Н.И. МАТВЕЕВА (Астрахань)
формирование
профессионально-субъектной позиции студентов черноярского губернского колледжа
Освещены вопросы организации профессиональной ориентации; формирования профессиональносубъектной позиции учащихся, основные направления этого процесса; выявлена активизация самоопределения учащегося по ценностно-нравственному направлению, связанному с выбором профессий.
Ключевые слова: профессионально-субъектная позиция, сущность профессионально-субъектной позиции, субъект деятельности, ценностные ориентации.
С изменением социально-экономических отношений в стране российская профессиональная школа, в том числе и средние профессиональные учебные заведения, была поставлена перед необходимостью существенных изменений в содержании образования и формировании профессионально-личностных качеств выпускника. Одна из тенденций современного развития отечественной системы образования связана с ростом востребованности специалистов, способных реализовать принцип «образование через всю жизнь». Такая парадигма предъявляет повышенные требования к совершенствованию системы непрерывного образования. В настоящее время на базе различных учебных заведений создаются учебные центры, реализующие преемственность в развитии, воспитании и обучении будущих специалистов, что обусловливает процесс непрерывного повышения уровня профессионального образования и способствует эффективности подготовки учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности.
от системы среднего профессионального образования (СПО) в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего современной профессионально-субъектной позицией, которая отвечает требованиям современно-
го рынка труда. В связи с этим исследование профессионально-субъектной позиции, динамики ее развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.
В практике сельских образовательных учреждений часто недостаточно обоснован механизм формирования профессиональносубъектной позиции учащихся и студентов, поэтому мы в своих исследованиях обосновали актуальность данной проблемы на примере развития технологий формирования профессионально-субъектной позиции студентов губернского колледжа как перспективного инновационного образовательного учреждения, интегрирующего общее, начальное и среднее профессиональное образование (только в Астраханской области с 2008 г. образовано четыре таких колледжа).
Мы предположили, что формирование профессионально-субъектной позиции студентов губернского колледжа в ходе профессиональной подготовки в колледже будет проходить более успешнее, если:
- определить сущность и особенности профессионально-субъектной позиции студентов губернского колледжа;
- рассмотреть профессионально-субъектную позицию студентов как одно из направлений непрерывного профессионального образования в специальном содержательном обеспечении;
- разработать и внедрить в образовательный процесс научно обоснованную модель формирования профессионально-субъектной позиции студентов в системе губернского колледжа;
- разработать педагогическую технологию, реализация которой осуществляется через создание организационно-педагогических условий на основе интеграции общего и профессионального образования, и определить организационно-педагогические условия.
Заметное место в научной педагогической, психологической литературе занимает проблема отношения подрастающего поколения к профессиональному труду. Общество не может существовать без формирования у молодого человека готовности к труду, желания и умения трудиться. Трудолюбие представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно формируется в раннем детстве, а в старшем школьном возрасте отношение к выбору профессии приобретает
© Матвеева Н.И., 2010
огромное значение для самоопределения, раскрытия способностей ребенка в будущей трудовой деятельности.
В современных экономических условиях жизненно важное значение приобретает привлечение хорошо обученных, профессионально подготовленных, конкурентоспособных специалистов в сферу сельскохозяйственного производства, социально-культурную сферу, высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса, в частности, Астраханской области. Будущий специалист является субъектом определенной деятельности. Исходя из исследований О.А. Мацкай-ловой, главной из задач образования является становление субъектной позиции студента, способного к осуществлению специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего - предметно-практической деятельности. Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий своей жизнедеятельности является внутренней характеристикой человека. Стать субъектом деятельности - значит освоить ее, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
Н.К. Сергеев [14] выделяет такие характеристики человека как субъекта деятельности:
- способность не только присваивать мир предметов и идей, но и преобразовывать их, созидать новые;
- осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;
- владение умениями, ориентировочными основами деятельностей, реализуемых в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами;
- осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности к ответственности за явления природной и социальной действительности; способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий; стремление определиться, обосновать выбор внутри своего Я;
- способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, ограничениями, «осознанием пределов собственной несвободы» - с другой;
- «интегративная активность» (К.А. Абуль-ханова-Славская), предполагающая актив-
ную позицию человека во всех вышеуказанных проявлениях - от осознанного целепо-лагания до диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности;
- стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;
- направленность на реализацию «САМО...» - самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификации, само-детерминации и пр.;
- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели; внутренняя независимость от «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, способность к их коррекции, изменению;
- важнейшие индивидуальные процессуальные качества (разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал и др.), неповторимость, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению.
Субъект активно проявляется не столько в одностороннем воздействии на природу и вещи, сколько в двустороннем взаимодействии людей, которое развивает или извращает характер субъектности. Исследование субъ-ектности в ее развитии представляет собой изучение человека в динамике его содержательных отношений. Как утверждает В.Н. Мя-сищев, сама позиция субъекта «означает в сущности интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе» [10]. По мнению Н.М. Борытко, О.А. Мацкайло-вой, позиция субъекта - это мировоззренческие установки и нравственные качества человека, определяющие его мотивационное ядро и, в конечном счете, мировоззренческую, профессионально-педагогическую и познавательную направленность [2]. О.С. Газман и А.В. Петровский [6] рассматривают воспитательную позицию как результат взаимопроникновения социальных, профессиональных и индивидуально-типических черт личности. С.Д. Поляков рассматривает воспитательный процесс как взаимодействие позиций воспитателя и воспитанника [12].
Позиция человека становится сущностной характеристикой его духовного бытия среди других, характеристикой его профессиональной деятельности. Поиск смысла жизни как позиции определяет существование субъекта, его поведение и деятельность [15]. Впервые понятие позиции личности было предложено А. Адлером. В общеупотребительном значении позиция (от лат. position - положение) - это «положение, расположение чего-либо», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действия, поведение, обусловленные этим отношением» [4].
Отношения и позиция как система отношений рассматриваются как ядро субъектно-сти, выступают не только условием развития человека, но и важным показателем его зрелости. Позиция характеризует «место» человека в его жизнедеятельности: является ли он истинным ее субъектом или живет, влекомый обстоятельствами. Позиция определяет субъективные отношения (ценностные ориентации, интересы, мотивы, установки и т.д.); устойчивые, типичные для субъекта способы осуществления своей жизни, отношений с окружающими людьми (уходит ли он от противоречий, сглаживает их или, наоборот, заостряет) и направленность личности как «отношение того, что личность получает и берет от общества, <.. .> к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [8].
Субъектная позиция учащегося задает внутреннюю структуру организации учебнопознавательной, профессиональной и жизнедеятельности будущего специалиста в образовательном процессе [11]. Взаимодействие школы и колледжа в субъектном становлении учащегося - это социально значимое явление. Для оказания подрастающему поколению психолого-педагогической поддержки в выборе будущей профессии, чтобы оно могло ориентироваться во всем многообразии современного мира, в познании себя как субъекта в различных видах деятельности, мы провели тестирование студентов Черноярского губернского колледжа и школьников района. Для нашего исследования важно было выявить, различается ли их отношение к трудовой деятельности.
В ходе исследования выяснилось, что в процессе обучения в системе губернского колледжа происходит более быстрое и целенаправленное профессиональное становление личности студента, направленное на
1 2 3 4 5
Рис. 1
Примечание.
1 - Что для тебя означает «жить хорошо»?
«Сделать карьеру и занять высокое положение в обществе».
2 - Какие жизненные ценности лично для тебя имеют наибольшее значение?
«Профессия».
3 - Каковы твои планы на ближайшие 5 лет?
«Сделать карьеру в профессиональной сфере».
4 - Если бы ты имел после окончания школы возможность выбора, то что предпочел бы?
«Иметь интересную работу, любимую профессию, независимо от заработка».
5 - Что, по-твоему, сегодня важно для достижения успеха в жизни?
«Труд».
карьерный рост и достижение успеха в жизни через свою профессионально-трудовую деятельность. Анкетирование проводилось по «говорящей» анкете «Социальные ценности и жизненные планы сельских школьников», разработанной профессором, доктором философских наук Г.Г. Силласте. Цель анкетирования - выявление соотношения позиций студентов губернского колледжа и учащихся сельских образовательных учреждений по профессиональному выбору, трудовой деятельности и жизненному успеху. В исследовании принимали участие более 370 учащихся и студентов. Обработка результатов проводилась путем компьютерного математического подсчета с использованием методики профессора Г.Г. Силласте.
По результатам опроса (был взят средний показатель) представления и предрасположенности студентов 8 - 11-го классов колледжа во всех пунктах ненамного отличаются друг от друга. Большинство студентов из предложенных вариантов на вопрос «Что для тебя означает “жить хорошо”?» выбрали вариант Сделать карьеру и занять высокое положение в обществе. Положительная динамика наблюдается по параметрам иметь интересную профессию, сделать карьеру, труд - важное условие для достижения успеха в жизни (с 44,7 до 65,9%). Это значит, что у студентов с переходом в следующий класс повышается за-
интересованность в выборе будущей профессии, в том, чтобы сделать карьеру и приносить пользу обществу. Работа, карьера, интересная профессия, высокое положение в обществе являются важными жизненными ценностями для большинства студентов (53,1 - 53,4%).
Современная жизнь предъявляет к выпускникам колледжа качественно иные требования. Она определяет необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера. На вопрос «Что, по-твоему, сегодня важно для достижения успеха в жизни?» большинство учащихся 8-го класса (58,4%) ответили, что труд сегодня является важнейшим условием для того, чтобы жить хорошо, достичь успеха в жизни. С переходом из класса в класс, как видно из рис. 1, число таких учащихся уменьшается (11-й класс - 38,5%).
Жизненные стратегии молодежи и их реализация тесно связаны с ее нравственными принципами и ценностными ориентациями. Студент строит планы на будущее, формулируя конечную цель, которой хотел бы достичь. он выбирает средства и методы реализации своих замыслов, как правило, руководствуясь теми нравственными принципами, которые считает «собственными», неразрывно связанными с его представлениями о смысле жизни, с его идеалами. Но в силу особенностей подросткового и юношеского возраста планы часто опираются не на реальные возможности личности, а на ее завышенные ожидания, особенно после окончания школы. Как правило, в выборе жизненной стратегии на ближайшую перспективу активно участвуют родители и школа, отчетливо просматриваются сформированные ими ценностные ориентации студента. Какие действия считают для себя предпочтительными студенты старших классов после окончания сельского колледжа?
Ведущей жизненной стратегией среди сельских учащихся является трудовая, профессионально ориентированная. Ее можно выразить одним ключевым понятием - «труд». Именно эта базовая ценность составляет основу жизненной стратегии, которую хотели бы реализовать после окончания школы большинство (93,2%) учащихся.
опрос по ключевому понятию «труд» включал в себя комплекс представлений и предрасположенностей (см. прим. к рис. 2).
Рис. 2
Примечание.
1 - Иметь интересную работу, любимую профессию, независимо от заработка (46,1%).
2 - Много работать, но и хорошо зарабатывать (45,8%).
3 - Не работать и не учиться, но иметь все, что хочется
(7,9%).
4 - Небольшой, но твердый заработок (6,5%).
5 - Небольшой заработок, но много свободного времени (4,7%).
Доминирующая стратегия - интересная, любимая профессия, независимо от заработка (46,1%). Но, как видно из рис. 2, для учащихся также важны две жизненные ценности: труд и материальное вознаграждение, материальная компенсация затрачиваемых усилий (Много работать, но и хорошо зарабатывать - 45,8 %). Третья тенденция -потребительство. Потребительство представляет собой социальное явление, в основе которого лежат потребление и потребительские блага в качестве высших ценностей, господствующих над другими жизненными ценностями [13]. Ценностная ориентация - на потребление и развлечение. Ее придерживаются 7,9 % опрошенных. Они ориентированы на то, чтобы не работать и не учиться, но иметь все, что хочется. Но в своем абсолютном большинстве сельская учащаяся молодежь сохраняет приверженность базовой, жизненной ценности труда как средства самореализации и достижения целей в профессиональной сфере. Именно трудовая стратегия после окончания школы, а затем и колледжа определяет социальнопрофессиональную мобильность сельских старшеклассников в ближайшей перспективе.
Выводы, полученные в результате исследования, позволят в дальнейшем более объективно подойти к механизму создания педагогических условий формирования профессионально-субъектной позиции студентов губернского колледжа.
литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука,1980.
2. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока : монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2002. 132 с.
3. Бурцева Н.П. Учебный центр как фактор интеграции общего и профессионального образования сельских школьников : дис. ... канд. пед. наук, 2004.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М. : Мультимедиа-энциклопедия, 2000.
5. Воронцова Т.В. Гуманитарно-педагогические аспекты многоуровневой подготовки профессиональных кадров для села в новых социальноэкономических условиях : монография. М. : Изд-во «РИП-Холдинг»Д998.
6. Газман О.С., Петровский А.В. Воспитатель // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 168 - 169.
7. Инклюзия общего и профессионального образования: проблемы и перспективы : материалы регион. науч.-практ. конф. / редкол. : В.П. Зво-линский, В.А. Пятин, Т.В. Воронцова. М. : Изд-во «Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук», 2009.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 409 с.
9. Лаптева Е.Г. Педагогические условия формирования профессионально-субъектной позиции учащихся педагогических классов : дис. . канд. пед. наук, Ставрополь, 1999. 170 с.
10. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. 224 с.
11. Мацкайлова О.А. Субъектная позиция как цель гуманитарного образования // Среднее профессиональное образование. 2006. №10. С. 43 - 47
12. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания : дис. . д-ра пед. наук. Ульяновск, 1993. 398 с.
13. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале XX века : монография / под общ. ред. Ю.В. Борисова. М. : Центр образоват. лит., 2003.
14. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : дис. в виде науч. докл. .д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. 80 с.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 356 с.
16. «Школьный хутор» как профессиональнопедагогическая площадка трудового обучения и воспитания сельских учащихся : науч.-метод. ре-ком. / редкол. : В.П. Зволинский, Т.В. Воронцова,
Н.П. Бурцева. М. : «Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук», 2008.
Formation of professional and subject position of students of Chernoyarsk Province College
There are regarded the issues of organizing professional orientation; formation of professional and subject position of students, basic directions of this process; revealed the activization of a student’s self-determination at the value and moral direction in connection with the occupation choice.
Key words: professional and subject position, essence of professional and subject position, activity subject, value orientation.
т.и. назарова
(волгоград)
профессиональное саморазвитие будущего педагога-музыканта в процессе специальной вокально-методической подготовки
Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 г. предусматривает решение задач профессионального образования, направленных на подготовку не только квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного работника, но и специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Ключевые слова: саморазвитие, педагог-музыкант, вокально-методическая подготовка, компетентность, индивидуальность, рефлексия, интеграция, актуальность, самооценка, самосовершенствование.
Актуализация ценностей и смыслов современного образования обострила проблему профессиональной культуры будущего педагога, в которой профессиональное саморазвитие занимает особое место как интегрирующая деятельность, обеспечивающая адаптацию профессионала к изменяющейся действительности. В контексте профессионально-
© Назарова Т.И., 2010