Научная статья на тему 'Дополнительная професиональная подготовка студентов по этнокультурной анимации'

Дополнительная професиональная подготовка студентов по этнокультурной анимации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ТУРИЗМ / МЕНЕДЖЕР ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ АНИМАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / АНИМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСЦИПЛИНА "ФОЛЬКЛОР И ЭТНОГРАФИЯ" / THE SUBJECT "FOLKLORE AND ETHNOGRAPHY" / ETHNIC TRADITIONS / TOURISM / TOURISM MANAGER / TOURIST ANIMATION / ETHNIC ANIMATION / ANIMATION PROGRAMMES / ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проняева О. В.

Исследуется значение дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по этнокультурной анимации в повышении эффективности профессиональной подготовки менеджеров туризма. Обосновывается вывод о целесообразности дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по этнокультурной анимации посредством изучения дисциплины «Фольклор и этнография».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN ETHNIC - CULTURAL ANIMATION

The article surveys the importance of additional professional training of students in ethnic cultural animation to improve the level of professional efficiency of managers. It is of prime importance to study the subject «Folklore and Ethnography» for additional professional training of students.

Текст научной работы на тему «Дополнительная професиональная подготовка студентов по этнокультурной анимации»

смотровое и изучающее), письмо (написание автобиографии, резюме и т.п.) и говорение (диалогическое и монологическое высказывание).

Разработанный на основе модульно-рейтингового подхода курс немецкого языка для студентов ЗФО прошел апробацию в ходе экспериментального обучения студентов Псковского политехнического института в течение двух семестров.

Для определения уровня обученности студентов по видам речевой деятельности были разработаны критерии и шкала оценок. После обучения по курсу средний балл сформированности навыка говорения в экспериментальной группе увеличился на 0,5 балла, навыка чтения — на 0,9 балла, навыка письменной речи — на 0,7 балла. В контрольной группе средний балл сформированности навыков гораздо ниже: говорение — прирост 0,2 балла, чтение — 0,3 балла, письменная речь — 0,2 балла.

Результаты проведенного экспериментального исследования демонстрируют рост показателей сформи-рованности коммуникативных навыков и умений, что свидетельствует о достижении поставленной цели исследования и позволяет сделать следующие выводы:

Ф использование модульно-рейтинговой технологии в сочетании с технологией дистанционного обучения актуально и педагогически целесообразно при организации учебного процесса для студентов ЗФО;

Ф проектирование курса и организация модуль-но-рейтингового обучения на основе компетентнос-

тного подхода позволяет формировать иноязычную коммуникативную компетентность у студентов заочной формы обучения, т.е. способствует реализации основной цели обучения иностранному языку.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что разработанный и апробированный курс обучения немецкому языку может быть использован в качестве учебно-методического пособия преподавателями в учебном процессе, а также для самостоятельной работы студентами заочной формы обучения в печатном виде и в форме электронного учебника, размещенного на веб-сайте.

Литература

1. Акопова М.А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ в ВШ. СПб.: Наука, 2003. 184 с.

2. Алмазова Н.И. Подходы, принципы и технологии иноязычного образования в неязыковых вузах на современном этапе // Вопросы методики преподавания в вузе. Вып. 9. СПбГПУ. СПб., 2006. С. 5-15.

3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. М., 1991. № 9. С. 123-128.

4. Зимаков И., Петренко А. Заочное образование и его специфика // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 40-45.

5. Качура Н.Е. Модульное обучение как педагогическая технология: Дис... канд. пед. наук: Москва: Про-Софт, М., 2005. 204 с.

6. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. №1. С. 55-60.

7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 272 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

О.В. ПРОНЯЕВА,

аспирантка кафедры педагогики Российской международной академии туризма

Аннотация. Исследуется значение дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по этнокультурной анимации в повышении эффективности профессиональной подготовки менеджеров туризма. Обосновывается вывод о целесообразности дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по этнокультурной анимации посредством изучения дисциплины «Фольклор и этнография».

Ключевые слова: этнокультурные традиции, туризм, менеджер туризма, туристская анимация, этнокультурная анимация, анимационные программы, дополнительная профессиональная подготовка, дисциплина «Фольклор и этнография».

ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN ETHNIC -

CULTURAL ANIMATION

O.V. PRONYAEVA

Annotation. The article surveys the importance of additional professional training of students in ethnic — cultural animation to improve the level of professional efficiency of managers. It is of prime importance to study the subject «Folklore and Ethnography» for additional professional training of students.

Key words: ethnic traditions, tourism, tourism manager, tourist animation, ethnic animation, animation programmes, additional professional training, the subject «Folklore and Ethnography».

Этнокультурные традиции, формируя национальное и патриотическое самосознание, способствуют приостановлению губительного процесса духовных потерь, деформации, деградации современного общества, вырабатывают нравственный иммунитет личности и общества. Фольклор и этнография являются традиционной формой сохранения и передачи информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа.

В туристской отрасли необходимо организовать целенаправленный процесс изучения, зафиксировать и транслетировать региональные этнохудожественные традиции. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности (историко-культурной самобытности) регионального культурного наследия, представленного в том числе в анимационных формах.

Механизмом процесса изучения внутренних туристских ресурсов является дополнительная профессиональная подготовка специалистов сферы туризма по этнокультурной анимации. Ее можно отнести к эффективным средствам расширения содержательного и функционального поля анимационной деятельности.

Специалисты туристской отрасли еще не обладают эффективными средствами комплексного изучения и профессионального использования региональных этнокультурных особенностей при разработке анимационных программ. Исследование содержания анимационных программ, а также состояния практики профессионального туристского образования позволило выявить противоречие между потребностью освоения и возрождения регионального этнохудожест-венного наследия в профессиональной деятельности менеджеров туризма и неразработанностью содержания, методов и принципов реализации дополнительной профессиональной подготовки по этнокультурной анимации менеджеров туризма в вузе.

Этнокультурная подготовка помогает студентам самостоятельно наблюдать традиционную русскую культуру, формирует чувство личной причастности к национальному духовному наследию, способствует восстановлению утерянной связи поколений, а также расширяет региональные туристские ресурсы, оптимизирует процесс пополнения «туристского банка типовых сценариев и цикла рекреационных занятий для составления программ туристского отдыха и обменов на местах с учетом региональных особенностей» (В.А. Квартальнов).

Разработка содержания и методики организации дополнительной подготовки по этнокультурной анимации будут способствовать:

Ф эффективности профессиональной подготовки менеджеров туризма, если разработать структуру этнокультурной подготовки в вузе, направленную на освоение студентами национального этнохудожест-венного наследия;

Ф определению методов этнокультурной подготовки, способствующих формированию профессиональных умений и навыков менеджеров туризма в сфере этнохудожественного творчества;

Ф выявлению педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса дополнительной этнокультурной подготовки, расширяющих профессиональные возможности менеджеров туризма;

Ф определению критериев и показателей освоения студентами дополнительной этнокультурной деятельности в процессе обучения.

Содержание дополнительной профессиональной подготовки студентов по этнокультурной анимации как целенаправленного процесса изучения, фиксации и трансляции региональных этнохудожествен-ных традиций и ее структура должны включать в себя следующее:

Ф изучение базовых понятий народной художественной культуры;

Ф освоение навыков самостоятельного определения и классификации видов народного творчества и фольклорных жанров;

Ф работу в архивных и библиотечных фондах с целью анализа имеющихся региональных этнографических и фольклорных материалов;

Ф проведение узколокальных полевых исследований, позволяющих осуществить погружение студентов в реальную этнокультурную среду, где осуществляется непосредственное взаимодействие с носителями этнокультурных традиций, а также анализ современной этнохудожественной ситуации в конкретной местности.

Полученные в процессе подготовительной и поисково-экспедиционной деятельности знания, навыки и умения реализуются в режиссерско-поста-новочной деятельности (в разработке сценарной основы, постановочной и исполнительской деятельности, направленной на эмоциональное проживание этнохудожественных реалий, разработке и реализации анимационных программ этнохудожес-твенного содержания). Формирование у студентов устойчивой мотивации к освоению национального наследия через воспитание чувства личной причастности к культурно-историческому процессу является необходимым педагогическим условием обеспечения эффективности дополнительной профессиональной подготовки студентов по этнокультурной анимации.

Анимация как сфера профессиональной деятельности определила особенности формирования профессионально значимых качеств менеджеров туризма при изучении дисциплины «Фольклор и этнография». Эта дисциплина предназначена для обучения студентов Российской международной академии туризма в качестве курса по выбору, устанавливаемого вузом. Ее изучение базируется на знаниях и умениях, полу-

ченных студентами в процессе изучения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Введение в искусство», «Введение в туризм», «Отечественная история», «Теория и практика туристской анимации», «Организация и методы игровой деятельности».

В рамках дисциплины «Фольклор и этнография» студенты изучают теорию и историю развития русского фольклора и этнографии, их сущность и функции; знакомятся с основными этнографическими источниками, видами и жанрами народного творчества, с русской празднично-обрядовой культурой, принципами народного воспитания, формами анимационных мероприятий на основе традиционного русского фольклора. На занятиях рассматривается значение видов и жанров народного творчества в воспитании духовных и нравственно-эстетических качеств личности, что является одним из важных направлений анимационной деятельности как одной из форм просветительской деятельности в сфере народной художественной культуры и ее популяризации посредством анимационных программ.

Цель дисциплины — сформировать у студентов целостную систему методологических, теоретических и исторических знаний в области русского фольклора и этнографии, дать представление о художественной самобытности традиций русской художественной культуры русского народа как части отечественной и мировой художественной культуры.

Формирование практических умений и навыков способствует подготовке студентов к успешной карьере в сфере туризма. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Ф выявить роль и значение фольклорного и этнографического наследия в индустрии туризма, способы и формы их применения в анимационной деятельности;

Ф ознакомить студентов с самобытными традициями народной художественной культуры, видами и жанрами народного творчества, формами

семейно-бытовой и празднично-обрядовой художественной культуры;

Ф раскрыть педагогический потенциал фольклора и этнографии, его значение в духовно-нравственном, эстетическом, физическом и творческом развитии личности;

Ф сформировать у студентов умения и навыки работы с учебной и научной литературой, этнографическими источниками, посвященными проблемам русского фольклора и этнографии;

Ф способствовать освоению студентами научно-методических и организационно-педагогических основ развития традиционной народной художественной культуры в современных условиях;

Ф научить студентов практическому использованию элементов фольклора и этнографии в анимационных программах;

Ф сформировать отношение к национальной культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности; потребность в полноценном художественном общении с разными видами народного творчества на основе их адекватной эстетической оценки; потребность в самостоятельной художественной деятельности, восприятии этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни;

Ф научить владеть комплексным подходом в разработке анимационных программ на основе взаимодействия разных видов народного творчества, предполагающего их интеграцию и выявление их духовно-эстетического родства;

Ф сформировать художественный вкус и оценочные критерии в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов;

Ф способствовать развитию средствами фольклора и этнографии культуротворческой активности у студентов и интереса к предстоящей профессиональной деятельности.

Криминология. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.М. Иншаков, С.Я. Лебедев, Г.А. Наси-мов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 367 с.

В практикуме предложены теоретические положения (криминологический словарь), упражнения в сочетании с проблемными вопросами, инструкции по проведению деловых игр, методический инструментарий (программа курса, контрольные тесты, критерии оценки на экзамене и дифференцированном зачете). Может использоваться как при самостоятельном изучении криминологии, так и в ходе семинарских и практических занятий.

Для студентов вузов, изучающих криминологию в высших учебных заведениях, а также преподавателей данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.