СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ГУБЕРНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Н.И. Матвеева
Государственное научное учреждение Прикаспийский НИИ аридного земледелия Кв. Северный, 8, село Соленое Займище, Черноярский район, Астраханская область, Россия, 416251
Раскрываются аспекты и структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа, технологические и качественные изменения в подготовке кадров среднего звена для работы в сельскохозяйственном производстве, ценностно-профессиональный компонент как основа формирования профессионально-субъектной позиции учащихся.
Ключевые слова: профессионально-субъектная позиция, ценностно-мотивационный компонент, гностический компонент, процессуальный компонент, результативный компонент.
Обеспечение сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами является приоритетным направлением аграрной политики государства. Это требует существенных изменений в подготовке кадров, в том числе и среднего звена, для работы в сельскохозяйственном производстве. Таким образом, перед учреждениями среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля стоит вопрос о подготовке специалистов, владеющих новой техникой, прогрессивными технологиями, способных участвовать в производстве продукции, конкурентной на мировом рынке. Решение данной проблемы нам видится в развитии инновационных профессиональных образовательных учреждений (техникумов, колледжей), имеющих региональную профессиональную направленность. Такие учебные заведения обеспечивают потребности общества в предоставлении образовательных и общекультурных услуг, а также в подготовке квалифицированных специалистов для села. Развитие динамичной системы сельскохозяйственных учебных заведений позволит решить проблему не только выпуска достаточного числа квалифицированных специалистов, но и прогнозирования новых специальностей агропромышленного комплекса (АПК) по необходимым направлениям сельскохозяйственного производства.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет говорить о том, что существенный вклад в решение проблемы профессиональной подготовки специалистов агропромышленного комплекса внесли следующие теоретики профессионального образования: С.Я. Батышев, Б.Л. Вульфсон, Л.И. Гурье, А.Н. Джуринский, П.С. Илюшин, В.М. Кларин, З.А. Малькова, Н.В. Никандров, А.М. Новиков, Н.О. Олейникова, Ф.Л. Ратнер, Т.М. Трегубова и др. Накоплен немалый теоретический и практический материал по профессиональной подготовке специалистов аграрного профиля в сельских учебных заведениях как за рубежом, так и в России. Например, система профессионального образования сельскохозяйственного профиля Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает парал-
лельное обучение в образовательном учреждении и на агропромышленном предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Учебное заведение подводит под полученные на сельскохозяйственном производстве знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80% учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые группы «без практического обучения». Кроме того, принята программа помощи сельскохозяйственному образованию с целью максимально сбалансировать спрос и предложение на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые должны составить основу агропромышленного комплекса страны. Предполагается, что в перспективе именно на небольших аграрных фирмах студенты будут проходить практическое обучение. Чтобы заинтересовать малые и средние агрофирмы в содействии обучению сельскохозяйственным специальностям, предусмотрены дотации на каждого обучаемого. За период обучения в аграрном учебном заведении среднего звена выпускник получает пять родственных профессий.
Наиболее результативны сельскохозяйственные учебные заведения в таких странах, как США, Голландия, Англия. В США обучение содержит три основных курса: полный курс обучения с отрывом от производства — (full-time courses); укороченный курс обучения без отрыва от производства (заочное обучение — part-time courses); укороченный курс обучения в вечернее время без отрыва от производства (part-time evening courses). В Голландии, сельскохозяйственная модель которой признана одной из самых эффективных в мире, существует два варианта — обучение с сельскохозяйственными работами (практика составляет от 20 до 60% учебного процесса) и обучение в дополнение к сельскохозяйственной деятельности (практика составляет не менее 60% учебного процесса). В Англии колледжи сами определяют содержание сельскохозяйственного обучения.
Использование некоторых аспектов зарубежных образовательных систем является вполне перспективным в практике российского профессионального образования. Что-то из этих моделей можно использовать в реконструкции подготовки специалистов сельского хозяйства с целью повышения качества профессионализма выпускников и эффективного формирования профессионально-субъектной позиции будущего специалиста сельского хозяйства.
В работах отечественных ученых получили освещение как общие вопросы сельскохозяйственного образования (Р.А. Акбашев, М.Г. Ахмадеев, М.П. Гурьянова, А.В. Дружкин, Б.А. Куган, Г.В. Морозова, П.Н. Осипов, М.П. Сергеев, А.Н. Ху-зиахметов, Д.С. Ягафарова и др.), так и колледжного образования (М.В. Дюжакова, А.Т. Глазунов, В.А. Ермоленко, Г.В. Мухаметзянова, А.С. Росстальной и др.). Исследователи колледжного образования считают, что на современном этапе рыночных отношений появляются принципиально новые направления в профессиональной подготовке в учреждениях среднего звена, связанные с внедрением различных форм хозяйственного расчета и требующие конкретных экономических, правовых, коммуникативных и других знаний и умений.
Колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки [4].
В свете интересующей нас проблемы обратимся к рассмотрению вопроса о деятельности губернского колледжа. На территории России функционирует пять губернских колледжей: три губернских колледжа в малых городах Самарской области (г. Сызрань, г. Похвистнево, г. Чапаевск); два губернских колледжа в Астраханской области (г. Ахтубинск и с. Соленое Займище Черноярского района).
Анализ структуры данных учебных заведений показывает, что их объединяют две ступени профессионального образования — начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование. Более того, данные колледжи имеют многопрофильные специальности, обучение осуществляется по различным направлениям.
Уникальность ОГОУ СПО «Черноярский губернский колледж» состоит в одновременной реализации программ дошкольного, общего образования, начального и среднего профессионального образования, имеющих единую сельскохозяйственную направленность. Основной целью учреждения является практическое внедрение технологически оптимальных вариантов интеграции общего и профессионального образования при обучении; использование материальной базы школы, сельскохозяйственной науки и производства; интеграция межведомственных функционально-управленческих и финансовых возможностей, а главное — обучение будущих специалистов сельского хозяйства из выпускников сельских школ, с учетом регионального заказа. Поэтому используемые программы несколько шире стандартных, так как привязаны к региональным природным и экономическим особенностям аридной зоны Астраханской области, кроме того, в рамках профессиональных умений одно из ведущих мест занимает владение различными видами сельскохозяйственной техники, а также умение рассчитать технические ресурсы производства, необходимые для эффективной работы.
Колледж проводит серьезную профориентационную работу среди школьников Черноярского района. Кроме традиционного получения агро- или зоотехнический знаний, не менее важной является философская, экономическая, экологическая, правовая подготовка, приобретение способностей понимать закономерности сельхозпроизводства и социальных изменений на селе. Действующая структура подготовки специалистов в колледже ориентирована на потребности абитуриентов и работодателей астраханского региона. В то же время молодые люди еще не имеют достаточных трудовых навыков, опыта, не приучены к самодисциплине в работе. Все это требует усиления внимания к профессиональному самоопределению, ценностным отношениям личности, к сознательности, уникальности, активности, иными словами, к профессиональной самореализации молодых сельских тружеников. Поэтому губернский колледж становится центром, осуществляющим формирование профессионально-субъектной позиции студента. На основании вышеизложенного под профессионально-субъектной позицией студента губернского кол-
леджа понимается интегрированное образование, включающее в себя ценностные отношения личности к будущей профессии и к себе как сельскому труженику, сознательность и уникальность собственных профессиональных качеств, творческую активность, а также стремление к профессиональной самореализации в агропромышленной сфере.
Для более ясного понимания сущности профессионально-субъектной позиции студентов губернского колледжа необходимо выявить ее структуру. Анализ исследований по проблеме профессионально-субъектной позиции (Г.И. Аксёнова, Е.Г. Лаптева, А.М. Трещёв и др.) показал, что авторы указывают различные структурные компоненты профессионально-субъектной позиции. Проведенный анализ подходов к структурированию данного феномена позволил предположить, что в состав профессионально-субъектной позиции входят следующие компоненты: ценностно-мотивационный, гностический, процессуальный, результативный.
В гуманистической парадигме человек рассматривается как высшая ценность и цель развития, что способствует формированию ценностного отношения как к себе, так и другим. Общеизвестно, что потребность в определенном знании, являясь источником и предпосылкой образовательной деятельности, определяет мотив обучаемых. При этом мотивация представляет собой движущую силу учебной деятельности, которая определяет успешность образовательного процесса. [1; 2; 3; 6]. В свою очередь, потребность будущих специалистов агропромышленного комплекса заключается не только в прочном усвоении знаний по дисциплинам сельскохозяйственного профиля, но, что более важно, в овладении способами деятельности на основе последних. Приоритет ценностных отношений, устойчивые профессиональные мотивы, осознание роли профессионально-субъектной позиции в процессе профессиональной подготовки представляют собой ценност-но-мотивационный компонент. Говоря о ценностно-мотивационном компоненте, следует отметить, что избирательное отношение личности к отдельным видам деятельности характеризуют не только мотивы, но и интересы, которые обусловливают предрасположенность к определенному виду деятельности. Это, в свою очередь, находит выражение в положительном эмоциональном отношении к данной деятельности, в нашем случае аграрной.
Содержанием гностического компонента является система знаний, полученных в процессе профильного обучения, знаний своих индивидуальных особенностей и их оценка, знаний сущности профессионально-субъектной позиции, способов и средств ее осуществления, их актуализация при решении практических задач, активное стремление к профессиональной самореализации, а также усвоение учащимися гуманистических ценностей как ориентационной основы профессионально-субъектной позиции своей личности.
Гностический компонент выполняет информационную и оценочную функции, связан со способностью действовать в условиях свободы выбора содержания, способов и средств, способностью к рефлексии. Необходимо формировать соответствующие ценностные отношения в сельскохозяйственной сфере деятельности.
Процессуальный компонент детерминируется действенным характером профессионально-субъектной позиции учащихся и проявляется в сформированности
определенных умений и навыков, необходимых для успешного обеспечения формирования данного феномена, в сознательном и активном выявлении собственных профессиональных качеств и реализации их в профессиональной деятельности, способности достичь намеченные цели, способности к волевым усилиям (поскольку воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели). Этому компоненту соответствуют такие характеристики субъ-ектности, как реализация осознанной активности и уникальность.
Результативный компонент характеризуется готовностью к активной деятельности и самостоятельности в осуществлении профессиональной самореализации, актуализацией знаний, умений, навыков, достижение профессионального опыта, формированию профессионально-субъектной позиции, а также к овладению способами и средствами ее становления, а также оценкой преподавателя деятельности обучаемых.
Вместе с тем среди представленных компонентов ценностно-мотивационный является основополагающим: вокруг него структурируются основные свойства и качества личности как субъекта деятельности. Так как ценностно-мотивационные отношения человека к деятельности первичны в ее детерминации, они создают «напряженное мотивационное поле», в пределах и под силовым влиянием которого детерминируется и осуществляется процесс деятельности. Вне этих отношений, за пределами создаваемого ими энергетического поля деятельность невозможна; они составляют абсолютно необходимый компонент структуры деятельности. В качестве основного результата сформированности этого компонента профессионально-субъектной позиции рассматривается осмысленность активности [5; 7].
Структуру профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа можно представить как систему, состоящую из компонентов: ценностно-мотивационного; гностического; процессуального; результативного.
Как мы видим, профессионально-субъектная позиция выступает в качестве интегрированного образования, имеющего свою относительно фиксированную структуру, что, однако, не исключает ее изменчивости, возможности развития. Таким образом, профессионально-субъектная позиция должна быть одновременно и достаточно стабильной по направленности, и достаточно гибкой в системе интегрированного образования. В нашем исследовании стабильность проявляется в том, что при возникшей необходимости перестройки деятельности сохраняется сельскохозяйственная направленность и вместе с тем есть возможность дополнения или корректировки при появлении новых элементов интегрированного образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
[2] Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. — Л., 1991.
[3] Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — СПб., 2000.
[4] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. — М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005.
[5] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.
[6] Ториков В.Е., Мальцев В.Ф., Квитко Б.И. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве: Учеб. пособие. — Брянск, 2004.
[7] Трещев А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: Дисс. ... докт. пед. наук. — Калуга, 2001.
STRUCTURE OF THE STUDENTS' PROFESSIONAL SUBJECT POSITION IN GOVERNORATE COLLEGE
N.I. Matveyeva
State Scientific Institution Caspian Research Institute of Arid Agriculture
Bl. Severniy, 8, Solyenoye Zaymishche Village, Chernoyarsky Area, Astrakhan Region, Russia, 416251
The article describes the aspects and the structure of professional subject position of the students of a provincial college; the technological and qualitative changes in training middle managers to work in agricultural production; value-professional component as a basis for the formation of professional subject position.
Key words: professional subject position, value-motivational component, gnostic component, process component, resultative component.