шш
4, 2001
стерств и ведомств республики по этой ной ориентации безработных граждан, что.
проблеме в перспективе сможет оказать реальную помощь в деле профессиональ-
несомненно, отразится на экономическом потенциале Республики Мордовия.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.И. Ломшин, декан факультета довузовской подготовки
МГУ им. Н П. Огарева, профессор,
Н.Б. Назирова, ст. преподаватель кафедры педагогики
МГУ им. Н.П. Огарева,
Н.В. Моисеева, аспирант кафедры педагогики МГУ им. Н.П. Огарева
В условиях происходящей в нашем об- дагогической мотивации, а они находятся
ществе модернизации общеобразователь- в школьном возрасте, когда формирование
ной и высшей школы на первый план выдви- личности еще не завершено и знание о сво-
гается задача качественного улучшения подготовки педагогических кадров Одним из путей ее радикального решения, на наш взгляд, является развитие профессионально-педагогического интереса у старших школьников, что должно способствовать формированию у них правильного представления о профессии учителя, особенностях его труда, позволяет приобрести первые навыки педагогического мастерства.
На сегодняшний день в психолого-пе-дагогической литературе нет единого мнения по поводу того, как происходит выбор профессии вообще и педагогической про-
их задатках может помочь в правильном выборе будущей профессии.
По многочисленным данным соиилль-но-демографических исследований. труд педагога относится к числ\ наиболее на-пряженных в эмоциональном плане (см., например: Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1995). В свое время Н В. Кузьминой было сформулировано предположение о роли интегральной чувствительности в формировании различных компонентов педагогического мастерства (см.: Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант у чителя.
фессии в частности. Объяснять это можно Л., 1985), однако до сих пор эксперимен-
сложностью процесса профессионального тально не подтверждено, что интегральная
чувствительность может иметь природные предпосылки. В соответствии с принципа-
самоопределения, в котором участвуют, с одной стороны, мир профессий, обладающий спектром различных характеристик, с другой - субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями и проти-
ми комплексного изучения оощих и спе-циальных способностей школьников (см.: Голубева Э.А. Комплексное исследова-
воречнями. Появившаяся потребность лич- ние способностей Вопр психологии.
ностн в выборе профессии претерпевает 1986. № 5. С. 18 - 30) нами предпринята
вн\три субъекта сложные процессы осозна- попытка формирования педагогических
ння и мотивации, в ходе которых осмысли- способностей у старших школьников, ори-
ваются возможные пути удовлетворения данной потребности. Мотивация - динамическое образование. Она начинает склады-
ентированных на педагогическую профессию.
Неотъемлемыми элементами формиро-
ваться задолго до профессиональной под- вания мотивов профессиональной деятель-
готовки, и. следовательно, стоит рассматривать самые истоки профессионально-пе-
ности будущих учителей, на наш взгляд, являются довузовская (профориентацион-
© М И Ломшин. Н.Б. Назарова. Н.В Моисеева. 2001
ная) подготовка, профотбор, адаптация, учебно-познавательная и учебно-профессиональная подготовка, профессионализация. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что наиболее «кризисными» являются довузовский и адаптационный этапы профессиональной подготовки. Поэтому мы в своем исследовании сконцентрировали внимание на проблемах довузовской подготовки.
Довузовский этап личностно ориентированной системы обучения направлен на формирование у школьников устойчивых познавательных и профессиональных интересов, способствующих адекватномх выбору профессии. Нами разработана программа личностно ориентированной дов\-зовской подготовки, рассчитанной на учащихся 9 - 11-х классов. Она не предполагает замены общеобразовательных предметов, а органически дополняет их, придает им новый смысл и значение, обогащает новыми методами и формами организации образовательного процесса.
Целью предлагаемой нами программы являемся не только усвоение знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к ним, стимулирование развития мотивов выбора профессии, выработка собственных взглядов на свою б\д\щую профессию, приобретение личного опыта. В рамках программы опытные преподаватели знакомят школьников с вузовскими формами работы, \чаі конспектировать, планировать время, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, развивать в себе интерес к приобретению знаний, необходимых для успешного овладения профессиональной деятельностью.
В процессе исследования мы попытались обосновать теоретическ)ю модель профессионально-педагогического интереса, при этом мы исходили из того, что его основой является реально существ) ющая связь с объектами и субъектами профес-с и о н а л ь н о- п е д а го г и ч е с ко й де ятел ь ности. Опираясь на методологию и методик) си-стемно-структурного анализа, мы рассматривали педагогический процесс целостно. Как известно, в педагогической системе и школа» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов, в ходе которого проявляются разнообразные
связи (информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, управления. самоуправления). От их правильного соотношения во многом зависит)спешное протекание всего процесса Среди них мы выделяем главные: связь «учитель -ученик», а также «\ читель - коллектив до-тей» (остальные связи обусловлены этими).
Взаимоотношения \чителя и учащихся составляют одно из благоприятных у словий для проявления самого лу чшего, что имеет в потенциале человеческая личность. В то же время характеристика их взаимоотношений позволяет судить о мере сформирован ности профессионально-педа-гогического интереса у буду щих педагогов. Именно эту характеристику мы и выбрали в качестве первого показателя профессионально-педагогического интереса. Например, если отношения складываются неправильно, то работа вызывает отрицательные эмоции.
Таким образом, совоку пность связей буду щих учителей с детьми, а также с учителями, родителями, которая становится основой склонности к педагогической деятельности, является первым объективным показателем профессионально-педагогического интереса. Стремление расширить эту сферу общения указывает на укрепление интереса к педагогической профессии и превращение работы с детьми в дело жизни.
Для обоснования второго показателя интереса необходимо подчеркнуть, что субъективно интерес для индивида обнаруживается в положительном эмоциональном отношении к познанию объекта, в желании глубже познакомиться с объектом, у знать о нем еще больше, понять его. Поэтому положительное эмоциональное отношение будущего учителя к детям, учителям, к самой деятельности выступает как психологическая предпосылка профессионального интереса, придает последнему субъективный, личностный смысл. Пробуждение симпатии и любви к детям и учителям, переживание успеха в общей деятельности формируют положительное отношение в педагогической профессии.
Итак, второй показатель профессионально-педагогического интереса - положительное эмоциональное отношение к де-
4, 2001
тям, учителям, педагогической деятель- В научной литературе описываются два
ности. Анализ полученных данных позво- пути формирования мотивации (В.Г. Асе-
лил сформулировать гипотезу, согласно ев, А.К. Маркова и др.). Первый путь-«сни-
зу вверхд-состоит в создании определенных условий, способствующих актуализации отдельных побуждений в ходе реальной деятельности, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мо-
которои индивидуальные различия в педагогических способностях и педагогической направленности могут зависеть от способности противодействовать развитию состояния пресыщения, т. е. от способности при работе с детьми сохранять
эмоциональную стабильность в процес- тивационные образования. Второй путь
се. общения. Иначе говоря, от педагога формирования - «сверху вниз» - заключа-
требуется особый вид социальной рабо- ется «в усвоении воспитуемым предъявля-
тоспособности и саморегуляции, необя- емыхему в готовой «форме» побуждений,
зательно предполагающий наличие не- целей, идеалов, содержаний направленнос-
рвнои выносливости.
Общеизвестно, что профессиональный
ти личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и ко-
интерес обнаруживается и в активной по- торые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых в реально действующие» (см.: Асеев В.Г.
знавательнои направленности человека на тот или иной предмет или явление действительности. Поэтому мы считаем, что интеллектуально-познавательное отношение к профессиональным знаниям - третий по-
Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. С. 73 - 74).
Если недостаточность первого пути
казатель профессионально-педагогического состоит в том, что не всегда в ходе реаль-
интереса. Успех в педагогической деятельности невозможен без соответствующих знаний. Обращение к решению конкретных педагогических задач приводит учащихся, студентов к пониманию дефицита научных
ной деятельности у учащихся складываются те побуждения, которые необходимы, то отрицательным моментом второго является возможность формального усвоения школьниками требуемых побуждений. ПОт
знаний, а реализация теории в личном опы- этому полноценное формирование мотива-
те укрепляет творческое и сознательное отношение к деятельности учителя. Таким
ции должно включать оба пути, и «в большинстве случаев даже при стихийном фор-
образом, развитие и функционирование про- мировании они действуют оба. Вместе с фессионапьного интереса непосредственно тем, один из них может преобладать, что
связаны с интеллектуальной активностью будущего учителя при овладении им системой профессиональных знаний, умений и же. С. 74).
говорит не только о их единстве, но и об относительной самостоятельности» (там
навыков.
Для понимания сущности интереса и решения вопросов его формирования и диагностики важно, на наш взгляд, рассмотреть соотношение понятий «интерес» и «мотив». Близость этих понятий очевидна,
В нашем исследовании мы используем оба пути. Путь «снизу вверх» реализуется через включение старшеклассников в педагогическую деятельность в реальной или модулированной форме. Путь «сверху вниз» предполагает организацию знакомства
что часто приводит к их смешению. В пси- старшеклассников с личностями и педаго-холого-педагогической литературе пред- гическим опытом лучших учителей как
ставления о мотиве и интересе различаются (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, А.К. Маркова, В.Ф. Моргун и др.), причем анализируются прежде все-
Республики Мордовия, так и страны в целом. Примеры педагогической работы демонстрируют и учителя, непосредственно работающие с этими учащимися. Все, вме-
го мотивы и интересы учения. Однако вы- сте взятое, позволяет осуществить пере-явленные закономерности отношений меж- ход от интереса к профессии учителя к про-
ду мотивами и интересами отмечаются и фессионально-педагогическому интересу.
в других видах деятельности, в том числе и в педагогической.
Можно определить три составляющие
описаннои выше деятельности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Овладение основами психолого-педа-
гогических знании.
Особую трудность для нас составляет диагностика формируемых смыслообразу-2. Знакомство с содержанием труда ющих мотивов педагогической деятельности, так как применяемые для этой цели методики должны, с одной стороны, выявлять такие сложные образования, каковы-ми являются данные мотивы, а с другой -быть достаточно простыми в употреблении, с тем чтобы их можно было использовать в различных ситуациях, например при наборе учащихся в педагогические классы, для выявления в процессе обучения динамики изменения отношения старшеклассников к профессии учителя, при составлении рекомендательной пси-холого-педагогической характеристики абитуриента вуза. В качестве прямых
учителя, требованиями к личности учителя, воспитание на лучших образцах профессионально-педагогической деятельности.
3. Участие в общественно-педагогической деятельности.
Главное в работе с учащимися по формированию педагогической направленности, как считает H.A. Аминов, - это «организация выполнения ими общественных поручений с элементами педагогической деятельности: идет выработка элементарных педагогических навыков, развитие интереса и склонности к работе учителя, а следовательно, обеспечивается сознатель-
ный выбор профессии». Знания по педаго- методик мы использовали такие, как ан-
гике и психологии помогают учащимся, во-первых, организовать общественно-педагогическую деятельность на достаточно профессиональном уровне, во-вторых, повы-
кета, беседа, анализ поведения в различных ситуациях реальной педагогической действительности, а в качестве косвенных - разнообразные экспериментальные
сить их профессиональную информирован- задания.
ность, образованность. Расширению педа-
Резюмируя вышесказанное, необходи-
гогического кругозора учащихся способ- мо отметить, что процесс самоопределе-ствует их знакомство с педагогическим ния в известной мере можно сделать управляемым, подчиненным педагогическим це-
наследием прошлого, мастерами педагогического труда в современной школе. Таким
лям, если для этого будут созданы специ-
образом, реализуются два пути формиро- альные условия: обеспечены преемствен
вания мотивации, педагогической направленности - «снизу вверх» и «сверху вниз» (см.: Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей //Вопр. психологии. 1988. №8. С. 71 -72).
ность довузовского, вузовского, послевузовского формирования личности ууителя, психологическая диагностика профессиональной деятельности, формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессии учителя.
АНАЛИЗ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Л.А. Сухарев, ст. преподаватель кафедры алгебры и геометрии
МГУ им. Н.П. Огарева
Как известно, основной целью Единого государственного экзамена (Всероссийского тестирования) является повышение точности и надежности оценки уровня обученности каждого выпускника средних общеобразовательных учреждений. За последние 5-6 лет форма проведения экзамена в средней школе в виде тестов не практиковалась, за исключением, может быть, единичных случа-
ев. Тестирование проводилось в основном для желающих продолжить свое обучение в вузах России, т. е. среди наиболее подготовленной части выпускников средних школ. Его результаты, на мой
взгляд, не являются обнадеживающими,
так как не более 10 % участников (лучших учеников средних школ) получают высший балл. Эти результаты говорят« следующих недостатках и упущениях:
© Л.А. Сухарев, 2001