УДК 373 Буланова Дарья Дмитриевна
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Тольяттинского социально-педагогического колледжа
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Bulanova Daria Dmitrievna
Lecturer, Psychology and Education Science Disciplines Department, Togliatti College for Social and Education Sciences
FORMATION OF FAMILY IDENTITY OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. Определено понятие «направленность на мир семьи», выделены его структурные компоненты (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий), описаны три группы детей старшего дошкольного возраста согласно характеру их принадлежности к семье. Авторы приходят к выводу о необходимости разработки специальной системы для педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью формирования у воспитанников принадлежности к семье.
Ключевые слова:
принадлежность к семье, формирование принадлежности к семье, социализация, семейные ценности, направленность на мир семьи, эмпатия, когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий компоненты.
Summary:
This article examines the family identity development of senior preschool age children. The author defines the concept of 'focusing on the world of a family", distinguishes its structural components (cognitive, emotional, motivational, behavioral), describes three groups of preschool age children according to the type of their family identity. It is concluded, that there is a need for development of a special program for preschool teachers helping them to develop the children's family identity.
Keywords:
family identity, formation of family identity, socialization, family values, focus on the world of a family, empathy, cognitive, emotional, motivational, behavioral components.
Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе.
Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом и т. д. Следовательно, на помощь должна прийти дошкольная образовательная организация, так как в детских садах воспитательно-образовательная работа с детьми отличается целенаправленностью, педагогической грамотностью. Она организована на научных основах и осуществляется специально подготовленными людьми. Дошкольное образовательное учреждение должно акцентировать работу на формировании у детей направленности на мир семьи. Оно включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты воспитания: привязанность к родному дому, семье, детскому саду, своему роду, городу и т. д. Недооценка семейных ценностей как важнейших составляющих сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства [1, с. 4]. Этим и определяется приоритетность развития семейных ценностей как основы формирования у дошкольников принадлежности к миру семьи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития.
В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию представлений о семье, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Формирование принадлежности к семье непосредственно связано с возможностью ребенка чувствовать себя ее полноценным членом, частью, ощущать свою важность и выстраивать соответствующее поведение на основе представлений и отношений.
Проблема семейных взаимоотношений являлась предметом изучения многих исследований в области педагогики, психологии, философии (Б.Г. Ананьев, Т.А. Куликова, Г.А. Карабанова, Г.Г. Филлипова, П.Ф. Каптерев и т. д.).
Научно-исследовательской лабораторией «Педагогический поиск» кафедры дошкольной педагогики и психологии педагогического факультета Тольяттинского государственного университета совместно с базовыми дошкольными учреждениями АНО ДО «Планета детства "Лада"» г. Тольятти под руководством доктора педагогических наук, профессора О.В. Дыбиной изучается проблема направленности на мир семьи.
Под направленностью на мир семьи понимается сосредоточенность восприятия, мышления, чувств, эмоций, поведения ребенка на мир семьи с целью его восприятия, осмысления, принятия и преобразования [2, с. 4].
Направить ребенка на мир семьи значит сосредоточить восприятие, мышление, действия, желания детей с целью изучения и осмысления (то есть овладеть сведениями о мире семьи), присвоения (то есть сделать этот мир личностно значимым, своим), «преобразования» (то есть обогатить этот мир специфическими для ребенка формами, достижениями и способами действий и поведения, делания) [3, с. 39].
Выделены следующие компоненты этой структуры:
- интеллектуальный;
- эмоционально-чувственный;
- мотивационно-потребностный;
- поведенческий.
Анализ исследований позволяет нам рассматривать принадлежность к семье у ребенка старшего дошкольного возраста как отнесение себя к конкретной семье по каким-либо признакам, обладание представлениями, чувствами и отношениями к членам семьи, стремление реализовать их в деятельности и выстраивание соответствующего поведения на основе представлений, отношений и мотивов.
Можно выделить ряд структурных компонентов принадлежности ребенка к семье:
1. Когнитивный компонент. У членов семьи формируются определенные когнитивные представления о семье, так называемый набор когнитивных схем (С. Минухин). Под ним подразумеваются убеждения членов семьи относительно друг друга, общества, мировосприятия, о том, какие черты, роли преобладают в семье, какова роль каждого элемента семейной системы. К старшему дошкольному возрасту ребенок может перечислить признаки семьи и охарактеризовать их. С опытом у ребенка складывается определенный образ семьи, и не только своей семьи, а семьи как таковой, то есть образ идеальной семьи как образ идеального взрослого. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже может описать, как должна выглядеть идеальная семья, то есть изобразить ее так называемый портрет. При этом ребенок может дать сравнительную характеристику своей семьи и идеальной, оценить поведение взрослых членов своей семьи и сиблингов [4, с. 177].
Характер эмоциональных связей внутри семьи определяет, какой образ семьи сложится у ребенка - положительный или отрицательный. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок находился в атмосфере взаимной поддержки, сочувствия, сопереживания. Т.А. Куликова пишет, что многочисленные исследования показывают, что в благополучных семьях дети имеют положительные представления о родителях и семье как таковой. А в неблагополучных семьях, напротив, у детей складываются негативные представления. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте [5, с. 199].
2. Эмоционально-мотивационный компонент. Данный компонент включает в себя эмоции, чувства, отношения, побуждения относительно членов своей семьи.
При благоприятном формировании принадлежности к семье ребенок чувствует себя нужным, желанным, любимым, он доверяет другим членам семьи, чувствует себя защищенным в своей семье, проявляет интерес, желание и инициативу во взаимодействии с членами семьи. Ребенок не стесняется говорить о своих чувствах и с уважением относится к чувствам других. В свою очередь ребенок уверен во взаимности чувств и отношений к нему со стороны других членов семьи. Для ребенка младшего дошкольного возраста свойственно проявление эгоцентрической позиции во взаимоотношениях. В силу возрастных особенностей детей и недостаточного социального опыта у них именно взрослый должен брать на себя ответственность за взаимоотношения всех членов семьи и за формирование чувства принадлежности к семье у ребенка. Впоследствии происходит эмоциональная децентрация, и ребенок начинает испытывать более сложный глубокий комплекс эмоциональных состояний. К старшему дошкольному возрасту при определенных условиях зарождается эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать.
3. Поведенческий компонент. На поведенческом уровне ребенок совершает определенные действия и поступки по отношению к семье: поддерживает, сопереживает, пытается оказать помощь, участвует в совместных семейных делах и т. д., поведение ребенка выстраивается на
основе его представлений, отношений, мотивации. Поведение это зависит от правил, которые приняты в той или иной семье. Если в семье принято открыто выражать свою точку зрения, эмоциональные состояния, проявлять заботу, поддержку, то наиболее вероятно, что в семье благоприятный психологический климат, который обеспечивает ребенку налаживание социальных связей более широкого уровня: в группе сверстников в детском саду и с другими взрослыми.
Поведение ребенка во многом определяется его представлениями и отношениями, и, наоборот, деятельность ребенка сама по себе может вызвать возникновение у него определенных переживаний. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок овладевает простейшими способами действий (умственных, практических). В процессе деятельности ребенок усваивает социальные ценности, нормы, правила, обычаи и традиции. При целенаправленном воспитании данные категории приобретают определенный смысл и становятся мотивами поведения (А.Н. Леонтьев).
Большую роль в становлении поведенческого компонента принадлежности к семье у ребенка играет механизм подражания. Ребенок перенимает способы поведения и деятельности у взрослых, которые, в свою очередь, являются образцом-ориентиром, авторитетом. Так, например, если взрослые члены семьи с уважением относятся к мнению ребенка, вежливы в общении, демонстрируют заботу и внимание, проводят вместе с ним время, то ребенок подсознательно перенимает подобную модель поведения.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал принадлежность к своей семье на всех трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
В зависимости от того, каким образом между собой сочетаются вышеописанные компоненты, можно выделить различный характер принадлежности детей старшего дошкольного возраста к семье:
1. К первой группе относятся дети, которые имеют достаточно полные представления о семье для своего возраста. Они могут охарактеризовать обязанности членов семьи, владеют достаточной информацией о родителях и других членах семьи: называют их имена, отчества, фамилии полностью, место работы, должность, с интересом рассказывают об увлечениях, домашних занятиях, стремятся оказать действенную помощь в домашних делах, проявляют сочувствие, поддержку, заботу, владеют способами их проявления, стремятся включиться в деятельность родителей. У таких детей доброжелательные отношения с братьями и сестрами: умеют договориться в ситуации общения или совместной деятельности, считают себя равноправными членами семьи. Дети ощущают себя полноценными, считают себя важными и необходимыми членами семьи, описывают признаки, по которым относят себя к своей семье (устанавливают сходства и различия между собой и другими членами семьи). Могут сравнить свою семью с идеалом, оценить действия и поступки (свои и близких).
2. Ко второй группе относятся дети, которые владеют некоторой информацией о своих близких, могут рассказать о некоторых увлечениях, домашних занятиях. С одними членами семьи могут находиться в более близких отношениях, чем с другими, но это не мешает устанавливать достаточно положительные взаимодействия. Дети время от времени проявляют инициативу в оказании помощи и поддержки. В большинстве случаев самостоятельно могут договориться с братьями и сестрами, обойтись без конфликтов.
3. К данной группе относятся дети, которые обладают лишь фрагментарными представлениями о членах своей семьи по причине отсутствия эмоциональной близости: дети больше характеризуются владением формальной информацией: место работы, должность родственников, как правило, только родителей (членов семьи, которые живут вместе с ребенком). Такие семьи обычно являются закрытыми системами. Об интересах, увлечениях, хобби своих близких дети не знают либо же владеют недостоверной информацией. Избирательно относятся к членам семьи. У детей обычно преобладают негативные характеристики некоторых членов семьи. Дети уверены, что с их мнением не считаются, могут чувствовать себя отстраненными от семьи. Им сложно наладить взаимоотношения с братьями и сестрами, часто возникают конфликты, ревность. Могут действовать или бездействовать под давлением взрослых.
Ошибочно предполагать, что чувство принадлежности к семье может сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то чувство принадлежности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Педагоги должны ненавязчиво, тактично обеспечить применение правильных подходов в общении взрослых с детьми.
Под формированием принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста мы понимаем целенаправленный, организованный процесс взаимодействия взрослых и детей с целью приобретения дошкольниками представлений о семье, интериоризации чувств и отношений к семье и выстраивания поведения на их основе.
В настоящее время существует немало форм работы с детьми и родителями. Не всегда данные формы работы приводят к необходимым результатам. Дело в том, что большинство педагогов применяют методы и формы работы разрозненно, педагогически нецелесообразно. В настоящее время не разработана система по формированию принадлежности к семье. Существенное влияние может оказать специальная педагогическая технология, которая обеспечит планомерность формирования принадлежности к семье. Мы предполагаем, что технологический подход окажет положительное влияние на формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Ссылки:
1. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи : учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Дыбиной. М., 2014. 144 с.
2. Диагностика направленности ребенка на мир семьи / под ред. О.В. Дыбиной. М., 2009. 64 с.
3. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентир. моногр. / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти, 2009. 124 с.
4. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии. М., 1998. 304 с.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 232 с.