Научная статья на тему 'Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества: эволюционно-правовое измерение'

Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества: эволюционно-правовое измерение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3988
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
достоинство личности / честь / Гражданское общество / права и свободы / personal dignity / HONOR / civil society / rights and liberties

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Власова Оксана Вячеславовна

Дан обзор истории формирования взглядов о личном достоинстве человека в общественном развитии. Показано значение категорий «честь» и «достоинство» в разные исторические периоды, а также их последовательное отражение в правовой действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An overview of the history of personal dignity ideas formation in social development is given. The meaning of categories honor and dignity in different historical periods, as well as their consecutive reflexion in the legal reality is shown.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества: эволюционно-правовое измерение»

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

O.V. Vlasova

Formation of Ideas of Personal Honor and Dignity in the History of Society Development: Evolution-Legal Dimension

An overview of the history of personal dignity ideas formation in social development is given. The meaning of categories "honor" and "dignity" in different historical periods, as well as their consecutive reflexion in the legal reality is shown.

Key words and word-combinations: personal dignity, honor, civil society, rights and liberties.

Дан обзор истории формирования взглядов о личном достоинстве человека в общественном развитии. Показано значение категорий «честь» и «достоинство» в разные исторические периоды, а также их последовательное отражение в правовой дейст-

Ключевые слова и словосочетания: достоинство личности, честь, гражданское общество, права и свободы.

УДК 340.12+342.7 ББК 67.1+67.400.3

О.В. Власова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

0 ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ЭВОЛЮЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

1 I редставления о чести и достоинстве личности начали формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества. Они, конечно же, менялись в ходе исторического развития, а также отличались у разных народов и в разных культурах.

Честь и достоинство неразрывно связаны между собой, они обеспечивают нравственную ценность человека, позволяют каждому быть и оставаться личностью. В современных правовых системах признается ценность человека вообще и ценность каждой индивидуальной личности как совокупность неповторимых черт - в отдельности. Чем богаче духовный мир и интеллектуальный уровень человека, тем ценнее для него честь и

44 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

достоинство, тем более он ими дорожит, тем менее склонен безнаказанно сносить любые посягательства на эти блага.

Признание ценности человеческой личности, уважение ее достоинства органически взаимосвязано с требованиями гуманизма. Право на достоинство принадлежит каждому, за человеком признается его безусловное достоинство уже в силу факта рождения. Этот нормативный смысл достоинства присущ в том числе и младенцам, душевнобольным, лежащим в коме пациентам. Можно по-разному оценивать конкретного человека, и, как бы он сам к себе ни относился, уже в силу своего существования он представляет собой высшую ценность в глазах всех других, в глазах государства и общества. Никто не может быть вычеркнут из списка людей, лишен человеческого достоинства.

Являясь важнейшими социально-правовыми ценностями, честь и достоинство всегда нуждались в соответствующей защите. Решение данной проблемы во многом зависит от степени изученности социальной и юридической природы чести и достоинства личности.

Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены. В те далекие времена люди не выделяли себя из племени, рода. В связи с этим оскорбление человека, принадлежащего к какому-либо роду, воспринималось как оскорбление всего рода. На этой основе возник обычай кровной мести. Вместе с тем в условиях первобытнообщинного строя начали формироваться элементарно-нравственные представления о чести и достоинстве личности.

В рабовладельческом обществе возникают представления о социальной ценности представителей господствующих классов. Установился стереотип, что чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества, поэтому в древнем мире понятие чести как возвышение в своей среде оказывается доминирующим. Вместе с тем в этот период в нравственном сознании людей начинают формироваться идеи достоинства как нравственной ценности [1, с. 21].

В различных локальных цивилизациях представления о чести и достоинстве содержательно и концептуально различались.

Важнейшим шагом на пути к утверждению человеческого достоинства послужила древнеиндийская материалистическая философская школа чарваков, сторонники которой отвергали религиозно-мистическую доктрину кармы, то есть представления о том, что принадлежность людей к определенным кастам предопределена предшествующими поступками. В основе правопонимания приверженцев этого направления - естественность правил поведения. Они считали: мораль выгодна, так как вызвана общественным соглашением, а не божественным указанием [2, с. 15]. Можно сделать вывод, что данное учение представляет один из вариантов светской концепции естественного права.

Многогранная же разработка идеи ценности личности впервые прослеживается в философских, нравственных и политико-правовых доктринах Древней Греции и Рима. Античными мыслителями вопрос о социальной ценности личности

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 45

решался в различных учениях неоднозначно. В целом же для античности характерно, что ценность и достоинство человека определялось исключительно его принадлежностью к государству, вне Рима, Афин или Спарты личность теряла свое значение. В античную эпоху зарождается понятие гражданского достоинства, которое преимущественно не связывается с индивидуальной самобытностью человека. Тем не менее, например, одним из великих достижений древнегреческого гуманизма является учение Протагора. «Человек - мера всех вещей» - вот главный тезис, который возвеличивает человека и признает его абсолютную ценность.

Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними была достаточно условной, клевета и оскорбление могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Личное достоинство каждого афинянина тесно связывалось с полисным достоинством вообще, с защитой прав гражданина всем полисом. Отношения полиса укрепили достоинство - основу становления прав гражданина Афин. Понятие чести в Древнем Риме также означало гражданское полноправие: не будучи римским гражданином, человек не мог претендовать на обладание честью.

В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального и духовного развития Европы, прослеживалось и понимание достоинства как возвышение личности над обстоятельствами. Свое выражение эти идеи особенно ярко получили в стоицизме, в одном из ведущих философских направлений эпохи упадка античной цивилизации [3, с. 299].

Феодализм стал новым этапом в развитии взглядов о достоинстве человека. Правовой статус личности определялся сословием, к которому она принадлежала. Представители каждого европейского сословия имели собственные суждения о чести и способах ее защиты. Ярким примером тому служит защита чести у высшего сословия рыцарей. Дуэль как способ защиты чести просуществовала довольно долго. В отличие от раба, крепостной, будучи лично зависимым, становится владельцем земельного участка, орудий труда. Это стало важным шагом утверждения достоинства человека, несмотря на то что «оно выступает в своеобразной форме, отражающей классовые и сословные отношения средневекового общества» [4, с. 36].

Эпоха Возрождения делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Идейно-политические процессы Возрождения и Реформации обозначили начало борьбы за гарантированный статус достоинства человека и гражданина. Духовным стержнем Возрождения являлся гуманизм, основанный на потребности свободы мысли и духовно-нравственных исканий человека.

В целом же в истории европейской философии отчетливо просматривается христианская традиция понимания достоинства человека. По христиански канонам человек должен быть смиренным и испытывать страх божий, и все же он обладает особым достоинством и особой полнотой бытия: соединяет в себе бессмертное духовное начало и телесность - плотскую материальную завершенность. Достоинство человека заключается в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно использовать свою свободу.

Важно, что христианство совершило переворот в отношении к человеку,

46 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

провозгласив равенство людей перед Богом независимо от социального положения и национальности. Важно и то, что одно из ведущих направлений христианства - протестантизм, а именно протестантская этика с ее индивидуализмом и рационализмом явилась опорой формирования понятий «личность», «достоинство», «человек». Это впоследствии оказало большое влияние на формирование современной концепции прав человека.

В политических и правовых учениях XVII—XVI11 вв. социальная ценность человека рассматривалась с позиции школы естественного права. В наиболее прогрессивных из них разрабатывалась проблема достоинства гражданина, где его неотъемлемым свойством являлось равенство всех перед законом. Опыт достоинства через равенство всех перед законом приобретался нелегко [5, с. 90—99].

В XVI1—Х1Х вв. началось оформление достоинства в системе прав человека. Накопленный опыт достоинства на своей рациональной стадии развития подвергался постепенной юридической формализации и оформлению в каталоге прав человека через принятие международных документов и национальных конституций.

Наиболее ярким представителем гуманистического направления и развития идеи достоинства как индивидуальной ценности каждого человека является выдающийся немецкий мыслитель И. Кант. Он утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает его достоинство — особая ценность и значимость людей как личностей.

Кант считал, что каждый человек обладает достоинством, это—родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону — это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными влечениями, находящейся в тисках необходимости. Человек причас-тен разуму и свободе, и это делает его достойным особого положения в мире. Каждый обязан чувствовать, что он достоин истинно человеческого отношения, должен обладать глубоким самоуважением, признавать в себе существо с особым статусом в бытии. При этом, утверждал великий моралист, каждый должен признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых [6, с. 257].

Достоинство — это признание ценности и высокого назначения человека независимо от его социального происхождения и сословной принадлежности. Великий гуманист подчеркивал, что человек обладает не ценностью, а достоинством. Достоинство, по Канту, есть внутренняя, безотносительная ценность, и то, что обладает достоинством, стоит выше всякой цены и не допускает никакого эквивалента.

Таким образом, философ создал этическую концепцию человеческого достоинства, согласно которой ее реализация невозможна без предоставления человеку прав и свобод, что обеспечило мировоззренческое обоснование идеи прав человека и ее последующего развития в теорию правового государства. Честь и достоинство образцового гражданина правового государства напрямую связывались с правами и обязанностями граждан. Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий.

Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что российская история сви-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

детельствует, как это ни покажется неожиданным, о достаточно пристальном внимании, уделяемом охране чести и достоинства человека. Наказание за посягательство на эти блага устанавливалось строго в зависимости от того, к какому сословию принадлежит человек: высшему, среднему или низшему [7, с. 169].

Научное обоснование проблема достоинства личности, его правовой защиты в России получила в трудах отечественных представителей теории естественного права. Серьезное внимание к этим вопросам возникло во второй половине XIX - начале XX в. Идеи отечественных мыслителей возвеличивали достоинство, свободу личности, неотчуждаемость прав. Так или иначе эта тема звучит в работах Б.Н. Чичерина, И. Ильина, В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева.

Можно говорить о развитии представлений о чести и достоинстве человека, их правовом наполнении в эпоху социализма. Для социалистического общества характерно такое понимание достоинства и чести, которое соответствовало интересам господствующего класса и укрепляло данную систему общественных отношений. В период культивировавшегося коллективизма аналогами категории «ценность и достоинство личности» выступали понятия «достоинство коллектива», «достоинство профессии», «ценность общности людей», «ценность конкретного коллектива». В данный период отношение к человеку определяется степенью выполнения им общественного долга.

Система мер ответственности по советскому праву была направлена на уважение правил социалистического общежития. Наряду с государственным воздействием на виновных лиц существовало и общественное. В случаях унижения чести и достоинства потерпевший мог обратиться за защитой как в государственные, так и в партийные, комсомольские, профсоюзные и иные общественные организации. Меры общественного воздействия способствовали охране чести и достоинства, а также созданию атмосферы общественного осуждения виновных лиц [8].

Подводя общие итоги нашему ретроспективному обзору, можно сделать вывод, что история человечества тесно связана с развитием представлений о чести и достоинстве, путях обеспечения и способах защиты рассматриваемых ценностей.

Эволюция общества, материальной и духовной культуры человека представляет собой процесс становления, развертывания и обогащения феноменов «достоинство» и «честь». Исторические вехи формирования и трансформации этих понятий обозначают ступени культурного становления человечества, совпадающих с периодами и эпохами цивилизации.

В процессе экономического и политического становления государств достоинство как моральное право закреплялось за той или иной социальной группой и облекалось в юридическую форму. В основном речь шла о достоинстве высокостатусных, властных групп. Постепенно, с развитием общества и государства, освобождаясь от корпоративных характеристик, концепция человеческого достоинства охватывала интересы всех остальных членов общества. Она получила широкое распространение и законодательное закрепление в документах международного уровня и национальных конституциях после Второй мировой войны. Массовые преступления против человечности, совершенные нацистским режимом, поставили в фокус внимания мирового сообщества не только проблему защиты прав личности, но и вопрос защиты ее достоинства.

48 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Достоинство — фундамент прав человека, наполняющий права и свободы богатым содержанием. В свою очередь, права человека несут в себе несомненную моральную нагрузку и нацелены на защиту достоинства личности прежде всего во взаимоотношениях человека с представителями и институтами власти. Они побуждают власть ответственно относиться к личности. Права закладывают моральные возможности для защиты человеческого в человеке от произвола и унижающего обесчеловечивающего воздействия государства. Признание достоинства как единства человеческого в человеке позволяет считать концепцию прав и достоинства универсальной.

Проблема достоинства как самостоятельный предмет рассмотрения впервые возникла в европейской гуманистической философии в XIV—XVI вв. Кантов-ское определение достоинства, несмотря на свою абстрактную форму, было теоретически содержательным и политически прогрессивным для своего времени. Таковым оно остается и сегодня. Провозглашение внутренней, безотносительной ценности человека, требование относиться к нему как к цели, а не как к средству объективно направлено против принижения человека. Уже к XX в. категория достоинства оформилась в системе прав человека, на смену представлениям о превосходстве одного человека над другим пришла концепция абсолютной ценности человеческой личности.

Категория достоинства, несомненно, имеет нравственную и юридическую природу. С одной стороны, достоинство — ценностная установка, цель и ориентир для прав человека, оно относится к области естественных прав и свобод человека. С другой стороны, в системе правовых ценностей и в общественной жизни идея достоинства — основная, ведущая идея правового положения личности, поскольку выражает ее социальную ценность.

Достоинство обеспечивается равноправием индивидов в моральном смысле. Юридический принцип равноправия (равенства прав) означает правовое состояние, при котором всем, вне зависимости от каких-либо признаков, обеспечивается нравственное достоинство.

Историческая изменчивость понимания достоинства обращает на себя внимание в связи с его тесной связью с честью. Вместе с тем между ними существуют различия. Честь и достоинство — категории комплементарные, они взаимодополняют и взаимопредполагают друг друга, в этом одновременно заключается их единство и различие. Честь — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, достоинство же, основанное на равенстве всех людей в моральном отношении, — объективная ценность личности, которая может и не быть связана с ее признанием или осознанием. Очевидно, что человек постепенно накапливал знания о себе, о достоинстве и чести, эти понятия развивались в единстве и параллельно друг другу.

Нуждаясь в защите, честь и достоинство, при их различии, являются выражением одного явления — признания ценности человека. Обеспечение уважения к человеку, его чести и достоинству следует считать основным критерием действенности и эффективности права и государства.

Помимо законодательного признания абсолютного права человека на достоинство, нужна координированная система гарантий его осуществления. Уваже-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 49

М.Л. Воронкова

ние и защиту чести и достоинства личности необходимо рассматривать в контексте с различными правами и свободами человека, функционированием и ответственностью органов публичной власти. В юридической науке данный принцип должен стать магистральной правовой идеей, нравственным источником права.

В законодательной и правоприменительной практике только начинает складываться традиция уважения достоинства человека, его прав и свобод. Одним из условий успешного решения этой проблемы является исключительное уважение к человеку, к личности, к ее правам, к ее духовной природе.

Библиографический список

1. Очерк истории этики / под ред. Б.А. Чагина, М.И. Шахновича, З.Н. Мелещенко. М., 1969.

2. История политико-правовых учений / под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001.

3. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: краткий словарь. СПб., 2000.

4. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983.

5. Капицын В.М. Европейский политический опыт достоинства // Права человека и механизмы их защиты. М., 2003.

6. Кант И. Метафизика нравов // Собр. соч.: в 6 т. М., 1965. Т. 4.

7. Законодательство Древней Руси. М., 1984.

8. Чернышова С.А. Защита чести и достоинства граждан. М., 1974.

M.L. Voronkova Humanitarian Cooperation between State and Religious Associations in Modern Russia

The most promising areas of cooperation between state and religious associations are shown. Problems of priests' presence in education, upbringing of children in orphanages, as well as the performance of their humanitarian mission in the army and prisons are analyzed.

Key words and word-combinations: church-state relations, religious associations, spiritual and cultural development of man.

Показаны наиболее перспективные сферы сотрудничества государства и религиозных организаций. Анализируются проблемы присутствия священнослужителей в образовании, воспитании детей в детских домах, а также выполнение ими гуманитарного предназначения в армии и местах лишения свободы.

Ключевые слова и словосочетания: государственно-конфессиональные отношения, религиозные объединения, духовное и культурное развитие человека.

УДК 342.4:21(470+571) ББК 67.400.2+86.2(2Рос)

М.Л. Воронкова

ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

К онституция Российской Федерации утвердила светский характер нашего государства, закрепив в ст. 14, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Отделение религиозных объединений от государства не означает полной изоляции этих

50 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.