Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦССА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П. И., Никитина А. В.

В статье рассматривается проблема формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в высшей школе средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П. И., Никитина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION OF FUTURE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES WITH THE INFORMATION-TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the problem offormation of readiness for business communication of future state and municipal employees in higher education by means of information technology support of the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦССА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147 ОБРАЗЦОВ П.И.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] НИКИТИНА А.В.

старший преподаватель,кафедра иностранных языков, Российская академия народного хозяйства и государственной службы Среднерусский институт управления- филиал E-mail: [email protected]

UDC 378.147

OBRAZTSOV P.I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Technologies of Psychological, Pedagogical and Special

Education, Orel State University E-mail: [email protected] NIKITINA A.V.

Senior Teacher, Department of Foreign Languages, the Russian Presidential Academy of National Economy and Pablic

Administration E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦССА

FORMATION OF READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION OF FUTURE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES WITH THE INFORMATION-TECHNOLOGICAL SUPPORT

OF THE EDUCATIONAL PROCESS

В статье рассматривается проблема формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в высшей школе средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса.

Ключевые слова: государственный и муниципальный служащий, информационно-технологическое обеспечение, учебный процесс, профессионально ориентированное обучение, технология обучения, дидактический комплекс.

The article deals with the problem offormation of readiness for business communication of future state and municipal employees in higher education by means of information technology support of the educational process.

Keywords: state and municipal employees, information technology support, educational process, professionally oriented training, training technology, didactic complex.

Современный этап развития культуры, общества и образования в России характеризуется модернизацией государственной власти и формированием более требовательных и сложных социальных задач и запросов общества, для решения которых необходимы высококвалифицированные, профессионально-подготовленные государственные и муниципальные служащие. Будущие государственные служащие должны быть готовы к принятию ответственных решений, обладать навыками взаимодействия с обществом, уметь грамотно осуществлять коммуникацию с административными и законодательными системами власти, анализировать собственное и общественное мнение [4]. Так же необходимо, что бы будущий специалист свободно ориентировался в информационной среде и мог работать с информационными системами, был готов к непрерывному образованию и самообразованию, умел осуществлять деловую коммуникацию, для решения профессионально-ориентированных задач.

В соответствии с ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (бакалавриат) будущие выпускники образовательной организации обязаны овладеть универсальной компетенцией (УК-4), в результате чего, они будут способны осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменных формах на государственном и иностранном (ых) языках [10].

В связи с этим возникает острая необходимость подготовки высококвалифицированных, компетентных государственных и муниципальных служащих, поддерживающих авторитет государственной службы и способных осуществлять деловую коммуникацию на государственном и международном уровнях. Профессионально-ориентированная работа

будущих государственных служащих, напрямую связана с выстраиванием продуктивного диалога между представителями органов власти и народом, что требует от будущего специалиста владения навыками деловой коммуникации. Деловая коммуникация нацелена на эффективное решение профессиональных задач, правильное использование в речи грамматических норм и правил, владение деловой лексикой, а так же знание делового этикета. Деловая коммуникация всегда нацелена на достижение конечного результата вне зависимости от симпатий и антипатий участников и оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности партнеров, успешную реализацию деловых совещаний, бесед, конференций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, что входит в профессионально-ориентированную сферу деятельности будущих государственных служащих [5].

Подробное изучение работ в области коммуникации, деловой коммуникации, конфликтологии, социальной психологии, таких ученых как К.Г. Юнг, А. Пиз, А. Маслоу, Г.М. Андреева, Р. Чалдини, В.М. Шепель, М.Е. Литвак, А.Я. Анцупов, Д. Майерс , И. Атватер, И. В. Подорожко, Г. Тер-Минасова позволяют характеризовать деловую коммуникацию, как важнейший процесс, выступающий регулятором в отношениях между государственными служащими и участниками коммуникативного процесса, а так же их оппонентами, позволяющий регулировать и успешно решать поставленные социальные и государственные задачи в профессиональной сфере общения [7].

В свою очередь, не соблюдение речевых, поведенческих, этических норм приводит и неверному выстраиванию деловой коммуникации, разрыву и непониманию партнеров межкуль-

© Образцов П.И., Никитина А.В. © Obraztsov P.I., Nikitina A.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

турного диалога.

Поэтому при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих основной целью образовательного процесса является формирование, развитие и направленность студентов на готовность к профессиональной, деловой коммуникации, с акцентом на межкультурный аспект. Необходимо обучать будущих специалистов стилистическим, грамматическим, лексическим, этическим особенностям деловой коммуникации применительно к профессиональной ситуации. Для наиболее эффективной организации дидактического процесса в образовательной организации высшей школы, при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих целесообразным следует признать использование теории информационно-технологического обеспечения учебного процесса. В рамках данной теории информационно-технологическое обеспечение учебного процесса (далее по тексту ИТОУП) рассматривается как «дидактическая система, представляющая собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационной и технологической составляющих, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса» [3].

Информационная составляющая учебного процесса, обеспечивает содержательный аспект подготовки будущих государственных и муниципальных служащих к деловой коммуникации, а технологическая составляющая позволяет реализовать процессуальный компонент в процессе обучения студентов средствами современных образовательных технологий [9].

Использование названных составляющих ИТОУП будет ориентировать педагогов высшей школы на формирование востребованного, профессионально-ориентированного специалиста, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, обладающего креативным мышлением, сохраняющим готовность к образованию и самообразованию, нацеленного на решение задач в сфере профессионально-личностного контекста [6]. В этом случае информационно-технологическое обеспечение учебного процесса будет представлять собой новую дидактическую систему, способную удовлетворить запросы быстроменяющихся и модернизирующихся требований к обучению будущего государственного и муниципального служащего [8].

Важным аспектом реализации информационной составляющей ИТОУП при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации высшей школы к осуществлению деловой коммуникации на государственном и международном уровнях является использование дидактических комплексов информационного обеспечения изучаемых учебных дисциплин (далее по тексту ДКИО). Такие дидактические комплексы могут легко трансформироваться под решение как дидактических, так развивающих и воспитательных задач профессиональной подготовки студентов.

В зависимости от требований и запросов образовательного процесса, а так же изучаемого модуля, будущим специалистам требуется освоение, отработка и практическое применение ДКИО с целью формирования у них готовности к деловой коммуникации. В этом случае главной задачей применения подобного дидактического комплекса выступает необходимость максимально приблизить учебный процесс к реальной ситуации делового общения уже на учебных заня-

тиях, т.е. создание профессионально-ориентированной образовательной среды.

Таким образом, дидактический комплекс информационного обеспечения, разработанный с целью успешного формирование деловой коммуникации у студентов, представляет собой системную, завершенную, взаимосвязанную единицу учебного материала, построенную на принципах модульности, квантования, когнитивной визуализации, информационной наполненности, научности, доступности, наглядности, сознательной активности, что в свою очередь, приводит к сознательному усвоению знаний и их практического применения.

Следовательно, в рамках информационно-технологического обеспечение учебного процесса предусматривается реализация дидактического комплекса для формировании готовности обучающихся к деловой коммуникации, организуя и систематизируя основные блоки обучающего материала в наглядные, практико-ориентированные, профессионально-направленные и целеноправленно-организованные ситуаций, решение которых позволяет будущим государственным и муниципальным служащим свободно осуществлять деловую коммуникацию в процессе делового взаимодействия [2].

Дидактический комплекс включает в себя учебные, методические, практико-ориентированные пособия, а так же аудио- видео, справочные материалы, и задания для самостоятельного изучения, способствующие более глубокому изучению и проработки модуля обучения деловому общению. В составе дидактического комплекса предусмотрен контролирующий модуль обеспечивающий входное тестирование, перед началом обучения, текущее тестирование, для проверки и контроля профессионально- ориентированной готовности к деловой коммуникации и заключительное тестирование, по итогу которого можно делать выводы о готовности будущих государственных и муниципальных служащих к решению коммуникативных задач для осуществления поставленных целей.

Достижение дидактической цели обучения осуществляется при реализации всех компонентов обучения деловому общению: целеполагающих, содержательных, процессуальных, контролирующих [1].

Главной целью реализации технологической составляющей ИТОУП в процессе подготовки в образовательной организации будущих государственных и муниципальных служащих выступает технология обучение деловой коммуникации, т.е последовательность действий, операций и процедур, обеспечивающих у студентов знание грамматических и лексических особенностей делового общения, а так же использование клише для типичных профессионально- ориентированных ситуаций.

Таким образом, формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса опирается на потребность с использованием дидактического комплекса и соответствующей технологии обучения, таким образом организовать дидактический процесс, чтобы создать специальную профессионально-ориентированную образовательную среду, погружение в которую обучающихся будет способствовать решению всех дидактических, развивающих и воспитывающих задач.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А., Комраков Е.С. Чернявская А.Г. Современные образовательные системы: мозаика моделей. МИМ ЛИНК, 2003. 34 с.

2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2002. 192с.

3. Казакова О.А., Серебренникова А.Н., Филиппова Е.М. Деловая коммуникация. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. 132 с.

4. Образцов П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения // Открытое образование. 2001. №5. С. 39-44.

5. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. М.: Изд-во УРАО, 2001. 132 с.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

6. Таратухина Ю.В., Авдеева З.К. Деловые и межкультурные коммуникации. М.: Издательство Юрайт, 2014. 11-12 с.

7. Тер-Минасова Г. Язык и международная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с

8. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования / под ред.П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.

9. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. [более 200 терминов / И. В. Роберт и др.] ; под ред. И.В. Роберт [и др.]. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 69 с.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования URL: http://www.fgosvpo.ru (дата обращения 25.02.2020).

References

1. VerbitskyA.A., KomrakovE.S. Chernyavskaya A. G. Modern educational systems: a mosaic of models. MIM LINK, 2003. 34p.

2. VilenskyM.Ya., ObraztsovP.I., UmanA.I. Technology of professional-oriented training in higher education: A textbook. Second edition / edited by V. A. Slastenin. Moscow: Pedagogical society of Russia, 2002. 192p. .

3. Kazakova O.A., SerebrennikovaA.N., FilippovaE.M. Business communication. Tomsk: Publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2013. 132 p.

4. Obraztsov P.I. Didactic complex of information support of educational discipline in the system of distance learning / / Open education. 2001. No. 5. Pp. 39-44 p.

5. Smirnov G.N. Ethics of business, business and public relations. Moscow: urao Publishing house, 2001. 132 p.

6. Taratukhina Yu. V, Avdeeva Z. K. Business and intercultural communications. Moscow: Yurayt Publishing House, 2014. 11-12 p.

7. Ter-Minasova G. Language and international communication/ Ter-Minasova M.: Slovo, 2000. 624 p.

8. Technologies of training in system of professional education / under the editorship of Prof.. I. Obraztsov. Orel: OSU, 2011. 338 p.

9. Lexion dictionary of terms of the conceptual construct of Informatization of education. [more than 200 terms / I. V. Robert et al.]; edited by I.V. Robert [et al.]. Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge, 2011. 69 p.

10. Federal state educational standards for higher education URL: http://www.fgosvpo.ru (accessed 25.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.