Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая модель / опытно-экспериментальная работа / деловая коммуникация / формирующий и констатирующий эксперимент / информационнотехнологическое обеспечение учебного процесса / государственные и муниципальные служащие / иностранный язык профессионального общения. / pedagogical model / experimental work / business communication / forming experiment / stating experiment / information and technological support of the educational process / state and municipal employees / foreign language of professional communication.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П. И., Никитина А. В.

В статье подробно описаны результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса на примере изучения учебной дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П. И., Никитина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION OF FUTURE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE FOREIGN LANGUAGE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION BY MEANS OF INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The relevance of the presented research is due to the need to increase the level of efficiency of forming readiness for business communication of future state and municipal employees by means of information and technological support of the educational process on the example of the discipline foreign language of professional communication. The article presents the results of experimental work aimed at forming the readiness for business communication of future state and municipal employees by means of information and technological support of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 371.134:004(07)

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

© 2021 П. И. Образцов, А. В. Никитина

докт. пед. наук, профессор, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования,

e-mail: kind@orel.ru

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

старший преподаватель, кафедра общих дисциплин, e-mail: stasy e@mail.ru

Российская академия народного хозяйства и государственной службы Среднерусский институт управления - филиал

В статье подробно описаны результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса на примере изучения учебной дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.

Ключевые слова: педагогическая модель, опытно-экспериментальная работа, деловая коммуникация, формирующий и констатирующий эксперимент, информационно-технологическое обеспечение учебного процесса, государственные и муниципальные служащие, иностранный язык профессионального общения.

EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION OF FUTURE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE FOREIGN LANGUAGE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION BY MEANS OF INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

© 2021 P. I. Obraztsov, A. V. Nikitina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Technologies of Psychological, Pedagogical and Special Education

e-mail: kind@orel.ru

Orel State University

Senior Teacher, Department of Foreign Languages e-mail: stasy e@mail.ru

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The relevance of the presented research is due to the need to increase the level of efficiency of forming readiness for business communication of future state and municipal employees by means of information and technological support of the educational process on the example of the discipline foreign language of professional communication. The article presents the results of experimental work aimed at forming the readiness for business communication of future state and municipal employees by means of information and technological support of the educational process.

Keywords: pedagogical model, experimental work, business communication, forming experiment, stating experiment, information and technological support of the educational process, state and municipal employees, foreign language of professional communication.

Основная цель опытно-экспериментальной работы заключалась в выявлении и апробации модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса (далее по тексту ИТОУП) в образовательной организации. При этом особое внимание было уделено уточнению и конкретизации педагогических условий, которые этому способствуют.

Для выполнения поставленной задачи в период с февраля 2017 по март 2020 г. на кафедре иностранных языков ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» был проведен сравнительный педагогический эксперимент.

К опытно-экспериментальной работе было привлечено 115 студентов, проходивших обучение по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. При проведении формирующей части работы они были распределены на контрольную (в составе 52 обучающихся - КГ) и экспериментальную (в составе 63 обучающихся - ЭГ) группы.

Согласно современным тенденциям, неотъемлемой частью развития и организации учебного процесса в образовательных организациях является внедрение и активное использование информационных технологий обучения. Следовательно, по мнению П.И. Образцова: «...информатизация и компьютеризация образования сегодня являются необходимым и обязательным условием создания интеллектуальной базы современного информационного общества» [Образцов 2016: 78]. При этом ИТОУП, как одно из ведущих направлений информатизации учебного процесса, ориентирует педагогов высшей школы на подготовку востребованного обществом специалиста, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, обладающего креативным мышлением, сохраняющим готовность к образованию и самообразованию, нацеленного на решение задач в сфере профессионально-личностного контекста [Технологии подготовки. 2011: 169]. В этом случае целесообразно рассматривать исследуемый в рамках опытно-экспериментальной работы вид организации и обеспечения учебного процесса как принципиально новую дидактическую систему, способную удовлетворить запросы быстро меняющихся и модернизирующихся требований к подготовке государственных и муниципальных служащих [Технологии подготовки. 2011].

Исходя из вышесказанного в процессе опытно-экспериментальной работы была осуществлена попытка доказать эффективность использования созданного в процессе исследования ИТОУП при формировании готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации на примере изучения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения». Для этих целей был специально разработан критериально-оценочный аппарат

(см. рис. 1), включающий соответствующие критерии, показатели и уровни, позволяющие оценивать сформированность готовности к деловой коммуникации у обучающихся.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные подвергались тщательному анализу и сравнению, а также математической обработке и обобщению, что позволяло своевременно ее корректировать.

Для чистоты проводимой опытно-экспериментальной работы использовались методы математической статистики, позволяющие наиболее точно и наглядно обрабатывать информацию. Так, по мнению В.Д. Селютина, «квалифицированный специалист, использующий статистические методы в обработке медико-биологических, психофизиологических и педагогических данных, должен знать: статистические методы анализа данных; дескриптивные и графические методы анализа данных; статистическое оценивание; статистическую проверку гипотез; поиск зависимостей между данными: корреляционный анализ, построение регрессионных моделей и их анализ, выделение наиболее важных характеристик для классификации данных, основы кластерного анализа; моделирование и прогнозирование; пакеты статистических программ» [Селютин 2017: 104].

При этом Д.А. Новиков считает, что «при планировании и оценке результатов эксперимента очень важны статистические методы, которые дают в том числе возможность устанавливать степень достоверности сходства и различия исследуемых объектов на основании результатов измерений их показателей» [Новиков 2004: 6].

Таким образом, с учетом вышесказанного статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялась с помощью применения %2-критерий Пирсона. «Данный критерий, как правило, используется для сравнения распределения объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства на основе измерений этого свойства в двух независимых выборках из рассчитываемых совокупностей» [Образцов 2007: 138].

Для чистоты результатов эксперимента выдвигается гипотеза Н0 об отсутствии различий между уровнем сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих контрольной и экспериментальной групп на этапах констатирующего и формирующего экспериментов, вследствие чего определяется, относятся ли они к одной генеральной совокупности. Альтернативной гипотезой Н1 является гипотеза, содержащая предположение о том, что данные между результатами тестирования в экспериментальных и контрольных группах имеют существенное отличие.

Для повышения достоверности результатов опытно-экспериментальной работы формирование КГ и ЭГ осуществлялось случайным образом, с последующим доказательством их однородности, то есть отношения к одной генеральной совокупности. Таким образом, на первом этапе (констатирующем) был организован рубежный контроль для определения начального уровня сформированности готовности к деловой коммуникации у будущих государственных и муниципальных служащих на примере изучения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения».

КРИТЕРИИ

-о- Мотивационный сформированность мотивов формирования готовности к деловой коммуникации, в частности иностранных языков -- Когнитивный сформированность знаний, умений и навыков о деловой коммуникации -- Коммуникационно-деятельностный использование приобретенных умений и навыков для решения профессиональных задач

ПОКАЗАТЕЛИ

- осознанная потребность и стремление будущих государственных и муниципальных служащих к овладению деловой коммуникацией - осознание важности ведения продуктивной деловой коммуникации с целью решения профессиональных задач будущего государственного и муниципального служащего - наличие готовности к осуществлению деловой коммуникации - знания о месте и способе проведения деловой коммуникации будущего госслужащего - знание и использование эффективных тактик деловой коммуникации - знание и ведение деловой коммуникации с соблюдением статусных ролей участников коммуникативного процесса с учетом общих интересов - умение эффективного применения знаний, умений и навыков, сформированной деловой коммуникации - умение практичного решения профессиональных задач будущего госслужащего, используя деловую коммуникацию - овладение практическими навыками деловой коммуникации - готовность и способность к социальному взаимодействию с использованием деловой коммуникации

Инструментарий для измерения показателей сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих

- тест «Мотивация профессионального обучения» (В.Г. Каташев) - лингводадактическое тестирование - эссе на тему «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности госслужащего» - собеседование - тест на 100 вопросов «Готовность к деловой коммуникации» - анализ применения полученных знаний в практико-ориентированных ситуациях

Уровни: высокий, допустимый, низкий

Критериально-оценочный аппарат формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в образовательной организации

С этой целью было проведено входное тестирование, которое позволило выявить исходный уровень сформированности готовности к деловой коммуникации у будущих государственных и муниципальных служащих. Оценка уровней осуществлялась по следующим критериям: мотивационный с применением теста «Мотивация профессионального обучения» (В.Г. Каташев), когнитивный с использованием лингводадактического тестирования, подготовки эссе на тему «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности госслужащего» и индивидуального собеседования, коммуникационно-деятельностный с применением

специально разработанного для этих целей теста «Готовность к деловой коммуникации». Результаты этой работы представлены таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

Показатели х2 эмп КГ (52 чел.) количество студентов/% ЭГ (63 чел.) количество студентов/%

А В С А В С

Мотивационный Осознанная потребность и стремление будущих государственных и муниципальных служащих к овладению деловой коммуникацией 0,83 18 23 11 20 25 18

35% 44% 21% 32% 40% 29%

Осознание важности ведения продуктивной деловой коммуникации с целью решения профессиональных задач будущего государственного и муниципального служащего 0,29 20 15 17 22 21 20

38% 29% 33% 35% 33% 32%

Наличие готовности к осуществлению деловой коммуникации 0,98 15 20 17 19 19 25

29% 38% 33% 30% 30% 40%

Когнитивный Знания о месте деловой коммуникации в профессии госслужащего 2,64 15 26 11 15 26 22

29% 50% 21% 24% 41% 35%

Знание и использование эффективных тактик деловой коммуникации 1,73 27 19 6 30 20 13

52% 37% 12% 48% 32% 21%

Знание и владение эффективными стратегиями разных видах деловой коммуникации 3,02 26 20 6 29 19 15

50% 38% 12% 46% 30% 24%

Знание и ведение деловой коммуникации с соблюдением статусных ролей участников коммуникативного процесса с учетом общих интересов 2,39 18 18 16 16 19 28

35% 35% 31% 25% 30% 44%

Коммуникационно-деятельностный Умение эффективного применения знаний, умений и навыков, сформированной деловой коммуникации 4,93 20 19 13 16 19 28

38% 37% 25% 25% 30% 44%

Умение будущего госслужащего практично решать профессиональные задачи, используя деловую коммуникацию 0,85 27 25 0 33 29 1

52% 48% 0% 52% 46% 2%

Овладение практическими навыками деловой коммуникации 0,39 29 22 1 32 29 2

56% 42% 2% 51% 46% 3%

Готовность и способность социально взаимодействовать, используя деловую коммуникацию 1,84 31 14 7 30 20 13

60% 27% 13% 48% 32% 21%

Для интерпретации полученных эмпирическим путем данных важно было сравнить фактическое значение критерия с табличным, теоретическим при соответствующем числе степеней свободы. Для трех подгрупп данное число степеней свободы равно двум. Теоретическое значение критерия при них и уровне значимости 5% (или 0,05) равно 5,99. Из таблицы 1 видно, что эмпирическое значение по каждому из показателей оказалось меньше табличного. Например, для показателя

«Осознанная потребность и стремление будущих государственных и муниципальных служащих к овладению деловой коммуникацией» оно равно 0,83.

Следовательно, из результатов опытно-экспериментальной работы видно, что значения критерия Пирсона на констатирующем этапе по показателям стабильно меньше табличного значения, то есть меньше 5,99. Значит, принимается гипотеза Н0, и считаем, что выборки контрольной и экспериментальной групп однородны.

Наряду с этим по результатам констатирующего среза эксперимента на основании оценок по выделенным критериям и показателям делается вывод о недостаточной сформированности готовности к деловой коммуникации у выделенной группы респондентов. То есть выявленные уровни не позволяют будущим государственным и муниципальным служащим эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности дальнейшего совершенствования учебного процесса в образовательной организации с целью повышения качества подготовки обучающихся.

Второй этап опытно-экспериментальной работы являлся формирующим, в рамках которого на основании выводов рубежного контроля, проведенного на констатирующем этапе, проводилась апробация и проверка теоретической модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в образовательной организации, с целью гарантированного качества усвоения учебного материала и повышения мотивации к обучению в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения».

Таким образом, основной задачей формирующего этапа эксперимента являлась оценка эффективности использования информационно-технологического обеспечения учебной дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» с целью формирования готовности к деловой коммуникации в сравнении с традиционной моделью обучения будущих государственных и муниципальных служащих.

Для реализации этой цели дидактический процесс в ЭГ осуществляли средствами информационно-технологического обучения, а в КГ - с использованием традиционных моделей обучения. Результаты формирующего этапа эксперимента представлены в таблице 2.

На этапе формирующего эксперимента значение рассматриваемого критерия по показателям оказалось выше теоретического, а значит, тут принимается гипотеза Н1. Можно констатировать, что формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» проходит более эффективно, нежели с применением лишь традиционных моделей обучения, применяемых в контрольной группе. Так, согласно полученным данным, сформированность готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих составили: по мотивационному критерию в ЭГ 47%, тогда как в КГ 14,5%; по когнитивному критерию в ЭГ 45,8%, а в КГ 17,6%; по коммуникационно-деятельностному критерию в ЭГ 36,4%, а в КГ 8,8%.

Таблица 2

Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения»

средствами ИТОУП в образовательной организации

Показатели х2 эмп. КГ (52) количество студентов/% ЭГ (63) количество студентов/%

А В С А В С

Мотивационный Осознанная потребность и стремление будущих государственных и муниципальных служащих к овладению деловой коммуникацией 6,19 14 25 13 9 25 29

27% 48% 25% 14% 40% 46%

Осознание важности ведения продуктивной деловой коммуникации с целью решения профессиональных задач будущего государственного и муниципального служащего 9,95 16 19 17 5 31 27

31% 37% 33% 8% 49% 43%

Наличие готовности к осуществлению деловой коммуникации 4,92 15 19 18 10 19 34

29% 37% 35% 16% 30% 54%

Когнитивный Знания о месте деловой коммуникации в профессии госслужащего 9,85 13 24 15 7 20 36

25% 46% 29% 11% 32% 57%

Знание и использование эффективных тактик деловой коммуникации 15,56 23 26 3 17 23 23

44% 50% 6% 27% 37% 37%

Знание и владение эффективными стратегиями в разных видах деловой коммуникации 10,63 20 22 10 13 20 30

38% 42% 19% 21% 32% 48%

Знание и ведение деловой коммуникации с соблюдением статусных ролей участников коммуникативного процесса с учетом общих интересов 14,51 19 17 16 5 34 24

37% 33% 31% 8% 54% 38%

Коммуникационно-деятельностный Умение эффективного применения знаний, умений и навыков, сформированной деловой коммуникации 16,14 27 19 6 16 19 28

52% 37% 12% 25% 30% 44%

Умение будущего госслужащего практично решать профессиональные задачи, используя деловую коммуникацию 6,68 17 23 12 13 21 29

33% 44% 23% 21% 33% 46%

Овладение практическими навыками деловой коммуникации 12,02 25 23 4 16 27 20

48% 44% 8% 25% 43% 32%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Готовность и способность к социальному взаимодействию с использованием деловой коммуникации 6,79 27 15 10 18 24 21

52% 29% 19% 29% 38% 33%

Таким образом делается вывод о том, что по итогам формирующего этапа опытно-экспериментальной работы получены результаты, подтверждающие эффективность организации и проведения учебного процесса средствами ИТОУП в интересах формирования готовности к деловой коммуникации у будущих

государственных и муниципальных служащих в образовательной организации. Итоговые данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сравнение х2 на констатирующем и формирующем экспериментах опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к деловой коммуникации

будущих государственных и муниципальных служащих в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» средствами ИТОУП

Показатели 2 X2 эмп. констатир ующий 2 X2 эмп. формиру ющий

Мотивационны й Осознанная потребность и стремление будущих государственных и муниципальных служащих к овладению деловой коммуникацией 0,83 6,19

Осознание важности ведения продуктивной деловой коммуникации с целью решения профессиональных задач будущего государственного и муниципального служащего 0,29 9,95

Наличие готовности к осуществлению деловой коммуникации 0,98 4,92

Когнитивный Знания о месте деловой коммуникации в профессии госслужащего 2,64 9,85

Знание и использование эффективных тактик деловой коммуникации 1,73 15,56

Знание и владение эффективными стратегиями в разных видах деловой коммуникации 3,02 10,63

Знание и ведение деловой коммуникации с соблюдением статусных ролей участников коммуникативного процесса с учетом общих интересов 2,39 14,51

Коммуникационно -деятельностный Умение эффективного применения знаний, умений и навыков, сформированной деловой коммуникации 4,93 16,14

Умение будущего госслужащего практично решать профессиональные задачи, используя деловую коммуникацию 0,85 6,68

Овладение практическими навыками деловой коммуникации 0,39 12,02

Готовность и способность к социальному взаимодействию с использованием деловой коммуникации 1,84 6,79

На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы производилась систематизация и обобщение полученных в ходе констатирующего и формирующего исследования результатов. Через месячный интервал было осуществлено отсроченное тестирование, целью которого было определение остаточных знаний, навыков и умений, приобретенных обучающимися в ЭГ и КГ за период проведения экспериментального обучения (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительные результаты текущего и отсроченного контроля в экспериментальных и контрольных группах на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы

Группа Результаты контроля, баллы Процент изменения среднего балла

Текущий Отсроченный

Контрольная 69,4 56,7 -18,3%

Экспериментальная 75,3 67,6 -10,2%

Согласно данным, приведенным в этой таблице, усвоение учебного материала в ЭГ средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса значительно выше, чем в КГ, где занятия проводились традиционным способом. Потеря знаний учебного материала в ЭГ составила 10,2%, тогда как в КГ 18,3%.

Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что использование ИТОУП в дидактическом процессе формирования готовности к деловой коммуникации в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык профессионального общения» способствует положительной динамике усвоения, закрепления и применения учебного материала в профессиональной деятельности будущих государственных и муниципальных служащих по каждому выделенному критерию и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Библиографический список

Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учебно-методическое пособие / В. П. Беспалько. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 352 с. -Текст : непосредственный.

Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. - Москва : МЗ-Пресс, 2004. - 67 с. - Текст : непосредственный.

Образцов, П. И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика : учебное пособие / П. И. Образцов. - Орел: ПФ «Картуш», 2007. - 248 с. -Текст : непосредственный

Образцов, П. И. Сущность и содержание понятия "технология обучения": современная интерпретация / П. И. Образцов.- Текст : непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2016. - № 3. - С. 76-82.

Селютин, В. Д. Об использовании методов математической статистики в педагогических диссертациях / В. Д. Селютин. - Текст : непосредственный // Образование и общество. - 2017. - № 4 (105). - С. 104-106.

Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования / под редакцией П. И. Образцова. - Орел : ОГУ, 2011. - 338 с. - Текст : непосредственный.

Фролова, Н. В. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции будущих военных специалистов в вузе (на материале изучения дисциплины Иностранный язык) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08, 13.00.02 / Н. В. Фролова. - Орел, 2005. - 209 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.