Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий «Честь» и «Достоинство»'

К вопросу о соотношении понятий «Честь» и «Достоинство» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7412
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / РЕПУТАЦИЯ / ДОБРОЕ ИМЯ / МОРАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / HONOR / DIGNITY / REPUTATION / GOOD NAME / MORAL AND ETHICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафаров А. К.

В статье рассматривается соотношение понятий «честь» и «достоинство». На основе проведенного анализа автор делает вывод, что, несмотря на неразрывную связь данных понятий, между ними существуют различия, а именно: честь это объективное общественное свойство, а достоинство характеризуется, прежде всего, субъективным моментом, т.е. это, в первую очередь, самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON A PARITY OF CONCEPTS «HONOR» AND «ADVANTAGE»

In the article the relationship between the concepts «honor» and «dignity». Based on this analysis the author concludes that, despite the intrinsic link of these concepts, there are some differences, namely: the honor this is an objective social property, and dignity is characterized primarily by subjective factors, that is, it is primarily self-esteem.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий «Честь» и «Достоинство»»



ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

издать ФЗ «Об образовании». Так, например, можно ли увеличить часы предмета физики в ущерб, скажем, литературе, искусству, праву и т.д. когда промышленность — производство, в том числе и агропромышлен-ность, (села, деревни за последние годы опустели) в стране не развиваются. Или же некоторые министерства увлеченно стали развивать политику по подготовке специалистов в зарубежных странах, а разве они будут развивать экономику, культуру и ценности нашей страны (а идут же туда опять же дети богатых, а не из деревни и простого люда). Тем более, надо ли повторять ошибки Петра I, которые устранила в последующем Екатерина II, и развила именно науку России и придерживалась цели, что если мы хотим иметь сильную Россию, то мы должны развивать свою. Другими словами, Петр I рассматривал вопросы образования, обучения и развития грамоты только среди государственных служащих и подготовки кадров в иноземных государствах, а Екатерина II в правилах управления государством выделила такие незаменимые идеи, кото-

рые продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. Она отмечала, что если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого. В качестве управленческих рекомендаций она выдвинула прогрессивные для того времени наказы9: «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять»; «Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы»; «Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию» и т.д.10.

Если мы хотим развивать вопросы права, воспитания и управления, нашим законодателям (субъектам управления) надо учитывать, прежде всего, труды российских ученых, а не зарубежных.

9 О становлении и развитии юридического образования в дореволюционной России достаточно полно излагается А.В. Борисовым и Л.М. Колодкиным (Труды Академии управления МВД России. М., 1994).

10 Екатерина II. О Величии России. М., 2003. С. 68.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЧЕСТЬ» И «ДОСТОИНСТВО»

А.К. САФАРОВ,

адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: safarov-hakim@mail.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук Юзефович Ж.Ю.

Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий «честь» и «достоинство». На основе проведенного анализа автор делает вывод, что, несмотря на неразрывную связь данных понятий, между ними существуют различия, а именно: честь — это объективное общественное свойство, а достоинство характеризуется, прежде всего, субъективным моментом, т.е. это, в первую очередь, самооценка.

Ключевые слова: честь, достоинство, репутация, доброе имя, моральные и нравственные принципы.

TO A QUESTION ON A PARITY OF CONCEPTS «HONOR» AND «ADVANTAGE»

A.K. SAFAROV,

adjunct of the Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia

Annotation. In the article the relationship between the concepts «honor» and «dignity». Based on this analysis the author concludes that, despite the intrinsic link of these concepts, there are some differences, namely: the honor — this is an objective social property, and dignity is characterized primarily by subjective factors, that is, it is primarily self-esteem. Keywords: honor, dignity, reputation, good name, moral and ethical principles.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

В настоящее время, как нам представляется, законодательное закрепление в Республике Таджикистан (далее — РТ) понятие чести, достоинства и деловой (профессиональной) репутации не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Так, постановление Пленума Верховного Суда РТ от 4 июня 1992 г. «О практике применении судами Республики Таджикистан законодательства о защите чести, достоинства, деловой репутации граждан и организаций», по мнению представителя Общественной организации «Независимый центр защиты прав человека» А. Шарипова, давно устарело1.

Прежде всего, это связано с тем, что организации не свойственно наличие ни чести, ни достоинства, а только лишь деловая репутация. Многие теоретики приходят к выводам о том, что назрела необходимость принятия нового постановления Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан.

Председатель НАНСМИТ2 Н. Каршибоева также считает, что возникла острая потребность в принятии экстренных мер по урегулированию вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации, так как этот вопрос является одним из существенных для общества.

Мы разделяем приведенную выше точку зрения и считаем, что законодательство Таджикистана должно соответствовать международным стандартам свободы слова.

Достижение этих целей, в свою очередь, требует совершенствования законодательства, изучения и, возможно, использования положительного опыта зарубежных стран в отношении защиты чести, достоинства и деловой репутации3.

По нашему мнению, усложнению сложившейся ситуации с защитой чести человека способствует отсутствие закрепления определения данного термина в законодательстве. В частности, ст. 174 Гражданского кодекса РТ указывает, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Указание на категории «честь» и «достоинство» без четкого определения данных терминов, на наш взгляд, усложняет процесс принятия правильного решения судом в той или иной ситуации.

Следует также отметить, что некоторые российские исследователи рассматриваемой нами проблемы отдельно выделяют такую категорию, как «доброе имя».

Так, М.А. Леонидов указывает, что «доброе имя», предусмотренное в перечне нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), не отражено в ст. 152 ГК РФ, устанавливающей защиту отдельных видов нематериальных благ.

Вместе с тем понятие «доброе имя» может быть определено как комплекс моральных, этических, интеллектуальных качеств и принципов человека, присущих ему непосредственно и его характеризующих, в соответствии с которыми человек позиционирует себя в обществе, государстве, профессиональной среде. И, конечно, вполне вероятны ситуации, при которых доброе имя может быть опорочено. Однако ГК РФ не предусматривает для него способов защиты, т.е. конституционное право граждан РФ (ст. 23) оказалось вне правовой охраны4.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, следует проводить различие между пониманием чести и достоинства как философских категорий и как объектов правовой охраны. Честь как объект правовой охраны представляет собой положительную социальную оценку гражданина или организации, авторитет, репутацию.

В отличие от достоинства личности, представление о котором (в том числе, правовое) исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. В то же время общечеловеческое понимание чести слагается из множества компонентов, безразличных для права, и, следовательно, посягательство на них может оставаться без правового реагирования. В то же время закон защищает от посягательств на честь и достоинство любых лиц, независимо от общественного мнения о них, презюмируя их «доброе имя»5.

1 URL://http://www.medialaw.asia/old/node/9509.

2 Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) — неправительственная, добровольная, самоуправляемая организация, образованная в результате свободного волеизъявления граждан (как физических, так и юридических лиц), объединившихся для совместной реализации своих законных прав, свобод и интересов в сфере массовой информации.

3 Вохидов А., Каршибоев Н., Красильникова Г. и т.д. Как избежать диффамации в прессе? (В помощь юристу СМИ). Душанбе, 2011. С. 2.

4 Леонидов М.А. Гражданско-правовая охрана чести, достоинства, деловой репутации и доброго имени: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 23.

5 Хавжокова З.Б. Защита чести, достоинства и деловой репутации: теория и практика гражданско-правового регулирования: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 22.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова понятие «честь» трактует как достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, как хорошую, незапятнанную репутацию, доброе имя, как целомудрие, непорочность, почет, уважение6.

В цивилистике под честью понимают устойчивую моральную оценку личности7. Причем эта оценка должна быть дана обществом, другими людьми, она отражает качества лица, отраженные в общественном сознании.

Отдельные авторы определяют честь как определенную социальную оценку личности, которая формируется в процессе деятельности, общения людей и организаций по таким объективным показателям, как поступки, взгляды и другие явления общественной жизни8.

Таким образом, честь — это объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину; иными словами, социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство — положительное качество, совокупность моральных качеств личности, а также уважение этих качеств в самом себе. Под достоинством понимается также ценность и общественная значимость человека (как человека вообще, как конкретной личности, как представителя общественной социальной группы, страны) и осознание им своей значимости9.

Некоторые авторы определяют понятие достоинства в узком смысле — самооценка лицом своих социальных и моральных качеств как члена общества.

Следует согласиться с тем, что достоинство — внутренняя самооценка личности своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга, которая должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как к значимой общественной ценности.

Понятия «честь» и «достоинство» имеют определенную направленность. Их объектом являются, прежде всего, человек или группа людей, или коллектив, или в более широком плане — нация.

Мы поддерживаем точку зрения Е.О. Рыбиной, которая указывает, что понятия «честь» и «достоин-

ство» охраняются разными отраслями права, имеют общеправовой характер и разнятся лишь по механизму и объему правовой защиты10.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при их толковании разграничивают чувство чести и осознание собственного достоинства. У человека осознание своего достоинства и чувство чести как бы органически слиты воедино, однако их нельзя отождествлять.

Так, честь как философская категория выражает, с одной стороны, высокую оценку обществом деятельности и поведения человека, а с другой — самооценку, т.е. понимание и осмысление человеком своего общественного значения11.

При определении понятия чести, на наш взгляд, необходимо различать два аспекта — объективный и субъективный, т.е. личностный. Честь — это и общественная оценка, общественное признание и стремление поддержать свою репутацию. Честь выступает, прежде всего, как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Источником данной оценки является информация о конкретных деяниях лица, его поведении в целом, поскольку его внутренний мир, который не имеет объективированной формы выражения, не может расцениваться как источник информации. При этом во внимание должны приниматься только социально значимые факты.

Что же касается субъективной, т.е. личностной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями.

Личностная сторона чести всегда неразрывно, связана с социальной, подчиняется и обусловлива-

6 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 870.

7 Белявский А.В. Судебная защита чести и достоинства граждан. М., 1966. С. 6.

8 Гобешия Н. Носители чести и достоинства или деловой репутации: в общетеоретическом и юридическом смысле // Судова практика у справах за позовами до ЗМ1: мат-ли наук.-практ. конф. 13—14 травня 1999. К., 1999. Т. 2. С. 285.

9 Белявский А.В. Указ. соч. С. 5, 6.

10 Рыбина Е.О. Уголовно-правовая защита чести, достоинства и репутации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 13.

11 Стремякова И. Честь и достоинство — категории марксистской этики // Категории марксистской этики. М., 1965. С. 97.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ется последней и оказывает на нее определенное воздействие, так как человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, избежать общественного мнения.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства.

Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, его общественная оценка, положительная репутация.

В то же время вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, употребляется категория «достоинство».

Идея человеческого достоинства как большой ценности, независимо от социального предназначения лица, была выдвинута и разработана еще гуманистами XVI—XVIII вв. В философской науке понятие «достоинство» определяет моральную ценность и общественную значимость личности, а также осознание ею этой значимости.

Достоинство — это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, поскольку, находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его данный коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как о члене определенного коллектива, общества и своем месте и значении для коллектива и общества в целом12.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.

Однако человек обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство, так же, как и честь, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная

ценность и общественно значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория проявляется и как осознание и чувство собственного достоинства. Эта субъективная сторона достоинства представляет собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, она обусловливается общественными отношениями и зависит от них.

Признание обществом достоинства личности означает определенную оценку моральных качеств человека, которыми он обладает.

В литературе вопрос о соотношении чести и достоинства является спорным. Одни авторы считают, что данные категории охватываются одна другой (В.А. Лозовой, М.Б. Ценко), и посягательство на достоинство, по мнению Б.Т. Безлепкина, направлено не на достоинство, а на чувство достоинства13. Другие авторы считают, что понятие «достоинство» охватывает понятие «честь»14.

С мнением вышеуказанных авторов трудно согласиться, поскольку ими так широко трактуются названные категории, что это не позволяет определить их сущность.

Честь и достоинство неразрывно связаны между собой в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют различия. Они заключаются в том, что честь — объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане находится субъективный момент, самооценка.

В связи с вышеизложенным можно сделать следующий вывод.

Достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, внутреннего духовного мира, особенностей психического склада.

12 Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М., 1994. С. 14—16.

13 Безлепкин Б. Т. Судебная защита чести и достоинства граждан в охранительном правоотношении // Правоведение. 1990. № 1. С. 33.

14 Мархотин В.И. Охрана чести и достоинства личности по советскому уголовному праву: дисс. ... канд. юрид. наук. К., 1980; Марогулова И.Л. Защита чести и достоинства личности. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.