Научная статья на тему 'GRAPHIC DESIGN AS A MEANS OF VISUAL COMMUNICATION'

GRAPHIC DESIGN AS A MEANS OF VISUAL COMMUNICATION Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
523
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / VISUAL COMMUNICATIONS / GRAPHIC DESIGN / DESIGN EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елисеева Ирина Михайловна, Саблина Надежда Алексеевна, Романова Юлия Владимировна

Рассматривается значение визуальных коммуникаций в современной науке, дизайне, искусстве, психологии. Особое внимание уделено роли графического дизайна в формировании визуальных коммуникаций. Описаны способы эффективного воздействия визуальных коммуникаций. Представлена типология средств визуальной коммуникации, их функции. Проанализирована коммуникативная составляющая графического дизайна в контексте взаимодействия между заказчиком и потребителем.The importance of visual communications in modern science, design, art, psychology is considered. Particular attention is paid to the role of graphic design in the formation of visual communications. Methods for the effective impact of visual communications are described. A typology of visual communication tools and their functions is presented. The communicative component of graphic design in the context of the interaction between the customer and the consumer is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Елисеева Ирина Михайловна, Саблина Надежда Алексеевна, Романова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «GRAPHIC DESIGN AS A MEANS OF VISUAL COMMUNICATION»

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.12.P.66 УДК 37.036+74

И.М. Елисеева, Н.А. Саблина, Ю.В. Романова,

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Графический дизайн как средство визуальных коммуникаций в профессиональном образовании дизайнеров

Стремительное распространение компьютерных технологий, развитие глобальной сети Интернет сказываются на среде производства, бизнеса, общения и, конечно же, образования. Мировые информационные ресурсы теперь доступны для большинства образовательных учреждений, появляются средства и методы обучения, в основе которых лежит использование электронных научных и учебных комплексов. Появление

высокоскоростных сетей Интернет создало широкое поле для применения визуальных коммуникаций и их развития.

Визуальные коммуникации повсеместно распространены в современном обществе. Их эффективность давно проверена на практике. Они позволяют реципиенту успешно принимать информацию при минимуме временных затрат на ее расшифровку. В условиях стремительного роста объемов инфор-

мации роль визуальных коммуникаций становится все важнее и важнее. Естественно, повышаются и требования к их разработке.

Понятие «визуальные коммуникации» появилось в дизайне не так давно, но уже успело привлечь внимание многих ученых в области искусствоведения, маркетинга и психологии. Их своеобразие определяется на основе конкретной предметно-пространственной среды, для которой они пред-

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

© Елисеева И.М., Саблина Н.А., Романова Ю.В., 2019 66

ИРИНА

МИХАЙЛОВНА ЕЛИСЕЕВА

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой изобразительного, де-коративно-прикладно-го искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, дизайн-образование в среде визуальных коммуникаций. Автор 35 опубликованных научных работ. Электронная почта: eliseeva_im@ lspu-lipetsk.ru

назначены. Знаки образуют систему с теми или иными смысловыми и графическими характеристиками, что предопределяет необходимость ввести ограничение по типу пространства.

В основе механизма визуальных коммуникаций лежит представление о передаче информации посредством визуального языка (знаки, изображения, образы, типографика, инфографика) и ее визуальном восприятии (органы зрения, психология восприятия) [1, с. 135].

Одним из примеров визуальных коммуникаций является комплекс указателей - вывесок, информации,

НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА САБЛИНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: формирование профессиональных компетенций в вузе, компьютерные технологии в дизайн-образовании. Автор 19 опубликованных научных работ. Электронная почта: nadyasablina@ yandex.ru

стендов, рекламных щитов, которые помогают человеку ориентироваться в пространстве. В данном случае активно используются речевые возможности, цветовая передача, письменность, образное восприятие - все, чтобы создать эстетически привлекательную визуальную среду, которая содержит понятную и необходимую для зрителя информацию. Основная задача визуальных коммуникаций здесь заключается как в передаче информационного сообщения, так и в самостоятельном функционировании ориентации в городской среде.

Главными инструментами визуальных коммуникаций являются

слово и образ [7, с. 102]. Образ имеет следующие преимущества перед словом:

• интуитивное восприятие образа происходит значительно быстрее, чем формирование словесного представления;

• наглядность образа делает его понятным для людей, говорящих на разных языках;

• эмоциональная содержательность образа обеспечивает больший отклик у реципиента, нежели текстовая информация.

Образ должен отвечать следующим критериям:

• быть максимально емким;

• не вызывать отрицательных эмоций;

• не содержать зашифрованную информацию, которая к нему не относится.

Первостепенная задача дизайнера, работающего с образным представлением информации, заключается в том, чтобы сделать образ понятным. Однако часто в угоду внешней привлекательности дизайнеры приносят в жертву логику и смысл. Схемы в учебниках, которые иногда только усложняют подачу информации, отсутствие понятной навигации в метро - все это примеры некачественно выполненной работы дизайнеров. Следует также учитывать, что визуальные формы после перекодировки в них вербальной информации транслируют определенную знаковую систему - язык с его национальными признаками. Верстка и оформление графических изданий представляют собой отдельные знаковые системы, которые также активно фиксируются при восприятии вербальной информации [2, с. 89].

Жизнь современного общества зависит от количества и качества получаемой им информации. Знаки визуальных коммуникаций позволяют людям ориентироваться в окружающей их среде, поэтому они должны быть понятны и хорошо различимы (например, чтобы человек мог быстро найти нужный

ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА РОМАНОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогическая психология. Автор 23 опубликованных научных работ. Электронная почта: romanowlip@mail.ru

Рассматривается значение визуальных коммуникаций в современной науке, дизайне, искусстве, психологии. Особое внимание уделено роли графического дизайна в формировании визуальных коммуникаций. Описаны способы эффективного воздействия визуальных коммуникаций. Представлена типология средств визуальной коммуникации, их функции. Проанализирована коммуникативная составляющая графического дизайна в контексте взаимодействия между заказчиком и потребителем.

Ключевые слова: визуальные коммуникации, графический дизайн, дизайн-образование.

The importance of visual communications in modern science, design, art, psychology is considered. Particular attention is paid to the role of graphic design in the formation of visual communications. Methods for the effective impact of visual communications are described. A typology of visual communication tools and their functions is presented. The communicative component of graphic design in the context of the interaction between the customer and the consumer is analyzed.

Key words: visual communications, graphic design, design education.

адрес, вход в здание, получить информацию об услугах и т.д.).

Разработка знаков визуальных коммуникаций опирается на те же функции, что и другие виды коммуникаций:

• информационная - передача информации;

• экспрессивная - передача оценки информации;

• прагматическая - передача психологической установки, которая оказывает воздействие на потребителя.

Различаются следующие средства визуальных коммуникаций:

• электронные - видео, телевидение, анимация и др.;

• печатные или полиграфические - буклеты, плакаты, листовки, брошюры, афиши и др.;

• средства наружной рекламы -рекламные щиты, баннеры;

• средства рекламы в Интернете - АаэЬ-анимация.

При разработке средств визуальных коммуникаций также осуществляются заимствования из других сфер и отраслей, таких как дизайн, компьютерные и информационные технологии, изобразительное искусство, проектирование, фотография. Их использование обеспечивает разнообразие дизайна визуальных коммуникаций. При разработке дизайна, оформлении информации также большую роль

Знаки визуальных коммуникаций

играет психология восприятия [4, с. 225].

Визуальные коммуникации всегда оказывали воздействие на психику человека, особое влияние при этом имел цвет. Его восприятие основано на естественных ассоциативных связях с окружающим миром.

Однако в рамках развития научно-технической базы часто возникают задачи, которые не соответствуют естественным цветам. Каждый дизайнер должен уделять особое внимание и значение выбору цвета. Поэтому особую роль играют ментально-ассоциативные аспекты. Различные исследования показывают, что восприятие цвета очень индивидуально и у каждого отдельно взятого человека вызывает свои, уникальные ассоциации. Цвет - это один из самых важных пунктов в визуальной коммуникации. Зачастую его восприятие связано с определенными культурными коннотациями, устоявшимися в той или иной культурной среде представлениями [5, с. 136].

Незначительное изменение оттенка или насыщенности цвета способно стимулировать совершенно другое ощущение. Цвет является носителем большого объема информации, имеет такую же смысловую нагрузку, как форма, масса и другие физические па-

раметры. Использование тех или иных цветотоновых сочетаний направлено на то, чтобы привлечь внимание человека к визуальному объекту. В зависимости от цвета воспринимаемого предмета реципиент образа испытывает различные эмоции, которые формируют его первое впечатление. Зрительный аппарат человека способен четко различать цвета только через сравнения и контрасты. Он также по-разному оценивает яркость цветов.

Восприятие цвета, его психофизическая реальность определяет цветовые аспекты. Сам цвет и создаваемый им эффект совпадают только в том случае, если соблюдена гармония полутонов, иначе он сразу же приобретает несколько иное качество [2, с. 53].

Дизайн - это процесс создания новых предметов, оборудования и предметных форм. Его основная задача в визуальных коммуникациях заключается в обеспечении того, чтобы изображаемый объект во всем многообразии связей в процессе функционирования оставался легко узнаваем. При этом любой дизайнер должен исходить из соображений внешней привлекательности и назначения объекта, эстетичности, целесообразности, функциональности, пользы. Дизайн визуальных коммуникаций должен быть продуман до мелочей. От его назначения и порядка использования зависит дальнейшая работа дизайнера. Поэтому дизайн визуальных коммуникаций должен соответствовать поставленной задаче. Например, при разработке дорожных знаков следует исходить из соблюдения условия быстроты восприятия и реагирования потребителя на коммуникационные сигналы.

Хорошая творческая работа всегда содержит какой-то замысел, выражает определенную идею. В графическом дизайне именно визуальный аспект является средством коммуникации и выражения идеи, которые отра-

жают материальные и психологические свойства современного общества. Для дизайнерских работ это особенно важно, ведь результат такой работы (сайт, витрина, упаковка товара, фирменный стиль, рекламное объявление) обязательно должен сформировать у потребителя нужный образ, произвести на него нужное впечатление, донести желаемую информацию.

Таким образом, задача современного дизайнера заключается в том, чтобы организовать процесс коммуникации между заказчиком (продавцом) и целевой аудиторией (потребителем). Это один из главных навыков, от которых зависит его востребованность и успешность. Визуальные комму-

никации служат средством общения, стимулируют продажу любого потребительского продукта. Важную роль при принятии потребителем решения о покупке играют цвет и форма - один из ключевых факторов в процессе торговли [7, с. 112].

При разработке визуальных коммуникаций используются результаты как современных исследований в области компьютерных технологий, управления социальными процессами, так и классических, в области шрифта, инфографики, композиции, колористики и многих др.

Цвет, форма, линия, пятно, текстура формируют основной язык визуальной коммуникации в графическом дизайне, позволяют донести определенную информацию

до адресата. Навыки работы с ними являются обязательным условием профессиональной деятельности графических дизайнеров, свидетельствуют о художественной образованности личности.

Визуальные коммуникации представляют собой перспективное направление в области изучения графического дизайна, а также психологии восприятия и маркетинга. Значимость этого явления в жизни современного общества, его влияние на развитие общественных отношений обуславливают актуальность дальнейшего изучения визуальных коммуникаций и необходимость разработки специальных курсов, посвященных формированию у графических дизайнеров навыков работы с ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007. 392 с.

2. Балланд Т.В. Аксиологические аспекты дизайна: дис. ... канд. филос. наук. М., 2004. 117 с.

3. Визуальные аспекты культуры / под ред. В.Л. Круткина, Т.А. Власовой. Ижевск, 2007. 241 с.

4. Гусева В.Е. Современный плакат как эстетический и социальный феномен. М.: Омега-Л, 2010. 492 с.

5. Савинова С.В., Харнужева А.А. Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2016. Т. 18. С. 139-146.

6. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство / сокр. пер. с нем. О.В. Гаваловой. М.: Стройиздат, 1973. 117 с.

7. Юстина Н.И. Визуальная коммуникация и конструирование социальных представлений // Образование. Наука. Инновации. 2011. № 1 (16). С. 76-82.

ЫТЕ1*АТ^А

1. Агпхв]т Я. 15ки55^о I у^иаГпое уоБрпуа^е. М.: Агх^е^ига-Б, 2007. 392 б.

2. Ва11апс1 ТУ. Ак51о1од1сИе5к1е аБре^у* с^а'па: сПб. ... капс1. fil.os. паик. М., 2004. 117 с.

3. У^иаГпу'е аБре^у* ки1Чигу* / Рос1 гес1. У1_. Кги1к1па, Т.А. У1а5оуо]: ^ИеуБк, 2007. 241 5.

4. виБвуа У.Б. Боугетеппу*] р1ака1 как е^е^сМеБк^' I БоааГпу*] fenomen. М.: Отеда-1_, 2010. 492 5.

5. Бау'тоуа Б.У., ХатиЕ/пвуа А.А. Рос1хос1у* к оргесИеЫуи 5уо]б1у I ^пкс] у|1иа[*пу*х коттип1кас1] I 1х к1а551Акас1уа // Копсер!: паисИ.-те^с!. еЧеИгоп. ЕИигп. 2016. Т. 18. Б. 139-146.

6. БгШпд в., АивУ К. СИе1оуек - сЕУе! - рго5иап51уо / Бокг. рег. 5 пет. О.У Сауа1оуо]. М.: Био'^с^, 1973. 117 5.

7. УиБИпа N.1. У^иаГпауа коттип1кас1уа I копБишгоуате БоааГпу'х ргес^ау^п] // ОЬгаЕоуате. Ыаика. 1ппоуас11. 2011. № 1 (16). Б. 76-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.