Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
841
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каллиграфия / каллиграфическое письмо / образование / почерк / письмо / calligraphy / calligraphy writing / education / handwriting / letter

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко К.А.

Статья посвящена проблеме некрасивого или, так сказать, «плохого почерка» современного человека. В наше время искусству каллиграфии практически не уделяется внимания. В образовательном процессе школьников уже давно отсутствует этот вид дисциплины, вследствие чего у детей, затем, естественно, и у многих взрослых состоявшихся людей не развиты навыки чистописания, плохо развита фантазия и мелкая моторика рук. Большая часть людей не имеет представления о красивом почерке и изящном письме. В эпоху компьютерных технологий, интенсивности жизни и чрезмерной активности нарушается концентрация внимания, появляются неврозы и другие неврологические заболевания, стрессы. Эти факторы также отражаются на аккуратном и чистом почерке людей, в особенности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шевченко К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CALLIGRAPHY ON A PERSON AND HIS CREATIVE ABILITIES

The article is devoted to the problem of ugly or so to say "bad handwriting" of a modern person. In the modern world, almost no attention is paid to the art of calligraphy. This type of discipline has long been absent in the educational process of schoolchildren. As a result, children, and then, of course, many adult accomplished people, do not have developed penmanship skills, imagination and fine motor skills of the hands are poorly developed. Most people have no idea about beautiful handwriting and elegant writing. In the era of computer technology, the intensity of life and excessive activity, concentration of attention is disrupted, neuroses and other neurological diseases, stresses appear. These factors also affect the neat and clean handwriting of people, especially the younger generation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

5. Слобожанин, А. В. Антропологические основания виртуальной реальности / А. В. Слобожанин, А. Н. Усиков // Университет XXI века: научное измерение : материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 1827 мая 2016 года / ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2016. - С. 332. - EDN XAQLMR.

DOI

THE INFLUENCE OF CALLIGRAPHY ON A PERSON AND HIS CREATIVE ABILITIES

Shevchenko K.A.

Donetsk National University, Department of Design and Art Management, 83000-83497, Donetsk, Donetsk People's Republic

Annotation. The article is devoted to the problem of ugly or so to say "bad handwriting" of a modern person. In the modern world, almost no attention is paid to the art of calligraphy. This type of discipline has long been absent in the educational process of schoolchildren. As a result, children, and then, of course, many adult accomplished people, do not have developed penmanship skills, imagination and fine motor skills of the hands are poorly developed. Most people have no idea about beautiful handwriting and elegant writing. In the era of computer technology, the intensity of life and excessive activity, concentration of attention is disrupted, neuroses and other neurological diseases, stresses appear. These factors also affect the neat and clean handwriting of people, especially the younger generation.

Key words: calligraphy, calligraphy writing, education, handwriting, letter. УДК 7.05

ВЛИЯНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Шевченко К.А.

Донецкий национальный университет, кафедра дизайна и арт-менеджмента, 83000-83497, Донецк, Донецкая Народная Республика

Аннотация. Статья посвящена проблеме некрасивого или, так сказать, «плохого почерка» современного человека. В наше время искусству каллиграфии практически не уделяется внимания. В образовательном процессе школьников уже давно отсутствует этот вид дисциплины, вследствие чего у детей, затем, естественно, и у многих взрослых состоявшихся людей не развиты навыки чистописания, плохо развита фантазия и мелкая моторика рук. Большая часть людей не имеет представления о красивом почерке и изящном письме. В эпоху компьютерных технологий, интенсивности жизни и чрезмерной активности нарушается концентрация внимания, появляются неврозы и другие неврологические заболевания, стрессы. Эти факторы также отражаются на аккуратном и чистом почерке людей, в особенности подрастающего поколения.

Ключевые слова: каллиграфия, каллиграфическое письмо, образование, почерк, письмо.

Введение

Проблемой современного образовательного процесса является отсутствие культуры красивого письма - каллиграфии. Учёными выяснено и доказано, что люди, которые занимаются каллиграфическим письмом, испытывают чувство расслабленности и эмоционального умиротворения, которые выражаются в замедлении артериального давления, равномерного дыхания, замедления пульса и мышечной расслабленности. Занятия каллиграфией могут излечивать многие болезни, такие как аутизм, депрессия, гипертония. Занятия укрепляют память, способствуют развитию логического мышления и всестороннему развитию [1]. В древности на Востоке каллиграфию ставили на уровень с боевыми искусствами как путь к развитию, работе над собой и укреплению духа. В современном мире такая развитая страна, как Япония, внедрила в развитие своего молодого поколения практику занятия каллиграфией. Детям уже с трехлетнего возраста прививают эстетический вкус, красоту чистописания, индивидуальность.

К сожалению, наше современное государство не может похвастаться таким достижением. В образовательных учреждениях уже давно не уделяется никакого внимания чистописанию, прорисовке красивых и пропорциональных букв, их правильному соединению. А об отдельном предмете, посвященном каллиграфии, даже говорить не приходится. Компьютеры, планшеты, клавиатуры и тому

подобное практически заменили рукописное письмо. Меньше чем столетие назад письмо и занятия каллиграфией в России были тесно связаны с культурным и духовным развитием общества. Вспоминая всеми любимого Александра Пушкина, нужно отметить тот факт, что в знаменитом Царскосельском лицее он занимался каллиграфией по 18 часов в неделю. Подтверждение данному факту мы и можем увидеть в его письмах и зарисовках. Отсюда можно сделать вывод, что гениальность - это не только природный дар, но и постоянная работа над собой. И именно поэтому, чтобы людей начать превращать в рабов, каллиграфию исключили как опасный предмет. А в 1968 году ввели в использование шариковую ручку. Это ноу-хау одновременно и упростило жизнь людей, и одновременно стало началом конца. Конечно, в современном и быстротечном мире мы уже просто не сможем обойтись без использования шариковых ручек, потому что это очень просто, легко и удобно. Но, на мой взгляд, она "сухая", грубая и однообразная. Писание же остроконечным железным пером, благодаря нажиму, даёт красоту и изящность линий. Они могут чередоваться - от очень тонкого начертания до более жирного. Появляется плавность линий и изящество. Это и есть культура письма. Но, к счастью, искусство каллиграфии в России начинает снова своё восхождение. В стране появились учёные и каллиграфы, которые это понимают и ходатайствуют за возвращение каллиграфии в образовательный процесс. Это Чобитько Пётр Петрович -преподаватель Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, создатель и руководитель первой в России школы каллиграфии. Богдеско Илья Трофимович - народный художник СССР, действительный член Академии художеств и другие. Уже несколько лет в Москве успешно развивается "Международная выставка каллиграфии", появляются школы каллиграфии, и в 2008 году открылся Современный музей каллиграфии в Москве.

Методы и материалы

Еще в каменном веке палеолита наши предки учились красиво писать. На каменных стенах своего жилища они изображали то, что видели: природу, животных, какие-то важные для них события. Такое письмо называется пиктографией [10]. Конечно же, это письмо совсем не совершенно и, можно сказать, индивидуально, потому что такой рассказ в картинках можно интерпретировать по-разному. Поэтому пиктограмму далеко не все специалисты признают как начало письменности.

Вскоре рисунки наших предков начали превращаться в символы, имеющие определенный смысл. Затем эти рисунки начали приобретать повествовательный характер, так как люди научились выстраивать их в определенном смысловом значении. В таком письме рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Это идеография - символьное письмо. Так начала зарождаться письменность (рис.1).

Начальные этапы передачи письменности изображались на глине черточками с клиновидным утолщением. Такой вид письма назывался клинописью (рис. 2).

В Древнем Египте развивались скорописные формы письма и даже начали развиваться первые школы светских писцов. Но во II столетии до н.э. египетское демотическое письмо стало вытесняться греческим - более удобочитаемым и скорописным. Греки, в свою очередь, переняли финикийский алфавит, преобразовав его согласно своим требованиям.

Финикийский алфавит дал начало всем восточным и европейским алфавитам. На Ближнем Востоке на основе финикийского письма возникло арамейское письмо, которое дало начало всем восточным алфавитам. В своей первичной форме финикийский алфавит был воспринят в Малой Азии, Греции и Италии. На его основе возник греческий алфавит, который дал основу для развития западных алфавитов (рис.3).

Письменность древние греки считали даром небес. По легенде, письму их научил сын финикийского царя Кадм, который прибыл на остров Фера (Санторини). Греки были поражены искусству письма и считали Кадма полубогом, оказывая ему соответствующие почести. Древние греки писали на папирусе и имели в своем арсенале несколько видов черных чернил, которые изготавливали из слоновой кости, виноградных косточек и различных сортов деревьев. В алфавите не было строчных букв, были только заглавные. Также не было знаков препинания, что очень затрудняло чтение.

Греческое государство очень быстро развивалось, поэтому увеличилась потребность в переписывании произведений популярных философов. Появляются копиисты, книготорговцы и книгоиздатели, которые работали в специально оборудованных мастерских. Для письма шрифтовики использовали оловянную палочку и линейку. Основной текст писали черной краской, а отдельные слова красной. Чернильницы изготавливали из глины, а богатые горожане - из бронзы, иногда украсив камнями, золотом или серебром. В быту греки писали на деревянных прямоугольных дощечках углем. Богачи писали на дощечках из слоновой кости. Но для кратковременных записей использовали деревянные дощечки, покрытые пчелиным воском, имеющим чувствительность к царапанию. По вощеной дощечке писали стилусом, и такой метод использовали в греческих школах. Ненужный текст легко можно было исправить другим концом стилуса, который выглядел в виде лопаточки. На папирусе и пергаменте писали птичьим пером.

Большинство европейских алфавитов сформировалось на основе греческой культуры в период укрепления в мире христианства. Это послужило толчком для написания монахами большого числа Библий и Евангелий. Это были настоящие произведения искусства! Каждая книга создавалась вручную и стоила невероятно дорого. Изготавливались книги из пергамента, а инструментами для письма, как и в античности, были калам и птичье перо. Главными компонентами для создания чернил служили черный орех, сульфат меди и гуммиарабик. Активно применялись и цветные чернила, особенно красные. В средние века писали такими видами готических шрифтов, как унциал, каролингский минускул, швабахер, ротунда, текстура, фрактура, бастарда. Средневековая книга очень богато украшалась драгоценными камнями, являлась произведением искусства и была предметом роскоши (рис. 4, 5). Одна такая книга могла создаваться около двух лет. За ошибки в переписывании текста писцов жестоко наказывали, вплоть до смертной казни. Такие книги ценились так высоко, что их давали в приданое, когда принцессы выходили замуж в другие европейские страны [4].

В эпоху Возрождения происходят огромные изменения в жизни народа. Передовые люди того времени - гуманисты - боролись против феодализма и диктатуры церковной идеологии. Одним из таких гуманистов был Франческо Петрарка. Он не только собирал рукописи, но и сам был хорошим каллиграфом, ему приписывают создание нового вида письма - гуманистического минускула. Это письмо послужило образцом для создания многих типографских шрифтов [10].

Долгое время считалось, что до принятия христианства славяне не имели своей письменности, однако факты говорят об обратном. На славянских землях существовали две азбуки - глаголица и кириллица, которые почти полностью совпадали по алфавитному составу [10]. На Руси до IX века основным пишущим материалом был пергамент, который называли кожей или телятиной, так как изготавливали его из кожи ягнят, козлят или телят. Также писали на вощеных дощечках - церах, которые были выпуклыми по краям, а внутри заполнены воском. Но самым легкодоступным материалом на Руси была береста. Орудиями для письма служили перья птиц, преимущественно гусиные, реже лебединые или павлиньи. Ими писали только цари, причем для правши подходили перья только с левого крыла птиц. Письмо гусиными перьями дожило до XIX века. Основой большинства чернил была камедь - смола вишни или некоторых видов акаций [8].

Результаты

Я считаю, что тема каллиграфии и красивого почерка очень важна. Это достаточно кропотливый, трудоемкий и энергозатратный процесс. Очень важно еще на начальном этапе образования приучать детей к красивому почерку, научить детей не только быстро писать, но и сохранять красоту почерка. На сегодняшний день различные стилистические исследования говорят о том, что до 30% людей страдают от плохого почерка [6].

База плохого почерка закладывается еще в раннем школьном возрасте. Дети не могут правильно соединять между собой буквы, часто заменяют или смешивают разные буквы. Затем затрудняются прочесть, не говоря о том, чтобы заучить собственный текст. Некоторые слова они могут писать слитно. Не справляются с задачей начинать писать предложение с заглавной буквы и заканчивать точкой. Также буквы могут иметь разный размер. Некоторые строчки летят вверх или ползут вниз. Трудно дается сохранить одинаковый наклон для всех букв. Следовательно, такой текст практически невозможно прочесть не только самому ребенку, но даже и взрослому. Я считаю, что у таких детей плохо развита мелкая моторика рук и координация движений во время письма.

Для того чтобы предотвратить развитие «плохого почерка» еще в детском возрасте, необходимо проводить масштабную работу, направленную на развитие и коррекцию почерка прежде всего на уровне государства, а при необходимости - и в частном порядке.

Такие авторы, как С.П. Ефимова, Н.Г. Агаркова и М.М. Безруких, представляют информацию о том, как правильно корректировать «неправильный почерк» [2].

Особое внимание хотелось бы обратить на методику под название «Письмо с секретом». Это корректирующая методика, которая может позволить улучшить почерк ребенка. Исследователь В.А. Иллюхина говорит, что учащихся нужно приучать проговаривать каждую букву при написании текста, особенно на начальных этапах.

По методу Е.Н. Потаповой коррекционную работу нужно проводить для того, чтобы развивать мышечную и тактильную память, а также закрепить полученные навыки правильного письма.

Д.Б. Эльконина представляет свою методику письменного обучения. Она говорит, что нужно тактировать письмо (письмо под счет). Это позволит добиться ритмичности и плавности, а также со временем позволит ускорить быстроту написания текста. По ее мнению, существуют три этапа, которые хорошо было бы внедрить в учебный процесс. Первый этап: под тактический счет учащиеся при помощи кальки обводят образцы букв. Второй этап: при помощи кальки учащиеся обводят объединенные в буквы слова. Третий этап: под тактический счет и при помощи кальки учащиеся обводят предложения [7, с. 4043].

Также еще существует метод копирования, однако он применяется реже. Когда учащиеся копируют текст, это позволяет им сохранить пропорции и размер букв, правильно отображать направление букв (дукт письма) и придавать им нужные очертания и форму. Но педагог должен контролировать ситуацию, так как если ученик начнет копировать в произвольной форме, то нужного результата не будет и он может выработать привычку неправильного написания.

Еще один интересный метод - воображаемое письмо. Учащийся обводит в воздухе буквы из образца. Также можно пробовать писать и без образца, а просто держа в руке карандаш или ручку. Этот метод помогает зрительно воспринимать текст и буквы. Но педагогу тяжело проконтролировать правильность движений ученика, так как результат не зафиксирован на бумаге [3, с. 13].

Обсуждение

Работая со студентами, в большинстве случаев я применяю метод копирования, так как существует уже разработанный и запатентованный определенный каллиграфический шрифт, например, греческий, капитальный квадратный (римский), каролингский минускул, швабахер, полуустав, устав. Исключением является славянское письмо - скоропись и вязь [9]. Поэтому студенту, для того чтобы научиться правильно писать определенное письмо, сначала нужно хорошо научиться писать и копировать алфавит требуемого направления. Работу выполняем тушью и плоским железным пером для каллиграфии.

Студент должен сесть ровно за стол, туловище и голова должны быть в расслабленном состоянии. Листок бумаги лежит четко параллельно столу. Тушь, налитая в чернильницу, должна находиться ближе к левой руке, так как правая рука работает и ненароком можно зацепить емкость с тушью и опрокинуть ее. Сначала студенты пишут тренировочные элементы на обычной белой бумаге формата А4. Это палочки, крючки, изогнутые линии и так далее (рис.6). Обязательно делается разметка карандашом для высоты элемента и междустрочного интервала (интерлиньяж). Когда тренировочные элементы освоены, учащийся уже немного начал чувствовать новый материал, то можно приступать к написанию алфавитов. Алфавиты любого письма также прописываются на обычной белой бумаге с обязательной разметкой карандашом. Одна буква может писаться целую строчку; если возникает необходимость, то две и более строчек. Каждый человек индивидуален, у всех разные способности. Кому-то каллиграфия дается легче, а кому-то тяжелее, поэтому нужно проявлять большое терпение как студенту, так и мне. Каждому обучающемуся я показываю, как правильно держать перо, как его макать в тушь, как правильно сидеть за столом и так далее. Индивидуально с каждым прописываю каждую букву, показываю направления элементов букв и знаков. Каждая буква состоит из отдельных элементов, и если их непоследовательно начать прописывать, то может получиться совсем другой шрифт. Когда студент освоил заданный алфавит, то после этого можно приступать к основному заданию - написанию текста. При оформлении рукописи художник может проявить фантазию, но может и ограничиться только одной лишь каллиграфией (рис. 7 -10). Самое творческое и разнообразное письмо, на мой взгляд, это славянские скоропись и вязь. Скоропись выводится тонким пером, имеет очень много вензелей и обладает виртуозностью. Этот вид письма зависит от почерка, характера и темперамента писца, поэтому всегда получается разным и неповторимым (рис.11,12).

Вязь является полной противоположностью скорописи, так как ею не писали основной текст. Ею оформляли заголовки, и служила она для украшения рукописей. Вязь практически нечитабельна и больше напоминает орнамент, здесь можно проявлять фантазию и демонстрировать эстетическое восприятие мира (рис.13,14).

Заключение

Развитие каллиграфического почерка - это очень кропотливый и длительный процесс, который требует много усилий, внимания и желания. К сожалению, современные методики по коррекции некрасивого почерка недостаточно совершенны и проработаны. Этим видом искусства нужно начинать заниматься с раннего детства. У человека, владеющего каллиграфическим почерком, лучше развиты память и речь, творческие способности и индивидуальность. Именно поэтому занятия каллиграфией и исключили из школьной программы как буржуазно вредный предмет. А в 1968 году весь письменный процесс стал строиться на владении шариковой ручкой. Дело в том, что шариковая ручка создает сильное мышечное напряжение. Уже давно научно доказано, что каллиграфия может исцелять многие тяжелые болезни.

Особенно важно начать уделять внимание развитию правильного письма в младшем школьном возрасте, чтобы у детей могли сформироваться прочные навыки чистописания. В детском саду делать акцент на развитие мелкой моторики у детей. Я считаю, что каллиграфическое письмо нужно в обязательном порядке ввести в школьный образовательный процесс как отдельный вид дисциплины. Очень бы хотелось, чтобы наше Министерство образования обратило внимание на эту серьезную проблему.

Графическая информация

Рис.1. Протосинайская письменность (примерно 1700 год до н.э) явно отражает язык семитской группы,

только вот сам язык остается неизвестным до сих пор

Рис.2. Тэртерийская табличка из необожженной глины датируется 5500 годом до н.э.

Рис.3. Видоизменение финикийского алфавита

Рис.4. Пример оформления средневековой готической рукописной книги

Рис.5. Пример оформления средневековой готической рукописной книги

Рис. 6. Тренировочные элементы (студенческая работа)

Рис. 7. Римское капитальное письмо (студенческая работа)

Рис.8. Готическое письмо, текстура (студенческая работа)

J Голуустло — форма. к и рилли^ы, оо^никщл» 60 ото (ЮН ПОЛОбИМС X'V QÎICA. JTo сравнению с устлвом полу у с ШДбИЫС ПОЧСрКИ МеМЛе и ок fyrлее. $ noiûQA'ewieAt книгопе 1дшлмм(д a xv- Х^' Qs- пеплт нып шрифт длв русосо-сла апнекнх KMiir выл отлит по образцу полуустава: таков, например, шрифт первого рус eteoro книгопечатника Jff ал мл Федоровича, выпустив шего в^1оскве1переуft книгу - „чЛ постол". русским полуус главным шрифт употреблил си о церковных и грдткдлне чщ печатных «н^гдх-

Рис.9. Готическое письмо, швабахер (студенческая работа)

Рис.10. Славянское письмо, полуустав (студенческая работа)

ГРЕЧЕ<КИЙ ЛЛС|>АРИГИ<-ПОЛНУЕТОI < КОНЦА 1X5 ИЛИ НАЧАЛА VII Р. Л.О НЛ ПО ПЕШЫЙ АЛфАРИГ <0-ЛЕГЖЛЩИЙ КАК <ОГЛА<-НЫЕ. ТАК И ГЛА<НЦЕ. И И<-ПОЛ*>?УЮ1ЦИЙ ДАЛ НИХ РА?" ДЕЛЬНЫЕ ЖАКИ. Р КЛА<-<ИЧЕ<КОМ ААфАРИТЕ ГН-ЛО 27 5УКР. ГРЕЧЕ <КИЙ АЛфАрИТ РА?РИЛ<Я НА ОС-НОРЕ фИН11КИЙ<КОГО и ПСХЛУЖИЛ ОСНОРОЙ, НА КОТОРОЙ ГА>рИАО<Ь А\НО-ЖЕ<ТРО ЛЛфЛРИТОР. ШИРОКО РА<ПРООТАНИР111МХ<Я Р ЕРРОПЕ И НА БЛИЖНЕМ №<Т(ЖЕ И И<ПО\К>УЕМИХ

Рис.11. Готическое письмо, швабахер (студенческая работа)

Рис.12. Славянское письмо, полуустав (студенческая работа)

^QjopmnL мой. г¡уЛан, я. потеряна -t, мире', со^аном сПлмпли.. (м npoleua Mfuuuc iotjH сбой шуш тюу mßveu ja-mumoit. СЛ HOüuia> nomü "С rrwSolt. ^fe^ioßa iL tifuuua- tu. хмогуЯ чтасшп* радость и cmc/пье-, 'itmtja я рядаи 'с mo-bou. 'Gepaust- поино воспашнашй cf унях. нпо мл npoScuu iueane-, <f% Д m~ чала, nrntjo ты не jajau. cJ*fuKmo~ не■ мо-wem унять мою S<ub. 1$(иу<ь маг, мой wenoym.'hmo&i aw(v уИшрпь. mint, jym ~ yipHoe* MiUjO. ^Oidcuaw^moSti мой .шиши, Sau (tceAqa, спаспииЗ.''

Рис. 13. Скоропись (студенческая работа)

Рис.14. Скоропись (студенческая работа)

Рис. 15. Вязь (студенческая работа)

Рис.16. Вязь (студенческая работа)

Список литературы

1. Агаркова, Н.Г. - Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе // Начальная школа. - 1998.-№8. - С.9.

2. Агаркова, Н.Г. - Основы формирования графического навыка у младших школьников / И.Г.Агаркова//Начальная школа. - 1999. - №4. - С.36-39.

3. Желтяковская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтяковская, Е.Н. Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 2008 - С.13.

4. История книги: Учеб. для вузов/ Под ред. А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой. - М. : Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.

5. Кричевский, В. Типографика в терминах и образах. Том 1. /- Москва: Слово, 2000. - С.144.

6. Савкина, Н.Г. Педагогическое сопровождение леворуких учащихся (текст) /Н.Г. Савкина -Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013 №6 С.344.

7. Савкина, Н.Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи / Н.Г. Савкина. - Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №1-2 (8). - С. 40-43.

8. Суздальцев, А. Г. Как, чем и на чем писали в Древней Руси / А. Г. Суздальцев, О. В. Черняк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 126-128. — URL: https: //moluch.ru/young/archive/12/885/

9. Таранов, Н. Н. Художественно-образная выразительность шрифтов /Н. Н. Таранов. -Волгоград: Перемена, 2000.

10. Таранов Н.Н. Рукописный шрифт /Н.Н. Таранов. - Львов: «Вища школа», 1986 - С. 113131.

11. История каллиграфии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:иКЬ: http://www.rarebook-spb.ru/info/history_of_calligraphy/ свободный.

12. https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie/item/ 1795-istoriya-kalligrafii .html.

13. https://ozlib.com/1067416/zhurnalistika/grecheskiy_shrift.

14. http://calligraphy-expo.com/about/news/kalligrafoterapiya.

15. https://100gorodov.ru/improject-2742/ideas/2997.

16. https://school-science.ru/8/10/41637.

17. https://cyberleninka.ru/article/n/vvedenie-kalligrafii-v-obrazovatelnuyu-programmu-kak-formirovanie-i-razvitie-psihologicheskoy-i-esteticheskoy-podgotovki-k-shkole/viewer.

18. http://diplomba.ru/work/86351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.