнографической анимации как компонента профессиональной подготовки в процессе обучения.
Содержание и структура дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации как целенаправленного процесса изучения, фиксации и трансляции этнохудожествен-
112 ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2015
ных традиций должны включать в себя: изучение базовых понятий традиционной культуры российских этносов; освоение навыков самостоятельного определения и классификации видов народного творчества, этнографических объектов, фольклорных жанров; работу в архивных и библиотечных фондах в целях анализа имеющихся фольклорно-этнографических материалов; проведение узколокальных полевых исследований на маршрутах внутреннего туризма, позволяющих осуществить погружение студентов в реальную этнокультурную среду, где осуществляется непосредственное взаимодействие с носителями этнокультурных традиций, а также анализ наличия и состояния современного фольклорно-этнографического наследия в конкретной местности.
На основе практики преподавания в Российской международной академии туризма автором разработаны программы дисциплин «Фольклор и этнография», «Этнография народов России и зарубежных стран», реализующиеся как курсы по выбору студентов и адаптированные к обучению менеджеров туризма среднего и высшего звена.
Полученные студентами туристского вуза знания, навыки и умения в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации будут способствовать совершенствованию профессиональной подготовки кадров для внутреннего туризма, а также эффективной разработке и реализации анимационных программ на основе отечественного фольклорно-этнографического потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм:учеб. пособие. М.:Юнита-Дана, 2006. 255 с.
2. Крайнер Е.Н. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия. СПб., 1999. 44 с.
3. Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заве-
дений. 4-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2007.240 с.
4. Чумаков К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного насле-дия//Новая жизнь. 2006. № 5. С. 15-16.
5. Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 7 июня 2004.