Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Ирина Михайловна, Корякина Галина Михайловна, Романова Юлия Владимировна

Рассматриваются актуальные аспекты формирования проектной культуры будущих педагогов в ходе дизайн-образования. Показано, что на современном этапе развития общества проектная культура становится общенаучным комплексом знаний, умений, опыта, а также личностных качеств, обеспечивающих практическое их применение в конкретных условиях. Характеризуется методическое сопровождение дизайн-образования. Отмечается высокий педагогический потенциал проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Ирина Михайловна, Корякина Галина Михайловна, Романова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROJECT CULTURE OF A FUTURE TEACHER IN DESIGN EDUCATION

The article deals with current aspects of forming the project culture of future teachers in the course of design education. It is shown that at the present stage of development of society, project culture becomes a General scientific complex of knowledge, skills, experience, as well as personal qualities that ensure their practical application in specific conditions. Is characterized by a methodological support for design education. There is a high pedagogical potential of project activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.21.01.P.38

УДК 37.036+74

И.М. Елисеева, Г.М. Корякина, Ю.В. Романова,

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Формирование проектной культуры будущего педагога в дизайн-образовании

Профессия дизайнера-педагога, являющаяся сегодня особенно актуальной, требует освоения универсальных основ проектной деятельности, формирования и развития проектной культуры как профессионально значимого качества личности.

На современном этапе развития общества проектная культура становится общенаучным комплексом знаний, умений, опыта, а также личностных качеств, обеспечивающих практическое их применение в конкретных условиях. Реализует-

ся проектная культура как особый тип мышления и вид проектно-пре-образовательной деятельности людей [1, с. 170].

Проблема формирования и развития проектной культуры будущего бакалавра широко обсуждается на страницах научно-педагогической печати. Теоретико-методологическое обоснование проектной культуры педагога получило отражение в работах И.Ф. Исаева, ИА. Колесниковой, Е.А. Митрофа-новой, В.Г. Сотника, Н.В. Топили-ной и др., посвященных профес-

сионально-педагогической культуре. Оно обсуждается в публикациях по педагогическому проектированию, конструированию, моделированию А.П. Беляевой, С.М. Марковой, Е.Э. Смирнова, И.В. Трайне-ва и в работах по педагогическим технологиям Г.К. Селевко, И.С. Сергеева, Л.Д. Столяренко и др.

Проектная культура дизайнера исследуется в теории и методологии дизайна в публикациях Ю.В. Весе-ловой, О.И. Генисаретского, И.С. Ка-римовой, Е.Н. Ковешниковой. Проблемы формирования проектной

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова Тян-Шанского

© Елисеева И.М., Корякина Г.М., Романова Ю.В., 2021

ирина михаилобна елисеева

российская Федерация, г. Липецк

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, дизайн-образование в среде визуальных коммуникаций. Автор 54 опубликованных научных трудов. Соавтор 3 зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности. Электронная почта: eliseeva_im@lspu-lipetsk.ru

IRINA M. ELISEEVA Lipetsk, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Fine, Decorative and Applied Arts and Design of the Lipetsk State Pedagogical University Named After P.P. Semenov-Tyan-Shansky. Research interests: higher school pedagogy, design education in the visual communications environment. Author of 54 published scientific papers. Co-author of 3 registered intellectual property objects. Email address: eliseeva_im@lspu-lipetsk.ru

галина михайловна корякина Российская Федерация, г. Липецк

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, заместитель директора Института культуры и искусства по научной работе Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, теория и практика дизайн-проектирования в системе профессиональной подготовки графических дизайнеров. Автор 37 опубликованных научных трудов, в том числе учебных пособий. Соавтор 7 зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности. Электронная почта: koryakina_gm@lspu-lipetsk.ru

GALINA M. KORYAKINA Lipetsk, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of fine, Decorative and Applied Arts and Design, Deputy Director of the Institute of Culture and Art for Scientific Work of the Lipetsk State Pedagogical University Named After P.P. Semenov-Tyan-Shansky. Research interests: higher school pedagogy, theory and practice of design design in the system of professional training of graphic designers. Author of 37 published scientific papers, including textbooks. Co-author of 7 registered intellectual property objects. Email address: koryakina_gm@lspu-lipetsk.ru

Юлия ВЛАДИМИРОВНА РОМАНОВА

Российская Федерация, г. Липецк

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогическая психология. Автор 23 опубликованных научных работ. Электронная почта: romanowlip@mail.ru

YULIA V. ROMANOVA Lipetsk, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Special Education of the Lipetsk State Pedagogical University Named айет P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Research interests: educational psychology. Author of 23 published scientific papers. Email address: romanowlip@mail.ru

Рассматриваются актуальные аспекты формирования проектной культуры будущих педагогов в ходе дизайн-образования. Показано, что на современном этапе развития общества проектная культура становится общенаучным комплексом знаний, умений, опыта, а также личностных качеств, обеспечивающих практическое их применение в конкретных условиях. Характеризуется методическое сопровождение дизайн-образования. Отмечается высокий педагогический потенциал проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная культура, дизайн-образование, дизайн-проектирование, методическое сопровождение, деятельность дизайнера-педагога.

The article deals with current aspects of forming the project culture of future teachers in the course of design education. It is shown that at the present stage of development of society, project culture becomes a General scientific complex of knowledge, skills, experience, as well as personal qualities that ensure their practical application in specific conditions. Is characterized by a methodological support for design education. There is a high pedagogical potential of project activity.

Key words: design culture, design education, design, methodological supervision, the activities of the designer -teacher.

культуры студентов средствами художественно-проектных дисциплин нашли отражение в работах А.В. Ефимова, Д.Л. Мелодинского, А.В. Степанова, В.Т. Шимко.

Существенным вкладом в методологию дизайна, теорию и практику профессиональной подготовки бакалавров в области дизайна стала методика обучения художественному проектированию и моделированию, разработанная в 1990-е годы коллективами Московского архитектурного института и Всесоюзным научно-иссле-

довательским институтом технической эстетики.

Творческие концепции преподавателей Высших художественно-технических мастерских - знаменитого ВХУТЕМАСа - проецировались в методику освоения профессии, в сферу учебного процесса. «Происходило это главным образом эмпирически на основании интуитивных представлений ведущих педагогов, методического опыта, без достаточных психолого-педагогических проработок» [3, с. 15].

Для того чтобы решить проблему развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в условиях вуза, необходимо исследовать теоретико-методологические подходы к дизайн-образованию, обозначить функциональные компоненты проектной культуры, а также разработать модель развития проектной культуры бакалавров.

Особенности организации учебного процесса у дизайнеров в педагогическом вузе таковы, что требуют в научно-методическом плане обеспечения, поддержки и науч-

но-методического сопровождения. Методическое обеспечение включает в себя деятельность педагога по созданию методических материалов, необходимых для проведения занятий со студентами по проектно-художественным дисциплинам, проектно-технологи-ческой и преддипломной практике, ориентированным на выполнение выпускной квалификационной работы.

Содержание методических материалов направлено на формирование основных характеристик проектной культуры будущего дизайнера-педагога: художественно-творческих, технологических, проектных, личностных, психологических и др.

Методическая поддержка необходима не только в приобретении студентами специальных знаний, умений и опыта, но и для выработки у них фундаментальных основ художественно-проектной культуры: графической, цветовой, пластической [2, с. 20]. В конечном итоге студенты видят, где они могут применить полученные знания и навыки, осуществить переход от учебно-проектной деятельности к самостоятельному художественному и проектному творчеству.

Методическое сопровождение является необходимым условием для развития профессионально важных качеств будущего дизайнера-педагога - проектного мышления, специальных знаний, умений, способностей, навыков проектного моделирования, необходимых для осуществления художественно-проектной и педагогической деятельности.

Задача формирования у студентов «универсальных основ проектной деятельности» [6, с. 120] актуальна в контексте профессионально-педагогической подготовки будущих дизайнеров-педагогов в вузе. В педагогическом вузе специальные предметы носят педагогическую направленность, то есть содержат элементы методики их преподавания, форм и методов обучения.

Помимо образовательных задач, будущий дизайнер-педагог должен научиться решать всевозможные проектные задачи; проектировать учебный процесс, моделировать собственную деятельность и деятельность студентов, разрабатывать методику обучения дисциплинам художественно-проектного цикла - проектированию, шрифтам, макетированию, моделированию, художественно-техническому редактированию и др. В отличие от проектной деятельности педагога, которая осуществляется в основном на теоретико-методологическом уровне, проектная деятельность дизайнера-педагога может осуществляться на разных уровнях -теоретическом, методологическом, эмпирическом, практическом.

В обучении будущих дизайнеров широко применяется так называемый творческий метод, в котором закономерности создания того или иного проекта становятся правилами действия. Творческий метод отражает алгоритм повторяемости этапов проектирования и моделирования по созданию художественно осмысленной предметно-пространственной среды (дизайн-объекта); интенсифицирует развитие самосознания человека, способствует формированию его социальной позиции [3, с. 93].

Методика обучения студентов-дизайнеров курсам по выбору (проектирование рекламной продукции, каллиграфия, модульно-матрич-ные шрифты, верстка текста с иллюстрацией и др.) также позволяет успешно решать задачи формирования навыков проектирования, проектных способностей, проек-тно-образного мышления, развития художественно-проектной культуры будущих дизайнеров.

Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование - есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его

к потребностям XXI века. В-третьих, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любой образовательной организации. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-творческой педагогики. В-пятых, проектирование повышает конкурентоспособность самого преподавателя вуза на рынке труда.

Таким образом, проектная культура педагога основывается на проектной компетентности, включающей в себя знания и умения по основам проектирования, моделирования, компьютерной графике, сформированности творческих качеств и способностей личности.

Под преемственностью творческого становления бакалавра дизайна в системе профессионально-художественного образования понимается развитие проектного мышления и постижение основных закономерностей художественно-дизайнерского искусства и деятельности в целостном воспитательно-образовательном процессе [4, с. 17].

Формирование проектной культуры в художественном образовании имеет ряд особенностей, связанных с творческим характером профессиональной деятельности дизайнеров, с процессами формообразования и искусственной среды обитания, лежащими в основе проектной деятельности. С помощью проектных технологий раскрываются и развиваются общекультурные, художественные, эстетические ценности в содержании художественного образования.

На этой базе осваиваются главные ценности развития проектной культуры бакалавра художественного профиля, осуществляется самостоятельный выбор личностного метода автора как создателя творческого продукта, здесь же актуализируется эмоционально личностное отношение к процессу и продуктам творческой деятельности, развиваются способности к проектной рефлексии. В образовательном процессе происходит осознание ценностей, целей и оценок деятельно-

Рис. 1. Дизайн-проект путеводителя по городу Липецк.

Автор: Юлия Ширеева

сти, актуализируются потребности в реализации профессиональных смыслов [5, с. 69].

Становление проектной культуры студентов происходит в процессе проективного обучения, основанного на проектной активности учащихся, применении и развитии их способности к совместной преобразовательной деятельности. Целостность процесса проектирования должна обеспечиваться его освоением на разных уровнях - методологическом, теоретическом,

эмпирическом. Способами проективного обучения студентов являются метод проектов, научно-исследовательская деятельность, социокультурное проектирование в рамках воспитательного процесса образовательной организации [2, с. 24].

Проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал, так как, являясь комплексной деятельностью, параллельно с созданием проекта она обеспечивает усвоение лично-

стью новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов. Это позволяет нам рассматривать дизайнерскую деятельность в качестве одного из эффективных средств обучения, способствующих практическому овладению технологией проектирования.

Проектная деятельность в полном объеме от графического замысла к реализации в материале является сложным процессом, поэтому основным доступным мето-

Рис. 2. Плакат «Судьба и Родина едины». Автор: Александра Романий

Рис. 3. Плакат «Великая Победа!»

Автор: Мария Суркова

дом является графическое воплощение идеи, замысла.

В качестве примера можно привести учебную и творческую деятельность студентов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, обучающихся по направлению «Дизайн (графический дизайн)». На протяжении всего обучения ими разрабатываются различные дизайн-проекты в области полиграфии (газеты, журналы, книги, каталоги и пр.), визуальной идентификации предприятий и учреждений (фирменный стиль образовательных организаций, полиграфических фирм и агентств), рекламной продукции (на внешних, внутренних носителях и транспорте), в том числе сувенирной продукции для рекламных акций, социального плаката, дискографии, инфографики и др.

К выпускному курсу студент-дизайнер, имея достаточный багаж теоретических и практических знаний и умений в области проектных дисциплин, определяется с тематикой выпускной квалификационной работы. Изучив и проанализировав теоретический материал и творческие аналоги по выбранной теме научного исследования, студенты определяют творческий замысел работы, на основе которого разра-

батывается художественно-проектная концепция, графические методы и средства для ее реализации в проекте. В результате работы графическая тема визуализируется в оригинал-макете, демонстрационных модулях и кратко обобщается в виде презентационного материала.

В качестве наглядных примеров рассмотрим наиболее актуальные дизайн-проекты 2020 года обучающихся нашей кафедры.

Выпускная квалификационная работа бакалавра Юлии Ширеевой на тему «Дизайн-проект путеводителя по городу Липецк» представлена оригинал-макетом путеводителя и презентационными модулями, отражающими творческую концепцию и визуальную составляющую темы дипломного проекта. На модулях (рис. 1), содержащих авторскую сетку путеводителя, его основные разделы с цветовым и визуальным решением, отражены особенности историко-культурного наследия родного города, его индустриально-экономического развития, формирование и развитие липецкого военного летного отряда, уникальная история традиций в образовании, а также особенности природной туристско-рекре-ационной зоны.

Также необходимо отметить дизайн-проекты социальных плакатов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основе творческого замысла данного проекта лежала мысль о прославлении доблести, отваги и решимости советского народа в его борьбе с беспощадным врагом. Композиционное, цветовое и шрифтовое исполнение подчеркивает основную смысловую направленность плакатов - торжество Победы и гордость за советский народ, который вынес основную тяжесть самой кровопролитной войны человечества и победил фашизм (рис. 2, 3).

В заключение необходимо отметить, что проектной деятельности студентов-дизайнеров присущ педагогический потенциал, так как, являясь комплексной работой, параллельно с созданием проекта она обеспечивает усвоение обучающимися новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов. Это позволяет рассматривать дизайнерскую деятельность, способствующую практическому овладению технологией проектирования, в качестве одного из эффективных средств дизайн-образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселова Ю.В. Основные направления профессиональной подготовки дизайнеров // Сборник научных трудов НГТУ. 2010. № 2. С. 169-174.

2. Вострикова Н.А. О подготовке дизайнеров в структуре высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3. С. 20-26.

3. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1988. С. 8-17.

4. Гребенников К.А. Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров (На материалах среднего профессионального образования): дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2002. 195 с.

5. Елисеева И.М., Саблина Н.А., Романова Ю.В. Графический дизайн как средство визуальных коммуникаций в профессиональном образовании дизайнеров // Высшее образование сегодня. 2019. № 12. С. 66-69.

6. Львова И.А. Методика формирования художественно-проектной деятельности в области дизайн-образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 170 с.

REFERENCES

1. Veselova Yu.V. (2010) Osnovny'e napravleniya professionaTnoj podgotovki dizajnerov [The main directions of professional training of designers]. Collection of scientific papers of the Nizhny Novgorod University. No. 2. Pp. 169-174. (In Russian).

2. Vostrikova N.A. (2010) O podgotovke dizajnerov v strukture vy'sshego obrazovaniya [About the preparation of designers in the structure of higher education]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky. No. 3. Pp. 20-26. (In Russian).

3. Genisaretskij O.I. (1988) Problemy' issledovaniya i razvitiya proektnoj kul'tury' dizajna [Problems of research and development of design culture of design]. Abstract of PhD thesis.. Moscow. Pp. 8-17. (In Russian).

4. Grebennikov K.A. (2002) Komp'yuternaya grafika kaksredstvo professional'nojpodgotovkispecialistov-dizajnerov (Na materialax srednego professional'nogo obrazovaniya) [Computer graphics as a means of professional training of design specialists (Based on materials of secondary vocational education)]. PhD thesis. Voronezh. 195 p. (In Russian).

5. Eliseeva I.M., Sablina N.A., Romanova Yu.V. (2019) Graficheskij dizajn kak sredstvo vizuaTny'x kommunikacij v professionalem obrazovanii dizajnerov [Graphic design as a means of visual communication in professional education of designers]. Higher education today. No. 12. Pp. 66-69. (In Russian).

6. Lvova I.A. (2010) Metodika formirovaniya xudozhestvenno-proektnoj deyatel'nosti v oblasti dizajn-obrazovaniya [Methodology for the formation of art-project activities in the field of design education]. PhD thesis. Moscow. 170 p. (In Russian).

Наш прекрасный зимний Липецк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.