ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.С. Любимова1, старший преподаватель В.В. Михина1, студент Н.Б. Попова2, заведующий
волгоградский государственный социально-педагогический университет 2МОУ Детский сад № 279 Красноармейского района Волгограда (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-75-77
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования представлений об окружающем мире у дошкольников 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью. Рассмотрены особенности использования игровой деятельности с целью коррекции представлений и расширения кругозора у детей с интеллектуальной недостаточностью. Статья подчеркивает важность работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях психолого-педагогической поддержки. Эффективная работа по коррекции представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода, который включает в себя не только игровую деятельность, но и индивидуализированные образовательные программы, психологическую поддержку и работу с семьей.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, старшие дошкольники, представления об окружающем мире, социализация, игровая деятельность.
Для полноценной и успешной социализации ребенка в обществе требуется определенный набор знаний об окружающем его мире, с целью успешного взаимодействия с ним. Человек должен знать законы устройства мира, в котором он обитает, для гармоничной и полноценной жизни. Ребенок в норме успешно познает это в повседневной жизни без специального обучения. В том случае, если же ребенок имеет интеллектуальные нарушения, познание окружающего сопровождается определенными трудностями.
В настоящее время в связи с глобальным прогрессом и появлением огромного количества многофункциональной и разнообразной техники, педагоги получили возможность применять это в своей практике. Это позволяет не только доносить изучаемый материал в доступной форме для ребенка, но и учитывать реалии современной действительности, когда жизнь без новейших технологий уже не представляется возможным. Игровая деятельность приобретает иной, инновационный
характер с применением информационно-коммуникационных технологий.
Отмечено, что игровая деятельность дает положительный результат у детей с нарушением интеллекта в коррекционной работе. Использование игры обусловлено тем, что этот вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте, это позволяет наиболее эффективно решать поставленные образовательные задачи.
Изучение окружающего мира со стороны ребенка является важным аспектом в его полноценном развитии. Е.В. Шипилова отмечает прямую зависимость взаимодействия ребенка с окружающей средой и развитие речи ребенка, так как именно возраст дошкольника является самым плодотворным в развитии. Важно то, насколько рано ребенок начал взаимодействовать с миром, тем раньше он начнет использовать речь. Расширение кругозора ребенка приводит к расширению количества собеседников, что особенно важно, и влияет на общение со сверстниками [1].
Дети получают информацию об окружающем мире через опыт, а не через тео-
рии. От ощущений к рассуждениям, от рассуждений к открытиям и от открытий к концептуализации. Идеи возникают благодаря тому, как мы интерпретируем факты. Различают идеи из памяти и идеи из воображения. Первые основаны на жизненном опыте ребенка и используют знакомые образы, а вторые строят новые образы на основе существующих идей. Созданные образы служат основой для развития концепций. Увеличение сенсорного опыта сопровождается развитием сенсорного познания, которое включает в себя ощущение, восприятие и распознавание. Чтобы совершенствовать свои языковые навыки, детям необходимо развивать точное восприятие окружающего мира и понимать, как описываются различные вещи и явления, в том числе в различных литературных формах, таких как стихи, рассказы и сказки.
Отечественные ученые и исследователи (Л.С. Выготский, Р.Б. Каффеманас,
С.Я. Рубинштейн) выделили особенности формирования представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Во-первых, это желание ребенка найти связи пространственных явлений вполне обусловлено его возрастом, он активно изучает пространство и пытается найти объективные объяснения происходящему совместно с его окружающими, но у особого ребенка не выявляется таких стремлений или же выражено менее явно. Новые эмоциональные всплески становятся положительной мотивацией для продолжения активного познания, а, следовательно, и для полноценного развития человеческой психики. У детей с нарушением интеллекта эта мотивация значительно снижена, что позволяет сделать вывод об этом влиянии на полноценное развитие сознания. Во-вторых, у детей изучаемой категории наблюдается особая совокупность психических процессов, что отражается на деятельности ребенка, так как окончательно несформировался синтез, абстрактные понятия, обобщение и другие формы познания. Особенно отмечается замедленность таких детей на внешние стимулы, неадекватность реакций на них и поверхностность мышления [2].
В рамках образовательной программы учащиеся изучают социальные явления, выполненные человеком объекты, одушевленные и неодушевленные предметы, в процессе изучения окружающего мира детям рассказывают об уникальных характеристиках, связях и взаимодействии каждого из предметов в виде основных направлений коррекционно-
педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа» [3]. Создание инклюзивной образовательной среды способствует повышению эффективности коррекционной работы, многие ученые посвятили множество своих трудов данной проблеме. О.А. Козырева отмечает: «Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении» [4].
Знакомство с социальными явлениями в программе обучения является вводной частью и позволяет детям понять значимость общения, взаимодействия и социальных ролей. Наиболее всестороннее развитие происходит при организации занятий, которые включают в себя различные виды деятельности, рассчитанные на разнообразные возможности детей. Важно помнить, что изучение окружающего мира не ограничивается только формальным обучением, оно также требует применения активного опыта, детской практики и самостоятельной исследовательской деятельности.
Игровая деятельность у детей с интеллектуальными нарушениями чаще всего возникает под руководством педагога из-за отсутствия желания у подопечного. Педагог устанавливает четко обозначенные правила и порядок игры, который ребенок соблюдает. Важно отметить, что игры содержат крайне детализированный характер до момента поступления в школу. Это происходит для того, чтобы ребенок
научился обозначать действия конкретным щей действительности. Для дошкольников словом или жестом, что является важным роль в игре - способ познать сведения о для детей данной нозологии. мире, его закономерностях, о взаимоотно-
Таким образом, игровая деятельность - шениях людей в доступной форме. Через не только ведущий вид в дошкольном воз- игру дети учатся понимать законы и прин-расте, но и практикуемый метод по фор- ципы, которыми руководствуется окружа-мированию представлений об окружаю- ющая их действительность.
Библиографический список
1. Метла А.А., Урываева Н.А., Шипилова Е.В. Использование игровых технологий в развитии речи у детей со сложной структурой дефекта // Студент года 2019: Сборник статей VIII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 марта 2019 года. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2019. - С. 245-248.
2. Каффеманас Р.Б. Особенности формирования представлений у учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 2003.
3. Хайбуллаева Ф.Р. Формирование представлений умственно отсталых детей об окружающем мире / Ф.Р. Хайбуллаева, Э.А. Мамбетова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2018 года. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 224-226.
4. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. - 2014. - №1.- С. 112-115.
FORMATION OF IMPLICATIONS ABOUT THE WORLD IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN GAME ACTIVITIES
E.S. Lyubimova1, Senior Lecturer V.V. Mikhina1, Student N.B. Popova2, Head
1Volgograd State Social Pedagogical University
2Municipal Preschool Educational Institution «Kindergarten № 279 of the Kras-noarmeysky district of Volgograd» (Russia, Volgograd)
Abstract. The article discusses the features of the formation of ideas about the world around us in preschoolers aged 5-6 years with intellectual disabilities. The features of using gaming activities to correct ideas and expand horizons in children with intellectual disabilities are considered. The article emphasizes the importance of working with children with intellectual disabilities in conditions of psychological and pedagogical support. Effective work to correct ideas about the world around children with intellectual disabilities requires an integrated approach, which includes not only play activities, but also individualized educational programs, psychological support and work with the family.
Keywords: intellectual disability, older preschoolers, ideas about the world around them, socialization, play activity.