Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ НА ОСНОВЕ РУКОПИСНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ШРИФТА "РУССКАЯ ГЛОРИЯ"'

СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ НА ОСНОВЕ РУКОПИСНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ШРИФТА "РУССКАЯ ГЛОРИЯ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЛИГРАФИЯ / ИСКУССТВО / ШРИФТ / ГРАФИКА / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / CALLIGRAPHY / ART / FONT / GRAPHICS / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Наталья Викторовна, Корякина Галина Михайловна, Елисеева Ирина Михайловна

Раскрыта суть каллиграфии как отрасли изобразительного искусства. Отмечена ее роль в развитии личности. Показано современное значение каллиграфии. На примере и опыте разработки и использования шрифта «Русская глория» представлена методика обучения каллиграфии в современном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY SPECIFICITY OF TEACHING CALLIGRAPHY BASED ON RUSSIAN GLORIA HANDWRITTEN ART FONT

The essence of calligraphy is revealed as a branch of fine art. The role in the development of personality is noted. The modern meaning of calligraphy is shown. The author uses the example and experience of developing and using the “Russian Gloria” font to present a method of teaching calligraphy at a modern pedagogical University.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ НА ОСНОВЕ РУКОПИСНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ШРИФТА "РУССКАЯ ГЛОРИЯ"»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.12.P.42 УДК 378

Н.В. Григорьева, Г.М. Корякина, И.М. Елисеева,

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Специфика методики обучения каллиграфии на основе рукописного художественного шрифта «Русская глория»

Я думаю, своей любовью и преданностью каллиграфии современные мастера должны показать всю многогранную красоту своего искусства и заразить ею юные сердца, которые в свою очередь помогут ей расцвести еще ярче и многообразнее...

Юрий Ковердяев, каллиграф международного класса

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

В эпоху глобализации и информатизации общества ощутимо возрос интерес к рукописной каллиграфии как к чему-то живому, настоящему, истинному, возникающему в противовес безошибочно правильной компьютер-

© Григорьева Н.В., Корякина Г.М., Елисеева И.М.

ной графике каллиграфических шрифтов.

Термин «каллиграфия» происходит от греческого слова кaЛЛlYpaфía - красивое письмо (см.: [4, с. 6]). Каллиграфия представляет собой отрасль изобразительно, 2020

го искусства, искусство красивого письма, умение красиво и четко писать от руки в гармоничной и искусной манере.

Своих вершин каллиграфия достигла в период рукописного книгоиздания. Распространение книгопечатания интерес к ней существенно снизило.

Однако на рубеже XIX и XX веков забытое искусство шрифта снова заняло подобающее ему место в ряду других видов искусств. Произошло это благодаря выдающимся мастерам, стоявшим у истоков современного шрифтового искусства в Западной Европе и Северной Америке: Эдварду Джонстону, Рудольфу Ларишу, Рудольфу Коху и Анне Симонс, которые в своем творчестве обратились к старым традициям рукописного письма (см.: [7, с. 5, с. 44-45]).

С 1938 года и в нашей стране, во многом благодаря деятельности Н.Н. Кудряшова, Г.А. Банникова и Е.К. Глущенко, существенно активизировалось проектирование новых рисунков типографских шрифтов (см.: [7, с. 65]), а рисованный шрифт стал рассматриваться

наталья викторовна григорьева

российская Федерация, г. Липецк

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, теория и практика ручного художественного гравирования. Автор 24 опубликованных научных работ. Электронная почта: grigtorevtica@mail.ru

NATALIA V. GRIGoRYEVA Lipetsk, Russian Federation

Candidate of Pedagogy Science, Associate Professor of the Department of Fine, Decorative and Applied .Arts and Design, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semen-ov-Tyan-Shansky. Research interests: pedagogy of higher education, theory and practice of manual art engraving. Author of 24 published scientific works. Email adress: grigtorevtica@mail.ru

ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА КОРЯКИНА Российская Федерация, г. Липецк

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, заместитель директора Института культуры и искусства по научной работе Ли-I пецкого государственного педагогического университета имени № П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогика ^ J высшей школы, теория и практика дизайн-проектирования в системе профессиональной подготовки графических дизайнеров. Автор 37 опубликованных научных работ. Электронная почта: koryakina_gm@lspu-lipetsk.ru

galina м. koryakina

Lipetsk, Russian Federation

Candidate of Pedagogy Science, Associate Professor of the Department of Fine, Decorative and Applied Arts and Design, Deputy Director of the Institute of Culture and Art for Research at the Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky. Research interests: pedagogy of higher education, theory and practice of design engineering in the system of professional training of graphic designers. Author of 37 published scientific works. Email adress: koryakina_gm@lspu-lipetsk.ru

ирина михайловна елисеева

российская Федерация, г. Липецк

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, дизайн-образование в среде визуальных коммуникаций. Автор 54 опубликованной научной работы. Электронная почта: eliseeva_im@lspu-lipetsk.ru

IRINA М. eliseeva Lipetsk, Russian Federation

Candidate of Pedagogy Science, Associate Professor, Head of the Department of Fine, Decorative and Applied Arts and Design of the Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky. Research interests: pedagogy of higher education, design education in the environment of visual communications. Author of 54 published scientific works. Email adress: eliseeva_im@lspu-lipetsk.ru

Раскрыта суть каллиграфии как отрасли изобразительного искусства. Отмечена ее роль в развитии личности. Показано современное значение каллиграфии. На примере и опыте разработки и использования шрифта «Русская глория» представлена методика обучения каллиграфии в современном педагогическом университете.

Ключевые слова: каллиграфия, искусство, шрифт, графика, обучение в вузе.

The essence of calligraphy is revealed as a branch of fine art. The role in the development of personality is noted. The modern meaning of calligraphy is shown. The author uses the example and experience of developing and using the "Russian Gloria" font to present a method of teaching calligraphy at a modern pedagogical University.

Key words: calligraphy, art, font, graphics, University education.

как определенная часть композиции конкретного книжного издания. К наиболее известным мастерам шрифтовой графики относятся Д.А. Бажанов, И.Т. Богдеско, Е.А. Ган-нушкин, Г.Д. Епифанов, Н.В. Ильин, Е.И. Коган, П.М. Кузанян, В.В. Лазур-ский, С.М. Пожарский, С.Б. Телин-гатер, В.Д. Фатальчук, И.И. Фомина. (см.: [6, 7]).

Последняя треть XX - начало XXI века ознаменовались художественно-творческой и педагогической деятельностью таких выдающихся мастеров современного каллиграфического искусства, как П.П. Чобитько, Ю.М. Гордон, Виллу Тоотс, Герман Цапф, В.В. Ефимов, Илья Рудерман, Е. М. Добровинский, Е.М. Дробязин, В.Б. Евстафьева, Ю.И. Ковердяев, Т.И. Сафаев, А.В. Тарбеев, Томаса Ингмайер, Андреа Вундер-лих (см.: [6, 7]).

В XXI веке каллиграфия обретает заслуженную популярность и постепенно превращается в тренд. Появляются очные и дистанционные курсы по каллиграфии, организовываются мастер-классы. В 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица была создана школа каллиграфии, где и по сей день проводятся занятия в группах для детей и взрослых.

Вопрос об обучении рукописной каллиграфии сегодня особенно актуален. Тренировка в каллиграфическом письме - это эффективный психотерапевтический инструмент, влияющий на развитие усидчивости, терпения, внимательности, значительно повышающий творческий потенциал и оригинальность мышления. Мелкая моторика пальцев тесно связана с головным мозгом, поэтому рукописная каллиграфия активно способствует развитию личности. Как отмечает известный каллиграф Юрий Ковердяев, каллиграфическое письмо «способствует развитию мелкой моторики у человека, что в свою очередь развивает мозг. Отсутствие практики в этом

с/- (7 ^ г ^ е ж ^ // я- л м & пуЬ с т ^

Рис. 1. Рукописный шрифт «Глория»

деле приводит к атрофии отдельных участков мозга» [9].

В 80-е годы XX века одна из крупнейших японских компаний по производству электроники провела научный эксперимент, заслуживающий особого внимания. В ходе эксперимента разрабатывались и сравнивались новые методики для подготовки специалистов будущего в различных направлениях. Когда японские ученые собрали и проанализировали собранные данные, полученный результат оказался ошеломляющим. Всем требованиям методики подготовки специалистов в высшей степени соответствовала рукописная каллиграфия, и компания пришла к выводу о необходимости ввести каллиграфию как обязательный предмет в школах с 1-го по 11-й класс и во всех вузах, независимо от их специализации.

Всеобщая компьютеризация, безусловно, во многом облегчает нашу трудовую деятельность. Но человеческий мозг, отвечающий за функции речи, мышления, письма, нуждается в постоянном развитии, и неоценимую роль здесь играет каллиграфия (см.: [1]).

Студенты Липецкого педагогического университета с интересом занимаются рукописной каллиграфией на занятиях по линейно-штриховому гравированию. Привлекательность художественных каллиграфических шрифтов очевидна для всех, кто видел их в хо-

рошем графическом исполнении, и они неотразимо красивы, будучи вырезанными на сверкающем полированном металле.

В учебном процессе нами используются шрифты типа «Глория», однако серьезных теоретических работ и методических рекомендаций по каллиграфическим шрифтам этого типа нет. Альбомы с хорошими образцами шрифтов являются библиографической редкостью, и наиболее авторитетным из них является альбом-каталог Акционерного общества Словолитни О.И. Лемана.

Рассмотрим, что же представляют собой художественные шрифты типа «Глория». Это элегантные изящные шрифты светского назначения. Для практического использования заслуживают внимания рукописные шрифты «Глория», «Идеал», «Новая глория» (рис. 1). Основные элементы букв упомянутых шрифтов одинаковы: это овалы, отрезки прямых, плавные соединительные линии. Отличие имеют верхние и нижние завитки заглавных букв. Именно эти, незначительные на первый взгляд, различия дают право изменять название шрифта.

В результате тщательного изучения каллиграфических шрифтов нами были сделаны изменения отдельных элементов шрифта «Глория», которые позволили внести коррективы в его название. К слову «Глория» было добавлено опре-

деление «русская». Так появилось название «Русская глория». Суть изменений сводится к следующему. В традиционной «Глории» верхние тонкие завершающие элементы заглавных букв пластически не логичны, они напоминают торчащие куски стальной проволоки. В нашем шрифте «Русская глория» верхние завершающие линии завитков текучи и не выпадают из пластического движения овалов букв. Нижние завитки заглавных букв традиционно строятся по схеме овала с горизонтальной осью, что соответствует закономерностям построения шрифтов. В «Русской глории» ось нижнего левого завитка приподнята кверху по отношению к горизонтальной базовой линии, что делает букву более динамичной и выразительной (см.: [2]).

В пользу названия «Русская глория» говорит и такой аргумент. Существуют русский и латинский рукописные шрифты, у них много общего, но есть принципиальные различия в рисунке букв. Мы изучаем русскую каллиграфию, поэтому наш рукописный шрифт было логично называть «Русская глория».

Назначение художественных рукописных шрифтов применительно к изделиям из металла - гравирование памятных сопроводительных текстов торжественного характера. Надписи вырезаются или непосредственно на поверхности дарственного предмета, или на специально изготовленных накладных пластинках из благородных или декоративных металлов.

Фирма Карла Фаберже применяла «Глорию» для гравирования надписей на закладных досках, небольших по размеру серебряных пластинах, на которых вырезали «паспортные» данные судна и изображение корабля. Пластины монтировались в борт корабля. Экземпляры-дубли таких пластин, помещенные в изящные футляры, дарили именитым гостям, присут-

Рис. 2. Гравированная закладная доска крейсера «Аврора». Фирма К. Фаберже, XIX век

ствовавшим на церемонии закладки судна (рис. 2).

Художественные рукописные шрифты использовались государством в качестве защитного и эстетического средства в производстве денежных знаков и ценных бумаг методом глубокой печати. С гравированных пластин печатаются также визитные карточки самого высокого класса.

Изучение шрифта «Русская глория» начинается с графической работы на бумаге. Умение красиво нарисовать и вырезать на металле текст - одна из первых и весьма сложных задач в овладении художественным гравированием.

Выполняется анализ отдельных букв и компонентов ее составляющих, а также устанавливаются родственные элементы разных по конструкции букв, объединяющие и определяющие общую гармонию слова и текста в целом. Главными и наиболее общими признаками шрифта в словах являются наклон и ширина букв. Высота букв является постоянной величиной, определяемой автором. Наклон букв в «Русской глории» больше, чем в привычном для студентов чертежном шрифте, и составляет 56°. Для определения наклона и ширины букв мы предлагаем разработанный нами уникальный графический прием, основанный на производных золотого сечения.

Алгоритм построения модульного овала для определения наклона и ширины букв каллиграфического шрифта «Русская глория» реализуется в восемь этапов.

1. Строим прямоугольник АВСВ с отношением сторон 2:3 и проводим диагональ BD.

2. Из точки А проведем прямую, параллельную ВВ, и получаем параллелограмм ABDF.

3. Из середины отрезка АВ (точка а) проводим параллельную осевую линию.

4. С помощью параллелограмма ABDF и осевой линии строим овал,

соответствующий букве «О» элемент многих строчных букв.

5. Внутренняя линия нажима на треть высоты буквы представляет собой прямую, плавно соединяющуюся с внешним овалом.

6. Угол ABO, полученный в результате построения, соответствует наклону шрифта «Русская глория» и равняется 56°. Математические вычисления подтвердили графическую величину угла наклона более точно, он составляет 56° 20'.

7. Отрезок BA соответствует искомой ширине основных строчных букв.

8. По яркой удлиненной осевой линии ориентируется глаз при рисовании контрольного текста (обычно фамилия и инициалы студента).

Модульный овал «Русской глории» может быть использован для объяснения родственных связей между прямолинейными и овальными буквами. Это достигается за счет прямого участка внутреннего овала. Глаз не воспринимает частичной прямолинейности внутри овала и в то же время он ощущает внутреннюю связь между прямолинейными и овальными буквами. В шрифтах малого размера эта оптическая

хитрость работает особенно хорошо. В давние времена такой прием использовался в Гознаке для защиты денежных знаков от подделки.

На модульном овале можно наглядно объяснить закономерности рисования нажима в каллиграфических шрифтах типа «Глория». На чертеже хорошо видно, как максимальный внутренний нажим овала плавно переходит в тонкую внешнюю линию буквы. Нажим не должен касаться горизонтальной линии, на которой располагаются слова. В противном случае уходит

с d / f

Рис. 3. Графическое отображение построения модульного овала для определения наклона и ширины букв каллиграфического шрифта «Русская глория»

легкость и изящество художественного шрифта.

В завершение надо сказать, что изучение шрифта «Русская глория» позволяет сохранить как эталон прекрасную и самобытную русскую каллиграфию. Студенты, практикующиеся в написании нашего каллиграфического шрифта, получают несомненную пользу и явные преимущества в различных видах изобразительной деятельности.

На примере «Русской глории» становятся более очевидными такие понятия, составляющие компози-

цию, как ритм, равновесие, соразмерность частей и целого, статика и динамика, контраст, нюанс. Именно из этих компонентов складывается эстетическая гармония «Русской глории» в шрифтовых композициях.

Овладение «Русской глорией», то есть утонченное понимание пластики линий, в дальнейшем потребуется студентам при работе над композицией и гравировании художественных образов на металлических пластинках, в частности при выполнении учебного задания «Икона малых форм».

Умение гравировать художественный каллиграфический шрифт позволяет будущим специалистам успешно выполнять сложное завершающее задание по линейно-штриховому гравированию: копирование классических резцовых гравюр Альбрехта Дюрера.

Что же касается междисциплинарных связей, которые опираются на освоение каллиграфии, студенты, изучившие «Русскую глорию», по свидетельству преподавателей миниатюрной живописи, быстрее осваивают изящную пластику линий лаковой миниатюры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грания. 21 век и каллиграфия. URL: http://www.myjulia.ru/post/738221/ (дата обращения: 10.10.2020).

2. Григорьева Н.В. Значение графического изучения и практического применения каллиграфического шрифта «Русская Глория» // Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования в регионе: сб. материалов межвузовской науч.-практ. конф. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2009. С. 208-211.

3. Каллиграфик. URL: https://www.kalligrafik.info/kopiya-lebedev-artem-vasilevich (дата обращения: 10.10.2020).

4. Кауч М. Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма. М.: Роберт М. Тод, Белфакс, 1998.128 с. |

5. Писаренко Д.А. Почерк. Каллиграфия. 113 практических упражнений. М.: Грамотей, 2018. 65 с.

6. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. М.: Студия Артемия Лебедева, 2017. 336 с.

7. Тоотс В. Современный шрифт. М.: Книга, 1966. 270 с.

8. ХаррисД. Искусство каллиграфии. Практическое руководство по приемам и техникам. М.: Манн, Иванов и Фербер, ■ 2019.128 с.

9. Эксперт рассказал об опасности отказа от ручного письма. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/society/23-01-2019/ ekspert-rasskazal-ob-opasnosti-otkaza-ot-ruchnogo-pisma-5495642P (дата обращения: 10.10.2020).

REFERENCES

1. Graniya (2016) 21 vek i kaLLigrafiya [21 century and calligraphy]. URL: http://www.myjulia.ru/post/738221/ (date accessed: 10.10.2020). (In Russian).

2. Grigor'eva N.V. (2009) Znachenie graficheskogo izucheniya i prakticheskogo primeneniya kalligraficheskogo shrifta «Russkaya Gloriya» [The significance of graphic study and practical application of the Russian Gloria calligraphic font]. Problems of improvement and prospects for the development of art education in the region. Yelets: Yelets state University named after I.A. Bunin. Pp. 208-211. (In Russian).

3. Kalligrafik [Calligrafik]. URL: https://www.kalligrafik.info/kopiya-lebedev-artem-vasilevich (date accessed: 10.10.2020). (In Russian).

4. Kauch M. (1998) Tvorcheskaya kalligrafiya. Iskusstvo krasivogo pis'ma [Creative calligraphy. The art of beautiful writing]. Moscow: Robert M. Tod, Belfax. 128 p. (In Russian).

5. Pisarenko D.A. (2018) Pocherk. Kalligrafiya. 113 prakticheskix uprazhnenij [Handwriting. Calligraphy. 113 practical exercises]. Moscow: Gramotey. 65 p. (In Russian).

6. Pronenko L.I. (2017) Kalligrafiya dlya vsex [Calligraphy for everyone]. Moscow: Artemia Lebedev Studio. 336 p. (In Russian).

7 Toots V. (1966) Sovremennyjshrift [Modern font]. Moscow: Kniga. 270 p. (In Russian).

8. Xarris D. (2019) Iskusstvo kalligrafii. Prakticheskoe rukovodstvo po priemam i texnikam [Art of calligraphy. Practical guide to techniques and techniques]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. 128 p. (In Russian).

9. E'kspert rasskazal ob opasnosti otkaza ot ruchnogo pis'ma [The Expert spoke about the danger of refusing to send a manual message to the]. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/society/23-01-2019/ekspert-rasskazal-ob-opasnosti-otkaza-ot-ruchnogo-pisma-5495642P (date accessed: 10.10.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.