Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов пе- дагогического вуза'

Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов пе- дагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов пе- дагогического вуза»

Все приведенные выше аспекты позволят студентам подготовиться не только к реализации профильного обучения, но и успешно проводить предпрофильную подготовку учащихся в основной школе. В дальнейшем воз-

можно развитие этой подготовки за счет дополнительного создания направлений специализаций.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В.С. Елагина,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Челябинского государственного педагогического университета

П Д одготовка учителей к педагогической деятельно- ношений является центральным звеном формирования

одготовка учителей к педагогической деятельности в условиях возрастающих требований к их профессиональным знаниям, практическим умениям и профессиональным и личностным качествам невозможна без целенаправленной и систематической работы по формированию у будущего специалиста профессионально-педагогической направленности.

К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубинштейн, рассматривая ее как «совокупность «динамических тенденций», выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек» [7, 119].

В психологической науке до сих пор нет общепринятого определения понятия «направленность». Оно определяется по-разному: «совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей» [5, 257]; «направленность человека определяется тем, к чему человек стремится...» [6, 193]; «направленность проявляется в особенностях интересов, целей, потребностей, установок» [4, 125]; «целостная система установок, ценностных ориентаций личности, ее жизненная позиция» [3, 21].

А.Г. Ковалев понимает направленность личности как систему побуждений, определяющих избирательность отношений и активности человека [1].

Г.И. Щукина трактует направленность как систему доминирующих мотивов личности, определяющих ее отношение к действительности [8]. Несмотря на такое разночтение понятия «направленность», можно заключить, что именно она определяет стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяет сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни.

С понятием общей направленности личности тесно связано понятие «профессионально-педагогическая направленность», под которым понимаются: избирательное отношение к педагогической профессии (Н.Д. Левитов, В.А. Сластенин, А.Н. Щербаков); интерес к профессии учителя и склонность заниматься ею (Н. В. Кузьмина); склонность к педагогической деятельности (Р. С. Сафин).

А.П. Черных считает, что немаловажную роль в формировании профессионально-педагогической направленности играет ответственное отношение будущего учителя к своим педагогическим обязанностям.

По мнению многих ученых (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, Г.И. Щукина, А.Г. Ковалев, К.К. Платонова и др.), профессионально-педагогическая направленность как результат доминирующих мотивов, стремлений, от-

основных свойств личности учителя.

В своих работах Н.В. Кузьмина отмечает, что профессионально-педагогическая направленность является необходимым условием положительного отношения учителя к своей профессии и выступает как движущая сила развития педагогических способностей, как одна из предпосылок достижения педагогического мастерства [2].

Профессионально-педагогическая направленность формируется на основе интереса к педагогической деятельности и на базе теоретических знаний, получаемых при изучении педагогических дисциплин, а также подкрепляется собственным педагогическим опытом.

В декабре 2004 года нами было проведено исследование, целью которого было определение уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней. В тестировании приняли участие студенты 5 курса факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности и 2 курса профессионально-педагогического института ЧГПУ (всего выборка составила 85 человек, из них 41 юноша и 44 девушки, что составляет 47,3% и 52,7% соответственно).

Для изучения уровня профессиональной направленности студентам был предложен тест, содержащий 20 суждений, предполагающих четыре варианта ответа: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно».

Такой расширенный вариант ответов позволяет снять риск затруднений студентов при выборе ответа.

При обработке результатов представленные респондентами ответы объединяются в две категории: положительные ответы («верно», «пожалуй, верно») и отрицательные ответы («пожалуй, неверно», «неверно»). Кроме того, для повышения достоверности результатов тест сбалансирован по количеству положительных и отрицательных ответов; вариантам «да» и «нет» по каждой шкале соответствует равное число суждений теста. Подсчет показателей теста производится в соответствии с ключом: положительные ответы «да» и отрицательные ответы «нет». За каждое совпадение с ключом насчитывается один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше уровень профессионально-педагогической направленности.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат оценивается следующим образом:

0-4 баллов - низкий уровень профессиональной направленности;

5-13 баллов - средний уровень профессиональной направленности;

14-18 баллов - высокий уровень профессиональной направленности.

Анализируя полученные ответы студентов, можно сделать следующие выводы:

• 44,9% студентов находятся на низком уровне профессиональной направленности. Студенты, находящиеся на этом уровне, вынужденно учатся на данном факультете. Их поступление в педагогический университет обусловлено не интересом к будущей специальности, желанием работать в школе учителем, а другими причинами, например, подчинением требованиям родителей, близостью к дому, желанием получить диплом о высшем образовании и др. Студенты не видят ничего хорошего для себя в будущей профессии, приобретаемая профессия им малоинтересна и при возможности они хотят сменить профессию;

• 23,9% студентов занимают средний уровень. Это группа студентов еще не приняла однозначного решения: быть или не быть учителем. Многое в педагогической деятельности для них привлекательно, нравится работать с детьми, имеется собственный взгляд на школу, ее реформу, но социальная незащищенность учителя в обществе вызывает вполне оправданный страх за профессиональное будущее,

• только 31,2% студентов находятся на высоком уровне сформированности у них профессионально-педагогической направленности. Студентам этой группы нравится профессия учитель. В будущем они планируют работать в школе и совершенствоваться по данной профессии, считают свою профессию делом своей жизни. Имеют круг знакомых и друзей, занимающихся проблемами школьного образования.

Таким образом, более чем у 50% студентов ЧГПУ сформировано важное качество личности - направленность как результат доминирующих мотивов, стремлений, позитивных отношений и интересов к профессии педагога. Это та основа, на которой формируются основные свойства личности учителя.

В то же время почти половина студентов идет в педагогические вузы не по призванию и не потому, что они испытывают большое желание работать в школе.

Именно поэтому первостепенной задачей педагогического образования становится пробуждение у студентов интереса к педагогической деятельности. Отсюда следует, что подготовка учителя к работе в школе в условиях постоянно возрастающих требований к нему невозможна без систематической работы по формированию у будущего специалиста профессионально-педагогической направленности.

Профессионально-педагогическая направленность характеризуется личностными качествами учителя, формируется и развивается на основе интереса к педагогической деятельности, теоретических знаний, подкрепляется собственным педагогическим опытом, приобретаемым будущими учителями в процессе педагогической практики в школе.

Профессионально-педагогическая направленность является той основой, вокруг которой формируются и развиваются основные, важные для педагогической деятельности личностные качества и свойства педагога. Личностные качества педагога отличаются многообразием общечеловеческих и профессионально-педагогических свойств личности, интеграция которых обеспечивает ус-

пех его педагогической деятельности. Современный педагог должен обладать высокой общей культурой, высокоразвитыми нравственными качествами (убежденность, принципиальность, добросовестность, гуманность, честность и др.), доброй и любящей детей душой, способностью принимать самостоятельные решения и нести за них персональную ответственность, деловитостью, целеустремленностью, постоянно самосовершенствоваться, быть педагогом-исследователем, творцом.

Не менее важными для успешной деятельности педагога являются качества педагога-профессионала и прежде всего его профессиональные знания педагогики, психологии, личное педагогическое творчество, высокоразвитые коммуникативные умения, то есть все те качества, наличие которых у учителя дает нам право говорить о его профессионально-педагогической компетентности. Быть компетентным - значит уметь разбираться в современных достижениях психолого-педагогической мысли, передовом педагогическом опыте, уметь применять собственные знания и педагогический опыт своих коллег в практической деятельности с учащимися, тем самым совершенствуя образовательный процесс и повышая его эффективность и качество.

Безусловно, в полной мере качества педагога могут проявляться и развиваться только в деятельности. Каждая деятельность предъявляет к человеку свои требования. Наличие у педагога определенных умений, проявляющихся в педагогической деятельности, является важной и необходимой составляющей профессионально-педагогической направленности.

Следует напомнить, что фундаментом профессионально-педагогических умений осуществлять образовательный процесс являются профессиональные знания. Однако самая хорошая теоретическая подготовка без развитых педагогических способностей, сформированных профессиональных умений, обеспечивающих практическую реализацию накопленных знаний в работе с учащимися, останется лишь ненужным грузом неиспользованных знаний.

По мнению многих ученых, профессионально-педагогические умения следует рассматривать как совокупность правильно выполняемых как операционально, так и по содержанию эвристических умственных и практических действий субъектом педагогической деятельности при решении педагогических задач, обеспечивающих достижение высоких результатов в обучении и воспитании учащихся [9].

Обобщая различные подходы к определению педагогических умений, можно выделить следующие умения:

• гностические умения, включающие умения учителя изучать, исследовать педагогические объекты, предметы, явления;

• проектировочные умения, включающие умения определять, формировать цели и задачи педагогической деятельности;

• конструктивные умения, включающие умения планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами;

• организаторские умения, включающие умения организовать свою деятельность и деятельность учащихся;

• перцептивные умения, т. е. умения, позволяющие

понимать субъекта на основе чувственного восприятия другого;

• коммуникативные умения, способствующие построению эффективного общения с учащимися, их родителями, а также с коллегами и администрацией;

• исследовательские умения, включающие умение учителя проводить педагогический эксперимент, направленный на диагностику, умение на основе обобщения переосмысливать и корректировать не только собственный опыт работы, но и опыт других, строгий критический анализ своей деятельности и постоянное стремление к самосовершенствованию, а также умение работать с психолого-педагогической и научной литературой.

Особое внимание в последнее время уделяется значению и развитию перцептивно-рефлексивных способностей педагога, в которых проявляется чувство объекта, чувство меры и такта.

С нашей точки зрения, содержание педагогической направленности образовательного процесса в сфере подготовки студента к работе в школе составляет систему связей содержания изучаемых дисциплин и внеаудиторной работы с конкретными задачами воспитания, обучения и развития и совокупностью средств, направленных на формирование личности учителя.

Профессионально-педагогическая направленность является характеристикой учителя, отражающей совокупность действий учителя, мобилизующих и побуждающих его к постоянному творческому решению разнообразных коммуникативных и дидактических задач.

Подготовка будущего учителя не ограничивается формированием комплекса необходимых профессиональных качеств и совокупности умений и навыков, а ставит задачу постоянного накопления опыта творческого решения педагогических задач, постоянного повышения уровня познавательной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообразования.

Одним из путей и средств повышения профессионального интереса студентов является формирование у них умений решать педагогические задачи на высоком уровне мастерства, потому как, оканчивая педагогический университет, учитель не только должен знать и понимать теорию обучения и воспитания, но и решать конкретные задачи, ежедневно и ежечасно встающие перед молодым специалистом.

Умению эффективно решать педагогические задачи можно научить студентов только путем обучения способам выполнения умственных и практических действий, так как в процессе педагогической деятельности учитель совершает переход от управления операциями к управлению деятельностью учащихся.

Конечно же, на первых порах педагогическое действие выступает для студентов как некая познавательная задача. Опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, он теоретически соотносит средства, предмет и предпола-

гаемый результат своего действия. Познавательная задача сначала решается психологически, а затем уже переходит в задачу, которая должна решаться практически.

В формировании профессионально-педагогической направленности будущего учителя важная роль принадлежит педагогической практике. Ее цель -формирование у будущих учителей профессиональных интересов, развитие профессионального мышления, практических навыков работы в образовательных учреждениях.

Таким образом, устойчивость профессионально-педагогической направленности определяется постоянством интересов и профессиональных потребностей, а ее интенсивность проявляется в активности учителя при выполнении своих профессиональных обязанностей. В направленности интегрируется все многообразие отношений личности, начиная от частных и ситуативных и кончая жизненными устремлениями и планами. В ней находит выражение стремление человека к саморазвитию, самосовершенствованию, самооценке.

Оптимальную систему подготовки учителя можно построить и осуществить в том случае, если будут создаваться и постоянно обогащаться условия для формирования профессионально-педагогической направленности во взаимосвязи с формированием опыта творческого применения знаний и умений, необходимых для квалифицированного выполнения воспитательно-обучающих функций учителя.

Литература

1. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школ /Под ред. В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулют-кина, В.Г. Воронцовой. - СПб., 1996.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л., 1967.

3. Левитов Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969.

4. Лернер И.Я. процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

5. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984.

6. Методические рекомендации об использовании экспериментальных меттодов изучения вопросов образования взрослых /Сост. Ю.Н. Кулюткин, Ф.И. Казакова. -Л.: АПН СССР НИИ ООВ, 1977.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика. - Т. 1. - 1989.

8. Щукина Г.И. - Педагогические проблемы формирования интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

9. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации /Под научн. руков. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Новый учебник», 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.