Научная статья на тему 'Этнографический компонент в туристско-краеведческой деятельности'

Этнографический компонент в туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
327
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭТНОТУРИЗМ / ТРАДИЦИОННЫЕ ГУЛЯНЬЯ / АНИМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / TOURISM / PARAGLIDING / TRADITIONAL FESTIVALS / ANIMATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хотько Елена Геннадьевна

В статье рассматривается использование этнографического компонента в туризме на примере анимационной программы «Масленица». Использование этнографических анимационных программ содействует не только сохранению традиционной русской культуры, но и развивает туризм в регионе, помогает туристу ярко и зримо принять замысел такого тура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Хотько Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic component in tourist-local history activities

This article discusses the use of ethnographic component in tourism for example animation program «Maslenitsa». The use of ethnographic animated programs contributes not only to the conservation of traditional Russian culture, but also promotes tourism in the region, and helps the tourists clearly and visibly to plan a tour.

Текст научной работы на тему «Этнографический компонент в туристско-краеведческой деятельности»

3. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка: учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2001. 144 с.

4. Остапец А. А. «Школа жизни - окружающий мир» // Сборник программно-методических материалов / под ред. Л. В. Алиевой. М.: Департамент образования г. Москвы, ДДЮТЭ «Родина», 2004. 157 с.

5. Развитие личности ребенка в туристско-краеведческой деятельности / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой. М., 1994. 124 с.

6. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования: сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М.: ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ «ДДЮТЭ» Родина» им. А. А. Остапца-Свешнико-ва, 2013. 71 с.

7. Алиева Л. В., Озерская О. В., Трубачева М. Е. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа: сб. из опыта работы. М.: Изд. ООО «Ритм», 2008. 124 с.

УДК 371.84; 351.855.6; 371.383.2

Е. Г. Хотько

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается использование этнографического компонента в туризме на примере анимационной программы «Масленица». Использование этнографических анимационных программ содействует не только сохранению традиционной русской культуры, но и развивает туризм в регионе, помогает туристу ярко и зримо принять замысел такого тура.

This article discusses the use of ethnographic component in tourism for example animation program «Maslenitsa». The use of ethnographic animated programs contributes not only to the conservation of traditional Russian culture, but also promotes tourism in the region, and helps the tourists clearly and visibly to plan a tour.

Ключевые слова: туризм, этнотуризм, традиционные гулянья, анимационная программа.

Keywords: tourism, paragliding, traditional festivals, animation program. В стремительно развивающемся современном обществе туризм занимает одно из важных мест в экономическом развитии

страны. Благодаря огромным территориям Россия располагает большим потенциалом для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического. Богата Россия и на исторические, культурные события, поскольку в свое время в разные временные эпохи на развитие русской культуры влияли народы, соседствующие с Россией, - греки, шведы, финны и др. От такого соседства наши предки наследовали некоторые внешние признаки - веру, языки, традиции. Эти факторы могут стимулировать развитие этнографического туризма в России и дать возможность нашим гражданам и гражданам других государств быть интересными друг другу.

На наш взгляд, в настоящее время этнографический туризм -один из самых перспективных видов туризма в нашей стране, поскольку предоставляет возможность испытать новые ощущения при посещении того или иного региона России.

Рассмотрим, что представляет собой этнотуризм. Этнографический туризм основан на готовности путешественников как можно ближе познакомиться с повседневным бытом многонациональной России - русскими, татарами, мордвой, марийцами, чувашами и многими другими народностями. Этнотуризм подразумевает знакомство с регионом, религиозными обрядами, народными костюмами, праздниками, традициями, блюдами национальной кухни, архитектурными особенностями жилых, хозяйственных, обрядовых построек.

Практически любой регион России имеет свои этнографические объекты. Например, Пермский край предлагает этнотуристам познакомиться с архитектурно-этнографическим комплексом «Хохловка». Оригинальный деревянный городок находится на природном мысу. Хохловка вмещает в себя 23 уникальных памятника конца XVII - начала XX в. Вся площадь музея, насчитывающая 35 гектаров земли, разделена на сектора, которые символизируют различные культурно-этнографические части Пермского края: Южное Прикамье, Северное Прикамье, Коми-Пермяцкий сектор.

Один сектор знакомит с обстановкой и бытом жилой избы, а также экспозицией народной росписи. Второй демонстрирует крестьянские усадьбы XIX-XX вв. В третьем стоит большая деревянная церковь, которая была перевезена из далекого села. Помимо этого там можно увидеть колокольню, охотничью избу, шатер, солеваренный завод и мельницу с избами.

Такой архитектурно-этнографический комплекс располагает возможностью принимать туристов круглогодично. В программу посещения для этнотуристов комплекс предлагает участие как в традиционных русских массовых мероприятиях - праздниках народно-религиозного календаря «Проводы Масленицы», «Троицкое гулянье», «Яблочный и Медовый Спас» с участием фольклорных коллективов, так и современных праздниках, с реконструкцией военно-исторических событий [1].

Рассматривая особенности туризма с этнографическим компонентом, следует обратиться к одной особенности этнографического туризма, которая, на наш взгляд, делает посещение региона более колоритным, а именно использование в туристском маршруте анимационной программы. Такая программа могла бы заинтересовать туристов, увлекающихся фольклором, интересующихся историей и национальными особенностями того региона, который планируется посетить.

Попробуем рассмотреть привлекательность использования анимационной программы организаторам туристских мероприятий на примере проведения традиционной «Масленицы». Планируя провести такой праздник, следует учитывать региональные особенности проведения праздника и строить программу на достоверных источниках, архивных документах, исследованиях краеведов и ученых в области фольклористики, культурологии, искусствоведения [2]. Исследование таких источников позволит составить программу точно в соответствии с традицией проведения праздника.

Например, используя описание масленого гулянья в Нижнем Новгороде, где «времяпровождение горожан заполнялось едой и катанием на лошадях. Героями нескольких дней были: горячий блин, зернистая и паюсная икра, зеленый сыр, протертая с луком селедка, снетки, двинская лососина, амурская семга. В масленичном угаре обыватель если не впадал в полное бесчувствие, то испытывал острое умопомрачение. С утра начиналось блиноедение с возлиянием, а потом традиционное катание по Большой Печерке» [3], можно не только воспроизвести программу развлечений, но даже попробовать приготовить блины и угощения в соответствии с традицией того региона, где проводится праздник.

Если говорить о гостях-туристах, желающих ознакомиться с истоками происхождения праздника, можно обратиться к исследованиям, где объясняется, что праздник именовался Масленицей по 112

случаю масляной или сырной недели, а точнее, неделей до Великого поста, когда разрешалось кушать молоко, сыр, яйца, коровье масло, которым поливалось главное кушанье Масленицы - блины. Масленица длилась семь дней. Все неделю народ праздновал Масленицу. Так, используя этот аспект, можно планировать длительность посещения объекта этнотуризма на такой срок, в который проводился праздник. Поскольку каждый день праздника имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда -лакомка, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота -золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы Масленицы, прощеное воскресенье, то возможно на каждый день запланировать особую программу, соответствующую каждому дню праздника.

Зная, что вся масленичная неделя была весельем с устроением народных игрищ - кулачных боев, катанием на украшенных лентами каруселях и качелях, катанием на санях, украшенных колокольчиками, жмурок, горелок, можно включить в программу мероприятий посещения этнообъекта участие в традиционных русских забавах. Можно использовать простые игры, не требующие особых затрат на приобретение реквизита, такие, как горелки, когда играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки, а водящий, стоящий перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим, произносит слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три - беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди, а водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Запланировать в программе участие этно-туриста в таких русских игрищах - значит дать ощутить тому и яркие впечатления, и желание познакомиться с другими традиционными праздничными гуляньями.

По мнению корреспондента газеты «Вечерняя Москва», сегодня Масленица - один из самых «ожидаемых» и «отмечаемых» праздников [4]. К сожалению, истоки и правила празднования праздника не знают ни наши соотечественники, ни тем более гости.

Тем не менее это не умаляет значение праздника. Возвращение и приближенное к традициям празднование Масленицы имеет большое значение для сохранения праздничных традиций России.

В последнее время празднование Масленицы, по словам того же корреспондента «Вечерней Москвы», напоминает «семидневный карнавал. Ряженые, аниматоры, клоуны, кулачные бои, концерты, мастер-классы! Веселится столица от центра до окраин, вспоминая, как в старину проводили Сырную неделю» [5].

В таком современном исполнении Масленица проходит в Москве последние три года. Организаторы праздника используют формы не только традиционного гулянья на больших городских площадях, но и в каждом отдельном дворе. Для привлечения большего количества участников праздника составители программы используют новые формы. Так в 2013 г., департамент культуры Москвы использовал идею «блиномобиля». «Идея блиномобиля принадлежала департаменту культуры города. В новогодние каникулы организаторы праздника выезжали в районы с концертами, раздавали мандарины. Увидев, что такие праздники нравятся людям, было принято решение сделать "Масленицу на колесах", так родилась идея "Блиномобиля". "Блиномобиль" - это микроавтобус "Форд", но с праздничной символикой. В бригаде семь человек -два повара и пять аниматоров-артистов. Блины пекут на месте, там же проводят мастер-класс» [6].

Сохраняя и возвращая традиции, используя новые приемы, адаптированные к современным тенденциям, устроители праздников привлекают к участию не только сограждан, но и туристов. Вот как описывает свое состояние после участия в празднике турист из Нью-Йорка Геоф Шерер: «Масленичное гулянье произвело на меня огромное впечатление, в моем родном городе Рочестере летом проходит что-то подобное: люди веселятся, играет музыка, проходят ярмарки... можно купить что-нибудь особенное: например, один мастер делает особенный сыр, его можно только у него попробовать, но в отличие от нашего веселья в вашем есть смысл, идея. Это здорово!» [7]

Итак, подводя черту, можно отметить, что для этнографических туров особый интерес представляют религиозные традиции, обряды, предметы религиозного культа, памятники культовой архитектуры. Анимационные программы в туризме имеют самые разнообразные формы и содержание. Их сущность в том, чтобы 114

через использование образных находок и неординарных решений наиболее ярко и художественно воспроизвести ту или иную проблему, историческую эпоху, добавить в тур именно то действие, при помощи которого турист сможет наиболее зримо и полно воспринять замысел тура. Использование анимационных программ в сфере этнического и бытового туризма поможет наиболее ярко и разнообразно представить программу тура. Технология организации таких туров подразумевает комплексный тематический подбор экскурсий и досуговых мероприятий, освещающих национальные особенности и богатства региона. По мнению специалистов, занимающихся этнотуризмом, целесообразно привлекать туристов в пляски, хороводы, игры, мастер классы.

Регион, желающий стать популярным этнографическим туристским направлением и занять выгодную экономическую нишу на туристском рынке, должен обладать не только уникальным культурным комплексом, но и уметь использовать в программе тура увлекательные анимационные программы, привлекать в программу фольклорные местные коллективы и местное население, которое является главных хранителем духовных ценностей своего региона.

И конечно, следует помнить, что сохранение и возрождение национальных традиций сегодня актуально, как никогда, а в сложной геополитической обстановке особенно приоритетно.

Примечания

1. Сайт архитектурно-этнографического музея «Хохловка». иЯЬ: http://museum.perm.ru/filiali/muzey-khohlovka.

2. Хотъко Е. Г. Характер и формы проявления русской ярмарочной культуры прошлого // Культурное наследие России. 2014. № 5(2) С. 26-30.

3. Смирнов Д. Н. Нижегородская старина. Н. Новгород: «Нижегородская ярмарка», 1995. С. 563.

4. Широкая Масленица // Вечерняя Москва. 2013. 14-21 марта.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.