Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЕ ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE / FUTURE MILITARY SPECIALISTS / COMPETENCY FORMATION MODEL / TRAINING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П.И., Козачок А.И., Пантелеев Р.Г.

В статье рассматривается процесс формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов. Представлены определение и компонентный состав компетенции, раскрыты модель и технология ее формирования, применение которых в образовательном процессе военного вуза позволяют гарантированно достичь требуемого уровня сформированности компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П.И., Козачок А.И., Пантелеев Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE MILITARY EXPERTS IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS

The article discusses the process of formation of organizational and managerial competence of future military specialists. The definition and components of competence are given, the model and technology of its formation are disclosed, the use of which in the educational process of a military university allows guaranteed to achieve the required level of competency formation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ»

УДК 378 ОБРАЗЦОВ П.И.

доктор педагогических наук, профессор, Академия ФСО России, сотрудник E-mail: kind@orel.ru КОЗАЧОК А.И.

кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО

России, сотрудник

E-mail: kaiakadem@rambler.ru

ПАНТЕЛЕЕВ Р.Г.

Академия ФСО России, сотрудник E-mail: zzicalyste@yandex.ru

UDC378 OBRAZTSOVP.I.

Doctor of Pedagogics, Professor, Federal Guard Service

Academy E-mail: kind@orel.ru KOZACHOK A.I.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Federal Guard

Service Academy E-mail: kaiakadem@rambler.ru PANTELEEVR.G. Federal Guard Service Academy E-mail: zzicalyste@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE MILITARY EXPERTS IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS

В статье рассматривается процесс формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов. Представлены определение и компонентный состав компетенции, раскрыты модель и технология ее формирования, применение которых в образовательном процессе военного вуза позволяют гарантированно достичь требуемого уровня сформированности компетенции.

Ключевые слова: организационно-управленческая компетенция, будущие военные специалисты, модель формирования компетенции, технология обучения.

The article discusses the process of formation of organizational and managerial competence of future military specialists. The definition and components of competence are given, the model and technology of its formation are disclosed, the use of which in the educational process of a military university allows guaranteed to achieve the required level of competency formation.

Keywords: organizational and managerial competence, future military specialists, competency formation model, training technology.

Современный этап развития общества характеризуется глубоким проникновением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Информация, наряду с материальными ценностями, становится бесценным ресурсом, одним из факторов, оказывающимзначительное воздействие наосновные институты общества - экономические, политические, духовные и т.д. Не осталась в стороне от этих процессов и область обеспечения национальной безопасности государства, что повлекло за собой интенсивное развитие системы военного управления и, как ее материальной основы, системы военной связи и автоматизации. Таким образом, необходимость повышение эффективности профессиональной подготовки военных специалистов в области телекоммуникаций становится одной из важнейших задач военного образования.

В настоящее время подготовка военных специалистов в области телекоммуникаций к профессиональной деятельности осуществляется в соответствии с социальным заказом государства на основе ФГОС ВО, базирующегося на реализации компетентностного подхода,

который предполагает формирование у обучающихся способности в будущем действовать эффективно в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. При этом организационно-управленческая деятельность (ОУД) выступает необходимым атрибутом будущей профессиональной деятельности военного специалиста и заключается не только в создании эффективной системы управления организационно-техническими системами военного назначения, но и руководству ими в ходе подготовки и выполнении задач по предназначению. В данном случае базовой основой принятия сложных информационных, организационных, управленческих решений является организационно-управленческая компетенция (ОУК), формирование которой в ходе обучения в вузе определяется квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников [4]. Считаем, что необходимость исследований в области теории и практики формирования ОУК будущих военных специалистов (БВС) обуславливается наличием объективных противоречий между требованиями к уровню сформированности компетенции и

© Образцов П.И., Козачок А.И., Пантелеев Р.Г © Obraztsov P.I., Kozachok A. I., Panteleev R. G.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

качеством их подготовки, что подтверждается результатами анализа итогов работы государственной экзаменационной комиссии и отзывов на выпускников вуза из практических подразделений.

Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности обучающихся понятие ОУК БВСцелесообразно трактовать как интегративную характеристику, включающую в себя совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, определяющих способность и мотивационную готовность выпускника осуществлять организационно-управленческую деятельность при предоставлении защищенных телекоммуникационных услуг в мирное и военное время, а также в условиях кризисных ситуаций и проявляющуюся в процессе самореализации военного специалиста [1].

Проведенный теоретический анализ подходов к рассмотрению содержательно-элементного состава организационно-управленческой компетенции позволил рассматривать ОУК как совокупность когнитивного, деятельностного, личностно-профессионального и мотивационного компонентов, что, по нашему мнению, наиболее отвечает специфике профессиональной деятельности БВС в области телекоммуникаций.

Сформированные в процессе исследования знания о содержании и структуре ОУК БВС позволилинам для системного рассмотрения вопросов организации учебной деятельности при исследовании проблем подготовки специалистов разработать модель формирования компетенции.

Разработанная в процессе исследования теоретическая модель формирования исследуемой компетенции, состоит из целевого, содержательно-организационного, критериально-оценочного и результативного блоков (рис. 1).

Целевой блок включает в себя цели и задачи, направленные на достижение необходимого уровня сфор-мированностиОУК. Этап целеполагания предполагает выявление определенного несоответствия между текущим и желаемым состоянием сформированности рассматриваемой компетенции и трансформируется в систему целей и задач, успешное решение которых обеспечивает достижение заданного уровня сформирован-ности компетенции [5].

Компоненты содержательно-организационного блока направлены на успешное формирование ОУК посредством совместных действий профессорско-преподавательского состава вуза и обучающихся.

Содержательно-технологический аспект блока реализуется в форме технологии, гарантирующей достижение требуемого уровня сформированности ОУК. В контексте настоящего исследования названная технология рассматривается как взаимоувязанная совокупность двух ее составляющих - технологической, нашедшей свое отражение в комплекте технологических карт и информационной, представляющей собой комплекс информационной поддержки формирования исследуемой компетенции.Организационный аспект блока отражает

устойчивую взаимосвязь между всеми процедурами, описанными в рамках данного блока.

Комплект технологических карт, включающий в себя технологические карты лекционного этапа обучения, этапов групповых, практических, семинарских занятий и этапа воспитательной работы, выступает безусловным элементом дидактического процесса, направленного на формирование ОУК БВС при изучении соответствующей учебной дисциплины и содержит в своем составе всю полноту информации о разработанной технологии обучения, позволяя достаточно точно уяснить не только последовательность овладения обучающимися содержанием учебной дисциплины, но и специфику взаимодействия участников учебного процесса на всех этапах обучения, что создаст условия для организации образовательного процесса в точном соответствии с ней.

Отличительной особенностью разработанной в процессе настоящего исследования технологии формирования ОУК является обязательное включение в ее состав мероприятий воспитательной направленности, проводимых, как правило, во внеаудиторные часы. Данный аспект представлен набором различных форм и методов проведения мероприятий воспитательного характера, направленных на развитие и формирование мотиваци-онного и личностно-профессионального компонентов исследуемой компетенции [3].

Одними из наиболее эффективных форм проведения воспитательной работы, представленными в технологической карте этапа воспитательной работы, являются информационные беседы и тематические вечера с действующими сотрудниками практических подразделений. Подобные мероприятия направленны на углубление и расширение знаний обучающихся по некоторым темам дисциплины через призму применения их в реальной профессиональной деятельности. Обучающиеся имеют возможность задать интересующие их вопросы, подтвердить или опровергнуть сформировавшиеся у них представления о том или ином аспекте профессиональной деятельности, а главное получить необходимые для них знания от представителей практических подразделений. Кроме того, в процессе таких встреч обучающиеся знакомятся с реальными профессиональными ситуациями (зачастую нештатными) и примерами действий сотрудников в данных ситуациях, осуществить которые им во многом помогают знания, полученные при изучении соответствующих тем изучаемой дисциплины [2].

При разработке теоретического модулякомплекса информационной поддержки были выявлены эффективные формы и способы представления учебного материала, направленные в первую очередь на активизацию самостоятельной работы обучающихся и обеспечивающие поливариантность траектории обучения. Одним из таких способов является применение метода картирования мышления при проведении самостоятельной работы обучающихся, основанного на представлении информации с помощью интеллект-карт.

P Целевой блок

Социальный заказ

Требования ФГОС ВО

Квалификационные требова:

1

ни^

Цель: повышение уровня сформированности организационно-управленческой компетенции

Задачи по формированию структурных компонентов организационно-управленческой компетенции

Когнитивный

Деятельностный

Личностно-профессиональный

Мотивационный

содер.жательно-чрганжз.ацр.онньш .блок.

"Содержательная часть

содержательная часть

Структурный компонент

Содержательный компонент

Информационно-воспитательный компонент

Комплект технологических карт изучаемой дисциплины

о

Комплекс информационной поддержки формирования организационно-управленческой компетенции

Теоретический модуль (эл. учебники, методические материалы)

Практический модуль (примеры решения задач)

Справочный модуль (ГОСТ, тактико-технические характеристики техники)

Контрольный модуль (тестовые задания)

Научная работа курсантов (доклады, рефераты)

'з:

Организационная часть

Этапы формирования организационно-управленческой компетенции

Подготовительный (ознакомление со структурой организационно-управленческой деятельности, мотивация, диагностика первоначального уровня подготовленности обучающихся) Формирующий (приобретение знаний, умений, навыков, формирование положительной мотивации и профессионально важных качеств) Прикладной (совершенствование компонентов организационно-управленческой компетенции в процессе полевых учений, производственной практики)

Педагогические условия ормирования организационно-управленческой компетенции

Обеспечение положительной мотивации к организационно-управленческой деятельности Внедрение в образовательный процесс технологии формирования организационно-управленческой компетенции Организация субъект субъектных отношений при коррекции промежуточных результатов формирования организационно-управленческой компетенции Диагностика сформированности компонентов организационно-управленческой компетенции на всех этапах ее формирования

Критериально-оценочный блок"

Критерии оценки сформированности компонентов организационно-управленческой компетенции

Усвоение теоретических и прикладных знаний Способность решать управленческие профессионально-ориентированные задачи Сформированность профессионально важных качеств Мотивационная готовность к осуществлению организационно-управленческой деятельности

Система показателей оценки сформированностиорганизационно-управленческой компетенции

- полнота и глубина усвоения знаний, - прочность усвоения знаний -качество решения профессионально ориентированных задач, -оперативность решения профессионально ориентированных задач - качества личности, - способность к рефлексии -профессиональные мотивы, -познавательные мотивы

Методы оценки

Анализ результатов отчетностей, анкетирование, отложенный контроль, тестовые задания Анализ продуктов организационно-управленческой деятельности, экспертная оценка, самооценка Тестовые задания, самооценка, экспертная оценка Самооценка, анкетирование

тгггг-а:

Результат: уровень сформированности организационно-управленческой компетенции

Низкий Средний Высокий

Анализ результатов подготовки, коррекция_

Рис. 1. Теоретическая модель формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов в вузе

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

В процессе исследования для составления интеллект-карт использовались возможности программного обеспечения MindJetMindManager, которое позволяет выводить на устройства вывода информации созданные преподавателем или обучающимся информационные последовательности связанные друг с другом ассоциативными и логическими связями. Это дает возможность обучающимся «одним взглядом» охватить картину инфографических элементов в целом и перекомпилировать уже готовую структуру содержания учебной информации под собственные способности к усвоению учебного материала.Использование метода картирования мышления в процессе обучения оказывает значительную поддержку в реализации субъект-субъектных отношений преподавателя и обучающегося, стимулирует у будущих военных специалистов процесс многоаспектного осмысления явлений [2].

Содержание и структура ОУК послужили основанием для определения этапности ее формирования. На подготовительном этапе наибольшее значение имеет формирование мотивационного компонента, предполагающего стимулирование и побуждение мотивации будущего военного специалиста к овладению составляющими названной компетенции на основе осознанной потребности в формировании готовности к осуществлению ОУД. Формирующий этап нацелен на создание педагогических условий для развития когнитивного и деятель-ностного компонентов компетенции. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе формирующего этапа, определяют устойчивый профессиональный интерес к специальности. На прикладном этапе ОУК объединяет в себе более высокий уровень умений и развитых профессионально важных качеств в рамках организационно-управленческой деятельности обучающихся. В ходе образовательного процесса происходит актуализация учебных результатов в процессе деятельности на различного рода полевых практических занятиях [5]. При этом решаются такие профессионально-ориентированные организационно-управленческие задачи как разработка конкретных документов службы мониторинга состояния сетей связи; мониторинг состояния элементов сетей связи; принятие решений, направленных на оптимизацию работы сетей связи; разработка структуры элементов сетей связи; выполнение мероприятий (работ, операций) в ходе развертывания и эксплуатации элементов сети связи и определение порядка их выполнения; определение организационной структуры телекоммуникационного подразделения для выполнения конкретной боевой задачи; определение полномочий и ответственности подчиненных; руководство подчиненными в процессе выполнения телекоммуникационных задач; разработка мероприятий по всестороннему обеспечению деятельности телекоммуникационных подразделений; определение перечня мероприятий контроля на этапах выполнения телекоммуникационных задач; разработка показателей и критериев оценки деятельности подчиненных на этапах выполнения телекоммуникационных задач.

Значимым компонентом содержательно-

организационного блока теоретической модели являются педагогические условия формирования исследуемой компетенции. К таковым были отнесены обеспечение положительной мотивации обучающихся к организационно-управленческой деятельности, внедрение в образовательный процесс технологии формирования рассматриваемой компетенции, субъект-субъектные отношения при коррекции промежуточных результатов формирования организационно-управленческой компетенции, диагностика сформированности компонентов исследуемой компетенции на всех этапах ее формирования.

Таким образом, содержательно-организационный блок теоретической модели позволяет обеспечить достижение высокого уровня сформированности организационно-управленческой компетенции благодаря активизации и интенсификации деятельности обучающихся на основе применяемой в образовательном процессе разработанной технологии формирования исследуемой компетенции.

Критериально-оценочный блок модели выступает в качестве процедуры диагностической деятельности и позволяет раскрыть разработанную систему оценки сформированности организационно-управленческой компетенции.

Отметим, что оценка эффективности спроектированной в процессе настоящего исследования технологии формирования ОУК потребовала разработки соответствующего критериально-оценочного аппарата, включающего в себя критерии, показатели и уровни сформированности исследуемой компетенции, а также средства ее оценивания.

Результативный блок на основе произведенной оценки позволяет дифференцировать обучающихся по соответствующим уровням сформированности организационно-управленческой компетенции, устанавливая, таким образом, соотношение между декларируемыми целями и реальным результатом.

Решение теоретических проблем исследования позволило перейти к их опытно-экспериментальной проверке.

Изучение сущности формирования названной компетенции и внедрение в образовательный процесс соответствующей технологии осуществлялось на базе военного вуза. В опытно-экспериментальной работе, включающей в себя констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, участвовали преподаватели специальных кафедр вуза, офицеры учебных и практических подразделений, обучающиеся четвертого и пятого годов обучения.

Исходя из задач настоящего исследования, целью проведения опытно-экспериментальной работы являлось получение опытных данных, подтверждающих (или опровергающих) эффективность мер педагогического воздействия в процессе применения разработанной технологии обучения.

Задачами констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня сформированности рас-

сматриваемой компетенции, определение целесообразности разработки и применения в образовательном процессе вуза технологии ее формирования и предварительное определение педагогических условий формирования названной компетенции. Констатирующий этап эксперимента позволил не только произвести диагностику состояния организационно-управленческой компетенции у обучающихся выпускных курсов по окончании изучения ими специальной дисциплиныв-ходящей в основную профессиональную образовательную программу по подготовке специалистов в области телекоммуникаций, но и выявить противоречия возникающие в процессе подготовки будущих специалистов, заключающиеся в разнице между требуемым уровнем подготовки выпускников и его реальным значением. Для определения уровня сформированности названной компетенции у выпускников в рамках данного этапа исследования были выбраны такие дидактические показатели как качество усвоения знаний, качество решения организационно-управленческих задач, развитость профессионально важных качеств.

По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что высокий уровень сформирован-ности компетенции диагностирован у 18,1% обучающихся, среднего уровня сформированности достигли 47,9% обучающихся, а низкий уровень сформированно-сти выявлен у 34% обучающихся.

Полученные в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента данные свидетельствуют о недостаточной эффективности формирования организационно-управленческой компетенции, что указывает как на актуальность настоящего исследования, так и необходимость целенаправленного формирования компетенции.

Формирующий этап эксперимента проводился в естественных условиях образовательного процесса вуза с применением метода сравнительного эксперимента и выделением контрольной и экспериментальной групп.

Замысел формирующего педагогического эксперимента предусматривает:

- выбор учебных групп, участвующих в эксперименте и проверка их на однородность, определение варьируемых и неварьируемых условий эксперимента;

- создание педагогических условий, позволяющих наиболее эффективно применить разработанную технологию формирования рассматриваемой компетенции в ходе реализации теоретической модели процесса формирования ОУК БВС;

- внедрение и реализацию разработанной технологии формирования ОУК БВС в рамках образовательного процесса военного вуза при изучении специальной дисциплины;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку способа оценки уровня сформиро-ванности ОУК БВС с учетом ее компонентного состава;

- замер промежуточных результатов применения внедряемой в образовательный процесс в рамках проводимого эксперимента технологии и принятие решения о целесообразности ее корректировки;

- проведение итоговой диагностики уровня

сформированности ОУК БВС и оценка эффективности предлагаемой технологии формирования компетенции.

- формулирование выводов по результатам проводимого педагогического эксперимента.

На начальном этапе формирующего эксперимента был произведен выбор и выравнивание контрольной и экспериментальной групп, основой которым послужило входное тестирование. Кроме того были определены варьируемые и не варьируемые условия проведения эксперимента.

Проверка однородности экспериментальной и контрольной групп проводилась на основе статистического анализа среднего балла успеваемости, уровня профессиональной мотивации и результатов входного тестирования уровня знаний, необходимых обучающимся для освоения курса специальной дисциплины, входящей в основную профессиональную образовательную программу по подготовке специалистов в области телекоммуникаций. Обобщение результатов проведенного тестирования осуществлялось с применением функции желательности Харрингтона.

Проверка правильности выборки контрольной и экспериментальной групп производилась с применением ^критерия Стьюдента для независимых переменных. Сравнив полученное расчетное значение с табличным для выбранного уровня достоверности 0,05 был сделан вывод о том, что обе рассматриваемые выборки относятся к одной генеральной совокупности, т.е. выборка произведена правильно.

Последующие этапы заключались в непосредственном проведении эксперимента с применением в образовательном процессе экспериментальных групп разработанной технологии и реализации педагогических условий формирования названной компетенции. В ходе проведения эксперимента осуществлялся сбор и обобщение эмпирических данных и их предварительная обработка с целью проведения анализа и сравнения полученных результатов на завершающем этапе для оценки дидактической эффективности реализации педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов в области телекоммуникаций.

Интегральная оценка уровня сформированности компетенции производилась с учетом характеризующих важность каждого из ее компонентов весовых коэффициентов, полученных на основании экспертного опроса преподавателей вуза и сотрудников практических подразделений (табл.1).

Таблица 1.

Весовые коэффициенты компонентов ОУК

Компоненты ОУК Значение весового коэффициента

Когнитивный 0,3

Деятельностный 0,3

Личностно-профессиональный 0,2

Мотивационный 0,2

Сравнительные результаты интегральной оцен-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ки уровня сформированности компетенции по итогам формирующего эксперимента (рис. 2), свидетельствуют об эффективности реализации педагогических условий формирования исследуемой компетенции. Об этом можно судить на основании увеличения количества обучающихся с высоким уровнем сформированности организационно-управленческой компетенции в ЭГ по сравнению с КГ и минимизации количества обучающихся с низким уровнем ее сформированности.

Расчет ^критерия Стьюдента для контрольной и экспериментальной групп позволяет утверждать, что его значение в педагогическом эксперименте составляет ^ = 2,2, критические значения ^критерия Стьюдента: ^фит=1,98 при р<0.05. Эмпирическое значение ^критерия Стьюдента 2,2 превысило критического значения для р<0.05, равное 1,98. Это говорит о том, что выявленные различия в уровне сформированности исследуемой компетенции у обучающихся в контрольной и экспериментальной группах являются статистически значимыми и достоверными.

55.3%

42.6-,:^

25% =

= ■7 j 0 0 =

КГ ЭГ

^ низкий III средний = высокий

Рис.2. Сравнительные результаты интегральной оценки сформированности организационно-управленческой компетенции.

Таким образом, по результатам проведенного педагогического эксперимента представляется возможным сделать вывод об эффективности разработанной и внедренной в образовательный процесс военного вуза технологии формирования ОУК БВС. Применение технологии позволило значительно увеличить количество обучающихся с высоким уровнем развития компетенции в ЭГ (55,3%) по сравнению с КГ (25%) и добиться минимизации количества обучающихся с низким уровнем (2,1% в ЭГ по сравнению с 12,5% в КГ) ее сформированности.

Библиографический список

1. Козачок А.И., Пантелеев Р.Г. Организационно-управленческая компетенция будущего военного специалиста в области телекоммуникаций / А.И. Козачок, Р.Г. Пантелеев // Ученые записки Орловского государственного университета. Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2017. Выпуск 4 (77). С. 229-233.

2. Пантелеева О.Н. Характеристика структурных компонентов технологии формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов / О.Н. Пантелеева, А.И. Козачок, Р.Г. Пантелеев // Ученые записки Орловского государственного университета. Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2019. № 2 (83). С. 234-238.

3. Пантелеев Р.Г. Технологический подход к формированию организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 5(29). М. :Изд. «МЦНО», 2019. С. 128-133.

4. Образцов П.И. Состав и структура организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста / Р.Г. Пантелеев, А.И. Козачок,П.И. Образцов // Известия ТулГУ Педагогика, Тула: Изд-во ТУлГУ, 2017. № 2 С. 77-82.

5. Чемодуров М.В., Пантелеев Р.Г. К вопросу о моделировании процесса формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов / Р.Г. Пантелеев, М.В. Чемодуров // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 7(31). М. :Изд. «МЦНО», 2019. С. 38-45.

References

1. Kozachok A.I., PanteleevR.G. Organizational and managerial competence of the future military specialist in the field of telecommunications / А.1. Kozachok, R.G. Panteleev // Scientific notes of the Orel State University. Orel: FSBEI of HE «OSU named after I.S. Turgenev», 2017. Issue 4 (77). Pp. 229-233.

2. Panteleeva O.N. Description of the structural components of the technology for the formation of organizational and managerial competence of future military specialists / ОЖ Panteleeva A.I. Kozachok,

3. Panteleev R.G. // Scientific notes of the Orel State University. Orel: FSBEI HE «OSU named after I.S. Turgenev» 2019. No. 2 (83). Pp. 234-238.

4. Panteleev R.G. A technological approach to the formation of organizational and managerial competence of future military specialists // Scientific Forum: Pedagogy and Psychology: Sat. Art. based on materials of XXIX int. scientific-practical conf. No. 5 (29). M.: Publishing House "ICNO", 2019. Pp. 128-133.

5. Obrazcov P.I. Composition and structure of organizational and managerial competence of the future military specialist /

6. Panteleev R.G., KozachokA.I., Obrazcov P.I. // IzvestiyaTulGU. Pedagogy, Tula: Publishing house of TulGU, 2017. No. 2 Pp. 77-82.

7. Chemodurov M.V. Panteleev R.G. To the question of modeling the process of formation of organizational and managerial competence of future military specialists / R.G. Panteleev, M.V. Chemodurov // Scientific forum: Pedagogy and psychology: Sat. Art. based on materials of XXXI int. scientific-practical conf. No. 7 (31). M.: Publishing House "ICNO", 2019. Pp. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.