5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147.88 ОБРАЗЦОВ П.И.
доктор педагогических наук, профессор, сотрудник Академии ФСО России E-mail: [email protected] АБРАМКИНА О.Г.
кандидат педагогических наук, доцент, сотрудник
Академии ФСО России
E-mail: [email protected]
НИКИТИНА А.В.
сотрудник Академии ФСО России
E-mail: [email protected]
UDC 378.147.88 OBRAZTSOV P.I.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Employee of FSO
Academy of Russia E-mail: [email protected] ABRAMKINA O.G.
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Employee of FSO Academy of Russia E-mail: [email protected] NIKITINA A.V. Employee of FSO Academy of Russia E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ВУЗЕ
FORMATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION OF FUTURE CIVIL SERVANTS AND MUNICIPAL EMPLOYEES
В статье рассматривается формирование профессионально-ориентированной готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в вузе.
Ключевые слова: готовность к деловой коммуникации, будущие государственные и муниципальные служащие, информационно-технологическое обеспечение учебного процесса, профессионально ориентированное обучение.
The article deals with the formation of professionally-oriented readiness for business communication of future civil servants and municipal employees.
Keywords: readiness for foreign language business communication, future civil servants and municipal employees, information and technological support of educational process, professionally oriented training.
Профессиональная подготовка будущих государственных и муниципальных служащих осуществляется в образовательных организациях высшего профессионального образования, согласно квалификационным требованиям, предъявляемых работодателям к будущим специалистам.
Работодателем и заказчиком на подготовку будущих государственных и муниципальных служащих выступает государство, которое отражает требования к будущим специалистам в «Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» [9] (Справочник), в федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ [11], Законе РФ «Об образовании» [6], «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.» [7].
Согласно вышеперечисленным документам, в профессиональные обязанности будущих государственных и муниципальных служащих, входят:
- предоставление государственных услуг, с целью решения социально значимых управленческих
задач и удовлетворения интересов населения, с соблюдением прав и свобод личности в процессе запрашиваемых государственных услуг;
- осуществление эффективного взаимодействия с организациями, а также международными партнерами, с соблюдением интересов РФ;
- осуществление укрепления границ национальной безопасности РФ;
- разработка и реализация общефедеральных проектов, направленных на поддержание и развитие экономических, политических, образовательных, спортивных, культурных и научных интересов граждан РФ;
- осуществление нормативно-правового регулирования и управление общественными делами;
- осуществление надзорно-контрольной деятельности, с целью осуществления контроля выполнения поставленных перед государственными служащими управленческих задач;
- осуществление исполнительно-распорядительной деятельности.
Таким образом, ведение деловой коммуникации, составляет 80-90% всей профессиональной деятельности будущих государственных и муниципальных служащих, т.к реализует непрерывный информационный обмен и обеспечивает эффективное взаимодействие
© Образцов П.И., Абрамкина О.Г., Никитина А.В. © Obraztsov P.I., Abramkina O.G., Nikitina A.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. № 1 (94), 2022 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 94. 2022
между всеми структурами государственными власти, а также с населением, организациями, международными партнерами и т.д.
Это нашло отражение в требованиях ФГОС ВО (Федеральный образовательный государственный стандарт высшего образования) при подготовке специалистов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» [8] и в основных образовательных профессиональных программах (ОПОП), которые определяют содержание образовательного процесса в образовательных организациях, которые осуществляют подготовку будущих государственных и муниципальных служащих и «обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда» [9], «с учетом потребностей рынка и международных тенденций» [9].
Так, согласно ФГОС ВО, в результате освоения программы бакалавриат, направления подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, будущие государственные и муниципальные служащие обязаны овладеть универсальной компетенцией (УК-4), в результате чего, они будут «способны осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном (ых) языках» [10].
Таким образом, формирование иноязычной деловой коммуникативной компетенции будущих государственных и муниципальных служащих в образовательных организациях является профессионально важным критерием для осуществления рабочей деятельности выпускников направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» [8] в условиях современных государственных, экономических, политических, образовательных, научных спортивных условиях развития страны.
Согласно анализу научных работ Ю.Л. Воробьва, Г.В. Захаровой, Е.В. Лукиянчиной готовность к деловой коммуникации представляет собой интегрированные, сформированные коммуникативные знания, умения и навыки на родном и иностранном языках, необходимые для осуществления профессиональной деятельности и управленческих функций государственных служащих, с соблюдением этических норм поведения в соответствии с социальным заказом и требованиями, предъявляемыми работодателем, выступающим в лице Государства [1, 2, 3].
Формирование готовности к деловой коммуникации, целесообразно осуществлять в процессе изучения учебной дисциплина «Иностранный язык», т.к согласно проведенному анализу рабочей программы по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и учебных дисциплин, входящих в Базовый блок Б1.Б на изучение иностранного языка в образовательных организациях, занимающихся подготовкой будущих государственных и муниципальных служащих, выделяется 432 академических часа (ак.ч.). тогда как на остальные учебные межпредметные дисциплины, такие как: «Введение в профессиональную деятельность» 108 ак.ч, «Деловые коммуникации» 72 ак.ч., «Русский язык и культура речи» 108 ак.ч., «Этика
государственной и муниципальной службы» 72 ак.ч., «Основы государственного и муниципального управления в зарубежных странах» 144 ак.ч, «Психология» 108 ак.ч., «Социология» 108 ак.ч., выделяется меньше академических часов. Следовательно, учебная дисципина «Иностранный язык» изучается минимум 2 года, тогда как на остальные межпредметные учебные дисциплины выделяется один семестр.
Для эффективного формирования профессионально-ориентированной иноязычной деловой коммуникации в образовательных организациях необходимо тщательно отбирать и систематизировать профессионально-ориентированное содержание учебного материала, а также выбирать адекватные методы, средства и формы работы на практических, индивидуальных и самостоятельных занятиях. Решение данной проблемы целесообразно осуществлять средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса (ИТОУП) с использованием свободно распространяемого программного обеспечения Moodle, которое является полноценным инструментом для его создания [5].
Согласно методологическим основам использования названного вида обеспечения учебного процесса ИТОУП представляет собой дидактическое единство информационной и технологической его составляющих, с помощью которых можно целенаправленно, эффективно и всесторонне осуществлять формирование профессионально-ориентированной иноязычной деловой коммуникации с гарантированным результатом [5].
Информационная составляющая, представлена дидактическим комплексом информационного обеспечения (ДКИО), который реализует содержательную часть учебного процесса и включает профессионально-ориентированные учебно-методические материалы (в частности учебно-методическое пособие «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управления» [4]), нормативные документы (Справочник, ФГОС ВО, ОПОП, рабочие программы), а также контрольно-проверочные задания и информационно-справочные материалы.
Технологическая составляющая ИТОУП представляет собой технологию формирования готовности к иноязычной деловой коммуникации, которая включает в себя отобранные преподавателем формы, методы и средства подготовки будущих государственных и муниципальных служащих, с учетом их профессиональной направленности и представлена в виде набора технологических карт. Для эффективного формирования профессионально-ориентированной иноязычной деловой коммуникации в рамках названной составляющей широко применяются такие интерактивные методы обучения, как: проектный, кейс, учебно-ролевая игра, дискуссия, презентация, портфолио. Также следует использовать такие формы работы, как аудиторная, самостоятельная, дистанционная.
В результате формирования иноязычной деловой коммуникации в образовательных организациях средствами ИТОУП будущие государственные и муниципаль-
5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
ные служащие в процессе реализации ОПОП способны вести дискуссии в профессионально-ориентированных ситуациях, приближенных к реальным условия будущей работы обучающихся; принимать участие в публичных выступлениях в рамках профессионально-делового общения, готовить презентации и доклады в соответствии с тематическим планом занятий; аннотировать и реферировать профессионально-ориентированные
тексты, а также осуществлять составление и перевод деловой документации, осуществлять деловую коммуникацию в ситуациях официально-делового устного и письменного общения с соблюдением этических норм профессионального поведения в ходе международных переговоров, культурных, образовательных и научных мероприятий, экономических и политических профессионально-деловых форумах.
Библиографический список
1. Воробьев Ю.Л. Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс : специальность 22.00.08 "Социология управления" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Москва, 2008. 33 с.
2. Захарова Г.В. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов вуза : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Нижний Новгород, 2009. 19 с.
3. Лукиянчина Е.В. Исследование готовности к деловой коммуникации студентов направления подготовки "Управление персоналом" // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 1(41). С. 45-51.
4. Никитина А.В. Учебно-методическое пособие "Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управления" / А.В. Никитина, О.Ю. Иванова - Орел: Издательство Среднерусского института управления, Филиала РАНХиГС. 2021. C. 72.
5. Образцов П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения // Открытое образование. 2001. №5. С. 39-44
6. Об образовании: Федеральный закон одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [электронный ресурс] - режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745.
7. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ№751 [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c01f3c4d4abf6f1fea/.
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» (зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2015 № 35894): (с изм. и доп. от 15.12.2017): приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г. № 1567// Система Гарант. Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70863450/paragraph/100:0, свободный
9. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/ gossluzhba/16/1 1 (дата обращения: 20.01.2022).
10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования URL: http://www.fgosvpo.ru (дата обращения 20.01.2022).
11. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/.
References
1. Vorobyov Y.L. Communicative interaction of civil society and structures of public authority as a managerial process : specialty 22.00.08 "Sociology of Management". The author's abstract of the thesis for the degree of doctor of sociological sciences. Moscow, 2008. 33 p.
2. Zakharova G.V. Formation of readiness for intercultural communication in university students : specialty 13.00.01 "General Pedagogy, History of Pedagogy and Education". : the author's abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Nizhny Novgorod, 2009. 19 p.
3. Lukiyanchina E.V. The study of readiness for business communication of students of training direction "Personnel Management" // Vestnic of Shadrinsk State Pedagogical University. 2019. № 1(41). Pp. 45-51.
4. Nikitina A. V. Educational-methodical manual "English language. Business communication in the sphere of cilil servants and municipal management" / Orel: Publishing house of Srednerussky Institute of Management, Branch of RANEPA 2021. Pp. 72.
5. Obraztsov P.I. Didactic complex of information support of educational discipline in the system of distance learning // Open education. 2001. №5. Pp. 39-44
6. On Education: Federal Law approved by the Federation Council on December 26, 2012 [electronic resource] - access mode: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745.
7. On the National Doctrine of Education in the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation №751 [electronic resource] - access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c01f3c4d4ab f6f1fea/.
8. On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training 38.03.04 State and municipal management (bachelor level)" (registered with the Ministry of Justice of Russia 05.02.2015 № 35894): (with amendments and additions from 15.12.2017): an order of the Ministry of Education and Science of Russia from December 10, 2014 № 1567//Garant system. Access mode: http://ivo.garant.ru/#/document/70863450/paragraph/100:0, free
9. Handbook of qualification requirements for specialties, areas of training, knowledge and skills required to fill positions in the public civil service, taking into account the area and type of professional service activities of public civil servants. - Mode of access: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1 1 (date of reference: 20.01.2022).
10. Federal State Educational Standards of Higher Education URL: http://www.fgosvpo.ru (date of access: 20.01.2022).
11. Federal Law "On State Civil Service of the Russian Federation" of 27.07.2004 N 79-FZ [electronic resource] - mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/.