Научная статья на тему 'Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности'

Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / FORMATION OF FAMILY VALUES / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА / IMPLEMENTATION STAGES OF THE PROJECT / ЭМОЦИОНАЛЬНО МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП / EMOTIONALLY MOTIVATIONAL STAGE / ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП / ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП / PRESENTATION STAGE / PRACTICE STAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланова Дарья Дмитриевна

В статье рассматривается актуальность проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям. Вовлечение детей в проектную деятельность рассматривается как одно из важных средств, способствующих формированию у детей семейных ценностей. В статье отмечается, что проектная деятельность позволяет ребенку стать активным субъектом педагогического процесса, проявить самостоятельность и инициативу. Отмечается недостаточный уровень сформированности семейных ценностей у старших дошкольников. В статье описан опыт реализации проектной деятельности с дошкольниками по теме «Семейный альбом». Проект направлен на формирование у детей представлений о семье, о прошлом семьи (о родословной), о связях между поколениями, приобщение к семейным ценностям, формирование доброжелательных взаимоотношений между участниками проекта. Проект предусматривает взаимодействие с детьми, а также привлечение родителей воспитанников. В статье кратко раскрыты этапы реализации проекта (эмоционально-мотивационный, практический, презентационный). Раскрыта технологическая карта проекта, в которой указан тип проекта, раздел программы, тематическое поле, продолжительность, цель, задачи, этапы, конкретные мероприятия, реализующиеся в ходе проекта, критерии результата. В статье перечислены качественные изменения, произошедшие в результате проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PRESCHOOLERS FAMILY VALUES THROUGH PROJECT ACTIVITIES

The article deals with the problem of familiarizing of preschool children to family values. Involving children in project activities is considered as one of important means of contributing to the formation of children family values. The article notes that project activities allows the child to become an active subject of pedagogical process, to show independence and initiative. There is an inadequate level of development of family values in pre-school age. The article describes the experience of implementing the project activities with preschoolers on the topic "Family album". The project is directed on formation at children of representations about family, about a family's past (on pedigree), about the connections between generations, introduction to family values, the formation of friendly relations between the project participants. The project involves interaction with children and involvement of parents of pupils. The article briefly reveals the stages of the project (emotional-motivational, practical, presentation). Disclosed routing of the project that specifies the project type, category, theme field, duration, purpose, objectives, stages, specific activities, realized in the course of the project outcome criteria. This article lists the qualitative changes that occurred as a result of the work done.

Текст научной работы на тему «Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности»

педагогические науки

Буланова Дарья Дмитриевна ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ...

УДК 373.2

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2017

Буланова Дарья Дмитриевна, аспирантка кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: darja.bulanova@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям. Вовлечение детей в проектную деятельность рассматривается как одно из важных средств, способствующих формированию у детей семейных ценностей. В статье отмечается, что проектная деятельность позволяет ребенку стать активным субъектом педагогического процесса, проявить самостоятельность и инициативу. Отмечается недостаточный уровень сформированности семейных ценностей у старших дошкольников. В статье описан опыт реализации проектной деятельности с дошкольниками по теме «Семейный альбом». Проект направлен на формирование у детей представлений о семье, о прошлом семьи (о родословной), о связях между поколениями, приобщение к семейным ценностям, формирование доброжелательных взаимоотношений между участниками проекта. Проект предусматривает взаимодействие с детьми, а также привлечение родителей воспитанников. В статье кратко раскрыты этапы реализации проекта (эмоционально-мотивационный, практический, презентационный). Раскрыта технологическая карта проекта, в которой указан тип проекта, раздел программы, тематическое поле, продолжительность, цель, задачи, этапы, конкретные мероприятия, реализующиеся в ходе проекта, критерии результата. В статье перечислены качественные изменения, произошедшие в результате проделанной работы.

Ключевые слова: формирование семейных ценностей, проектная деятельность, этапы реализации проекта, эмоционально мотивационный этап, практический этап, презентационный этап.

THE FORMATION OF PRESCHOOLERS FAMILY VALUES THROUGH PROJECT ACTIVITIES

© 2017

Bulanova Daria Dmitrievna, postgraduate student of the Department of "Preschool pedagogy and psychology"

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st.., 14, e-mail: darja.bulanova@yandex.ru)

Abstract. The article deals with the problem of familiarizing of preschool children to family values. Involving children in project activities is considered as one of important means of contributing to the formation of children family values. The article notes that project activities allows the child to become an active subject of pedagogical process, to show independence and initiative. There is an inadequate level of development of family values in pre-school age. The article describes the experience of implementing the project activities with preschoolers on the topic «Family album». The project is directed on formation at children of representations about family, about a family's past (on pedigree), about the connections between generations, introduction to family values, the formation of friendly relations between the project participants. The project involves interaction with children and involvement of parents of pupils. The article briefly reveals the stages of the project (emotional-motivational, practical, presentation). Disclosed routing of the project that specifies the project type, category, theme field, duration, purpose, objectives, stages, specific activities, realized in the course of the project outcome criteria. This article lists the qualitative changes that occurred as a result of the work done.

Keywords: formation of family values, project activities, implementation stages of the project, emotionally motivational stage, practice stage, presentation stage.

В век высоких технологий, когда приоритетным направлением является познавательное развитие, общественное воспитание не уделяет должного внимания проблеме формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения. В дошкольном возрасте у детей закладываются базовые ценностные ориентации по отношению социальному и природному миру. В первую очередь становление ценностных ориентаций происходит в семье и по отношению к членам своей семьи. Ценностные ориентации, заложенные родителями, окажут серьезное влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. В настоящее время мы можем наблюдать так называемый кризис семьи, проявлениями которого являются, например, высокое количество разводов, феминизация женского населения, набирающее популярность движение «чайлфри». Семья является основой государства. Недооценка семейных ценностей, как важнейших составляющих сознания человека, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность развития семейных ценностей и выбор средств осуществления данного процесса [1, с. 4].

Одним из средств формирования у дошкольников семейных ценностей выступает проектная деятельность. Проектная деятельность дает детям возможность стать активными деятелями, а также позволяет привлечь к взаимодействию родителей воспитанников [2,3].

Нами было проведено экспериментальное исследование, одно из направлений которого, посвящалось применению проектной деятельности как средства формирования семейных ценностей у старших дошкольников.

На констатирующем этапе осуществлялось изучение сформированности у детей семейных ценностей, которое показало, что большинство испытуемых не обладают четкими представлениями о понятиях «члены семьи», «родословная», «семейные традиции», о семейных ролях. У многих детей недостаточно сформированы представления о прошлом своей семьи, отсутствуют доброжелательность, доверие и уважение к членам своей семьи.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что необходима дальнейшая работа по формированию семейных ценностей у изучаемой группы детей. Основываясь на полученных данных, мы перешли к формирующему эксперименту, в котором принимали участие дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников и педагоги дошкольной образовательной организации.

Целью работы явилось формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Тематика проектов достаточно разнообразна, например, «Как жили наши бабушки и дедушки?», «Детство наших родителей», «Семейный альбом». Организованы как краткосрочные проекты, продолжительностью в одну неделю, так и долговременные проекты, длительностью до шести месяцев.

Проектная деятельность организована нами поэтапно: первый этап - эмоционально-мотивационный, второй этап - практический, третий этап - презентационный.

В качестве примера рассмотрим проект «Семейный альбом» (таблица 1).

Буланова Дарья Дмитриевна ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ .

педагогические науки

Таблица 1 - Технологическая карта педагогического проекта

проекта «Семейный альбом»

Тип проекта Информационно—практико-ориентироБанныи с элементами творчества

Возраст детей Шесть-семь лет

Участники проекта Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители

Пр одолжит ельность Средняя продолжительность (три недели)

Раздел программы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Социально -ко ммуникативное развитие, ребенок б семье и сообществе, патриотическое воспитание

Тематическое поле членами семьи (меэду поколениями), осознание сопричастности к своей семье, чувства и эмоции по отношению к членам сво ей семьи

Актуальность Формирование у дошкольников ценностных ориентации по отношению к своей семье является важной задачей современных общественных наук, в частности дошкольной педагогики. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования ценностных ориентации, чему способствует до статочный уровень психического развития и самосознания детей.

Проблема У многих детей поверхностные представления о семье, не сформировано ценностное отношение к семье. Родители воспитанников не в полной мере реализуют свой педагогический потенциал по направлению формирования семейных ценностей у дошкольников. В дошкольных образовательных организациях в недостаточной степени ведется планомерная целенаправленнаяработа по приобщению детей к семейным ценностям, формированию представлений о семье.

Цель Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности

Этапы реализации проекта 1 этап— Эмоционально-мотивационный. Цель: создание положительного эмоционального настрояуучастниковпроекта, побуждение к осознанию важности формирования семейных ценностей. 3 адачи: 1) установить партнёрские отношения педагогов, родителей, детей, создать едино е социо культур но е пр о стр а нство ; 2) сформировать у детей положительную мотивацию к изучению своей семьи, своей родословной, способствовать переживанию чувства уважения по 3) привлечь родителей к проблеме формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности. 3 адачи: 1) формировать у детей представления о связях между членами семьи (между поколениями), побуждать детей к переживанию положительных эмоций, чувства гордости за свою семью, уважение к своим близким, осознанию сопричастности к своей семье; 2) формировать у детей умение осуществлять поиск информации различными способами, анализировать информацию, оформлять проект с помощью взрослых; 3) привлечь родителей воспитанников к формированию у детей ценностных ориентации по отношению к своей семье; 4) способствовать повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, побуждать к совместной с детьми проектной деятельности. 3 этап- Презентационный Цель: формирование умений применять ранее полученные представления б различных видах деятельности. Задачи: 1) формировать умение детей старшего дошкольного возраста применять ранее полученные представления в процессе создания выставки «Семейный альбом». 2) формировать у детей старшего дошкольного возраста умение презентовать результаты своей деятельности.

Мероприятия Мероприятия по реализации первого этапа: - беседа «Нашиимена и фамилии»; - сюжетно-ролевая игр а «Семья»; - беседы «Профессии моих родителей», {{Родословная моей семьи»; - беседа сродителямивоспитанников «Главные условия воспитаниядетейв семье». Мероприятия по реализации второго этапа: -поиск детьми с помощью родителейинформации о членах своей семьи; - сбор материаловдля«Семейного альбома»{фотографий, семейных историй, стнхотвор еннй, иллюстраций и т.д.); - изготовление и оформление «Семейного альбома». Мероприятия по реализации третьего этапа: -выставка-презентация«Семейный альбом»

Результат-э ффект - у детей сформированы представления о мире семьи, о событиях, происходивших в своей семье, о прошлых поколениях; - осознание детьми своей сопричастности к миру семьи; создана образовательная среда, включающая в себя социальный, методический, технологический компоненты, способствующие реализации работы по формированию семейных ценностей у воспитанников

Результат-продукт 1) создана выставка «Семейных альбомов» в группе дошкольной организации; 2) Создана методическая копилка по проблеме формирования семейных ценностей у старших дошкольников.

Критерии результата - активное участие детей в создании «Семейного альбома»; - проявление детьми интереса к презентационному мероприятию.

Презентация проекта выставка-презентация «Семейный альбом»

мейных историй, стихотворений, иллюстраций и т.д.) и последующее оформление «Семейного альбома».

Третий этап включал в себя презентацию проекта, которая проходила в форме выставки-презентации «Семейный альбом». В рамках мероприятия осуществлялась демонстрация продуктов, полученных в результате совместной проектной деятельности детей и их родителей. Демонстрация сопровождалась докладом. Многие выступления отличались своей оригинальностью. Родители имеют теперь возможность наблюдать за психологическим и творческим развитием ребенка, а ребенок получает поощрение в виде похвалы.

Таким образом, в результате проведенной работы произошли следующие качественные изменения:

- повышение у детей уровня сформированности представлений о своей родословной, о связях между членами семьи, осознание детьми важности семьи для человека, сопричастности к миру семьи, позитивные установки по отношению к членам своей семьи, проявление детьми интереса к изучению мира семьи;

- повышение родительской компетентности в вопросах взаимодействия с детьми;

- повышение качества образовательного процесса по формированию у детей семейных ценностей;

- создание методической копилки по проблеме формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;

- укрепление связи семьи и дошкольной образовательной организации.

В результате проектной деятельности мы разработали и реализовали содержание, методы и формы, которые предусматривают поэтапную организацию процесса формирования ценностных ориентаций относительно мира семьи через участие родителей и детей в совместной проектной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дыбина О.В., Еник О.А., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Кузина А.Ю., Сидякина Е.А., Щетинина В.В. Технология моделирования формирования у ребенка направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2016. 77 с.

2. Дыбина О.В., Кузина А.Ю. Роль проектной деятельности в развитии у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира // Детский сад: теория и практика. 2011. №9. С. 98-104.

3. Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов / А.Ю. Кузина, Л.С. Иванова, И.В. Кузьмина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2008 г. - Тольятти : ТГУ, 2008. - Ч. II. - С. 35-43.

Кратко охарактеризуем содержание работы на каждом этапе.

На первом этапе нами была разработана технологическая карта проекта, определен план его реализации, разработаны конспекты мероприятий (бесед, игр), проводимых с детьми и родителями воспитанников. В ходе проведения разработанных мероприятий осуществлялось непосредственное привлечение интереса всех участников к проблеме формирования семейных ценностей.

На втором этапе осуществлялась реализация проекта. Дети с помощью родителей собирали информацию о членах своей семьи. Особый интерес, как для детей, так и для их родителей, представлял поиск информации о прошлых поколениях семьи. Участники проекта обращались к различным источникам, в том числе поиску в интернете. Многие отметили повышение осведомленности о своих родственниках. Далее происходил сбор материалов для «Семейного альбома» (фотографий, се-

Статья поступила в редакцию 17.04.2017. Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.