Научная статья на тему 'Достоинство и честь человека и их уголовно-правовая охрана'

Достоинство и честь человека и их уголовно-правовая охрана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
734
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ЧЕСТЬ / СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ОБЪЕКТ ОХРАНЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / THE HIGHEST HUMAN VALUE / PERSONALITY / DIGNITY / HONOR / CREATIVITY / MORALITY / NATURAL RIGHTS AND FREEDOMS / IMPLEMENTATION / OBJECT OF LEGAL PROTECTION / PUBLIC DANGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разгильдиев Бяшир Тагирович, Насиров Немэт Интигам Оглы

В статье с позиции естественно-правовой теории исследуются природа, содержание достоинства человека и чести личности, их соотношение и уголовно-правовая охрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Разгильдиев Бяшир Тагирович, Насиров Немэт Интигам Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGNITY AND HONOR OF A PERSONALITY AND THEIR LEGAL PROTECTION

The authors research the nature, dignity and honor of a personality, the interaction of these features and legal protection. The scholars work is based on the natural law theory.

Текст научной работы на тему «Достоинство и честь человека и их уголовно-правовая охрана»

УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Б.Т. Разгильдиев, Н.И. Насиров

ДОСТОИНСТВО И ЧЕСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА

В статье с позиции естественно-правовой теории исследуются природа, содержание достоинства человека и чести личности, их соотношение и уголовно-правовая охрана.

Ключевые слова: высшая ценность человека, личность, достоинство, честь, сознательность, нравственность, естественные права и свободы, объект охраны, общественная опасность.

B.T. Razgildiev, N.I. Nasirov

DIGNITY AND HONOR OF A PERSONALITY AND THEIR LEGAL PROTECTION

The authors research the nature, dignity and honor of a personality, the interaction of these features and legal protection. The scholars work is based on the natural law theory.

Keywords: the highest human value, personality, dignity, honor, creativity, morality, natural rights and freedoms, implementation, the object of legal protection, public danger.

Основополагающие национальные и международные правовые документы признают человека вместе с его правами и свободами высшей ценностью. Достоинство человека, его честь, на наш взгляд, в наибольшей мере отражают объективную составляющую ценности человека, ее понимание и признание личностью, обществом и государственной властью. Поэтому названные ценности активно используются людьми на бытовом уровне, законодательной и правоприменительной практикой, гуманитарной наукой, в т.ч. правовой. Многие аспекты заявленной проблематики успешно решаются наукой чаще всего в рамках естественно-правовой концепции1, удовлетворяя, таким образом, потребности перечисленных субъектов. Научное осмысление некоторых сторон достоинства человека, чести личности до настоящего времени не доведено до нужной кондиции, что затрудняет реализацию принципов уголовного законодательства. Так, отсутствует ясность по содержанию достоинства человека, чести личности, их соотношения и связь с признанием человека, его прав и свобод высшей ценно-

© Разгильдиев Бяшир Тагирович, 2016

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, заслуженный деятель науки РФ (Саратовская государственная юридическая академия)

© Насиров Немэт Интигам оглы, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 119

стью. Уяснение содержания достоинства и чести актуализирует и обосновывает их уголовно-правовую охрану.

Достоинство характеризует человека с момента рождения, его природа естественна и универсальна. Естественна потому, что это свойство всех людей, относящихся к роду человеческому. Его универсальность предполагает одинаковую содержательную значимость для всех людей независимо от их социальной роли в обществе и государстве. Она остается неизменной и сопровождает человека от начала его жизни до наступления смерти.

Анализ международных документов, отечественного и зарубежного законодательства свидетельствует, что посредством категории «достоинство» олицетворяется человеческая ценность в целом. Например, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено «...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»2. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 1966 г. также гласит «... Права вытекают из присущего человеческой личности достоинства»3. Согласно Хартии Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01) «человеческое достоинство неприкосновенно. Оно подлежит уважению и защите» (ст. 1)4.

Особое значение достоинству человека придается основными законами многих стран, в т.ч. России. Согласно ст. 1 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. (с изм. и доп. на 20 октября 1997 г.) «достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти»5. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. гласит: «Естественное и неотъемлемое достоинство человека образует источник свобод и прав человека и гражданина. Оно нерушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей» (ст. 30)6. Конституция России также признает, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Представленные документы, придавая особую значимость достоинству человека, актуализируют уяснение его содержания. Уместно по этому поводу обратиться к словарям русского языка и философскому. Для первых, достоинство — это высокие моральные качества и уважение их в себе7, для вторых — моральная оценка человека со стороны самого себя и общества8. Как видим, словари, раскрывая содержание достоинства, акцентируют внимание главным образом на субъективном факторе, кроме того (и это главное), оставляют открытым его объективный аспект, который, по нашему мнению, должен отражать моральные качества человека, подлежащие уважению и оценке.

В регулятивных и охранительных отраслях права достоинству человека уделяется значительное внимание, однако его содержательная сторона не раскрывается.

Отраслевая правовая теория в большей степени связывает достоинство человека с «самооценкой» («самоуважением»), «самосознанием своей ценности9, значимости10, собственных положительных качеств» и т.д.11 Такая научная позиция практически оставляет открытыми объективные аспекты достоинства. Получается, что достоинство — явление субъективное, лишенное объективности. Его наличие у человека определяется способностью и желанием человека к самооценке: способен оценить себя — обладает достоинством, не способен или не желает этого делать — не обладает им.

Можно констатировать, что в философской и правовой науках отсутствуют определения понятия «достоинство человека». Это позволяет предположить, что названные отрасли не владеют сущностными аспектами, отражающими содержание рассматриваемого феномена. Полагаем, что достоинство человека — это совокупность биосоциальных свойств, присущих всему человеческому роду, отличающих человека от других живых организмов, позволяющих ему существовать и развиваться наряду с окружающей его природой. Сформулированное определение характеризуется пятью обстоятельствами, отражающими сущностные аспекты исследуемого понятия:

совокупностью свойств биосоциального порядка; носителями указанных свойств является весь человеческий род; данные свойства не характерны для других живых организмов; названные свойства позволяют человеку существовать и развиваться; существование и развитие человека не противоречит окружающей его природе. Свойства, отражающие содержание достоинства, являются биосоциальными. Это означает, что природа их происхождения биологическая, а их проявление распространяется на социальную сферу, т.е. на взаимоотношение человека с обществом, государством, миром и природой. Как отмечал С.Л. Франк, человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек12. По значимости для человека эти свойства составляют его материальную сущность. Они характерны для всего человеческого рода: существовавшего, существующего, и будущего. И. Кант отмечал, что принадлежность к роду человеческому уже достоинство13. И это обоснованно, поскольку свойства, речь о которых пойдет далее, присущи только ш человеку и никакому другому живому организму. Благодаря этим свойствам и человек существует и развивается, а значит, существует и развивается весь че- а ловеческий род. Существование и развитие человека осуществляется не вопреки о окружающей его природе, а вместе с ней, что подчеркивает органическую связь к человека с природой. о

с

Какие же биосоциальные свойства характеризуют достоинство человека? Мы | относим к ним следующие: созидательность, нравственность, естественные пра- в

е

ва и свободы, благодаря которым существует человеческий род. Полагаем, что о именно в этом смысле следует понимать И.Г. Фихте, отмечавшего стремление ю

Т5

человека к нравственному улучшению и себя, и всего вокруг себя14. |

Содержательная сторона достоинства человека идентична содержанию до- к

стоинства всего человеческого рода, который также зиждется на созидатель- а

ности, нравственности, естественных правах и свободах и когда оперируют |

фразой «достоинство человека», то таким образом констатируется, что человек и

соответствует человеческому роду, т.е. он достоин этого рода. Рассмотрим со- №

держательные аспекты (свойства) достоинства. 1

Созидательность как одно из свойств достоинства выражается в измене- )

нии человеком самого себя, окружающего его мира, позволяет существовать 6 и развиваться как самому человеку, так и окружающему его миру, в рамках закономерностей, характеризующих природу и человека как ее части. Ядро со-зидательности выражается в изменении себя и мира. Оно начинается с себя и осуществляется с момента появления человека в материальном мире. Какие-то процессы, особенно на первоначальном этапе, происходят естественно, в силу

заложенных в человеке определенных качеств. К ним следует отнести интел- 121

лектуальное, социальное, физическое, половое развитие, осознанность и волю. Другие осуществляются несколько позднее, с включением в процесс развития сознания, воли, интеллекта и т.д. На этом этапе человек, развиваясь, так или иначе начинает воздействовать и на окружающий его мир, адаптируя его в своих интересах, интересах общества, государства, мира и безопасности.

Созидательность — свойство объективное, оно существует в человеке независимо от восприятия, оценки его носителем или другими людьми. Однако в силу своей объективности названное свойство может оцениваться человеком — его носителем, обществом, государством, человечеством в целом.

Свойство созидательности присуще каждому человеку перманентно. В этом смысле любой человек, весь человеческий род характеризуются достоинством. Всякий человек по своей человеческой природе созидателен, следовательно, он имеет объективную возможность быть созидателем независимо от его фактического позитивного или негативного поведения.

Вторым свойством достоинства человека выступает нравственность, — учение о добре, его возможностях по противодействию злу, формированию у человека качеств, позволяющих ему удовлетворять свои интересы без ограничения прав, интересов других людей, общества, государства15. Полагаем, что добро, выступая стержнем нравственности, не исключает, а предполагает зло (в нашем случае — разрушение). Его наличие подчеркивает ценность добра, одновременно высвечивая зло как антиценность. Наличие зла само по себе требует от нравственности позитивного воздействия на него, что следует оценивать как одно из направлений проявления созидательности. Отсюда вывод — созидательность з является таковой, если она сориентирована на нравственность.

0

? Мы включаем нравственность в содержательную часть достоинства по двум

3 причинам. Первая состоит в том, что созидательность сама по себе может быть » только нравственной. Именно такое созидание соответствует природе человека,

1 позволяет ему существовать и развиваться в рамках закономерностей, присущих | природе в целом. Вторая причина заключается в том, что созидательность ! по отдельным ее направлениям должна иметь границы, чтобы не перейти § в разрушительность. Этими границами, по нашему мнению, и выступает | нравственность.

| Третьим свойством достоинства являются права и свободы человека, которые,

'I с одной стороны, выступают содержательной частью достоинства человека, а с | другой — позволяют ему реализовывать свои созидательные и нравственные | качества. Речь идет, прежде всего, о естественных правах и свободах: на жизнь и здоровье человека, необходимую оборону, собственность, свободу мысли и слова, свободный труд, свободу совести, вероисповедание или атеизм. Отсутствие ё перечисленных прав и свобод ставит под сомнение другие части достоинства. § Невозможно представить себе созидательность, нравственность, если они не | предполагают прав и свобод на собственность, свободный труд, свободу мысли | и слова, атеизм, вероисповедание, необходимую оборону, не говоря уже о праве на жизнь и здоровье. Названная часть достоинства столь же естественна, как и созидательность и нравственность. Кроме того, права и свободы человека и гражданина необходимы в качестве средств реализации всех аспектов достоинства.

Созидательность, нравственность, естественные права и свободы присущи 122 отдельному человеку и всему человеческому роду. Они находятся в статическом

состоянии, в силу чего их невозможно индивидуализировать. Любой человек и весь человеческий род — носители одного и того же достоинства по содержанию и объему. Оно индивидуализируется только в процессе его реализации каждой личностью в отдельности, формируя, таким образом, свою честь. Сказанное, актуализирует понимание чести, ее соотношение с достоинством. В философской и правовой теории отсутствует определение названной ценности. Не представлена и связь между достоинством человека и честью личности. Полагаем, эта связь существует непосредственно и носит объективно-субъективный характер. Честь — это состояние конкретной личности, осознающей свое человеческое достоинство и испытывающей потребность в его реализации и реализующее его (постоянно или эпизодически) во взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государственной властью, миром, в т.ч. животным, и с природой в целом.

Представленное понимание чести отражает ее связь с достоинством, где достоинство, будучи явлением объективным, выступает источником чести как фактора объективно-субъективного. Сама по себе честь — явление объективное, потому что личность посредством совершаемых поступков реализует человеческое достоинство, т.е. созидает, реализует свои естественные права и свободы, осуществляет другие нравственные акты. В то же время честь предполагает и субъективный момент — это осознание своего человеческого достоинства и потребности его реализации в своей жизнедеятельности. Однако следует иметь в виду, что осознание этих аспектов не требует какой-либо конкретики, оно носит общий характер.

Честь может проявляться в любой сфере: экономике, политике, социальной, духовной жизни. Важно, чтобы эти сферы так или иначе затрагивали интересы других людей, общества, государственной власти, мира, окружающей природы в целом. Реализуемое достоинство всегда конкретизировано личностью. Оно придает личности честь, а в случаях, когда ее поступки противоречат достоинству человека, т.е. являются разрушительными, антинравственными, возникает состояние, противоположное чести — античесть. Состояние античести чаще именуют безчестием. Полагаем, что это неправильно. Личность в том или ином объеме обладает честью, впрочем, как и античестью. Созидание формирует честь, а разрушение, например, совершение преступления, придает личности античесть. Оба эти явления отражают поведение личности за какой-то отрезок времени, включающий в себя совершение или несовершение каких-либо поступков. В этом смысле можно предположить, что большинство людей обладают как честью, так и античестью.

Изложенное понимание содержания достоинства человека и чести личности не исключает вывод, вызывающий, на первый взгляд, сомнение в его обоснованности. Мы имеем в виду ситуацию, допускающую возможность признания достоинства человека при одновременной античести личности. Да, такое вполне возможно. Объяснение этому следующее. Достоинство — это продукт природы, биологии человека. Его наличие не связано с сознанием и волей человека. Оно всегда позитивно, в том смысле, что служит критерием признания живого организма человеком. Честь — явление «рукотворное», напрямую связанное с сознанием и волей личности. «Включение их в позитивную работу» зависит от многих факторов: биологических, социальных, интеллектуальных, идеологиче-

ских, политических и т.д., в силу чего в одних случаях лицо совершает поступки, отражающие честь личности, в других, напротив, ее античесть.

Вышеизложенное подтверждает обоснованность конституционного постулата — высшей ценности человека. При этом необходимо понимать, что названный уровень ценности распространяется и на личность с ее естественными и нормативными правами и свободами. Констатация данного феномена вызывает потребность (научную, практическую) уяснения соотношения достоинства человека и человека, характеризующегося высшей ценностью. Полагаем, что эти явления однопорядковые. На фоне многих и разных ценностей только человек является носителем ценности высшего порядка. Именно в этом смысле он обладатель достоинства. Получается, что понятие «достоинство человека» включает в себя понятие «человек» и наоборот.

Иное соотношение чести и античести с личностью. Они соотносятся между собой как целое и его части. Личность выступает целым, а честь и античесть отражают ее поведение. Без названных частей личность, как правило, нереальна. С другой стороны, указанные части в отрыве от личности утрачивают свою социальную значимость.

Достоинство человека и честь личности, образуя две взаимосвязанные ценности, различаются как объекты уголовно-правовой охраны. Достоинство человека самостоятельным объектом не выступает, главным образом, потому что оно не существует отдельно от его жизни, здоровья и их функций, чести личности, свободы, естественных и нормативных прав и свобод человека, нравственности, общественного порядка и общественной безопасности. Посягательство на любое з из перечисленных ценностей ставит под сомнение достоинство человека как

0

? высшей ценности. Получается, что достоинство человека само по себе объектом

3 охраны не является. Такая схема создает впечатление его ничтожности. На са-

» мом деле это не так, поскольку именно достоинство придает высшую ценность

1 как человеку в целом, так и любым его физическим, духовным, социальным, | интеллектуальным частям или свойствам. Оно не существует отдельно от чело! века, поскольку, как отмечалось выше, выступает его (человека) свойством, без

§ наличия которого он (человек) не состоятелен. Например, общественная нрав-

ф

| ственность, выступая одним из объектов уголовно-правовой охраны, обязывает

| правоисполнителей воздерживаться от незаконного оборота наркотических

'I средств, психотропных и иных веществ. Нравственность — аспект достоинства,

| следовательно, носителем этого свойства выступает человек. Незаконный оборот

| наркотических средств, психотропных и иных веществ игнорирует эту и другие части достоинства человека, порождая обстановку естественности такого оборота,

| не создающий угрозы разрушения здоровья человека16.

ё Общественная опасность такого рода деяний — игнорирование достоинства

го 17

5- человека, выражающееся в причинении вреда материальному порядку17, цен-| ностям — носителям достоинства.

| Другая ситуация складывается с охраной чести личности. Она выступает

самостоятельным объектом, существует отдельно от ценностей — носителей достоинства человека. Скажем, жизнь человека неотрывна от его достоинства, но вполне может быть не связана с честью личности. Напротив, она может рассматриваться как античесть. Вместе с тем, образуя самостоятельный объект охраны, честь включает в себя и достоинство человека. Обоснованием этого 124 служит тот факт, что достоинство выступает источником чести, без которого

она (честь) существовать не может. Вред чести причиняется непосредственным воздействием на нее, а следовательно, и на достоинство человека. Общественная опасность такого посягательства — обвинение личности в антинравственных проступках, ею не совершавшихся вообще. Антинравственная характеристика чести (полная или частичная) — осуществляется посредством применения к индивиду фразеологических оборотов, не принятых к употреблению в обществе для оценки личности, ставящих под сомнение его человеческое достоинство.

Представленное понимание содержания достоинства человека и чести личности, их соотношения позволяет обосновать высшую ценность человека, актуализировать ее уголовно-правовую охрану и в целом развитие теории и практики уголовного законодательства России.

1 Подробнее об этом см.: Анисимов П.М. Учение о правах человека как достижение мировой цивилизации // Возможности адаптации зарубежного опыта: сборник научных статей. Сер. Право России: новые подходы. Вып. 1. Саратов, 2005. С. 83-103; Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. М., 2005. С. 24-26; Жуков В.Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX - начала ХХ века: общественно-политическая функция и онтологическая основа // Государство и право. 2001. № 4. С. 99-106; Невважай И.Д. О соотношении естественного и позитивного права // Правоведение. 1997. № 4. С. 164-166; Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. С. 5-11; Ивин А.А. Основы социальной философии: учебное пособие для вузов. М., 2005. С. 145 и др.

2 Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов / сост. и вступ. ст.: Г.М. Мелков. М., 1990. С. 14-20.

3 Международный пакт «О гражданских и политических правах» (принят 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов / сост. и вступ. ст. Г.М. Мелков. М., 1990. С. 32-52.

4 Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01) (принята 12 декабря 2007 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 URL: http://www.rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm (дата обращения: 20.03.2016).

6 Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 673-733.

7 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1990. С. 180.

8 См.: Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 129.

9 Подробнее об этом см.: Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. М., 2009. С. 163.

10 Подробнее об этом см.: Борисов А.Б. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. С постатейными материалами и практическими разъяснениями. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 353.

11 Подробнее об этом см.: Жерукова А.Б. Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 7; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. Б.В. Здравомыслова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 77-78.

12 См.: Ивин А.А. Указ. раб. С. 227.

13 Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 150.

14 См.: Фихте И.Г., Шопенгауэр А. Немецкая классическая философия. Т. 2. М.; Харьков, 2000. С. 23.

15 Подробнее об этом см.: Уголовное право России: курс лекций: в 6 т. Т. 1. Кн. 1 / под ред. Б.Т. Разгильдиева. Саратов, 2004. С. 289-307; Герасимов А.М. Нравственность в уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 7.

16 См.: Разгильдиев Б.Т. Уголовно-правовое предупреждение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, виды и критерии реализации //Уголовно-правовая превенция в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, алкогольной продукции (региональный аспект): сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 17 апреля 2015 г.). Чебоксары, 2015. С. 256-258.

17 См.: Разгильдиев Б.Т. Общественная опасность преступлений и иных правонарушений // Библиотека криминалиста. 2013. № 6. С. 214-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.