УДК 347 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10011
ББК 67
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ, ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимир Алексеевич ТАТАРОВ,
судья Химкинского городского суда Московской области E-mail: [email protected]
Аннотация. В научной статье исследуются вопросы осуществления прав ребенка на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя по гражданскому законодательству РФ. Автор сделал вывод том, что действующий правовой механизм, регламентирующий достоинство, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, не содержит специальных правил, касающихся осуществления, охраны и защиты данных благ ребенка, и предложил некоторые мероприятия по совершенствованию российского законодательства.
Ключевые слова: ребенок; права ребенка на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя.
Annotation. The scientific article examines the implementation of the rights of the child to the dignity of the individual, personal inviolability, honor and good name under the civil legislation of the Russian Federation. The author concluded that the current legal mechanism regulating dignity, personal integrity, honor and good name does not contain special rules for the implementation, protection and safety of these child benefits, and suggested some measures to improve Russian legislation.
Keywords: child, child's rights to personal dignity; personal in violability, honor and good name.
Одними из нематериальных благ ребенка являются достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя.
В научной литературе данные вопросы не получили всестороннего исследования. Между тем ребенок является особым субъектом данных благ, и специфика осуществления им этих благ подлежит научному обоснованию с целью совершенствования правового механизма осуществления, охраны и защиты прав ребенка на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя.
Российские ученые исследуют данные вопросы безотносительно к возрасту гражданина. Мыслители в целом едины в подходах к определению данных понятий.
Так, М.В. Поликарпов отмечает, что «под достоинством правильнее понимать не только и не столько совокупность высоких моральных качеств, сколько убеждения того или иного человека, что он соответствует тем критериям чести, которые установлены тем обществом и государством, в котором данный человек проживает»1.
В.Н. Барсукова полагает, что «достоинство как социально-правовая категория есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, не зависящую ни от каких внешних факторов, а с другой — отражающее ценность личности в глазах общества и самоосознание ею своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации»2.
По мнению Л.В. Санниковой, «под достоинством принято понимать представление самого лица о самом себе, самооценку личности»3.
Надо полагать, что достоинство есть одно из нематериальных благ ребенка, элемент его социально-правового статуса и представляет собой осознание ребенком и / или его законными представителями высокого уровня развития личности, деловых, нравственных качеств ребенка в семье, обществе и государстве в целом, их соответствия общечеловеческим ценностям.
№ 2/2018
Основой достоинства является позитивная деятельность личности ребенка во благо самого себя, своей семьи, общества и государства.
Ребенок до определенного возраста не может по объективным причинам самостоятельно в целом оценить свое поведение. В этот период законные представители выполняют данную задачу. И в этом состоит одна из специальных черт, характерных достоинству ребенка.
Характеризуя личную неприкосновенность, М.Н. Малеина отмечает, что «более точно сущность подразумеваемого нематериального блага раскрывается путем указания на физическую и психическую неприкосновенность. Соответственно, физическая неприкосновенность означает свободу (автономное решение вопросов) использования и распоряжения своим телом, отделенными от организма органами, тканями, клетками, а психическая неприкосновенность — это свобода совершения поступков, обусловленных своим сознанием и волей»4.
По мнению Л.О. Красавчиковой, «право на личную неприкосновенность в объективном смысле — это совокупность гражданско-правовых норм, предусматривающих недопустимость всякого посягательства на личность со стороны кого-либо, за исключением случаев, предусмотренных законом. Личная (физическая, телесная) неприкосновенность выступает в качестве объекта самостоятельной правовой охраны, так как ее нарушение может быть не сопряжено с причинением вреда жизни или здоровью»5.
Личная неприкосновенность — социально-правовое благо, элемент правового статуса ребенка и понимается как запрет для кого-либо совершать физические, психические и иные действия во вред здоровью, жизни, развитию и образованию ребенка, становлению его как личности, осознанию им своей самостоятельности перед другими лицами и обществом в целом. Специфика данного блага определяется необходимостью особой заботы о ребенке в период становления его личности.
Честь Б.Т. Безлепкин определяет как «оценочное суждение о данном человеке и его социальной деятельности; положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности (репутация, реноме)»6.
А. Эрделевский полагает, что «честь — сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании»7.
С.В. Потапенко заключает, что «честь — это морально-правовая категория позитивно-объек-
тивного характера, определяющая общественную оценку личности»8.
По мнению А.Л. Анисимова, «честь, прежде всего, означает оценку личности с точки зрения социально-этической, и уважительное отношение к ней не возникает произвольно, а обусловлено как самой личностью, так и сущностью, и соизмеримостью общественного отношения. Честь — это определенная социальная оценка гражданина, объективное общественное свойство»9.
Нами честь ребенка определяется как элемент его социально-правового статуса, нематериальное благо, рассматриваемое как итог, результат оценки личности ребенка другими лицами, обществом и государством в целом. Специфика данного блага состоит в том, что личность ребенка динамично совершенствуется и оценка его личности также изменяется.
Доброе имя М.Н. Малеина рассматривает как «положительное содержание чести, а не как новое самостоятельное благо»10.
М.А. Леонидов определяет доброе имя как «комплекс моральных, этических, интеллектуальных качеств и принципов человека, присущих ему непосредственно и его характеризующих, в соответствии с которыми человек позиционирует себя в обществе, государстве, профессиональной среде»11.
Согласно точке зрения некоторых ученых, «честью, иными словами, добрым именем является восприятие субъекта самим себя, а также окружающими с точки зрения личных качеств данного субъекта»12.
Нам представляется, что доброе имя и честь следует различать, они являются самостоятельными социально-правовыми категориями. Доброе имя складывается как из самооценки своего поведения ребенком, своих личных, нравственных, деловых качеств, так и оценки данных явлений другими лицами, обществом и государством в целом. Кроме того, доброе имя ребенка во многом определяется его законными представителями. Оно включает как само имя, так и поведение ребенка под этим именем.
Ныне действующий правовой механизм, регламентирующий достоинство, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, не содержит специальных правил, касающихся осуществления, охраны и защиты данных благ ребенка. Следовательно, законодатель исходит из того, что действующие положения применяются и к ребенку. С таким подходом законодателя согласиться невозможно. Ребенок — особый субъект
№ 2/2018
прав, и правовые конструкции, регламентирующие его правовой статус, должны учитывать специфику осуществления, охраны и защиты нематериальных благ ребенка.
Согласно Конституции РФ13 достоинство личности охраняется государством (ст. 21); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) и каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).
Статья 150 ГК РФ к нематериальным благам относит, в том числе, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Отметим, что и положения Конституции РФ, и положения ГК РФ подлежат применению ко всем гражданам РФ безотносительно их возраста. То есть ребенок также обладает правом на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя.
Анализ Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.14, также позволяет сделать такой вывод. Например, в силу ст. 16 Конвенции ни один ребенок не может быть объектом незаконного посягательства на его честь и репутацию; ст. 23 Конвенции предусматривает, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 27 июня 2012 г. № 15-П по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 ст. 29, п. 2 ст. 31 и ст. 32 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой, «все люди, рождаясь свободными и равными в своем достоинстве и правах, где бы они ни находились, имеют право на признание своей правосубъектности, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, от произвольного посягательства на честь и репутацию и от произвольного лишения своего имущества»15.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что «право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом...»16.
В настоящее время данные блага, их осуществление, охрана и защита находятся в абсолютном ведении законных представителей ребенка. Органы государства объективно не могут контролировать осуществление, охрану и защиту данных благ ребенка его законными представителями.
В частности, Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 приведенного постановления разъяснил, что «при распространении таких сведений в отношении несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут предъявить их законные представители. По требованию заинтересованных лиц (например, родственников, наследников) защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти (пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации)»17.
Достоинство, честь и доброе имя ребенка, его личная неприкосновенность проявляются и действуют, как правило, в семье, в воспитательных, образовательных организациях до совершеннолетия ребенка либо до приобретения им полной дееспособности до совершеннолетия.
Уровень наделения ребенка данными благами, их ценность в целом зависят от его законных представителей и, прежде всего, от его родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и других лиц, на которых законодателем возложена обязанность осуществления, охраны и защиты прав ребенка. Именно они дают первые и последующие уроки ребенку по поводу данных благ, осознание либо не осознание их существа и значения для воспитания, образования ребенка как личности, как самостоятельного субъекта, как полноправного члена общества и государства.
На помощь законным представителям приходят воспитатели, педагоги при определении ребенка в соответствующие детские организации.
№ 2/2018
Ответственность законных представителей, как правило, возникает в рамках СК РФ, ГК РФ, а при преступных посягательствах на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя ребенка — УК РФ.
Отдельных правил осуществления, охраны и защиты прав ребенка на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя не имеется. Данный пробел крайне неблагоприятно сказывается на воспитании и развитии ребенка и становлении его как самостоятельной, свободной личности.
Надо полагать, что данные блага как одни из основных для воспитания и развития ребенка полноценной личностью подлежат специальному урегулированию.
Для определения социального статуса ребенка при поступлении его на воспитание, образование в соответствующую организацию либо при наличии для этого иных оснований следовало бы привлекать органы опеки и попечительства и Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ.
Трудно четко определить критерии, позволяющие выявить проблемы воспитания, образования ребенка со стороны родителей, иных законных представителей. В настоящее время лишь посягательства на права ребенка становятся основанием для исследования условий его воспитания и образования. Иных мер не имеется.
Надо полагать, что уровень развития ребенка должен определяться ежегодно специальной социальной экспертизой, а соблюдение его прав на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя должно стать обязанностью органов опеки и попечительства и Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ по аналогии с правилами о контроле за соблюдением его имущественных прав.
Помимо этого, органы опеки и попечительства, Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ обязаны организовывать обучение каждого родителя, иного законного представителя правилам воспитания, образования ребенка, соблюдению его прав на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя.
1 Поликарпов М.В. Некоторые пробелы гражданского законодательства, регулирующего охрану чести, достоинства и деловой репутации // Совр. право. 2015. № 11. С. 40—42.
2 Барсукова В.Н. Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика // Соврем. право. 2014. № 12. С. 20—25.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 6—12 / Д.Х. Валеев, А.В. Габов, М.Н. Илюшина и др. Под ред. Л.В. Санни-ковой. М.: Статут, 2014. С. 138.
4 Малеина М.Н. Понятие и виды нематериальных благ как объектов личных неимущественных прав // Гос-во и право. 2014. № 7. С. 40—47.
5 Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др. Под ред. Б.М. Гонга-ло. М.: Статут, 2016. Т. 1.
6 Безлепкин Б.Т. Судебная защита чести и достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990. № 1. С. 32—39.
7 Эрделевский А.М. Диффамация // Законность. 1998. № 12. С. 11.
8 Потапенко С.В. Гражданско-правовая судебная защита чести, достоинства и деловой репутации казаков Кубанского казачьего войска в современный период // Власть Закона. 2016. № 3. С. 38—51.
9 Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М.: Норма, 2004.
10 Малеина М.Н. Указ. соч. С. 40—47.
11 Леонидов М.А. Гражданско-правовая охрана чести, достоинства, деловой репутации и доброго имени: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
12 Агешкина НА, Баринов НА., Бевзюк ЕА., Беляев МА. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) // СПС «Консультант Плюс. 2014»
13 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
14 Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
15 Рос. газ.2012. № 159. 13 июля.
16 Там же. 2005. № 50. 15 марта.
17 Там же.
Библиографический список
1. Агешкина H.A., Баринов H.A., Бевзюк ЕЛ., Беляев МЛ. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) // СПС «Консультант Плюс. 2014»
2. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М.: Норма, 2004.
3. Барсукова B.H. Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика // Соврем. право. 2014. № 12. С. 20—25.
4. Безлепкин Б.Т. Судебная защита чести и достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990. № 1. С. 32—39.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам
№ 2/2018
Государственная служба и кадры
6—12 / Д.Х. Валеев, А.В. Габов, М.Н. Илюшина и др. Под ред. Л.В. Санниковой. М.: Статут, 2014.
6. Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др. Под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016.
Т. 1.
7. Леонидов МЛ. Гражданско-правовая охрана чести, достоинства, деловой репутации и доброго имени: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 152 с.
8. Малеина М.Н. Понятие и виды нематериальных благ как объектов личных неимуще-
ственных прав // Гос-во и право. 2014. № 7. С. 40—47.
9. Поликарпов М.В. Некоторые пробелы гражданского законодательства, регулирующего охрану чести, достоинства и деловой репутации // Соврем. право. 2015. № 11. С. 40—42.
10. Потапенко С.В. Гражданско-правовая судебная защита чести, достоинства и деловой репутации казаков Кубанского казачьего войска в современный период // Власть Закона. 2016. № 3. С. 38—51.
11. Эрделевскии А.М. Диффамация // Законность. 1998. № 12. С. 11.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России. Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 295 с.
В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин «Анд-рогогика», «Педагогика», «Психология» и «Педагогическая психология».
Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).
Magister
АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В.Д. Самойлов
Учебник
№ 2/2018