Научная статья на тему 'Формирование субъектной позиции личности учащегося'

Формирование субъектной позиции личности учащегося Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1115
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ / СУБЪЕКТ / ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT POSITION OF THE PERSON / FORMATION OF A SUBJECT POSITION OF THE PERSON OF PUPILS / THE SUBJECT / RELATIONS / THE SUBJECT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Н. И.

В статье освещены вопросы формирования субъектной позиции личности учащихся; раскрываются понятия «субъект», «отношения», аспекты изучения субъектов деятельности; о развитии интересов учащихся с изменением возрастных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the student's subjective personality position

This article is about formation of subjective personality position of student. It opens concepts «subject», «relations», and aspects of studying subjects' activities. It is about developing of interests of students with change of age features.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектной позиции личности учащегося»

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Н.И. Матвеева

Государственное научное учреждение Прикаспийский НИИ аридного земледелия кв. Северный, 8, село Соленое Займище, Черноярский район, Астраханская область, Россия, 416251

В статье освещены вопросы формирования субъектной позиции личности учащихся; раскрываются понятия «субъект», «отношения», аспекты изучения субъектов деятельности; о развитии интересов учащихся с изменением возрастных особенностей.

Ключевые слова: субъектная позиция личности, формирование субъектной позиции личности учащихся, субъект, отношения, субъект деятельности.

Современная социально-культурная ситуация, изменение духовно-ценностных ориентаций, развитие научно-технического прогресса, стремление к новым знаниям, выбору интересной профессии в будущем — все это вызывает огромный интерес у подрастающего поколения. Задача формирования профессиональной позиции учащихся становится приоритетной.

Личность человека способна гармонично развиваться лишь в социальной среде, в обществе других людей, в процессе деятельности. Возрастные и психологические особенности вхождения субъекта в коллектив начального класса обусловливает его развитие с окружающим миром, глубину и широту его практической деятельности, его общений, умений, навыков, знаний, усваивание норм поведения. Ребенок перенимает опыт, знания из окружения. На этом этапе он является объектом своей социальной группы. В дальнейшем, к подростковому возрасту, человек становится субъектом социальной группы. Постепенно его личность начинает формироваться, и рано или поздно субъект неизбежно определяет свою жизненную позицию.

Дефиниция понятия «субъект» нашла отражение в работах классиков психологии и исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.).

С.Л. Рубинштейн определил такие важные характеристики субъекта, как активность, способность к развитию и интеграции, саморегуляции, самодетерминации, самовыдвижению и самосовершенствованию [8. С. 109].

К.А. Абульханова-Славская так определяет деятельностный характер субъекта: «Индивид является субъектом, так как он постоянно (вольно или невольно) участвует в развитии, заострении или ослаблении различного рода противоречий; само развитие противоречий связано со способами включения субъекта в жизнедеятельность» [1. С. 46].

По выражению Б.Г. Ананьева, «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания» [2. С. 166].

Чтобы стать субъектом определенной деятельности, надо освоить и выполнять ее.

Субъектность проявляется в способности человека планировать способы выполнения своих действий и управлять ими, реализовывать намеченные задачи и цели, контролировать ход их выполнения, оценивать результаты своих действий.

По мнению А.В. Брушлинского, «субъект — всеохватывающее, широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, индивидуальных, социальных, общественных и т.д.» [3. С. 9].

В педагогике, психологии, философии человек понимается как субъект жизнедеятельности и как субъект психического, внутреннего мира. Как субъект жизнедеятельности человек — это субъект развития и изменений важных условий своего бытия: общества, природы, культуры, способов действия.

Планирование, побуждение, направленность деятельности и механизмы ее регулирования, способы осуществления, организация — все эти психологические структуры обеспечивают возможность человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности.

Важность и значимость личности педагога в учебном, воспитательном процессе обусловливается необходимостью ее исследования. В рамках идеи лично-стно ориентированного образования предполагается рассмотрение личности педагога как субъекта педагогической деятельности и учащегося как субъекта учебной деятельности. А.В. Брушлинский высказывает такое мнение: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [4].

Одним из главных аспектов изучения субъектов деятельности являются отношения. По утверждению В.В. Водзинской, «у субъекта нет иных путей проникновения в содержание и сущность явлений, кроме как через их отношения... В этих отношениях проявляются свойства, по которым люди составляют суждение об объектах и о самих себе» [5].

Формирование отношений в деятельности детериминировано глубокими психическими образованиями, одним из которых является отношение к интересующей профессии, возможность выразить себя в профессии, в деятельности. Понятие «отношения» имеет неоднозначное толкование в психологической, педагогической, философской литературе.

Философский словарь дает такое определение: «Отношение — момент взаимосвязи всех явлений» [9. С. 740].

По выражению П.И. Колычева, любое отношение базируется на трех вещах, две из которых он называет носителями отношения, а третью — средой отношения [6. С. 17].

Сущность понятия «отношение» состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности [7. С. 13].

Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2009, № 2

В.Н. Мясищев отмечает, что «формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его микро- и макробытия, в котором он живет» [7. С. 13].

Истинные отношения человека и действительности до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и в полной мере проявляются тогда, когда человек начинает действовать в субъективно значимых для него ситуациях. Понятие «отношение» возникает там, где есть субъект и объект отношения. В соотношении с окружающим миром человек выступает в роли субъекта-деятеля, сознательно преобразующего действительность [7. С. 13].

Существуют разные виды отношений, некоторые из них выступают у человека как относительно самостоятельные образования, к ним относятся интересы, убеждения, оценки.

Современные задачи учебных заведений (колледжей, лицеев, школы) заставляют решать вопросы формирования интереса к разнообразным видам профессионального труда.

Учащиеся с ярко выраженным профессиональными интересами характеризуются эмоциональным отношением к интересующей их профессии, активностью, целеустремленностью, стремлением к дальнейшему повышению профессионального уровня, а формирование этого интереса связано с успешным и активным включением в соответствующую внеучебную деятельность. Активность субъекта может характеризоваться и отрицательным отношением к действительности — враждебностью, антипатией. Субъект проявляется не только в одностороннем воздействии на вещи, но и в разностороннем взаимодействии людей, которое обогащает, развивает или, наоборот, искажает характер взаимодействия.

С возрастом и получением жизненного опыта такие проявления видоизменяются. Это подтверждается и нашими исследованиями среди учащихся ОГОУ СПО «Черноярский губернский колледж» Астраханской области, в котором использовали модифицированную методику А.Е. Голомштока по определению сферы интересов и склонностей подростка. Мы выявили следующее: сфера интересов и склонностей учащихся 7 класса школы и учащихся 1 курса Чернояр-ского губернского колледжа разнонаправленная.

Учащиеся 7 класса наибольший интерес проявляют к языковой сфере (литература, иностранные языки, театр), сфере изобразительного искусства и прикладного творчества (дизайн, живопись, техника, производство), сфере физической культуры (медицина, спорт), сфере экологической культуры (химия, биология, география).

Учащиеся губернского колледжа отдают предпочтение таким сферам деятельности, как прикладное творчество (техника, производство), сфера нравственной культуры (история, психология, военное дело), сфера физической культуры (спорт, медицина), сфера музыкальной культуры (инструменты, вокал), сфера математической культуры (информатика, физика).

Изучение субъектности, ее развитие представляет собой изучение человека в динамике его содержательных отношений. По утверждению В.Н. Мясищева,

позиция субъекта «означает, в сущности, интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе».

Субъектная позиция как педагогическая цель, по нашему мнению, понятие разностороннее, комплексное, в которое входят и такие личностные качества учащегося, характеризующие его как субъекта, как творческая свобода, целеустремленность, уникальность, активность, ценностные ориентации в профессиональной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.

[2] Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1 / Под ред. Н.А. Логиновой. — Изд. С.-Петербургского ун-та, 2007.

[3] Психология индивидуального и группового субъекта // Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. — М.: Наука, 2002.

[4] Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Наука, 1994.

[5] Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки: Научные доклады высшей школы. — 1968. — № 2. — С. 188.

[6] Колычев П.И. Категория отношения и ее методические функции: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Саратов, 1989.

[7] Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалёва. — М.: Изд.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995.

[8] Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 109.

[9] Философская энциклопедия. Т. 5 // Гл. ред. Ф.В. Константинов. — М., 1970.

FORMATION OF THE STUDENT'S SUBJECTIVE PERSONALITY POSITION

N.I. Matveeva

State Scientific Establishment Near-Caspian Scientific Research Institute of arid agriculture

Northern str., 8, Solenoe Zaimishche, Chernojarsky district, Astrakhan area, Russia, 416251

This article is about formation of subjective personality position of student. It opens concepts «subject», «relations», and aspects of studying subjects' activities. It is about developing of interests of students with change of age features.

Key words: subject position of the person, formation of a subject position of the person of pupils, the subject, relations, the subject of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.