Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / ВНИМАНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкин Сергей Борисович, Гончарова Светлана Юрьевна

Проблема специфики коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет актуальность в связи с запросом практики в поиске новых эффективных форм оказания помощи в развитии и компенсации нарушений данной разнородной группы детей. Знание особенностей коррекционной работы с данной группой детей на этапе младшего школьного возраста позволит повысить результативность коррекционной работы. Цель исследования - обоснование эффективности коррекционной программы, направленной на развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья (группа с нарушениями интеллекта). Были использованы методы формирующего эксперимента, методики «Корректурная проба», «Таблица Шульте», статистический метод. Автором статьи разработана программа «Познавательное развитие» для детей с ограниченными возможностями здоровья - с интеллектуальными нарушениями. Целью данной программы являлась коррекция внимания детей с нарушениями интеллекта. Задачами программы послужили развитие устойчивости, концентрации, а также повышение объема внимания. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования исходного и вторичного уровня свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Данный процесс у младших школьников с ОВЗ (группа с интеллектуальной недостаточностью) имеет специфические нарушения, проявляющиеся в недостаточности его концентрации, устойчивости и объеме, сопровождаемые психической неустойчивостью. В результате коррекционной работы выявлены статистически значимые различия по свойствам концентрации, устойчивости, эффективности и врабатываемости. Тем самым обоснована эффективность регулярной и систематической коррекции внимания у детей с ОВЗ (группа с интеллектуальной недостаточностью) путем сравнения результатов входной и итоговой диагностик. Наблюдаются значительные положительные изменения. Данный процесс у младших школьников с ОВЗ (группа с интеллектуальной недостаточностью) имеет специфические нарушения, проявляющиеся в недостаточной концентрации, устойчивости и объеме внимания (характерно снижение психической устойчивости). Перспективой исследования является выявление изменений в когнитивных процессах у данной группы детей посредством коррекции внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашкин Сергей Борисович, Гончарова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRECTIONAL WORK WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

The problem of the specifics of correctional work with primary school children with disabilities is relevant due to the need for the search for new effective forms of assistance in the development and compensation of disability of this heterogeneous group of children. The knowledge of the features of correctional work with this group of children of primary school age will allow us to increase the effectiveness of correctional work. The purpose of this empirical study is to substantiate the effectiveness of the correctional program aimed at developing the attention of children with disabilities (a group with intellectual disability). The methods of educational experiment, the “Correction task” technique, “Schulte Table” and statistical method were used. The author of the article created the program “Educational Development” for children with disabilities (intellectual disability). The aim of the program was to correct attention of children with intellectual disability. The objectives of the program were to improve span of attention and concentration of this group of children. The results of the theoretical and empirical study of the initial and secondary level of attention properties in primary school children with disabilities are presented. The process of attention of primary school children with disabilities (a group with intellectual disability) has specific disorders, such as insufficiency of concentration, stability and capacity, accompanied by mental instability. As a result of the correctional work, statistically significant differences in the properties of attention concentration and stability and performance efficiency were revealed. Thus, the effectiveness of regular and systematic correction of the attention process of children with disabilities (a group with intellectual disability) is justified by comparing the results of the initial and final diagnosis and identifying significant positive changes. The process of attention of primary school children with disabilities (a group with intellectual disability) has specific disorders, such as insufficiency of concentration, stability and span of attention, accompanied by mental instability. The prospect of the research is to identify changes in cognitive operations as a result of the correction of attention ability of this group of children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Научная статья УДК 159.9.075

DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).21

С.Б. Пашкин

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

С.Ю. Гончарова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

АННОТАЦИЯ. Проблема специфики коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет актуальность в связи с запросом практики в поиске новых эффективных форм оказания помощи в развитии и компенсации нарушений данной разнородной группы детей. Знание особенностей коррекционной работы с данной группой детей на этапе младшего школьного возраста позволит повысить результативность коррек-ционной работы. Цель исследования — обоснование эффективности коррекционной программы, направленной на развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья (группа с нарушениями интеллекта). Были использованы методы формирующего эксперимента, методики «Корректурная проба», «Таблица Шульте», статистический метод. Автором статьи разработана программа «Познавательное развитие» для детей с ограниченными возможностями здоровья — с интеллектуальными нарушениями. Целью данной программы являлась коррекция внимания детей с нарушениями интеллекта. Задачами программы послужили развитие устойчивости, концентрации, а также повышение объема внимания. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования исходного и вторичного уровня свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Данный процесс у младших школьников с ОВЗ (группа с интеллектуальной недостаточностью) имеет специфические нарушения, проявляющиеся в недостаточности его концентрации, устойчивости и объеме, сопровождаемые психической неустойчивостью. В результате коррекционной работы выявлены статистически значимые различия по свойствам концентрации, устойчивости, эффективности и врабатываемости. Тем самым обоснована эффективность регулярной и систематической коррекции внимания у детей с ОВЗ (группа с интеллектуальной недостаточностью) путем сравнения результатов входной и итоговой диагностик. Наблюдаются значительные положительные изменения. Данный процесс у младших школьников с ОВЗ (группа с интеллектуальной недостаточностью) имеет специфические нарушения, проявляющиеся в недостаточной концентрации, устойчивости и объеме внимания (характерно снижение психической устойчивости). Перспективой исследования является выявление изменений в когнитивных процессах у данной группы детей посредством коррекции внимания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Ограниченные возможности здоровья, нарушения интеллекта, внимание, концентрация внимания, объем внимания, коррекционная работа. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 28 июля 2021 г.; дата принятия к печати 23 ноября 2021 г.; дата онлайн-размещения 30 декабря 2021 г.

Original article

S.B. Pashkin

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation

© Пашкин С.Б., Гончарова С.Ю., 2021

S.Yu. Goncharova

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation

FEATURES OF CORRECTIONAL WORK WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

ABSTRACT. The problem of the specifics of correctional work with primary school children with disabilities is relevant due to the need for the search for new effective forms of assistance in the development and compensation of disability of this heterogeneous group of children. The knowledge of the features of correctional work with this group of children of primary school age will allow us to increase the effectiveness of correctional work. The purpose of this empirical study is to substantiate the effectiveness of the correctional program aimed at developing the attention of children with disabilities (a group with intellectual disability). The methods of educational experiment, the "Correction task" technique, "Schulte Table" and statistical method were used. The author of the article created the program "Educational Development" for children with disabilities (intellectual disability). The aim of the program was to correct attention of children with intellectual disability. The objectives of the program were to improve span of attention and concentration of this group of children. The results of the theoretical and empirical study of the initial and secondary level of attention properties in primary school children with disabilities are presented. The process of attention of primary school children with disabilities (a group with intellectual disability) has specific disorders, such as insufficiency of concentration, stability and capacity, accompanied by mental instability. As a result of the correctional work, statistically significant differences in the properties of attention concentration and stability and performance efficiency were revealed. Thus, the effectiveness of regular and systematic correction of the attention process of children with disabilities (a group with intellectual disability) is justified by comparing the results of the initial and final diagnosis and identifying significant positive changes. The process of attention of primary school children with disabilities (a group with intellectual disability) has specific disorders, such as insufficiency of concentration, stability and span of attention, accompanied by mental instability. The prospect of the research is to identify changes in cognitive operations as a result of the correction of attention ability of this group of children.

KEYWORDS. Disabilities, intellectual disability, attention, concentration span, attention span, correctional work.

ARTICLE INFO. Received July 28, 2021; accepted November 23, 2021; available online December 30, 2021.

В современном мире нет общепринятого термина «коррекционная работа». С одной стороны, это комплекс психолого-медико-педагогических воздействий на психофизиологическое состояние человека с целью его развития в соответствии с возрастной нормой. С другой стороны, коррекционную работу принято считать внеурочной деятельностью, которая способствует наиболее гармоничному развитию личности, раскрытию и реализации способностей человека в различных сферах жизни общества [1; 2]. Наиболее комплексно данной работой начинают заниматься специалисты (педагоги-психологи) с учащимися младшей школы (7-10 лет) [3].

Дети с ограниченными возможностями здоровья — обширная категория детей, в которую входят различные нарушения [4; 5]. В данном исследовании рассмотрена коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта.

При нарушениях интеллекта оказывается нарушенным процесс внимания — основа восприятия информации, ее усвоения и переработки, основа работоспособности [6]. Внимание является психическим процессом и представляет собой

сосредоточенность на объекте. На его фоне протекают все психические процессы, поэтому и обусловливается их результативность. Внимание тесно связано с мышлением и речью [7—9]. Нарушение его свойств является серьезным препятствием для обучения, что особо заметно у детей с ОВЗ. Таким образом, обусловливается актуальность коррекции внимания для данной группы детей. Качественное освоение образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями возможно только при условии приближения к норме свойств внимания как базового психического процесса. Особенностью коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта должна выступать коррекция описываемого процесса как необходимое условие развития интеллекта. Исходя из анализа литературы [10—22], нами была разработана аналогичная коррекционная программа, направленная на развитие внимания, основанная на системном подходе и наблюдении.

Целью нашей работы было выяснить эффективность программы коррекцион-ной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья — нарушениями интеллекта, направленной на коррекцию внимания. Достижение цели реализуется методами тестирования и коррекции.

Методы: метод формирующего эксперимента, диагностические методы (методики «корректурная проба», «Таблица Шульте»), методы формирующего эксперимента пальчиковая гимнастика, разминочные игры, беседа, арт — терапия, релаксационные методики, ролевые игры, статистический метод критерий Стьюдента.

На базе коррекционной программы Е.А. Екжановой [12], Е.А. Стребелевой [13] автором статьи разработана программа «Познавательное развитие» для детей с ограниченными возможностями здоровья — с интеллектуальными нарушениями.

В данной программе представлены оптимальные и эффективные для дошкольников с нарушениями интеллекта формы, методы и приемы организации коррек-ционно — развивающего процесса.

Целью данной программы является коррекция внимания младших школьников с нарушениями интеллекта.

К задачам, описанным в программе, можно отнести:

1. Развитие устойчивости, концентрации внимания;

2. Повышение объема внимания.

Организация непосредственной коррекционно—развивающей деятельности предполагает, что работа проводится в групповой форме с периодичностью 2—3 раза в неделю, продолжительность занятий 30 мин.

Организация и проведение коррекционной программы осуществлялось с опорой на ряд принципов:

— принцип избегания перенасыщенность занятий количеством упражнений, который выражался в использовании 2—3 упражнений в ходе одного занятия;

— время занятий выбиралось в соответствии с требованиями СанПин, а также по возможности учитывалось общее психоэмоциональное состояние детей, загруженность основной общеобразовательной программой, состояние удовлетворенности физиологических потребностей;

— без оценочного отношения к детям в ходе реализации программы.

Структура занятия представлена следующим образом:

1. Вводный этап, направленный на создание доверительной атмосферы, рабочего настроя.

2. Коррекционный этап — представлен непосредственно упражнениями, направленными на развитие свойств внимания;

3. Релаксационный этап, направленный на снятие возможно имеющегося напряжения, эмоционального и мышечного;

4. Заключительный этап, направленный на развитие навыков рефлексии.

Программа включает 30 занятий.

Условия реализации программы

1. Создание соответствующей развивающей среды в соответствии с возрастом детей и требованиями ФГОС

2. Наличие необходимого методического обеспечения: игрушки, бумага, цветные карандаши, краски, цветная бумага, пластилин, ковер, магнитофон.

3. Взаимодействие с родителями детей — участников коррекционно — развивающего процесса по вопросам познавательного и эмоционально — личностного развития детей.

Апробация программы осуществлялась на базе образовательных учреждений Колпинского района города Санкт-Петербурга в количестве 9 ГБОУ в течение полугода. В образовательных учреждениях обучаются 700 детей с ограниченными возможностями и 406 детей-инвалидов.

Вышеперечисленные категории лиц осваивают базовую общеобразовательную программу в общеобразовательных классах школы, по очной форме обучения.

Из 700 детей с ОВЗ 525 имеют интеллектуальные нарушения — интеллектуальную недостаточность легкой степени.

Результаты.

На констатирующем и контрольном этапах детей с ОВЗ — участники исследования были продиагностированы с помощью методик исследования внимания — таблицы Шульте, корректурная проба.

Получены следующие результаты.

Таблица 1

Исходный уровень свойств внимания по результатам корректурной пробы

№ Результат К Концентрация внимания А Устойчивость внимания (за весь период времени 5 мин) С Переклю-чаемость внимания

Кол-во ошибок Кол-во просмотренных строк Кол-во посмотренных букв Кол-во ошибочно проработанных строк

1 15 11 680 7 8,06 2,2 63,6

2 14 6 365 5 2,5 1,21 83,3

3 15 14 910 9 13,06 3,03 64,2

4 18 11 678 9 6,7 2,26 81,8

5 16 11 650 9 7,5 2,1 81,8

6 15 11 645 8 8,06 2,15 72,7

7 8 7 420 5 6,1 1,4 71,4

8 10 8 480 5 6,4 1,6 62,5

9 8 7 418 5 6,1 3,9 71,4

Из табл. 1 следует, что только одна группа детей (11 %) укладывается в нормы объема внимания (количество просмотренных знаков 850 знаков), объем внимания 89 % младших школьников, совершающих ошибки в письме и при чтении, имеют объем внимания ниже нормы. Ни одна группа не укладывается в норму концентрации — 5 ошибок и менее.

Таблица 2

Исходный уровень свойств внимания по таблицы Шульте

№ Результат (сек) ЭР Эффективность работы ВР Врабатыва-емость ПУ Психическая устойчивость

1 2 3 4

1 38 41 41 46 41,5 0,91 1,1

2 58 49 71 66 61 0,95 1,0

3 65 76 65 83 72,25 0,89 1,14

4 40 54 41 52 46,75 0,85 1,11

5 51 44 45 49 47,25 1,07 1,03

6 70 56 65 100 72,75 0,96 1,37

7 72 68 62 71 68,25 1,05 1,04

8 54 45 55 45 49,75 1,08 0,9

9 40 40 46 68 48,5 0,82 1,4

Из табл. 2 следует, что 1 группа (11 % от числа всех участников исследования) имеет 5 баллов по эффективности работы — максимальный балл, 4 чел. (44,5 %) — 4 балла, 4 чел. (44,5 %) — на 3 балла.

Таблица 3

Вторичный уровень свойств внимания по результатам корректурной пробы

№ Результат К Концентрация внимания А Устойчивость внимания (за весь период времени 5 мин) С Переклю-чаемость внимания

Кол-во ошибок Кол-во просмотренных строк Кол-во посмотренных букв Кол-во ошибочно проработанных строк

1 7 14 840 3 2,01 2,2 53,3

2 6 11 855 4 1,5 1,21 43,3

3 8 14 768 8 3,06 1,03 44,2

4 7 11 756 7 3,7 1,26 41,8

5 8 11 750 7 3,5 1,1 31,8

6 9 11 745 6 3,06 2,15 42,7

7 5 7 720 4 3,1 1,4 51,4

8 7 8 780 4 3,4 1,6 32,5

9 6 7 718 4 2,1 1,9 41,4

Из табл. 3 следует, что практически все младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью укладываются в нормы объема внимания (количество просмотренных знаков 850 знаков) и близки к норме концентрации — 5 ошибок, допуская 7—8 ошибок.

Из табл. 4 следует, что все испытуемые имеют нормативные показатели враба-тываемости, эффективности работы и психической устойчивости.

С целью выявление достоверности различий в параметрах внимания до и после реализации коррекционной программы был использован статистический критерий Стьюдента. Результаты представлены в табл.5.

Таблица 4

Вторичный уровень свойств внимания по результатам таблицы Шульте

№ Результат (сек) ЭР Эффективность работы ВР Врабатыва-емость ПУ Психическая устойчивость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4

1 35 40 45 45 41,25 0,84 1,09

2 40 42 43 45 42,5 0,94 1,05

3 45 50 50 50 48,75 0,92 1,03

4 43 45 47 50 46,25 0,92 1,08

5 51 44 45 49 47,25 1,07 1,03

6 45 50 50 50 72,75 0,92 1,02

7 50 50 4 45 49 1,02 0,91

8 45 45 45 45 45 1 1

9 41 42 46 48 49,25 0,83 1,38

Таблица 5

Результаты статистического анализа

Т Р

К — Концентрация внимания 5,023 0,001

А — Устойчивость внимания (за весь период времени 5 мин) 5,765 0,001

С — Переключаемость внимания 1,983 -

ЭР — Эффективность работы 6,432 0,001

ВР- Врабатываемость 3,876 0,01

ПУ — Психическая устойчивость 6,856 0,001

Из табл. 5 следует, что выявлено статистически значимые различия по свойствам внимания концентрация, устойчивость, эффективность работы и врабаты-ваемость. По параметру переключаемость внимания достоверных различий не выявлено.

Обсуждение результатов.

Результаты констатирующего этапа подтверждают, что младшие школьники с ОВЗ (группа с нарушениями интеллекта) имеют потребность в коррекции внимания. Полученные результаты согласуются с традиционными и современными данными о специфике нарушений внимания детей с нарушениями интеллекта (А.Я. Абкович [14; 15], А.В. Обухов [16]).

Таким образом, если рассматривать содержание разработанной программы, то результаты исследования согласуются с мнением Е.А. Стребелевой [13; 17—20]. В своих работах автор указывает на важность дидактических игр в коррекции нарушения внимания и демонстрирует эффективность применения наглядных методов развития, о которых упоминает Ф.Р. Хайбуллаева [21]. Метод Рэйвана, использованный в нашей программе, описан Ю. Шэнгом в своих трудах [22]. Описывая возможность развития графо-моторных навыков, тем самым корректируя математическую дислексию у детей [22]. Включение указанных форм работы в программу коррекции показало свою эффективность. Новым в данной программе является комплексный подход к тому, чтобы учитывать индивидуальные потреб-

ности детей с ОВЗ, их психоэмоциональное состояние, их физическое состояние работоспособности. Так же большое значение имела систематичность и регулярность занятий, игровое наполнение занятий.

Важно отметить данные наблюдения во время реализации коррекционной программы, которые дают комплексную информацию об изменениях внимания, а также о развитии коммуникативных навыков и общей социализации младших школьников с ОВЗ.

В ходе коррекционных занятий младшие школьники с нарушениями интеллекта нуждались в стимулирующей помощи. На первых занятиях проявили активность 25 %, остальные дети были осторожны, привыкали к окружающей обстановке и ситуации. 20 % имели явно замедленный темп выполнения упражнений, при этом старались выполнять задания максимально точно. 11 % находились в устойчиво пониженном настроении, их эмоциональный фон изменился в лучшую сторону к концу программы. 10 % были ориентированы на общение, первые занятия игнорировали содержание заданий. 14 % привлекали к себе внимание громким голосом, нежеланием делать задания. К концу программы их поведение стало более ровным. 20 % по мере реализации программы стали более активны и уверенны.

В целом, в завершении программы стало заметно развитие навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование доброжелательных отношений, сплочения. Данные наблюдения указывают, что, несмотря на определенный целевой ориентир программы, которым является развитие внимания, коррекцион-ная программа благотворно сказывается на развитии коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями интеллекта.

Контрольная диагностика показывает достоверное улучшение таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, эффективность работы и врабатыва-емость. По параметру переключаемость внимания достоверных различий не выявлено. Это означает, что концентрация, устойчивость, эффективность работы и врабатываемость оказались более сензитивными к коррекционному воздействию, переключаемость внимания является специфическим свойством, требующим отдельного рассмотрения.

Заключение. Процесс внимания у младших школьников с ОВЗ (группа с интеллектуальной недостаточностью) имеет специфические нарушения, проявляющиеся в недостаточной его концентрации, устойчивости и объеме. Данные нарушения нуждаются в специально организованной коррекционной работе. Регулярная и систематическая коррекция у данной группы детей с ОВЗ показала свою эффективность. Свойства внимания у детей с ОВЗ данной группы стали развиты значительно лучше. Перспективой исследования является выявление положительной динамики развития когнитивных процессов у большего числа реципиентов по средством использования разработанной программы коррекции.

Список использованной литературы

1. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. — Москва : ВЛАДОС, 2016. — 199 с.

2. Матвеева М.А. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания / М.А. Матвеева / / Приволжский научный вестник. — 2016. — № 2. — С. 164-167.

3. Пашкин С.Б. Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях / С.Б. Пашкин, С.Ю. Гончарова. — DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-10-16 // Образовательный вестник "Сознание". — 2021. — Т. 23, № 4. — С. 10-16.

4. Зубаилова П.Ф. Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта / П.Ф. Зубаилова, Л.П. Феталиева // Вестник социально-педагогического института. — 2016. — № 4. — С. 63-68.

5. Чебан Н.Г. Особенности развития внимания младших школьников с ОВЗ / Н.Г. Че-бан. — URL: https://www.gscoumt.minobr63.ru/wp-content/uploads/2018/10/%.pdf.

6. Олексюк З.Я. Особенности обучения детей с умеренной степенью нарушения интеллекта / Э.Я. Олексюк, Н.Н. Бакшиева // Научный альманах. — 2020. — № 6, ч. 1. — С. 93-96.

7. Пешкова Н.В. Развитие познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Н.В. Пешкова // Акмеология. — 2016. — № 2. — С. 123126.

8. Рачковская А.А. Принцип наглядности и его реализация в обучении детей с нарушениями интеллекта / А.А. Рачковская, М.Э. Бекирова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. статей XV Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 25 марта 2018 г. : в 2 ч. — Пенза, 2018. — Ч. 2. — С. 173-175.

9. Рязанова Н.В. Развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью в условиях современного информационного общества / Н.В. Рязанова, А.В. Лобанова // Academy. — 2018. — № 4. — С. 93-95.

10. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Н.В. Бабкина. — Москва : ВЛАДОС, 2016. — 143 с.

11. Валеева Л.М. Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями интеллекта через дидактические игры с коррекционной направленностью с использованием ИКТ / Л.М. Валеева // Вестник Марийского государственного университета. — 2011. — № 7. — С. 172-175.

12. Екжанова Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 1-15.

13. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. — Москва : ВЛАДОС, 2016. — 204 с.

14. Абкович А.Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Я. Абкович // Специальное образование. — 2014. — № 4. — С. 5-11.

15. Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом / А.Я. Абкович // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология образования. — 2015. — № 1. — С. 99-104.

16. Обухов А.В. Особенности изменений внутрифункциональной структуры внимания младших школьников с различными возможностями обучаемости / А.В. Обухов. — DOI 10.17223/17267080/56/11 // Сибирский психологический журнал. — 2015. — № 56. — С. 138-152.

17. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — Москва : ВЛАДОС, 2016. — 180 с.

18. Суворова И.И. Дидактическая игра в развитии внимания младших школьников с ОВЗ / И.И. Суворова // URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internetkonferencii/2019/ lichnostnoe_i_professionalnoe_razvitie/8/Suvorova.pdf.

19. Сунагатуллина И.И. Технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / И.И. Сунагатуллина. — Магнитогорск : Изд-во МГТУ им. Г.И. НосоваМ, 2019. — 54 с.

20. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 10. — С. 79-83.

21. Хайбуллаева Ф.Р. Наглядные методы обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта / Ф.Р. Хайбуллаева, С.К. Газиева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 25 марта 2017 г. : в 2 ч. — Пенза, 2017. — Ч. 1. — С. 37-39.

22. Use of cognitive correction training improves learning for children with mathematics learning disability / T. Wu, H. Shen, Y. Sheng [at al.]. — DOI 10.1080/21622965.2018.1552 866 // Applied Neuropsychology. Child. — 2020. — Vol. 9, iss. 2. — P. 172-178.

Информация об авторах

Пашкин Сергей Борисович — доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии профессиональной деятельности, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: sergejjpashkin@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8791-3029, SPIN-код: 76359453, Scopus Author ID: 57222609519, ResearcherlD: E-3238-2017.

Гончарова Светлана Юрьевна — магистр психологических наук, аспирант, кафедра психологии профессиональной деятельности, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: Sweta329@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7705-8946, SPIN-код: 93142118, AuthorID РИНЦ: 1106877.

Authors

Sergey B. Pashkin — D.Sc. in Pedagogical Sciences, Professor, Department of Psychology of Professional Activity, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation, e-mail: sergejjpashkin@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8791-3029, SPIN-Code: 7635-9453, Scopus Author ID: 57222609519, ResearcherID: E-3238-2017.

Svetlana Yu. Goncharova — Master of Psychological Sciences, PhD Student, Department of Psychology of Professional Activity, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation, e-mail: Sweta329@yandex.ru, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-7705-8946, SPIN-Code: 9314-2118, AuthorID RSCI: 1106877.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Пашкин С.Б. Особенности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / С.Б. Пашкин, С.Ю. Гончарова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).21 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4.

For Citation

Pashkin S.B., Goncharova S.Yu. Features of Correctional Work with Primary School Children with Disabilities. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.