Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN / EDUCATION / CREATIVE THINKING / COMPUTER TECHNOLOGY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблина Надежда Алексеевна, Чернышева Елена Ивановна, Данкова Анастасия Владимировна

Рассматривается проблема развития образного мышления в процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Особое внимание уделяется роли образного мышления в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов-дизайнеров. Акцентируется важность развития образного мышления у будущих дизайнеров с использованием различных средств графического дизайна, включая компьютерные технологии. Выделяются характерные особенности дизайна, раскрывается их значение в развитии способностей обучающихся к образному мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саблина Надежда Алексеевна, Чернышева Елена Ивановна, Данкова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE IMAGINATIVE THINKING OF THE DESIGNERS-TO-BE AS AN ISSUE OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problem of developing imaginative thinking in the professional training of designers. Special attention is paid to the role of design in the formation of professional competencies of future design specialists. The importance of developing imaginative thinking in future designers through various means of graphic design, including computer technology, is emphasized. The main principles aimed at effective influence on the participant of communication are offered. The characteristic features of design and its significance in the development of students ' abilities for imaginative thinking are highlighted and described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Р01:10.25586/RNU.HET.20.08.P.35 УДК 316.612

Н.А. Саблина, Е.И. Чернышева, А.В. Данкова,

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Развитие образного мышления будущих дизайнеров как проблема профессионального образования

Среди проблем подготовки кадров в области дизайна выделяется по своему значению развитие образного мышления студентов. Место этой проблемы в дизайнерском образовании определяется особой ролью творческих компонентов в деятельности дизайнеров.

Дизайнер активно работает в социокультурном пространстве и тем самым оказывает влияние на духов-

ную сферу жизни человека и общества. Поэтому так важно готовить специалистов, способных удовлетворить культурно-эстетические потребности общества, гармонизировать окружающую среду. Для этого необходимо сформировать художественно-образное мышление, основанное на зрительном представлении предметов окружающего мира.

Образное мышление дизайнеров обладает определенной спецификой, коренящейся в их профессиональной деятельности. Так, художественное творчество в дизайне не является исключительно изобразительным, а предполагает решение технических, утилитарных и эстетических задач, связанных с проектированием конкретных объектов. Именно образное мышление

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

© Саблина Н.А., Чернышева Е.И., Данкова А.В., 2020

НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА САБЛИНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: формирование профессиональных компетенций в вузе, компьютерные технологии в дизайн-образовании. Автор 24 опубликованных научных работ. Электронная почта: nadyasablina@ yandex.ru

ЕЛЕНА ИВАНОВНА ЧЕРНЫШЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, повышение эффективности познавательной деятельности студентов в процессе изучения графических дисциплин. Автор 25 опубликованных научных работ. Электронная почта: echer889@ gmail.com

АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДАНКОВА

студентка Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: дизайн-образование, психология дизайна. Автор 3 опубликованных научных работ. Электронная почта: nastyada24@gmail.com

Рассматривается проблема развития образного мышления в процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Особое внимание уделяется роли образного мышления в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов-дизайнеров. Акцентируется важность развития образного мышления у будущих дизайнеров с использованием различных средств графического дизайна, включая компьютерные технологии. Выделяются характерные особенности дизайна, раскрывается их значение в развитии способностей обучающихся к образному мышлению.

Ключевые слова: дизайн, образование, образное мышление, компьютерные технологии, профессиональное образование.

The article deals with the problem of developing imaginative thinking in the professional training of designers. Special attention is paid to the role of design in the formation of professional competencies of future design specialists. The importance of developing imaginative thinking in future designers through various means of graphic design, including computer technology, is emphasized. The main principles aimed at effective influence on the participant of communication are offered. The characteristic features of design and its significance in the development of students ' abilities for imaginative thinking are highlighted and described.

Key words: design, education, creative thinking, computer technology, professional education.

позволяет дизайнерам визуализировать в воображении новый объект, форму, конструкцию и подвергать их преобразованиям. Поэтому одной из специфических черт дизайнерского мышления выступает способность претворять воображаемые образы в графические конструкции и подвергать их эстетическому осмыслению.

Образное мышление будущего дизайнера формируется как в процессе познавательной деятельности, в ходе изучении теории, так и

на практике. Важен индивидуальный подход к каждому обучающемуся, ибо творчество является глубоко личным процессом, который совершается во внутреннем мире. Совокупность теоретических знаний и практических навыков студента формируется не только под воздействием общих принципов учебно-познавательной деятельности, но и под влиянием уникальной структуры его мыслительных процессов. Поэтому выявление и реализация индивидуального твор-

ческого потенциала каждого студента является особой миссией высшего дизайнерского образования, ибо для большинства обучающихся приобщение к закономерностям проектно-художествен-ного творчества начинается лишь в стенах вуза.

Как правило, на дизайнерский факультет приходит выпускник художественной школы или колледжа, владеющий художественными методами и средствами изобразительного искусства. Но этих умений недостаточно, так как их обучение было ориентировано на художественно-образные формы познания действительности. Серьезным барьером на пути становления специалиста является и то, что в ценностно-эстетическом отношении студента-дизайнера к предметному миру преобладают стереотипы и штампы культуры массового потребления.

По мнению отечественных педагогов-дизайнеров, решить проблему развития образного мышления будущего дизайнера можно с помощью приобщения обучающихся к проектной культуре и формирования проектно-образного мышления [5, с. 142]. Именно непосредственное участие в проектной деятельности способствует развитию творческих способностей личности и становлению индивидуальности студентов, приобретению ими отличительных для дизайнера профессиональных качеств целостного восприятия окружающего мира.

В процессе познавательной деятельности обучающийся начинает чувствовать проектную форму и понимать проектный образ - основу профессионального мышления дизайнера. Этот процесс сугубо индивидуален у каждого студента и зависит от его специфической способности восприятия и изучения явлений культуры. Задача преподавателя состоит в направлении творческой активности студента на получение проектных навыков, в развитии его способности к искусству

Художественно-образное мышление дизайнера весьма специфично. Оно сочетает предметность с художественной выразительностью и предполагает преобразование жизненной среды на основе рациональных и эстетически оправданных проектов

проектирования, в формировании образного мышления студента-дизайнера и понимания социальной значимости его работы.

Считается, что обучающийся овладевает проектным образом, когда понимает саму форму (что сделал?), которую он придумал, стиль ее исполнения (как сделал?) и силу воздействия (для чего и что произойдет?) после ее появления и масштабирования. Вопрос формы или образного типа восприятия выражается в невербальных символах на уровне интуиции и чувств человека и относится к невербальной информации. Вопрос стиля или композиции выражается в пространственной ориентации. Абстрактно-образное мышление дает возможность передать абстрактные свойства предметов, например статику, движение, гармонию. Дизайнер выражает это в формальных композициях с помощью линии, пятна, цвета, используя ритмические и композиционные приемы и законы. Благодаря такой практике студент-дизайнер развивает свое абстрактно-образное мышле-

ние и применяет полученные навыки в дизайне плакатов, шрифтовых композиций и иных работах.

Кроме того, требуется развитие образно-логического мышления. С его помощью создается графическое изображение или проектируется объект дизайна посредством чертежей.

Профессиональная компетентность дизайнера выражается в уровне сформированности ассоциативно-образного мышления. Этот тип мышления воссоздает уникальные художественные образы и позволяет воплотить их в материале посредством прохождения пути генерирования, трансформирования и преобразования оригинальных идей с опорой на запас впечатлений и визуального культурного опыта человека. В силу этого процесс формирования ассоциативно-образного мышления творческого студента должен быть организованным и целенаправленным, только тогда он будет результативным.

Для профессиональной деятельности дизайнеру необходима высокая визуальная культура, позво-

ляющая не просто обогатить его внутренний мир, но и раскрыть способность к созданию оригинальных авторских объектов, активировать образное мышление [3, с. 172]. При формировании ассоциативно-образного мышления следует опираться на такие элементы визуальной культуры, как визуальное восприятие, визуальное мышление и визуальное поведение [4, с. 153]. Благодаря их развитию обучающийся приобретает оригинальную творческую манеру и получает мотивацию для создания новых визуальных образов.

Существенный компонент образного мышления - ассоциации, понимаемые в обсуждаемом в статье контексте как образы, закономерно возникающие в сознании человека в ответ на какое-либо вербальное или невербальное воздействие. Психологи утверждают, что чаще всего образы-ассоциации бывают импульсивными и наглядными. Используя их смысловую основу, сознание человека может создавать новые абстрактные и реальные образы.

Для расширения базы образов-ассоциаций будущего дизайнера необходимо уделять внимание обогащению его информативно-образной визуальной системы. Делать это целесообразно в процессе обучения практически всем дисциплинам, входящим в учебный план подготовки специалиста-дизайнера.

Обязанность преподавателя -дать учащимся понять, что их личный ассоциативный опыт и визуальная культура формируют особый способ видения окружающего мира и позволяют создавать собственные художественные образы. С этой обязанностью поможет справиться правильно выбранная методика образовательного и дидактического процесса, опирающаяся на образы-ассоциации. Столь же необходимы образовательные технологии, основанные на принципах развития визуального мышления дизайнеров, навыков визуализации графического презен-

тационного образа, реализации формальных и эмоциональных аспектов образа. При этом графический образ может выполнять одновременно коммуникативные и эстетические функции.

Сложность художественного образа как продукта деятельности человека отражается в категориях эстетики и психологии образного творчества. Для правильного и глубокого понимания теории основ проектирования необходимо знать сущность, основные черты, свойства, качества создаваемого образа. Творчество как основа деятельности студента-дизайнера позволяет ему познавать реальность и создавать новое. Постижение происходит через художественные образы. Характер образа отражает взаимоотношения автора и зрителя.

Художественный образ - отражение действительности в искусстве с точки зрения определенного эстетического идеала. Процесс создания художественного образа в дизайне развертывается начи-

ная с этапа возникновения образной идеи через эскизное отображение и заканчивая его воплощением в конечном результате - продукте.

Процесс работы над визуальным образом в ходе обучения является последовательным продвижением от простого к сложному. Преподаватель направляет учащегося, формирует чувство стиля, помогает развить идею, образ, знакомит со способами их воплощения в жизнь.

Создаваемый образ должен обладать следующими качествами:

1. Простота и доступность, говорящие о том, что образы понятны потребителю и легки для восприятия.

2. Эмоциональность, подразумевающая способность вызывать положительные эмоции у зрителя, необходимые для качественного маркетинга, психологическая комфортность.

3. Способность оказывать художественно-эстетическое влияние на формирование вкусовых предпочтений заказчика, то есть на его

восприятие и оценку формальных и художественно-эстетических качеств дизайнерского продукта [5, с. 142].

Таким образом, формирование личности специалиста-дизайнера как профессионала неразрывно связано с проблемой развития образного мышления обучающегося. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход к учебно-познавательному процессу, опирающийся на разработку и применение новых педагогических практик и учитывающий сложный характер профессионального сознания дизайнера.

Дизайнерское образование предусматривает применение наглядных примеров для формирования художественно-эстетической базы будущих дизайнеров, а также образов-ассоциаций для передачи информации. Должны обеспечиваться четкое структурирование и поэтапное ведение работы по формированию образного мышления будущих дизайнеров, использование различных вариаций художественных и проектных техник.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Наука, 1966. 211 с.

2. Виноградов П.Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 26-39.

3. Елисеева И.М., Саблина Н.А., Романова Ю.В. Графический дизайн как средство визуальной коммуникации в профессиональном образовании дизайнеров // Высшее образование сегодня. 2019. № 12. С. 66-69.

4. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 198 с.

5. Плотникова Е.В. Художественный образ в дизайн-образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 5. С. 223-229.

LITERATURA

1. Brushiinskij A.V. KuL4urno-istoricheskaya teoriya my'shLeniya. M.: Nauka, 1966. 211 s.

2. Vinogradov P.N. Vizual/naya kuTtura Lichnosti: genezis, struktura i funkcii // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2010. № 136. S. 26-39.

3. Eliseeva I.M., Sablina N.A., Romanova Yu.V. Graficheskij dizajn kak sredstvo vizuaL'noj kommunikacii v professionaL'nom obrazovanii dizajnerov // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2019. № 12. S. 66-69.

4. Zinchenko V.P. Formirovanie zriteL'nogo obraza (issLedovanie deyateL'nosti zriteL'noj sistemy'). M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1969. 198 s.

5. Plotnikova E.V. Xudozhestvenny'j obraz v dizajn-obrazovanii // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 5. S. 223-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.